list14k1
Конструирование текста
исходная форма
Текст должен писаться с каких-то
заданных образцов. В качестве образцов текста могут выступать особенности
структуры и написания разных произведений. В этих произведениях берутся те их
способы построения, которые представляются положительными. В этом отношении
Сигорского "Математический аппарат инженера" может рассматриваться в качестве
образца структуры, "Введение в математическую логику" Черча - способа изложения,
и т.д. Затем, речь идет о том, как писать. Вначале,
очевидно, должна быть создана общая структура текста. Она, конечно, может
изменяться, но она должна быть задана. Значение общей структуры состоит в том,
что она позволяет строить книгу не последовательно относительно её содержания, а
параллельно, в соответствии с накапливаемым материалом и новыми идеями.
Как строить эту структуру. Эта структура должна строиться
последовательно, начиная с общих положений и затем постепенно детализировать эти
положения. Здесь есть еще одно, относящееся к методу изложения - к аналитике и
синтезу. Вначале, как представляется, должна задаваться аналитика, множество
аналитических положений, а затем должен осуществляться их синтез. Поэтому
вначале должны задаваться аналитические положения, как средства, орудия
дальнейшего синтеза.
Как строится структура. Мы собираем
материал. Этим собираемым нами материалом и должна определяться структура. На
основе этого собираемого материала строится структура. При этом выявляются
недостающие в ней члены, и осуществляется их поиск.
Итак, вначале
вводятся общие разделы, которые впоследствии заполняются. Полученное содержание,
в свою очередь, изменяет разделы. Т.о. получаем взаимоопределение этих двух
сторон, содержания и формы.
Исходная форма:
1. логика
[(противоположности)],
2.психология
[(противоположности)(физика
психологии)]
Следующий момент. У меня
разделение спецкурса по лекциям. С чего я должен начать. Я должен зафиксировать,
в какой лекции находится тот или иной материал. Я могу обозначить лекцию 2 как
логика, и в нём в примечания свести имеющийся материал. Затем этот материал
нужно будет обработать, то есть ввести уже в сам текст. С этого и начнём.
Умозаключение Мы должны начать с какой-то
точки. В качестве такой исходной точки берем понятие истины. Если мы берем
понятие истины, то возникает вопрос, что именно нам в этом понятии нужно.
Но понятие истины нам нужно получить, к понятию истины нужно придти. Каким
образом приходят к любому понятию, через посредство чего? - через его
определение. С какими определениями понятия истины мы встречаемся.
Умозаключения служат для связи всех частей текста в целое.
В чём состоит очередная задача - в том, чтобы связать в одно целое,
упорядочить уже имеющийся, набранный материал. Какой принцип сюда
закладывается: весь материал располагает последовательно, и каждому
материалу присваивается соответствующее число в качестве его адреса.
Впоследствии порядок расположения материала изменяется в соответствии с
логикой связи, причём, очевидно, что логика эта может быть различна, иона
предполагает соответствующую систему рассуждений. Здесь всюду должен
применяться один и тот же принцип:
что для чего.
Как я писал маленькие рассказы, так следует печатать
маленькие статьи из цикла спецкурса. |