на главную страницу

0268.99 Лапсердаковый дух

    Cпишь так, как будто бы умер. Ночью вдруг, неожиданно наступает точка, когда кажется: спать, немедленно спать, сейчас упаду. Разбираешь постель - и кажется, что на это уходит вечность. Падаешь, голова еще не успела коснуться подушки, а тебя уже нет.
   Утром в тебе просыпается какая-то одна точка, и ты так и остаёшься в  глубине, и у тебя ощущение, что ты не знаешь, как из этой глубины выбраться,  не знаешь, что для этого нужно делать. И так и остаёшься на этой глубине. Медленно и нехотя эта точка в тебе расширяется, а ты всё еще чувствуешь себя словно на дне озера под толстым слоем воды, так что  вокруг себя ничего не видишь, и только одна мысль: как выплыть, и недоумение перед ответом на этот  вопрос. Наконец, понимаешь, что надо вставать. Лучше всего пробуждает человеческий голос; тянешь руку к приёмнику, и благодаря звуку человеческого голоса ты, оставаясь в глубине, в то же самое время оказываешься на поверхности. Ты оказываешься и там и здесь. И ты неподвижно лежишь, а тело медленно и нехотя просыпается, и ты медленно начинаешь ощущать своё тело и наконец приходишь в себя.
   Действительно, когда смотришь на спящего человека, на его неподвижные, изменившиеся черты, кажется, что перед тобой лежит мертвое тело, что-то другое, неживое. Человек просыпается - и вместе с его пробуждением оживает его тело.
   Но такой сон бывает не всегда. Такой сон бывает, когда за день отдал всё и сделал всё и передумал всё, что можно и следовало сделать.
   Но бывают случаи прямо противоположные. Ночь тянется, а ты не поймёшь, то ли  спишь, то ли нет. Ты то забываешься, то снова приходишь в сознание. Это связано с тем, что днем ты не доделал, не додумал то, что следовало доделать и додумать. И тогда то, что варится в твоём бессознательном, просится наружу, в сознание. И, зная это, я и отдаюсь в такие ночи переводу содержания бессознательного на язык  сознания.

   Тихий прохладный вечер. Ни ветерка. Набережная. Её совсем недавно "отстроили заново", и сделали хорошо, и сегодня она - одна из достопримечательностей Ростова. Что-то я читал в газете, что её сделал какой-то частник для города, чтобы помнили.
   Смеркается. Смотрю, вроде знакомая фигура, похожа на Валентина. Неожиданно. Тоже прогуливается по набережной? По движению с той стороны вижу, что не ошибся. Направляемся друг к другу. "Рад тебя видеть"-говорит он. Он в плаще, застегнутом на все пуговицы, вообще вся его одежда какая-то закрытая, и у меня возникает впечатление движущегося броненосца, из бойниц которого на меня смотрят маленькие льстивые хитрые глазки. "Хорошая набережная"-говорит Валентин. "Я слышал, что её сделал какой-то частник". "Нет, это сделал город. Половину ассигнованных денег вложили в набережную, половину украли. У тебя всё в порядке?" Я кивнул и утвердительно сказал: "И у тебя тоже". Валентин словно споткнулся: "Я завкафедрой, профессор, мне уже поздно начинать"- в этом его высказывании чувствовалась какая-то защита. Я с недоумением смотрел на него. Мы пожали друг другу руки и разошлись. А мне снова захотелось вытереть руку. Уж больно закрыт, непробиваем Валентин, и это автоматически льстивые и выражение его лица и обращение. Позже я понял, что за этой привычной закрытостью, льстивостью в отношении ко мне лежит искренность. Но она выражается вот таким способом, потому что иначе она выражаться никак не может, нет других механизмов. Если бы я встретил не Валентина-профессора, а "коренного ростовчанина - профессора", он взглянул бы на меня как на мошку, он бы вообще меня не заметил. Как-то я встретил в книжном магазине Юрия Андреевича Жданова. С последнего моего посещения его много воды утекло. Видимо, он что-то припомнил, что меня удивило, во всяком случае, смотрел мне в глаза привычным взглядом, о котором Майя Яковлевна, когда мы с ней наблюдали, как он распекает рабочего в полтора раза выше его ростом, сказала: "Он и снизу окидывает вас взглядом сверху", и в этом взгляде было требование, чтобы я поздоровался. Но я жил уже в другой жизни, в которой его не существовало. И не ответил на его взгляд. То есть если кто-то воспринимает меня как мошку, или с каким-то "его превосходительством" я не поздороваюсь - это как-то привычней. "Привычка свыше нам дана, замену счастию она". А тут, видишь, захотелось руку вытереть. Непривычно.
   В Союзе основная масса людей не чувствовала национальностей. Мы все были одно. Немец ты или чукча - это было как-то безразлично, это не воспринималось. Потому что культура была одна. И я так и воспринимал всегда Валентина.
    Как-то он пригласил к себе. Сейчас не помню, где это было. Помню, что мы вошли в небольшую комнату, большую часть которой занимал огромный стол, заваленный книгами. Не помню, была ли там еще какая-нибудь обстановка, пожалуй, что и не было.  Но два стула наверняка было, потому что мы сидели.
   И так мы разговаривали, а потом пришла его женщина типичнейшей еврейской внешности, очень некрасивая и очень чужая, и словно сразу отгородила Валентина от меня как стеной, а я  сразу почувствовал неуместность своего присутствия, и при этом и Валентин словно сразу переместился в другой мир. И то, что меня тогда неприятно зацепило, но чего я в то время не понял, не мог понять, это то, что там, где люди занимаются общим делом, они одни, но за пределами этого общего круга, в котором все одинаковы, существует частный круг, в котором уже всё другое и в котором "чужим" нет места.
   И то, что Валентин воспринимается как непробиваемый броненосец, говорит о двух жизнях, в которых он живет: о внешней жизни, к которой он приспособился "в соответствии с национальными особенностями", и его частной "естественной" жизнью в его специфической национальной среде. А если ты привык к "интернационалу в мировом масштабе", то это выглядит для тебя новостью. Всё же существуют две большие разницы: одно дело, когда национальные особенности вливаются в общечеловеческую культуру, расцвечивая её дополнительными красками, и совсем другое дело, когда национальные особенности замыкаются в себе. Отсюда и возникает лапсердаковщина независимо от национальности.
   -Ну, а ты сам-то со своей отвязанностью и хамством, ты что же, скажешь, не национален?
   -Нда. Ну, человек себя со стороны не видит. Ему всегда кажется, что он всеобщ, а остальные - частности.

   08.05.09 г.
   

 Миниатюры ×
51 Я его всё равно люблю 51
52 Здравствуй, Новый год 52
53 О серийных снах 53
54 Жизнь на потом... 54
55 Весы выгоды 55
56 Кнопка 56
57 Чувство спины 57
58 Цена человеческой жизни 58
59 Национальные особенности 59
60 Обыкновенное дело 60
61 О культуре 61
62 Заглядывая в бездну... 62
63 Перекодировка 63
64 Другой мир 64
65 Байки 65
66 Кем дурак был... 66
67 Туда, сюда... 67
68 Будни бизнеса 68
69 Вода 69
70 О естественной природе человека 70
71 О сущности любви 71
72 Сексуальность и идеальное 72
73 О любви к себе 73
74 Иосиф 74
75 Наши корни 75
76 Книги 76
77 Рассеянность и бессознательное 77
78 Воскресение 78
79 Из "Крейцеровой сонаты" 79
80 Наш общий друг 80
81 Палач 81
82 Короткие миниатюры 82
83 "Ты была убедительна" 83
84 Ординарность 84
85 О предзнаменованиях 85
86 "Враг человечества" 86
87 Друг любимой женщины 87
88 "Петр Великий" 88
89 Тоска 89
90 Развлечения 90
91 Досада 91
92 Приятное воспоминание 92
93 Расстояние 93
94 Дёгкое дыхание 94
95 Биологическое и физическое в человеке 95
96 Природное существо 96
97 Шшакальство 97
98 "У тебя отсутствует..." 98
99 Лапсердаковый дух 99
100 Пошлость 100
×