на главную страницу

0268.35 Серая мышь 2

    Нет, нет, я совсем даже наоборот. То есть не интеллигент там какой-нибудь. А так.
    У нас при первом хлебозаводе есть ларёк, в котором продают свежий хлеб. И я время от времени покупаю в нём хлеб, когда случаюсь в этих краях. И всегда рядом с ларьком стоят тётки, то одна, то две, а то и все три. Вроде бы нищенки. И ты проходишь через них как сквозь  строй. И я всегда, когда прихожу, смотрю, стоят бабки или нет. И всегда расстраиваюсь, потому что стоят. Это праздник, когда приходишь, и их нет. А праздник потому, что их присутствие неприятно. Оно давит. И я всё не мог понять, почему у меня такое ощущение, что хочется дать им в рожу.
   И только недавно мне пришла в голову мысль, что ведь для того, чтобы стоять под ларьком с протянутой рукой, нужно себя унизить. А если человек себя унизил, то тут у него появляется и достоинство перед тобой: ведь если он себя унизил перед тобой, то тем самым ты оказываешься обязан ему. Ты не хочешь быть перед ним ничем обязан, но он насильно делает тебя обязанным ему и вдруг, независимо от тебя, обретает над тобой  власть. И в ответ хочется дать ему в рожу.
   Я замечал, что мужики им не очень - то подают, а вот молодежь и женщины - да. Женщины-то понятно, подавая, они удовлетворяют свой инстинкт кормления. Не будет бабок, они будут кошек кормить. А у молодёжи срабатывает чувство милосердия, как бы очищения перед самими собой от собственного эгоизма. Но у мужиков не так. Потому что подашь - испытываешь чувство отвращения, не подашь - испытываешь чувство вины. Словом, обложили бабки мужиков со всех сторон, так что что ни сделаешь, всё оказывается плохо, и отсюда - отвращение и желание дать в рожу.
   Не должен человек себя унижать. По мне, так лучше украсть, чем просить.

   Да что тут бабки, какой это масштаб?! Это мизер. Меня впечатлила передача по "Эху". Выступала какая-то тётка, "тоже-поэтесса", которая сколько-то там, два года, что ли, отсидела, и вот теперь этим кормится. У неё даже какие-то книжки стихов вышли, посвященные её отсидке. Стихи дрянные, но товар в сегодняшнюю тему, так что на хлеб с маслом ей хватает.
   Умеют же люди устраиваться, задорого продавая свои страдания. Ведь окупаются страдания, и здорово окупаются. Пострадал, потом расковыриваешь всю жизнь свои раны и выставляешь их на публику: вот, мол, я какой страдалец. И публика подаёт, потому что всякому приятно сознавать, что его минула чаша сия.
    Нет, что ни говорите, а это большое искусство, продавать свои страдания. Этим путём можно достичь "зияющих вершин" (выражение А.А.Зиновьева). В этом отношении, конечно, ни с кем не сравнится Солженицын, который за счет отсидки возвысился до пророка. Вот что значит умело повести свой бизнес.
       А по мне, это  стыдно. Это стыдно - торговать своим страданием, стыдно кормиться своим страданием всю оставшуюся жизнь. Мне скажут, что если бы посидел, не так бы заговорил. Вполне возможно. Вполне возможно, что надорвался бы. А если надорвался бы, то от меня осталась бы часть меня. А если часть меня, то я уже не нормальный человек. И вот стоял бы я с протянутой рукой перед нормальными,  старательно раздирая свои раны, чтобы все их лучше видели, и собирал копейки, и, собирая копейки, чувствовал бы, что возвышаюсь над подающими до святых, и сами подающие подобным же образом смотрели бы на меня, ибо получалось бы даже так, что пострадал за них, и они навечно виноваты передо мной.
    И было бы это чувство вины передо мной им приятно, потому что за виной скрывается преступление, а сознание собственного преступления вызывает чувство наслаждения. Так что человек и не совершал преступления, и не виноват, а чувствует себя совершившим преступление, и от сознания, что он никто и звать его никак, переходит к чувству, что и он имеет значение, что он живой.
   Собственно, на все эти мысли навел меня сегодняшний случай. Нет, вы не подумайте, что я что-нибудь или как-нибудь там. Совсем даже напротив. Я даже, можно сказать, возмущаюсь. Я, например, очень сильно возмущаюсь беспорядками, которые устраивали матросы в царской России, когда обнаруживали в пище червей. Вы же сами видели в "последнем герое", как  ели червей. То есть это очень полезная пища, калорийная. Особенно если нет мяса. Это же белок. А брезгливость - это от непривычки. Да вот у меня, например, в перловке завелись червяки. То есть сначала я их не заметил, что они там завелись, только всё удивлялся, что что-то в перловке много пыли появилось. Сварил суп, ну, и съел, и только в конце обнаружил, что в нём плавают червяки. Потому и пыль в перловке была, что червяки перловкой питались. Ну и, конечно, гадили в перловку. И я всё это съел. Ну, и что. Червяки - чем не мясо. Так что это даже и лучше. 
   Но перед сегодняшним случаем я, ничего не скажу, спасовал. Тоже, наверное, потому, что не привык ещё. У нас на заводе в комнате стоит кран. Мы воду из него берем. И сегодня  захожу в комнату, а кран открыт, и из него течет канализационная вода, то есть фекалии. И вот вся эта вода через раковину переливается и разливается по полу, потому что труба в раковине, очевидно, забилась. Она у нас и без того без конца забивается, потому что в воздухоотвод на крыше кто-то кинул камень, и он застрял в трубе, и теперь чуть что,  труба забивается, и нас заливает. И все эти фекалии, знаете, как повидло, так длинными такими полосами, как вода текла, на полу то там, то сям, остались. Что тут делать. Вода - то нужна. Я и туда, и сюда, думаю, может, вода стечет. Открою кран - а она желтая от фекалиев течет. Стою, уговариваю себя: да ничего страшного, налей, да выпей, раз хочется пить. А что-то меня держит. Помните, как в "Похождениях бравого солдата Швейка" ординарец говорит командиру, предложившему съесть его кал: "Я очень брезгливый. Если в нём попадется хоть один волосок, то меня непременно вырвет." Словом, не смог я себя заставить это сделать. Иду в столовую посмотреть, какая у них там вода. А они что-то там отмечают, все такие праздничные и недоступные, ясно, что у них всё в порядке,  и я сразу почувствовал, что мне здесь не место. Инстинктом почувствовал и повернул свои оглобли. Встречаю Фридмана, рассказываю ему, а он начинает мне рассказывать, что у них всё очень чисто и приглашает к себе, и говорит о чистоте и что-то про Израиль, про какую-то там школу, а меня при слове Израиль аж дёрнуло. После я  не мог понять, чего я так дёрнулся. Ладно, иду в Белый дом. Белый дом - это наш административный корпус. И вот я поднимаюсь на четвёртый этаж, где директор, чтобы узнать насчет воды, а там же вода, вы никогда такой не видели: прозрачно - голубая искрящаяся струя, я рот так и открыл. Разумеется, воды мне не дали, только показали, потому как рожей не вышел. И вот я спускаюсь вниз, а у меня перед глазами эта струя волшебной воды. И я думаю, вот бы достичь её, вот бы такой водицы испить. И думаю: если бы у меня были железные зубы, и идти, и рвать всё перед собой, ни на что не смотреть, и оказаться там, на четвёртом этаже. Я так иду и думаю. Но зубы у меня уже давно заботливо все вырвали, и я иду, окруженный моей плотной аурой страха, и у меня только одна фантазия: нет, я никого бы и ничего не пожалел. У меня не дрогнула бы ни перед чем рука. Но я ничего не сделаю. Весь мой максимализм - это другая сторона моего бесконечного страха. Но страх не перед кем-то. Перед кем-то у меня страха нет. У меня страх за себя. Я хочу только одного - не иметь неприятности для себя. И если есть хоть маленькая угроза неприятности, я всеми силами стараюсь её избежать. Не люблю неприятности

   10.11.08 г.

 Миниатюры ×
1 Людка приехала 1
2 Квартирный кризис 2
3 Г.Б. 3
4 О десятицентовой любви 4
5 О значении для любви... 5
6 В отсутствие доступа 6
7 Недопонимаю и Анжелика 7
8 Портрет Анжелики... 8
9 В ожидании последствий 9
10 Три миниатюры 10
11 Я и Он 11
12 Эмансипе 12
13 Маргарита 13
14 Ты меня уважаешь? 14
15 Логик 15
16.0 Белые чулки... 15
17.0 Об одном опыте 15
16 О принятии решений 16
17 Семён 17
18 Ночь и день 18
19 Сплетники 19
20 Встреча генерала 20
21 Сбиться с ритма 21
22 Рано или поздно... 22
23 Страх 23
24 Обед для бедных= 24
25 Странный случай 25
26 У смерти проблемы 26
27 Египетская гусыня 27
28 Враг себе? 28
29 О хватательном рефлексе 29
30 В том числе и о подполье 30
31 С ветерком 31
32 Женщины 32
33 Симпатия 33
34 Серая мышь 1 34
35 Серая мышь 2 35
36 Сочинитель 36
37 Родственные отношения 37
38 Публичный театр 38
39 Doppelherz 39
40 Существительное и прилагательное 40
41 Я бедный 41
42 Не понимаешь 42
43 Любимая 43
44 Иваны Федоровичи Шпоньки 44
45 Состояние глупости 45
46 Власть 46
47 Грабли 47
48 Манька и сомалиец 48
49 Разговор со Сталиным 49
50 Любовь как регулятор поведения 50
×