Мать даст что-нибудь вкусненькое,
выйдешь на улицу, а Витька Ролдугин: "Дай". Не дашь: "У, жадина" Вроде не
хочется быть жадным, ну, и даёшь. Витьке мать даст что-нибудь вкусненькое;
ему:"Дай". Он:"Не дам". И у него ни в одном глазу, для него "не дам" так же
естественно, как и "жадина", если он чего-то не получил. Ответное слово
"жадина" на него никак не действовало, он его просто не воспринимал, оно
проходило мимо его ушей, внутри него ни за что в нём не цепляясь. У меня не
возникало желание называть его жадиной, может быть, потому, что я чувствовал,
что у него отсутствует тот орган, посредством которого слово "жадина"
воспринимается как что-то нехорошее, тогда как у него самого это
слово было естественной, неосознаваемой реакцией. Естественной потому, что слово
"жадина" никому не нравилось и подкреплялось положительно. Слово "жадина" для
него было просто удобным раздражителем воздействия. Он употреблял это слово
потому, что оно действовало, а оно действовало потому, что дома так воспитывали,
говорили: надо делиться, быть жадным нехорошо. Делиться не хочется, а надо, ну,
и сначала насилуешь себя, а потом это входит в твою кровь, в привычку, в
рефлекс, и уже удивляешься и недоумеваешь, а как же это может быть иначе. То,
что было воспитано, внедрено в тебя, превратилось в твой закон, в природный
фактор.
А что это такое, как не форма проявления христовых заповедей:
ударили по одной щеке - подставь другую. Это против природы, насилие, но когда
привыкаешь к этому, то это становится твоим законом, твоим природным фактором, и
ты уже не можешь быть иным.
Но вот видишь, это же всё воспитание, и
воспитание против шерсти. А если никак не воспитывать, получишь самовоспитание,
вроде Витькиного, которое на основе рефлексов устанавливает для субъекта, что
хорошо для него хорошо, и что плохо, и ему даже не приходится думать обо всём
этом, просто он так чувствует.
А если эту естественность воспитывать,
если то, что проявляет себя бессознательно, доводить до сознания? Если исходить
из положительного опыта и закреплять его не только рефлекторно, но и на уровне
сознания, на уровне понятия, что тогда получится? Тогда получится, что быть
жадным, не давать, это - хорошо, это - твоё положительное качество. Это твоё
положительное качество потому, что когда ты даешь другому, то тем самым ты
отрываешь от себя, а природа против этого восстаёт, а природа - превыше всего; и
поэтому когда тебя называют жадным, то тем самым тебя, сами того не желая,
хвалят, подчёркивают эту твою положительную черту - умение защитить себя от
всевозможных попрошаек, потому что те, которые упрекают тебя в жадности, кто
они, как не попрошайки, нищие, потому что если просят, значит, они уже ниже
тебя, а ты выше их; и их просьбы есть не что иное, помимо всего прочего, как
желание опустить тебя до них, приравнять тебя с ними, придать одинаковую цену с
ними, стать равным с ними. Поделиться, отдать то, что у тебя есть, с теми, у
которых ничего нет, это ведь путь к тому, чтобы стать таким же, как они. И тогда
что же получается? Либо ты, для того, чтобы хоть как-то пытаться сохранить свой
уровень, будешь работать, но ведь это не спасает, результаты твоей работы
будешь делить на всех, но ведь "всем" несть числа, и ты, получается,
должен работать на них. Ведь здесь не получается никакого обмена, здесь -
одностороннее движение. И тогда всякая работа для тебя теряет смысл, потому что
сколько ни надрывайся, результаты твоей работы растворятся среди всех. Словом,
хочешь ты того или не хочешь, но ты в этом случае должен сам стать, как все,
стать равным всем, стать попрошайкой. Либо же ты на слова "а быть жадным
нехорошо", отвечаешь: "Да, нехорошо. Но это всё-таки лучше, чем быть
попрошайкой" Не было бы попрошаек, не было бы и жадных.
Но это постольку, поскольку это приложимо к тебе. Но когда речь идет о других,
ты, само собой разумеется, именно убеждаешь их в том, что делиться нужно,
что быть жадным - это нехорошо, это порок. Всем другим быть попрошайками
нехорошо, стыдно, но что касается тебя, то для тебя это не только не стыдно, но
похвально, потому что в этом случае ты выступаешь в качестве судьи жадного, ты
выступаешь в качестве идеалиста, стоящего надо всяким меркантилизмом и
презирающим его. И ты с тем большей страстью преследуешь порок жадности, чем в
большей степени подвержен ему сам. А это очень выгодно, потому что в этом случае
ты превращаешься в насос, который всё качает в себя, но из себя ничего не
отдаёт. В этом и заключается хитрость человека и хитрость его слова.
Разумеется, сколько угодно случаев, когда ты не дал, и когда в
следующий раз просишь, а тебе говорят: "Когда я у тебя просил, ты мне -
дал?" Подобного рода ответы тебя возмущают, выводят из себя, превращают
ответившего таким образом не только в жаднейшее, но и гнуснейшее, подлое
существо, которое посмело посягнуть на твою мораль. И все это совершенно
искренне. Искренне же это происходит потому, что любой актуальной действующий
рефлекс, проявляясь в формах высказывания сознания, вытеснен из сознания.
Это именно он формирует твои ответы и твои реакции.
Извините, но что же в
таком случае получается? О чем мы сейчас говорили? Разве не о морали? И о чем мы
еще говорили, разве не о том, как порождаются положения морали? И что же мы
видим? Мы видим, что порождаемые моральные положения определяются существующими
у человека рефлексами и поэтому являются природным фактором. И мораль
оказывается теснейшим образом привязана как к ситуациям, в которых человек
находится, так и к психологической структуре самого человека. Если жлоб
столкнётся со жлобом, то они либо узнают друг в друге братьев и, пожалуй что,
объединятся, в своём совместном жлобстве, либо же между ними начнётся война, а,
как правило, и то и другое. Но совсем иное дело, когда жлоб сталкивается
со не жлобом, а с щедрым человеком, природа которого такова, что он готов
ближнему ради собственного удовольствия и удовольствия ближнего последнюю
рубаху отдать. Вот тут-то и начинается любовь жлоба к не жлобу, любовь хищника,
занимающегося восхвалением не жлоба всюду, где тот следует своему закону, и
обвинениями его в жлобстве при всяком отклонении от собственного закона. И не
жлоб оказывается в весьма щекотливом положении, поскольку ему
высказывается его собственная мораль, которую он безусловно приветствует, но при
этом его собственная мораль действует против него, и тогда его инстинкт
самосохранения включает его сознание в качестве тормозящего фактора,
потому что ему приходится идти против самого себя, против своей собственной
природы. И т.о. ему приходится из природного, тождественного самому себе
существа превращаться в сознающее себя, мыслящее существо
Пока мы имеем
дело с самими рефлексами, мы имеем дело с игрой рефлексов. Всякое рефлекторное
событие индивидуально, расцвечено сложной палитрой эмоций,
формирующих чувства и на их основе отношения, реализующиеся в поведенческих
актах. Пока наш язык выражает наши чувства, он ничем не отличается от лая собак
или пения птиц, он бессмыслен, хотя и употребляет слова. Он выражает только наши
чувства и не имеет сознающего себя объективного отношения к реальности, то есть
имеет очень мало отношения к реальности самой по себе, которая, вообще говоря, в
этом случае может быть какой угодно. Человек погружен в себя, в свои чувства и
занимается их удовлетворением через реальность, и ему нужно, он требует, чтобы
реальность вела себя удовлетворительным для его чувств образом. Если его
чувства требуют, чтобы реальность выступала для него в качестве божественной, то
человек также требует от реальности, чтобы она вели себя в соответствии с
приписываемым его чувствами ей божественным характером. И, соответственно, если
реальность выступает для него в образе дьявола, то он требует и в своём
требовании стремится видеть в реальности и её всевозможных проявлениях именно
дьявольские черты. Наш рефлекс сам по себе - это наша индивидуальная реакция
| Миниатюры | × |
| 251 | 251 |
| 252 | 252 |
| 253 | 253 |
| 254 | 254 |
| 255 | 255 |
| 256 | 256 |
| 257 | 257 |
| 258 | 258 |
| 259 | 259 |
| 260 | 260 |
| 261 | 262 |
| 262 | 262 |
| 263 | 263 |
| 264 | 264 |
| 265 | 265 |
| 266 | 266 |
| 267 | 267 |
| 268 | 268 |
| 269 | 269 |
| 270 | 270 |
| 271 | 271 |
| 272 | 272 |
| 273 | 273 |
| 274 | 274 |
| 275 | 275 |
| 276 | 276 |
| 277 | 277 |
| 278 | 278 |
| 279 | 279 |
| 280 | 280 |
| 281 | 281 |
| 282 | 282 |
| 283 | 283 |
| 284 | 284 |
| 285 | 285 |
| 286 | 286 |
| 287 | 287 |
| 288 | 288 |
| 289 | 289 |
| 290 | 290 |
| 291 | 291 |
| 292 | 292 |
| 293 | 293 |
| 294 | 294 |
| 295 | 295 |
| 296 | 296 |
| 297 | 297 |
| 298 | 298 |
| 299 | 299 |
| 300 | 300 |
| Миниатюры | × |
| 201 "Дурак дураку рознь" | 201 |
| 202 Система с обратной связью | 202 |
| 203 Первый коммунист | 203 |
| 204 Без лица | 204 |
| 205 Путь к свободе... | 205 |
| 206 Философия и логика управления слоями | 206 |
| 207 Другого языка они не понимают | 207 |
| 208 Формулы | 208 |
| 209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос | 209 |
| 210 Мораль | 210 |
| 211 Ошибка Маргарет Тэтчер | 211 |
| 212 Разговор с умным человеком | 212 |
| 213 Случай с Фенькиным | 213 |
| 214 Мы - интеллигенты! | 214 |
| 215 Ответ автору "Иуды" | 215 |
| 216 | 216 |
| 217 | 217 |
| 218 | 218 |
| 219 | 219 |
| 220 | 220 |
| 221 | 221 |
| 222 | 222 |
| 223 | 223 |
| 224 | 224 |
| 225 | 225 |
| 226 | 226 |
| 227 | 227 |
| 228 | 228 |
| 229 | 229 |
| 230 | 230 |
| 231 | 231 |
| 232 | 232 |
| 233 | 233 |
| 234 | 234 |
| 235 | 235 |
| 236 | 236 |
| 237 | 237 |
| 238 | 238 |
| 239 | 239 |
| 240 | 240 |
| 241 | 241 |
| 242 | 242 |
| 243 | 243 |
| 244 | 244 |
| 245 | 245 |
| 246 | 246 |
| 247 | 247 |
| 248 | 248 |
| 249 | 249 |
| 250 | 250 |