270.
Система с обратной связью. Два разных критерия. Один критерий – это критерий,
связанный с различением образов, и второй критерий, связанный с практикой, с
практическими результатами и состоянием системы.
-Критерий, связанный с образами, что это за критерий?
-Субъективно ты же различаешь какие-то образы. Например, ты же можешь
представить себе образ собаки.
-Я могу представить себе образ собаки. Но,
заметь, это не образ, а представление образа. А представление образа отличается
от переживания - видения, ощущения образа. Когда ты видишь образ без
представления, то это называется галлюцинацией и рассматривается как
ненормальность; это как сон наяву, и ты перемещаешься в этот сон и начинаешь
жить в нём. Эти вещи имеют место тогда, когда некоторая потребность достигает
высокого уровня. Например, если ты сильно замерз, то ты ни о чем больше не
думаешь, не мечтаешь, как о тепле, и эти мысли и мечтания постепенно переходят в
чувства и ощущения. И ты чувствуешь, как тебе становится тепло. Ты засыпаешь - и
замерзаешь.
-Значит, ты имеешь дело с двумя состояниями. одно из которых
является представлением образа (а, множество А), а другое
переживанием образа (b, множество В), причем, эти множества могут
пересекаться, где зоны пересечения представляют собой переходные процессы
от одного состояния к другому (A∩B=C)
(3); и то и другое множество является значением
функции от величины потребности. Множество С представляет собой границу
переходных состояний между элементами (a) и (b), равную (с). Сама эта граница
может быть достаточно узкой, в пределе имеющей: lim А∩В=0=А!≡В
(4)(здесь и всюду !≡ -отрицание эквивалентности), или широкой, имеющей в
пределе lim А∩В=А=В=А≡В
(5)
Выражение (4), если оно выполняется, имеет ввиду
систему, в которой одна из сторон является ригидно вытесненной. Причем,
вытеснена может быть любая из сторон. Система не может переходить в
противоположное состояние.
Сама по себе потребность (п) есть
функция от рассогласования (р). Потребность может быть определенной или
не определенной. Потребность, которая не определена, выражается в инстинктивной
неопределенной реакции на рассогласования. В настоящем случае будем исходить из
допущения, что потребность определена. Т.о., имеем функцию п=п(р)
(1)
Функция п представляет собой меру, которая принимает
значения либо из отрезка [0,...,1] (а) или в процентах. Допустим, что в (а).
Тогда
п=р/рmax (2), где р-
текущее значение рассогласования, рmax -
некоторое принятое за максимальное значение рассогласования, причем, причем,
значения. большие максимального, приравниваются к максимальному.
Практическое значение имеют такие вещи, как граница и ее ширина, связанная с
переходом от представления образа к его непосредственному переживанию, поскольку
в этих случаях мы имеем дело с существенно различными деятельностями. Так,
когда теоретик создает свои трактаты, или когда писатель пишет свои
произведения, он имеет дело с переживанием образов. Он отличается в этом плане
от душевно больного тем, что он может войти в это состояние и выйти из него.
Значит, мы начинаем с представления образа. Чем характеризуется представление
образа от переживания образа это понятно: представление образа носит обобщенный
характер и чаще всего отражает форму объекта в общих чертах на фоне возникшей
потребности.
-Представление может относиться не только к внешним
объектам, но и внутренним состояниям. У вас может возникнуть непроизвольное
представление, что вы хотите есть. И тогда вы можете обратиться к своей
реальности, и посмотреть, на самом ли деле вы хотите есть. Представление о
некотором хотении и само хотение - это не одно и то же. Когда вы проверяете,
хотите ли вы есть, вы обращаетесь к своим физиологическим ощущениям - к тому,
сосет ли у вас желудок и т.п., то есть к тем физиологическим ощущениям, которые
вами соотносятся с хотением Еды.
-Субъективное ощущение голода, которое
нами принимается в качестве непосредственно данного, первичного, в
действительности представляет из себя рефлекс, превратившийся в инстинкт. Когда
вы родились, у вас, может быть, не было даже и физиологических ощущений, а
просто возникающие физиологические рассогласования непосредственно переходили в
действия, выражающиеся в крике и пр.. Вы кричали, к вам подходила мать,
определяла вашу потребность и удовлетворяла её.
-Ваш собственный крик, ваше собственное страдание необходимо должно было
привлечь к себе внимание, фокус сознания . И тогда вами устанавливалась связь
между вашими состояниями и матерью, которая их устраняла, и когда эта связь
устанавливалась, отношения переворачиваются и вы начинали соотносить
испытываемые вами состояния с образом матери, и при возникновении этих состояний
смысл вашего крика изменяется: он превращается в требование и к матери
должна устранить возникшие в вас рассогласования. Возникает проекция ваших
внутренних состояний на внешние объекты, так или иначе связанные с ними.
Возникает проективное рефлекторное отношение между внутренними состояниями и
внешними объектами, которые так или иначе их удовлетворяют.
-Возникшая
потребность вызывает представление об образе, который либо определяет,
либо удовлетворяет потребность. Т.о. представление образа оказывается той
картинкой объекта, тем его кодом, который требует для себя соответствующего ему
прообраза.
-При этом обрати внимание на то, что существует принципиальное
различие между кодировкой образа и восприятием образа. Здесь - скачок. Код
образа всего лишь код, например, набор каких-то объектов, например, цифр. Этот
код должен быть прочитан и преобразован в образ, доступный для восприятия. Код
образа - это шифр образа, который может быть каким угодно в техническом
отношении. Шифр образа должен быть дешифрован и представлен в соответствующей
субъективно воспринимаемой картинке.
Но не забывая, что за кодом стоит
потребность. Это значит, что шифру картинки должен противостоять шифр
потребности, и также её количественного значения.
-Т.о. получаем две
стороны, отношение между которыми состоит в том, что чем выше потребность, тем
сильнее, ярче в субъективном плане выделяется картинка, относящаяся к объекту
удовлетворения либо раздражения.
-Совершенно верно. Между ними возникает
как бы отношение напряжения, которое представляет собой своеобразный
источник питания, который питает цепь: потребность- ориентировочно практическая
деятельность, направленная на получение прообраза, соответствующего образу-
образ. Если же прообраз не находится, то возрастающая потребность может "пробить
источник напряжения на себя", и возникнет разрушение в системе.
-Значит,
ты полагаешь, что здесь возникает нечто, подобное электрической цепи, и,
пожалуй, с теми же общими закономерностями?
-А почему бы и нет? Если я
принимаю такую концепцию, то её так или иначе можно проверить. И если в ней не
действуют принятые закономерности, то это позволит открыть какие-то другие.
Тогда как если я ничего не приму, то я останусь с тем, что есть.
-Давая
уточним, так как здесь есть одна неточность. Если мы имеем образ, то мы
необходимо должны иметь и соответствующее ему действие. А не так, что есть
образ, и потом начинается поиск действия, который позволит удовлетворить
потребность и т.о. осуществит соединение в единую цепь потребность, действие,
объект действия, и образ действия объекта.
-Да, ты прав. Я до сих пор
говорил о картинке, которая соответствует объекту удовлетворения. И эта картинка
в качестве критерия обратной связи будет эффективна там, где действие имеет в
качестве своей цели поиск объекта удовлетворения потребности. Но после того, как
объект потребности найден, возникает вопрос о потреблении объекта, и тогда мы
имеем дело с программой действия на объект и ответным действием объекта на нас,
которому соответствуют ожидаемые образы этих действий.
Но при какой-то
высоком уровне потребности представление образа переходит в галлюционирование
образом.
-И это означает, что у нас есть два параллельных процесса. Один
процесс - непрерывный, связанный с физиологическим аспектом потребности, и
именно, с её ростом. Это - одна сторона процесса. Другая же сторона процесса
состоит в его субъективном переживании, в тех субъективных напряжениях и
импульсах, которые в нас этот физиологический процесс вызывает. Субъективная же
сторона этого процесса характеризуется собственно физиологической его
составляющей в виде ощущений и нашим отношением к этим физиологическим
ощущениям.
-Это важно. Есть физиологические состояния, которые ощущаются
нами в виде ощущений, с одной стороны, и, с другой, нашим отношением к этим
ощущениям. Это значит, что реальные физиологические ощущения мы можем усиливать
или ослаблять.
-Делается это, скорее всего, посредством придания значения
тем или иным ощущениям.
-Но сами по себе физиологические процессы, которые
в нас происходят, являются нам только в субъективной форме, то есть в виде
характеристик ощущений, которые ведь должны еще быть определены как приятные или
неприятные, как положительные или отрицательные, а затем определены их
количественные характеристики.
-Но в любом случае существует способ
установить соответствие между объективными физиологическими данными и их
субъективным переживанием. Например, сосание в желудке может быть связано с
выделением желудочного сока и т.п., и тогда мы можем сказать, что если мы
переживаем некоторые ощущения, то это означает, что в нас происходят
соответствующие физиологические процессы.
271. Мы
говорим об объекте, выявляя его количественные характеристики. И поэтому
математика – это абстрактная наука.
272. Нужно исходить из принципа соответствия с его законами. И принципа
прерывности и непрерывности, или, другими словами, качества и количества. Также
следует исходить из понятия условного и безусловного раздражителя.
273. исходить из конца и точек критериев конца. Точки критериев связаны с
внутренним и внешним.
274. Всегда в конечном счете мы имеем какой-то измерительный прибор. В
этом смысле безусловный рефлекс может рассматриваться как, с одной стороны,
действие, с другой стороны – как измерительный прибор и отношение между ними. То
есть брф всегда замыкается на внешность. А отношения живой системы с внешностью
состоит в том, что с одной стороны, внешность действует на систему, с другой
стороны, система действует на внешность. Вот внешность, которая действует на
живую систему в конечном счете представляет собой аффекторику, а действие
системы на внешность – эффекторику. Этот принцип можно заложить в любые
отношения.
275. Особенность математики состоит в том, что она представляет свои
объекты не во времени, а целиком, как законченные в пространстве-времени объекты
во всех своих частях. Так, например, если нам дана функция, то она уже дана во
всех своих частях.
276. Математически объекты представляются в виде их функций.
277. Как должна выглядеть функция, представляющая собой систему с
обратной связью? Может быть, это должны быть две связанные функции. или одна
сложная функция, которая обеспечивает переключения с одной функции на другую.
Т.о. мы получаем две функции: одна переключающая, и две другие функции – прямая
и обратная. Особенность прямой и обратной функции должна заключаться в том, что
местами меняются функция и аргумент. Например, есть какое-то внутреннее
рассогласование. что такое внутреннее рассогласование? Его можно отождествить с
понятием ускорения. То есть внутренним рассогласованием определяется величина
ускорения, или, лучше сказать, импульс силы.
278. Торможение, которое при этом может иметь место, это действие
противоположности.
279. Преобразования, о которых идет речь, это изменения в системе или
объекте в результате воздействий на них противоположной стороны – объекта на
систему и системы на объект.
280. Здесь же проявляют себя положительная и отрицательная обратные
связи. Положительная обратная связь проявляется себя сл.о. Есть рассогласование,
которое вызвало ответное действие. Ответное действие увеличило рассогласование.
Увеличенное рассогласование увеличивает ответное действие. и т.д. по кругу
вплоть до максимума.
281. Отрицательная обратная связь проявляется в том, что возникло
рассогласование, и затормаживается соответствующее действие. Соответствующее
действие затормаживается, и рассогласование увеличивается. Увеличение
рассогласования ведет к увеличению торможения. и т.д. вплоть до полного
торможения действия. ;
Миниатюры | × |
251 | 251 |
252 | 252 |
253 | 253 |
254 | 254 |
255 | 255 |
256 | 256 |
257 | 257 |
258 | 258 |
259 | 259 |
260 | 260 |
261 | 262 |
262 | 262 |
263 | 263 |
264 | 264 |
265 | 265 |
266 | 266 |
267 | 267 |
268 | 268 |
269 | 269 |
270 | 270 |
271 | 271 |
272 | 272 |
273 | 273 |
274 | 274 |
275 | 275 |
276 | 276 |
277 | 277 |
278 | 278 |
279 | 279 |
280 | 280 |
281 | 281 |
282 | 282 |
283 | 283 |
284 | 284 |
285 | 285 |
286 | 286 |
287 | 287 |
288 | 288 |
289 | 289 |
290 | 290 |
291 | 291 |
292 | 292 |
293 | 293 |
294 | 294 |
295 | 295 |
296 | 296 |
297 | 297 |
298 | 298 |
299 | 299 |
300 | 300 |
Миниатюры | × |
201 "Дурак дураку рознь" | 201 |
202 Система с обратной связью | 202 |
203 Первый коммунист | 203 |
204 Без лица | 204 |
205 Путь к свободе... | 205 |
206 Философия и логика управления слоями | 206 |
207 Другого языка они не понимают | 207 |
208 Формулы | 208 |
209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос | 209 |
210 Мораль | 210 |
211 Ошибка Маргарет Тэтчер | 211 |
212 Разговор с умным человеком | 212 |
213 Случай с Фенькиным | 213 |
214 Мы - интеллигенты! | 214 |
215 Ответ автору "Иуды" | 215 |
216 | 216 |
217 | 217 |
218 | 218 |
219 | 219 |
220 | 220 |
221 | 221 |
222 | 222 |
223 | 223 |
224 | 224 |
225 | 225 |
226 | 226 |
227 | 227 |
228 | 228 |
229 | 229 |
230 | 230 |
231 | 231 |
232 | 232 |
233 | 233 |
234 | 234 |
235 | 235 |
236 | 236 |
237 | 237 |
238 | 238 |
239 | 239 |
240 | 240 |
241 | 241 |
242 | 242 |
243 | 243 |
244 | 244 |
245 | 245 |
246 | 246 |
247 | 247 |
248 | 248 |
249 | 249 |
250 | 250 |