Текст содержит несколько мыслей, которые в своей совокупности
дают модель одного из аспектов реальности. Исходной является мысль о
манипулировании свойствами людей, которое основано на использовании
существующего у человека врожденного стремление к чуду.
Инстинкт стремления к чуду имеет в своем основании инстинктивное стремление к
растительной по сути своей жизни как представлению о райском блаженстве.
Растительная жизнь и сон имеют между собой много общего: ведь во сне человек не
движется, во сне человек не сознает себя, не испытывает всех тех
беспокойств, напряжений, которым он подвержен в бодрствующей своей жизни. Можно
видеть, что хороший сон многими людьми ощущается как одно из высших
удовольствий. С другой стороны, это перекликается с библейским сказанием
об изгнании человека из рая. Ведь жизнь в раю - это по сути своей всё та
же растительная жизнь. Впрочем, сам по себе термин "растительная жизнь" не
может рассматриваться как очень удачный, поскольку жизнь растения - это
точно такая же борьба за существование, как это имеет место и у животных, но,
впрочем, растение никуда не бежит, и это создает субъективное ощущение его
покоя. В общем, ощущение покоя, ничего не делание рассматриваются как райское
наслаждение жизнью в противоположность движению, связанному с напряжением.
Если подходить к этому же вопросу не со стороны субъективного явления,
а со стороны лежащей в его основании закономерности, то нетрудно видеть в
этом действие закона экономии сил. Нужно иметь ввиду человека с очень большой
волей, чтобы представить себе, что этот человек заставит себя затрачивать усилия
на нечто, если можно его получить без приложения к этому каких бы то ни было
усилий. Ибо как мысль о необходимости затраты усилий, так и сами эти усилия
требуют от человека испытания напряжения, а любое напряжение представляет собой
неудовольствие, любое напряжение тяготит. Но и, напротив, снятие напряжения, его
разрядка сопровождаются удовольствием. Но жизнь уже сама по себе есть
напряжение, и поэтому последовательное и безоговорочное стремление к
удовольствию есть с объективной стороны стремление к смерти, ибо требует
бесконечного снижения напряжения посредством разрядки, а ведь только прах
ничего не чувствует, то есть в нём нет уже абсолютно никакого напряжения.
Правда, при этом становится невозможна и разрядка напряжения в качестве
источника удовольствия, и т.о. стремление к удовольствию в конечном счете ведет
к его отрицанию. Т.о., человек как бы попадает в какую-то трубу с силовыми
полями, которые несут человека, и он не может остановиться, и в конце концов она
выплевывает его на другом своем конце в виде праха.
Нет, разумеется, в
реальной жизни одна сторона противоположности дополняется другой, и, пожалуй,
одна из величайших хитростей жизни состоит в том, что сама по себе разрядка
одного напряжения и удовольствие, связанное с ней, дополняется формированием
другого напряжения, и часто более высокого, чем предыдущего. В реальности для
этой цели, в частности, и существуют манипуляторы: они переводят человека в
измененную форму сознания, в которой человек перестает отдавать какой-бы то ни
было отчет себе, но влечется стремлением к удовольствию. Перестали действовать
силовые поля манипулятора - исчезло и влечение человека, и человек переходит в
нормальную форму сознания и начинет интерпретировать то, что с ним произошло с
точки зрения "объективных законов природы", вовсе не помышляя о том, что функции
"природы" взяли на себя другие люди.
Сегодня
день рождения Сталина. С утра в воздухе носится что-то этакое. Телевидение и
радио с утра намекают на некое "грядущее эпохальное для России событие". И
вот, наконец: "Работают все радиостанции и телеканалы России". В школах,
институтах прерваны занятия, на предприятиях отстановлен выпуск продукции. Народ
приник к экранам телевизоров, и в самых далёких весях, в забытых богом медвежьих
углах люди вслушиваются в сообщения радио.
И вот фанфары, и
упитанные и дорого одетые люди вещают о заслугах Сталина перед Отечеством. И вот
он наступает, торжественный момент: как гром среди ясного неба - объявляют
о втором пришествии спасителя: Сталин вернулся. И сейчас он обратится к
Россиянам с речью.
За сим появляется сам Сталин и начинает произносить
речь.
Что тут случилось с Российским народом, это не в сказке сказать,
ни пером описать. От края до края прониклась страна чудом, в которое оказалась
вовлечена, и раздались стенания и вопли, и аллилуйя переполнило всю страну и
выплеснулось за её пределы. Миллионы рук поднялись вверх, славя Сталина, и
громче всех вопили те, кто предавал его анафеме. Но Сталин властно поднял руку,
требуя тишины, и наступила по стране мертвая тишина. Только слышно было, как
некий тугой на ухо комарик продолжал звенеть. Но тут раздался хлопок - и он
умолк. И Сталин продолжил речь.
Страна замерла, страна не дышит.
Миллионы взоров впились в телевизионные экраны, миллионы ушей впитывают в себя
каждое слово, исходящее из уст вождя.
И вдруг среди этой мертвой
тишины, в которой звучит только один голос - восставшего из праха спасителя
России, раздался во всеуслышание голос какого-то Ваньки: "Это еще что тут за
переодетое хуйло речь толкает?"
И что вы думаете? Вдруг всё исчезло, и
все увидели, что их просто развели, что перед ними просто представление, и,
разочарованные, вернулись к прерванным делам. Тем не менее, реакцией на
произошедшее стало возбуждение мыслительных процессов в головах людей.
-А ведь это хорошо, если бы это можно было - один экземпляр Сталина заменить
другим его экземпяром. Идея очень понравилась, и люди задумались, а как бы это
можно было сделать, и стали прикладывать к этому вопросу умственные усилия.
Однако приложение умственных усилий привело только к такому выводу, что природа
всё производит в единственном экземпляре, так что двух Сталинов никак не может
быть. Это обстоятельство расстроило людей, но потом они утешились. "А что ты
думаешь, вот ведь если бы да на самом деле явился Сталин, так ведь народ
испугался бы. Он разбежался бы по своим углам, и сидел в них и трясся от страха.
Ведь большая доля его славословий - от страха. И, призвав Сталина, несчастный
народ снова почувствовал бы себя несчастным. То есть какое-то первое мгновение
он, пожалуй, и был бы счастлив, но как только дело дошло бы до реальности жизни,
он снова почувствовал бы себя несчастным. Это как бы в природе человека: хорошо
ли, плохо ли, а всё равно человек чувствует себя неудовлетворенным, всё равно
стремится к другому, но и никакое другое его не может удовлетворить, потому что
человек стремится к тому, чего нет". И на этом заключительном выводе
мыслительные процессы в народе успокоились.
Правда, еще раздалось
несколько голосов мыслителей из народа, которые сразу не могут остановиться и
которым нужна для этого самая последняя точка. И они эту точку поставили: "Всё
имеет своё время. Возьмите, к примеру, хоть Наполеона. И с острова Эльба сбежал,
а всё равно это ему не помогло. Потому что его время прошло. "
И только несколько очень полных людей с большими животами и
многоэтажными подбородками продолжали досадовать: "Эх, сорвалось. И вечно
найдётся какой-нибудь Ванька, который всю обедню испортит. А как бы хорошо было
бы, если бы всё прошло, и Сталин заговорил о преимуществах капитализма. Ведь он
бы железной рукой навёл в стране наш порядок." Присутствующие с этим
согласились. Они еще некоторое время сожалели, но, наконец, и они тоже
утешились: "Ничего, не последний день живём, что-нибудь еще придумаем".
15.09.09 г.