Время - категория объективная. Представьте
себе временную координату и на ней - точку, которая соответствует категории
настоящего и которая перемещается по координате времени. И здесь мы
сталкиваемся с удивительной вещью. Если мы задумаемся о том, за счет чего мы
получаем понятие о времени, то обнаружим, что это понятие связано с изменениями.
Время определяется через свою противоположность - пространственные процессы, и
время есть абстракция того общего, что связано с любым изменением. Это общее
есть повторяющееся, характерное для изменений. И это общее состоит в том, что
нечто либо есть, либо его нет. Мы получаем "да-нет-да-нет... Нечто возникло, и
вот его уже нет, нет его, но появилось другое, и его уже нет, появилось третье.
Абстракция этих "да-нет" в качестве своего результата приводит к выделению
периодических изменений, что в механике бытия реализуется в часах, природных -
привязка к периоду вращения земли вокруг своей оси, биологических, отражающихся
в бессознательном чувстве времени, или механических, создаваемых
человеком..
Человек в себе двойственен: он живет и он относится к жизни и
в этом смысле он одновременно чувствующее и отражающее, рационализирующее
существо, существо, живущее в реальной чувственной жизни и одновременно в жизни
идеальной, и между этими двумя реалиями человека существуют отношения
противоположности. Сумма этих двух противоположных отношений равна единице,
поэтому между противоположными сторонами выполняется количественная мера той и
другой формы существования, от которой зависит, чем по преимуществу человек
является - человеком чувственным, животным или человеком рассуждающим. Для
человека живущего переход к человеку рассуждающему сложен в том отношении, что
это выглядит для него т.о., что когда он рассуждает, он не живёт, и его
сопротивление рационализирующему отношению к жизни выражается в вопросе: "А
когда же жить?" Для него жить идеальной жизнью - это значит не жить вовсе.
Соответственно, и регулировки поведения у человека чувствующего и
рационализирующего различны. У человека чувствующего такими регулировками
являются его ощущения и чувства. Это по преимуществу феноменологический человек,
поскольку объектом его являются ощущения, а реакцией на объекты, то есть
субъективным отражением объектов являются чувства. Такой человек погружен в
жизнь, что выражается в нём в ощущение им жизни (того, что он живёт), и он
поднимается до стадии рационализации лишь тогда, когда жизнь для него становится
невыносимой.
Теперь рассмотрим отношение между человеком и временем.
Если мы берем чувствующего человека, то чем более "живущим" он является, тем
более сильнее он погружен в настоящее и им ограничен. Это значит, что поведение
человека регулируется в этом случае сиюминутными эмоциями. Человек ведет себя в
соответствии с переживаемыми им чувствами. По мере накопления им отрицательного
опыта, и в той мере, в какой жизнь человека оказывается приобретает качества,
когда она не может уже называться жизнью, то есть когда жизнь начинает отрицать
самое себя, тогда только человек начинает возвышаться над своим собственным
чувственным миром и относитьсяи к самому себе и к окружающей его реальности как
к объекту. И тогда у него возникает, соответственно, рациональное отношение к
реальности. При этом оказывается, что в результате этого возврата в исходную
точку нет. У человека появился новый опыт, и он руководствуется уже им.
Изменился сам человек.
В соответствии с характером бытия
человека у него и разное отношение ко времени.
Если это чувственное
отношение, то точка настоящего у него является центром наивысшего притяжения.
Отступление от настоящего в направлении прошлого или будущего ведет к резкому
ослаблению их влияния на человека. Соответственно, и поведение человека
управляется текущей минутой или ближайшим интервалом времени.
Чувственность сама по себе не способна к рационализациям. Сильные
непереработанные отрицательные эмоции фиксиуют на себе сознание человека,
ограничивая его возможности. Всё дело в том, что и вообще чувственное поведение
человека есть по преимуществу отражение прошлого опыта. Человек в неизмененной
форме его сознания есть не человек его настоящего, а человек его прошлого опыта.
Это - стереотипная личность, своего рода думающий и рассуждающий автомат, целью
которого является удовлетворение его рефлекторных потребностей и подбирающий
соответствующие для их удовлетворения существующие у него схемы поведения. Лишь
измененная форма сознания даёт нам человека не прошлого, а настоящего, но и этот
"настоящий человек" есть всего лишь его инстинкт.
В измененной форме сознания возникают
разного рода фиксации, частным случаем которых являются фобии. Но когда
происходит фиксация на каких-то событиях, то это ведет к тому, что это прошлое
оказывается опрокинуто в будущее, и сумма этих двух вещей образует настоящее
человека. Любая фиксация лишает человека способности к изменениям, научению,
приобретению нового опыта. Человек начинает ходить по кругу своей фиксации и
делает это до тех пор, пока его фиксация не будет разрушена каким либо событием,
нейтрализующим её. Фиксации интересны тем, что они реализуются в упрощенные, по
сути своей инстинктивные схемы поведения, в том числе и в отношении характера
рассуждений, которые характеризуются неправомерностью логических операций,
применением неправомерных обобщений, ограничений, схем выводов и т.д.
Рационализирующее отношение является отношением внечувственным. Для
него категория времени - объективная категория, и настоящее на координате
времени является всего лишь частным случаем на временной координате.
Рационализирующий человек способен перемещаться во времени как в свое прошлое,
так и во множество своих возможных будущих. Он способен выбирать и реализовать
выбранное им возможное будущее, а это - способность, напрочь
отсутствующая у человека чувствующего. Но, однако, правда и то, что такой
человек существует в своей идеальной реальности, то есть реальная реальность для
него по большому счету есть идеальная реальность, и он по сути живет в идеальном
мире, вне чувственного мира, и у него отсутствует, соответственно, чувство жизни
чувствующего человека. Он не живет, он относится к жизни.
День закончился бог знает когда.
Стрелка часов неумолимо приближается к полуночи, а завтра вставать в половине
седьмого. Мы сидим на кухне и чешем языками.
-Сегодня Валера был не в
своём виде. Обычно же он приезжает в рабочей одежде, а тут смотрю, на нём
джинсовый костюм. Спрашиваю, что случилось? Он говорит: "Я сегодня выплатил
кредит".-"Кредитную карту выкинул?"-"Я её не только выкинул, я её изорвал на
мелкие кусочки". Достал Валеру этот кредит.
Мне нужно пойти в
"Русский стандарт". Вышло постановление правительства по поводу кредитов, и вот
Лена пошла. Заходит в банк, говорит: "Где тут у вас долги прощают?" Тут в банке
все громко рассмеялись. Оказывается, взявшие кредит подразделяются на два вида:
должников и плательщиков. Должников банк может в любой момент передать, забыла,
как они называются, они выбивают из клиентов банка деньги, так вот, банк может в
любой момент передать своего клиента этим отлицензированным государством
бандитам. И есть просто плательщики. И вот постановление правительства относится
к перерасчёту кредита т.о., что клиент переводится из разряда должников в разряд
плательщиков. Лена должна была платить по две тысячи в месяц, ей пересчитали, и
теперь она будет платить по тысяче сто.
-Но ведь теперь она будет платить дольше.
Л. наморщила лоб:
-Мне это не нужно. Меня уже достал этот кредит. Я могу две тысячи платить. Я
уже заплатила за этот месяц 2500. 2000 - это минимальная сумма, которую клиент
должен платить. Из них 600 рублей - это комиссия банка за месяц. Так что
эти лишние пятьсот рублей идут на погашение долга. Неделя закончится, отнесу им
еще тысячу.
-Сколько тебе осталось платить?
-Тридцать тысяч.
Висит на мне эта зараза, не знаю, как от неё избавиться.
Л. выплачивет
свой кредит, наверное, уже лет пять как минимум. Год назад я у неё спрашивал,
сколько ей осталось платить. Оказалось, те же 30 тысяч. Но раз она теперь так
заговорила, значит, кредит действительно её достал.
-Но ведь если ты
выплачиваешь кредит по минимуму, то сколько же денег ты банку переплачиваешь!
Л. смотрит на меня недоумевающе. Моя мысль до неё не доходит. Она об этом
вообще не думала. Как-то я у неё спросил, почему она не выплатит кредит быстро.
Она ответила: "Денег жалко". То есть жалко отдавать деньги, которые живые,
здесь, в кармане. И это чувство решает собой всё. Человек живет как бы вне
времени. Он живет в точке настоящего, и помимо этой точки в своем поведении
больше ничем не руководствуется.
-Да, - говорю я - русский человек
начнет о что-то думать и что-то делать, только когда его очень уж достанут
обстоятельства.
Л. смотрит изумленно на меня:
-Ты знаешь, это
правда. На сдачу годового отчета в пенсионный отдел дается три месяца. А ведь не
факт, что ты придешь с годовым отчётом, и у тебя не найдут неточность. А там, на
месте, ничего не исправляют. И тебя могут завернуть. И, однако, мы приходим в
последний день. Приходим, и там стоит громадная очередь точно таких же, как мы.
Там я встретилась женщиной, так она говорила, что давно уже сделала отчет,
оставалось только сдать его, и, однако, она дотянула до последнего момента. Я
Тане говорю: всё, мы должны с тобой сдать отчёт раньше 15 числа.
-Да,
человек должен создать у себя установку, что он нечто сделает к такому-то числу.
Но когда ты говоришь "до пятнадцатого числа", то это выражение неопределенное, и
всё закончится как всегда, потому что по отношению к неопределенному числу
невозможно составить график выполнения работ. Нужно создать в себе установку,
что отчёт ты сдаёшь такого-то числа, и это число сама себе назначаешь. Тогда ты
будешь вынуждена составить план работы, и должна будешь выполнить эту работу.
-Да, это верно. Я выберу число и скажу Тане.
09.09.09 г.