После этой
мысли "фарисеи", открывшейся мне в лагере, я стал задумываться. Вот возьмите
паука. Его правда состоит в том, что он - паук. Быть пауком - это его природа и
его истина. Он не может быть ничем другими, как только пауком. И плести паутину
и ловить в неё летающую тварь - это для него истина и смысл жизни, и попавшаяся
ему в сети муха - это честно заработанная им пища. Соответственно, и у летающей
твари своя истина. И для неё паук - враг. И всё это иначе никак быть не может.
Это у насекомых как бы от века заложено, что у каждого насекомого своя правда, и
эта правда совсем не обязательно совпадает, а, как правило, не совпадает с
правдой других насекомых и других живых существ. Например, возьмите корову или
лошадь - и муху, ведь муха для них бич, а для мухи их выделения - средство
пропитания.
Словом, это понятно. Рядом со мной работают
братья - маляры. Машины красят. Культурные ребята, не пьют и не курят,
сравнительно с окружающей братией - ангелы во плоти. Трудяги, каких поискать.
Мало того, что они где-то работают "сутки-трое", они что день, что ночь -
работают на себя. Соответственно, разговоры у них одного порядка: машины и
деньги, причем, машины, потому что деньги. Спрашивается, что в этом плохого?
Люди работают, своим трудом зарабатывают деньги, и, конечно, у них достаток. На
машину в 50 тысяч они размениваться не станут. И по поводу машины в 500 тыс. еще
подумают, покупать её или нет.
Сначала я ими восхищался на
фоне окружающей публики, поскольку всё-таки выделяются в определенную сторону.
Это совсем не то, что основное окружение - ни в городе Иван, ни в селе Селифан.
А в последнее время что-то в них раздражать стало. А раздражать стало после
того, как у нас появилось новое лицо, Сергей, в котором эта черта уверенного
хозяина чуть ли не основная. Мы с Сергеем сошлись, есть между нами общее, хотя и
с разных сторон: у него со стороны хозяйства, а у меня - любопытства ко всякой
новой работе. Однако меня поразила его невротичность. Видно, что существует он
на нервах. Сам он этого не замечает, и ему этого не скажешь, потому что этого он
не поймет: человек ведь не видит себя со стороны, а по отношению к самому себе
он не объективирован, и поэтому не знает, за счет чего он хороший хозяин. И
поэтому летит. Ладно, в конце концов, это его дело и его жизнь.
Здесь ведь такая ситуация, что человек: осознает свою проблему,
когда уже поздно, когда уже всё совершилось. Ну, и тогда подсаживается на иглу
всевозможных терапевтов. Ясно, что ровным счетом ни от чего они его не
излечивают, но выступают по потношению к нему в качестве обезболивающего
средства. Они им кормятся, обеспечивая своими обезболивающими дальнейшее
беспрепятственное развитие болезин, потому что целью терапевта и не может быть
излечение: если всех излечишь, то чем кормиться будешь; если всех мух перебьёшь,
и чего будешь делать слонов? Выдающимся примером этого рода является психоанализ
Гринсона по отношению к Мерилин Монро. Вот на фоне Сергея я и обратил внимание
на развивающуюся психопатию одного из братьев, и это подсказало мне, что он
подсел на денежную иглу. У второго, младшего брата, процесс становления
психопатии пока происходит в скрытой форме. А ведь еще год назад, когда он
только еще учился от старшего брата, признаков скрытой формы психопатии не было.
И вот после того, как я таким образом определился с братьями, они и стали меня
раздражать, хотя я, конечно, стараюсь не показывать это.
Что такое работа маляра, да и вообще всякой достаточно элементарной работы: это
однообразная и нудная работа: наносишь грунтовку, часами её шлифуешь. Покрасил -
шлифуешь. 95 процентов времени уходит на шлифовку. И для того, чтобы подобной
работой заниматься, нужен достаточно веский аргумент. Деньги - это, конечно,
веский аргумент. Вещи, которые можно приобрести на деньги - это веский аргумент.
Но, как сказано, жизнь справедлива, и их двух крайностей приходится выбирать
одну: жизнь для брюха либо для души. Потому что если ты всё своё время трешь
металл, как кобель суку, то это - время, которое ты вычитаешь из времени жизни
своей души. Вещи отделяют человека от человека и человека от самого себя.
Человек реализует себя в вещах и через посредством вещей. Как как-то некий
спонсор заметил Ошо: "Я очень бедный человек. У меня есть только деньги". Много
лет тому назад, в мою бытность работы сантехником, мы подрядились делать
водопровод. Работу мы сделали за пару дней, на нос заработали по две
месячныезарплаты. И я проклял эту работу, потому что это было время, оторванное
от жизни души; и больше не участвовал в рядах. И дело было совсем не в работе
самой по себе, а в том, что душа не была в этой работе, а наслаждение от жизни
души невозможно сравнить с удовольствием от денег, которые получаются
посредством работы без души. Вы скажете: ну, а если душа в работе, и работа даёт
деньги. Но это, естественно, совершенно иной расклад, потому что ведь душа в
этом случае работает на себя, а не на деньги. Деньги в этом случае
являются всего лишь счастливым приложением. Пушкин говорил, что не может
писать на заказ. Но: "не продается. вдохновенье, но можно рукопись продать."
Психопатия возникает на стыке разрыва цели и средства, на стыке их
несоответствия, противоречия друг другу, когда душа в качестве средства
насилуется ради цели, и мы т.о. получаем простейшее, определяемое его
чувственными потребностями..
Словом, я предпочитаю иметь
дело со свободными людьми, а не с пауками или иными простейшими. А, между тем,
миром управляют простейшие, и люди, для которых требование того, чтобы душа была
в работе души, ими не воспринимаются и не принимаются. До недавнего случая
я этого не понимал, хотя и в старое время люди, занимающие руководящие посты, и
тем более члены партии, мне говорили: ты - чужой. А я никак не мог понять,
почему я чужой, когда я идеи маркисзма-ленинизма воспринимаю и принимаю всей
душой; правда, при этом сами эти руководящие люди, в свою очередь, мной
внутренне не принимались и определялись как лицемеры и лгуны. Но это определение
было на уровне инстинкта, а не понятия. А тут случилось, что я оказался этим
летом в среде юношеского лагеря, правда, совершенно случайно. Вы же
знаете, как у нас сейчас всё это перемешано: месяц - база отдыха для взрослых,
потом идет детский лагерь. Вот так и получилось, что срок моего пребывания на
базе не истек, а база заполнилась юношеством. Впрочем, они сами по себе, а я сам
по себе. Но оказалось, что это только я так считал.
Как-то поздним вечером меня в темном углу приперли молодые люди, похоже, из
воспитателей, и начали говорить, что я должен им возвратить их время. Я не мог
понять, о чем они говорят, а уже сам по себе наскок на меня заставил у меня
подняться шерсть на загривке. И я их отшил. Еще через пару дней, снова вечером,
ко мне подошли двое молодых людей, старших в группе. Сначала разговор шел ни о
чем. Неожиданно один из них сказал: "Ты - чужой". Я был поражен, как говорится,
в самое сердце. Пожалуй, не столько от слов самих по себе, сколько от их
неожиданности. "Почему чужой?" - спросил я. "Просто чужой, и всё. Взгляд у тебя
не такой. И сам ты не такой" И тут я и припомнил эти же слова, которые как-то
сказал мне некий партиец: "Ты - чужой". И там чужой, и здесь чужой. Что же за
всем этим стоит?
Между тем, моё недоумение усилилось,
когда через пару дней у себя в кармане я обнаружил часы. А очередным
вечером паренек подошел ко мне и попросил возвратить часы. Я с радостью их ему
отдал. Я, очевидно, оказался не по своей воле замешан в какой-то лагерный
круговорот. После этого случая всё, происходящее в лагере, начало восприниматься
мной другими глазами. На поверхности я видел линейки, "да здравствует Россия",
высокие слова воспитателей, воспитательные игры. И чистеньких, аккуратненьких,
культурных ребят. А подо всей этой эмалью кто-то чем-то торговал, обменивал,
кто-то кого-то преследовал. Вот тогда-то и родилась у меня эта мысль: фарисеи.
Но самое поразительное во всём этом было то, что никто из них не рассматривал
себя в качестве фарисеев, в качестве людей, явление которых не
соответствует их сущности, но, напротив, все они рассматривали себя как вполне
нормальных, безусловно порядочных и честных людей, в качестве существ, явление
которых вполне соответствует их сущности. И это точно также, как паук
рассматривает себя в качестве совершенно нормального, правдивого, честного
существа.
26.09.10 г.