на главную страницу

0268.108  Стадное мышление.

   Я никогда не понимал стадного мышления, может быть, потому, что всю жизнь грёб против течения. В том смысле, что привык не считаться с тем, что принято, и не боялся "обидеть" в связи с тем, что шел наперекор тому, что считается правильным. Нет, разумеется, у меня были выбранные образцы, которые я считал правильными и "с которых делал жизнь свою". А так как образцы были высокие, то они плохо вписывались в текущую обыденную жизнь, и  я оказывался в стороне от её сумбурных волн,  коим не то чтобы завидовал, "но тоже хотелось бы испытать", однако на этом пути у меня всегда восставали правила "что такое хорошо, и что такое плохо".
   Правда, было у меня два момента в жизни, которые могли бы меня направить на путь истинный и сделать из меня человека, но я ими не воспользовался, и так и остался не человеком, а так, полчеловека.
   Эти два случая, которыми я не воспользовался, были вот какие. Оба случая пришлись на школьные годы, один случай на средние, а другой случай на выпускные. Случай, пришедшийся на средние школьные годы, был такой, что к нам приехали гости, и, конечно, это дело отмечали, и я тоже выпил, и вино было очень вкусное, и состояние, в которое я вошел, было состоянием чрезвычайно приятным, состоянием наслаждения. И я отметил его сладость. Однако в семье не присутствовало увлечения спиртным, и посему это приятное состояние не было закреплено в дальнейшем, так что оно не перешло в привычку и осталось только в памяти.
   Второй же случай относится к выпускным школьным годам. Как-то школьный отряд отправился в турпоход через горы к  Черному морю, и на очередной ночёвке ребята раздобыли вина, и я помню, как мне хотелось его выпить. И вся обстановка была такая, и, может быть, всплыло воспоминание о наслаждении, которое я однажды испытал от вина, но я уже предчувствовал наслаждение, которое испытаю. И от того, что я предчувствовал наслаждение, которое я испытаю от вина, я запретил себе пить.
   Впоследствии подобного острого желания у меня уже не возникало, и если я выпивал рюмку - другую, то это было "за компанию" и "без всякого удовольствия". Если же иногда и возникало желание "принять на грудь", то оно легко преодолевалось выработанной привычкой удерживать себя от удовольствий во всём, чего бы они ни касались.
   Так и оказалось, что если я и "пил по жизни кофе, то без всякого удовольствия", независимо от того, чего бы это ни касалось - женщин, денег и т.д. - нигде и ни в чём я не доходил до страсти, там же, где это случалось, а это относится к женщинам, когда страсть нападала "со своей необузданной силой", то я оставался стойким оловянным солдатиком: расплавлюсь, а не покорюсь.
   И вот я таким образом жил в этой жизни, в общем и целом "холодный, как лягушка", и было много вещей, которых я не понимал, а, не понимая, рассматривал как глупость. Мой приятель развлекает девушек мышиной темой, девушки довольно визжат и покатываются со смеху, а я смотрю на них, и они мне кажутся идиотами, а мой приятель распоследним дураком, если позволяет себе говорить глупость: "Смотрите, смотрите, мышка побежала". Но в результате-то ведь приятель оказывался в умниках, а я - в дураках.
   И вот тут до меня начало доходить, что наряду с мышлением в привычном смысле существует стадное мышление, которое характеризуется зависимостью всех от всех и реакциями всех на всё. Это стадное мышление характеризуется не своей теоретичностью, а своей актуальностью, и тем, что в нём сознание слито с чувством и представляет собой реакцию на него. Стадное мышление оказывается актуальным, практическим мышлением. Оно формируется как некоторая результирующая множества мышлений. И то, что меня всего больше в нём поражает, что человек стадного мышления представляет собой сознательное, актуализированное в сознании чувство. У меня чувство - это чувство, мышление - это мышление. Если я имею дело с женщиной, я имею дело с чувством, с инстинктами, и мышление, сознание к этому отношения не имеет. Тогда как при стадном мышлении не существует индивида в качестве автономного индивида. У индивида нет своего собственного мышления. Его мышление - это общее мышление стада, в котором он существует. Такой индивид - часть стада, и не мыслит себя вне стада. Все его действия обусловлены вопросом: как на них посмотрит стадо, какой будет реакция стада на него. Стадный человек стремится соответствовать стаду, и этим определяется работа его сознания. Регулятором отношений стадного животного являются законы стада. Не индивид вырабатывает законы "что такое хорошо и что такое плохо", но стадо. В стаде хорошо то, что считается хорошим, а считается хорошим обычно то, что определяется вожаками стада, во всяком случае, теми, кто в стаде обладает более высоким приоритетом. И, в соответствии с этим, стадное животное чувствует себя в стаде в соответствии с приоритетом, которое оно в стаде занимает. Критерии мышления в стаде задаются животными более высокого ранга. Поэтому стадное животное - это животное особого рода.
   Нет, разумеется, все мы живем в том или ином стаде и так или иначе подчиняемся его законам. Однако стадное животное отличается тем, что критерии своего сознательного поведения оно заимствует не в себе, а в стаде. Оно не способно вырабатывать собственные критерии. В конечном счете оно реализует себя через критерии стада. В стаде считается, что хорошо пить, и человек пьёт, словно выполняет долг, и при этом степень его насилия  над собой выливается для него в чувство совершаемого им героического поступка, и он горд собой. В стаде считается, что хорошо иметь много женщин - и человек стада стремится обладать ими для того, чтобы иметь возможность гордиться собой. В стаде считается, что хорошо иметь много денег - и его целью становятся деньги, и т.д. до бесконечности. Человек стада - это функция от стада.
   И вот я думаю, что было бы весьма небезинтересно рассматривать человека, существо его поведения с этой, стадной стороны его мышления.
   Так, например, я говорю, что полный сексуальный цикл заключается, с одной стороны, в ощущении наслаждения, и, с другой стороны, в обеспечении подготовки объекта посредством "люблю" и т.п. Все эти вещи вычисляются автономным человеком. Однако это у него - на уровне его теоретического сознания. А как это выглядит у человека стада? Человек стада характеризуется практическим сознанием. В стаде все эти вещи превосходно отрегулированы на уровне инстинкта, и все эти вещи регулируются на уровне чувства, которое оказывается законом. Почему Нюся позволила Славе осваивать её груди? Потому что это приятно, потому что она получает от этого удовольствие, как, разумеется, и Слава. А почему у неё на этом пути не возник никакой запрет сознания, например, тот, что она встречается с другим парнем, которого любит? А она не изменила своему парню, потому что не позволила целовать себя в губы, это она позволяет только своему парню. Славу же она пожалела, потому что Слава рассказал ей, какой он несчастный, потому что мама в младенчестве уронила его со стола. И это её отношение к нему было выражением её сочувствия к нему, и так поступил бы всякий человек с сердцем. Т.о. "стыдный компонент" оказался напрочь вытеснен практическим сознанием, удовлетворяющим чувственность за счет введения "общественной значимости предпринятого Нюсей действия.
   Стадное сознание и стадное мышление - тонкие вещи, содержательно куда как более богатые, чем любые выкладки теоретического мышления и, конечно, они достойны того, чтобы быть предметом внимания теоретического сознания.

   22.05.09 г.

 Миниатюры ×
101 Натура власти под властью натуры 101
102 Рабоче-крестьянская 102
103 Вертикаль 103
104 Васька 104
105 Провдолюбец 105
106 Тоталитаризм в душе 106
107 Врожденный дух жизни 107
108 Стадное мышление 108
109 О цене самоумаления 109
110 110
111 Чему она радуется? 111
112 112
113 Комиссары 113
114 Синдром майора Вити Сорокина 114
115 Мастер и Маргарита... 115
116 Лариса 116
117 Опять женился 117
118 Почти по Гоголю 118
119 Хочешь быть счастливым... 119
120 120
121 Событие, которого не было 121
122 Векторы любви 122
123 Главное, чтобы костюмчик сидел 123
124 Плюсквамперфект 124
125 Случай с мистером Маккорником 125
126 Смерть мертвеца 126
127 Картина 127
128 Воплощение мечты 128
129 Спор 129
130 Инстинкт барахольщика 130
131 Приключение в Тамбове 131
132 Жизнь после смерти 132
133 Прогулка 133
134 Эмигрант 134
135 Большая пружина для клапанов 135
136 Длинный болт крепления масляного насоса 136
137 Головка на 13... 137
138 Специальная шайба 138
139 Shoping 139
140 Магазин элитной одежды 140
141 На кухне 141
142 142
143 Хорошо там, где нам нет 143
144 Дуродом "Ромашка" 144
145 Реальность и серийные сны 145
146 Коммунист 146
147 Странно это, странно это... 147
148 Пиявка 148
149 Невезучая 149
150 10% 150
×