на главную страницу

0268.79 Из "Крейцеровой сонаты"

    Давайте обратим внимание на то, как мы воспроизводим в своём воображении информацию. Оказывается, мы можем исходить при этом из двух противоположных установок. Мы можем стремиться воспроизводить информацию в её чувственном аспекте. Это значит, что мы можем пытаться воспроизвести объекты в той или иной чувственной их форме. И мы можем попытаться исходить из воспроизведения пространства объектов.
   Дело в том, что объекты существуют в пространстве, а пространство может рассматриваться как способ организации объектов.
    Т.о., пространство и объекты суть противоположности, и в силу этого обстоятельства мы, начиная с одного, неизбежно приходим к другому. Если мы начинаем с попыток чувственного воспроизведения объектов, то в результате этого мы приходим к отражению пространства. И, напротив, начав с пространства, мы заканчиваем объектами, его составляющими.
   Скорее всего, попытка начала отражения пространства является более высокой ступенью отражения, чем непосредственно-чувственное отражение объектов, хотя эти две стороны, несомненно, образуют целостную систему. Во всяком случае, при чувственном отражении объектов мы остаёмся на чувственном уровне. В этом случае хотя мы и ощущаем пространство, но оно представляется нам скорее в форме текущего, изменяющегося, являющегося и исчезающего в соответствии со свойствами материала, из которого оно создается - материала чувств, которые именно и характеризуются изменчивостью и текучестью. Тогда как если мы начинаем с пространства, то мы приходим к образам объектов как сравнительно постоянным, фиксированным вещам. И в этом случае воспроизведение информации оказывается достаточно лёгким делом. Но самое важное, что пространственно выделенные объекты оказываются именно объектами, то есть обладают постоянным существованием. А это обстоятельство позволяет ставить вопросы, связанные с объектами, и, что особенно важно, также с причинно-следственными связями, которые существуют между различными объектами информации. В качестве примера применения такого подхода мы разберем отрывок из "Крейцеровой сонаты" Толстого.  

    - Ведь главное то, чего не понимают такие люди, - сказала дама, - это то, что брак без любви не есть брак, что только любовь освящает брак и что брак истинный только тот, который освящает любовь.

   
Из этого положения следует вывод, что брак должен существовать лишь до тех пор, пока существует любовь. С окончанием любви должны прекращаться и брачные отношения.

   -Какая же это любовь... любовь...любовь... освящает брак? - сказал он, запинаясь.
   - Истинная любовь... Есть эта любовь между мужчиной и женщиной, возможен и брак,- сказала дама.
   - Да-с, но что разуметь под любовью истинной? - неловко улыбаясь и робея, сказал господин с блестящими глазами.
   - Всякий знает, что такое любовь,- сказала дама, очевидно желая прекратить с ним разговор.
    - А я не знаю,- сказал господин. - Надо определить, что вы разумеете...
    - Как? очень просто,- сказала дама, но задумалась. - Любовь? Любовь есть исключительное предпочтение одного или одной перед всеми остальными,- сказала она.
   - Предпочтение на сколько времени? На месяц? На два дни, на полчаса? - проговорил седой господин и засмеялся.
   - Нет, позвольте, вы, очевидно, не про то говорите.
   - Нет-с, я про то самое.
   Они говорят,- вступился адвокат, указывая на даму,- что брак должен вытекать, во-первых, из привязанности, любви, если хотите, и что если налицо есть таковая, то только в этом случае брак представляет из себя нечто, так сказать, священное. Затем, что всякий брак, в основе которого не заложены естественные привязанности - любовь, если хотите,- не имеет в себе ничего нравственно обязательного. Так ли я понимаю? - обратился он к даме.
    Дама движением головы выразила одобрение разъяснению своей мысли.
   - Засим... - продолжал речь адвокат, но нервный господин с горевшими огнем теперь глазами, очевидно, с трудом удерживался и, не дав адвокату договорить, начал:
    - Нет, я про то самое, про предпочтение одного или одной перед всеми другими, но я только спрашиваю: предпочтение на сколько времени?
    - На сколько времени? надолго, на всю жизнь иногда,- сказала дама, пожимая плечами.
   - Да ведь это только в романах, а в жизни никогда. В жизни бывает это предпочтение одного перед другими на года, что очень редко, чаще на месяцы, а то на недели, на дни, на часы,- говорил он, очевидно зная, что он удивляет всех своим мнением, и довольный этим.
    - Ах, что вы! Да нет. Нет, позвольте,- в один голос заговорили мы все трое. Даже приказчик издал какой-то неодобрительный звук.
    - Да-с, я знаю,- перекрикивал нас седой господин,-
вы говорите про то, что считается существующим, а я говорю про то, что есть.

  
Выделенное красным шрифтом положение важнейшее. Это действительно так. Человек говорит о любви как о чем-то вечном, как о некоем идеале, и этот идеал, эта мечта преследует его всю жизнь. И всю жизнь он ищет объект своей любви. Более того, он постоянно  накладывает на реальные объекты эту мечту, может считать, что какой-то объект и есть то, что он искал всю жизнь. С другой стороны, этот же врожденный ему идеал заставляет его отфильтровывать в реальных объектах всё то, что идеалу не соответствует и что является обычно причиной последующего разрыва. Т.о. когда говорят о любви как о том, что существует, то это означает, что человек имеет дело с работой врожденного инстинкта, инстинкта, который стремится реализовать себя в реальности.

    Всякий мужчина испытывает то, что вы называете любовью, к каждой красивой женщине.

   
И, разумеется, это же относится и к женщине. И это- важнейшее положение, которое представляет собой другую, материальную, физиологическую сторону любовного отношения.
   Давайте взглянем не него со стороны логики противоположностей. Для того, чтобы человек мог испытать любовное отношение, необходимо, чтобы у него существовало физиологическое его основание. А это значит, что физиологическое основание является средством психологического, субъективного любовного отношения. Это означает далее, что чем сильнее физиологическое основание, тем сильнее любовное отношение. Но физиологическое основание способно выступать в качестве средства лишь в условиях его неудовлетворения, ибо только в этом случае мы имеем дело с соответствующим напряжением, движущей силой физиологического основания. А это означает, что любовное отношение возникает в условиях физиологического неудовлетворения, во всяком случае, оно является громаднейшей предпосылкой для него. Мы с вами прекрасно знаём, что высокий уровень сексуального голода заставляет нас и лягушку принимать за принцессу. Самая обычная картина, связанная с влюбленностью, характеризуется тем, что субъект начинает приписывать объекту признаки своего идеала, то есть того, что есть в его внутреннем коде любовного отношения. Т.о., доминирование физиологического напряжения в субъекте характеризуется чувственным отношением, которое оказывается способно реализовать себя за счет того, что объект субъектом идеализируется, то есть внутренние любовные коды субъекта налагаются на объект, некритически рассматриваются в качестве принадлежащих объекту.

   - Ах, это ужасно, что вы говорите; но есть же между людьми то чувство, которое называется любовью и которое дается не на месяцы и годы, а на всю жизнь?
  -Нет, нету. Если допустить даже, что мужчина и предпочел бы известную женщину на всю жизнь, то женщина-то, по всем вероятиям, предпочтет другого, и так всегда было и есть на свете,-сказал он и достал папиросочницу и стал закуривать.
    - Но может быть и взаимность,- сказал адвокат.
    - Нет-с, не может быть,-возразил он,-так же как не может быть, что в возу гороха две замеченные горошины легли бы рядом.

   
Одно из важных и совершенно справедливых положений. Почти невероятно чтобы врожденные коды двух людей совпали в основных, ключевых своих параметрах. И поэтому можно утверждать, что та любовь, о которой обычно говорят, есть исключение из правила. В реальности же мы имеем в чем-то совпадающие, но еще в большей степени несовпадающие врожденные коды. То есть правилом является именно несовпадение кодов. А отсюда получаем в качестве следствия, что то, что обычно понимают по "истинной" любовью, есть не правило, а исключение из правил. 

    Да кроме того, тут не невероятность одна, тут, наверное, пресыщение. Любить всю жизнь одну или одного - это все равно, что сказать, что одна свечка будет гореть всю жизнь,- говорил он, жадно затягиваясь.

   
За этим положением стоит то обстоятельство, что любовное отношение со стороны субъективной опирается на  ощущение непознаваемой бездны, непознаваемой для вас основной точки человека. Вы можете знать человека со стороны рассудочных определений, и в то же самое время человек должен выступать для вас в качестве притягивающей вас к себе бездны именно потому, что у вас есть отчетливое ощущение непознанности его для вас. Всё непознанное притягивает нас к себе. Вы человека разгадали - и любовное отношение к нему становится невозможным. Этим обстоятельством обычно и обусловливается скоротечность любви. Вы не оторветесь от человека, пока не поймёте его. Вы его поняли - и тем самым человек для вас из субъекта превратился в объект.

   Мы получаем, что первичное отношение является, как правило, непосредственно чувственным отношением, разворачивающимся на фоне существующего сексуального напряжения, стремящегося к разрядке. Следующий этап, когда объект становится доступен, сексуальный огонь поддерживается неразгаданностью объекта, его необычностью для вас. Пресыщение наступает в тот момент, когда объект разгадан и вам больше нечего ждать от него.

   
    - Но вы всє говорите про плотскую любовь. Разве вы не допускаете любви, основанной на единстве идеалов, на духовном сродстве? - сказала дама.
    - Духовное сродство! Единство идеалов!-повторил он, издавая свой звук. - Но в таком случае незачем спать вместе (простите за грубость). А то вследствие единства идеалов люди ложатся спать вместе,- сказал он и нервно засмеялся.

   
Да, именно так, именно вследствие духовного сродства, духовного единства люди и ложатся в постель. И это следующее важное положение, относящееся к врожденному коду любовного отношения. Это обстоятельство говорит о том, что код любовного отношения есть всеобъемлющий код личности, относящийся не только к чувственной, но и духовной стороне, требующий удовлетворения не только чувственного, но и духовного. Эти две стороны - две необходимые составляющие врожденного кода любви. Не может долго продержаться любовное отношение, основанное на чувственности, но точно также невозможно идеальное любовное отношение вне чувственного основания.

   Неоднократно говорилось о том, что системы противоположностей характеризуются тем, что, являясь универсальными, в качестве положенной они имеет одну из сторон, и жизненная история системы состоит в том, что она проходит последовательно все свои фазы, в которых положенность одних сторон  противоположностей сменяется другими.

    - Но позвольте,- сказал адвокат,- факт противоречит тому, что вы говорите. Мы видим, что супружества существуют, что все человечество или большинство его живет брачной жизнью и многие честно проживают продолжительную брачную жизнь.
   Седой господин опять засмеялся.
    - То вы говорите, что брак основывается на любви, когда же я выражаю сомнение в существовании любви, кроме чувственной, вы мне доказываете существование любви тем, что существуют браки. Да брак-то в наше время один обман!
    - Нет-с, позвольте,-сказал адвокат,-я говорю только, что существовали и существуют браки.
    - Существуют. Да только отчего они существуют? Они существовали и существуют у тех людей, которые в браке видят нечто таинственное, таинство, которое обязывает перед богом. У тех они существуют, а у нас их нет. У нас люди женятся, не видя в браке ничего, кроме совокупления, и выходит или обман, или насилие. Когда обман, то это легче переносится. Муж и жена только обманывают людей, что они в единобрачии, а живут в многоженстве и в многомужестве. Это скверно, но еще идет; но когда, как это чаще всего бывает, муж и жена приняли на себя внешнее обязательство жить вместе всю жизнь и со второго месяца уж ненавидят друг друга, желают разойтись и все-таки живут, тогда это выходит тот страшный ад, от которого спиваются, стреляются, убивают и отравляют себя и друг друга,- говорил он все быстрее, не давая никому вставить слова и все больше и больше разгорячаясь. Все молчали. Было неловко.


    Совершенно верно. У любви существуют соответствующие ей критические фазы. Первая, исходная фаза есть фаза чувственного отношения. Выше сказано, что в начале этой фазы, вследствие её доминирования, объекту любви приписываются все возможные и невозможные свойства, приписываемые ему врожденным кодом любви. Но начало брачных отношений, связанное с сексуальной разрядкой, вводит в брачную жизнь своеобразные качели всюду, где врожденные коды субъектов, представляющие собой единство чувственного и духовного, начинают испытываться на духовных весах единства и различия душ и духов двух людей. И там, где есть противоречия в структурах духа и души, там возникают центробежные силы, отталкивающие субъектов друг от друга. С течением времени чувственное отношение всё более ослабляется, душевно-духовные же противоречия всё возрастают, и, соответственно, всё более сильными становятся силы, действующие в направлении разрыва отношений.
   Произведение Толстого как раз и посвящено описанию проявления подобного рода противоречия.

   Следует обратить внимание еще на одну важную сторону дела. Любовное отношение- это отношение, связанное с доминированием ориентировочной реакции. Но постепенно всё это, как правило, уходит, и место ориентировочной реакции замещают стереотипы. Люди приспосабливаются друг к другу, и уже не говорят о любви. Там, где приспособление прошло успешно, где любовные коды каждого из супругов удовлетворяются, люди перестают думать о любви, как не замечают своего здоровья. Супружеские отношения становятся привычными, стереотипными. Здесь уже не говорят о чувствах. Здесь говорят о том, что так и должно быть. "Привычка свыше нам дана, замена счастию она". Но тем тяжелее и трагичнее в этом случае  разрывы, и они являются таковыми именно в силу ломки сложившихся стереотипов жизни.

   05.04.09 г.

 Миниатюры ×
51 Я его всё равно люблю 51
52 Здравствуй, Новый год 52
53 О серийных снах 53
54 Жизнь на потом... 54
55 Весы выгоды 55
56 Кнопка 56
57 Чувство спины 57
58 Цена человеческой жизни 58
59 Национальные особенности 59
60 Обыкновенное дело 60
61 О культуре 61
62 Заглядывая в бездну... 62
63 Перекодировка 63
64 Другой мир 64
65 Байки 65
66 Кем дурак был... 66
67 Туда, сюда... 67
68 Будни бизнеса 68
69 Вода 69
70 О естественной природе человека 70
71 О сущности любви 71
72 Сексуальность и идеальное 72
73 О любви к себе 73
74 Иосиф 74
75 Наши корни 75
76 Книги 76
77 Рассеянность и бессознательное 77
78 Воскресение 78
79 Из "Крейцеровой сонаты" 79
80 Наш общий друг 80
81 Палач 81
82 Короткие миниатюры 82
83 "Ты была убедительна" 83
84 Ординарность 84
85 О предзнаменованиях 85
86 "Враг человечества" 86
87 Друг любимой женщины 87
88 "Петр Великий" 88
89 Тоска 89
90 Развлечения 90
91 Досада 91
92 Приятное воспоминание 92
93 Расстояние 93
94 Дёгкое дыхание 94
95 Биологическое и физическое в человеке 95
96 Природное существо 96
97 Шшакальство 97
98 "У тебя отсутствует..." 98
99 Лапсердаковый дух 99
100 Пошлость 100
×