Марионетки Цивилизация - это мысль.
До тех пор, пока мысли нет, нет и цивилизации. Советский Союз
представлял собой цивилизацию потому, что в основании его была мысль.
Иначе это положение можно сформулировать так: в основании
общественных отношений лежит некоторый закон. Закон, который не открыт,
можно рассматривать в качестве непроизвольной, природной, неосознаваемой
мысли, мысли в себе. Можно сказать, что мысль существует, но она
не открыта. Можно, конечно, говорить о том, что в основании отношений не
лежит никакой мысли, а есть только чувственные отношения,
характеризующиеся некоторым законом. Но мысль и чувство - это разные
вещи. Потому что совсем не в чувстве открываются законы. Напротив, мысль
создает новые чувственные реальности. Чувственная реальность единична.
Мысль всеобща. Цивилизация тем отличается от непосредственной
чувственной реальности, что отношения в ней регулируются не чувственными
отношениями, но мыслью, то есть существующая чувственная реальность
опосредована мыслью. Разумеется, в основании мысли лежит цель -
удовлетворение чувственных потребностей, но это удовлетворение
чувственных потребностей осуществляется не на основе игры
эмоционально-чувственных, инстинктивно-рефлекторных отношений, а на
основе мысли. А чем различаются между собой чувственные отношения
от отношений, определяемых мыслью? Тем, что чувственные отношения носят
индивидуальный и роковой, непроизвольный характер, тогда как мысль -
всеобщий и произвольный. Чувственные отношения не зависят от ума
человека, отношения на основе ума не зависят от чувственных отношений.
Чувства привязаны к индивиду, и мысли, которые высказывает индивид,
привязанный к своему чувству, представляют собой чувственные мысли, а
когда к мысли привязывается чувственный предикат, определяющий её, то
мысль перестает принадлежать себе и выражать себя, она выражает всего
лишь интерес индивида, заявленный в качестве всеобщего закона,
требующего подчинения ему множества частных интересов всех других
индивидов. А так как у других индивидов существуют свои собственные
частные интересы, то естественно, что разные интересы сталкиваются между
собой, порождая бесконечную войну всех против всех, в которой в
конечном счете не оказывается победителей, поскольку любая победа
завершается поражением и приходом новых победителей. И, напротив,
если мы имеем дело с чувством, освященном мыслью, отношения
переворачиваются и становятся всеобщими. Чувство, предикатом которого
является мысль, перестаёт быть индивидуальным чувством, оно превращается
в чувство, определяемое общим законом, задаваемым мыслью. Так что
либо человек подчиняется только собственным чувственным импульсам, либо
его собственные импульсы удовлетворяются на основе подчинения их
всеобщим законам мысли. Когда говорят об элите и народе, то имеют
ввиду, что элита производит мысли, которые народные чувства приводят к
общему знаменателю. В любой социальной системе существуют люди,
для которых их собственные чувства определяют их мысли, которые они
немедленно возносят на уровень идеала бытия. Эти люди немедленно
начинают чувствовать себя учителями человечества. Что-то им не нравится
- и тогда бунт, баррикады. А уж если они обижены, а обижаться они
любят до страсти, то тут и вовсе впору святых выносить, потому что
только самих себя они чувствуют правильными. И так появляются одиночки,
сплачивающиеся в группки, стойкие борцы против существующей общей мысли.
Но очень редко случается, что из этих людей образуется система, в
которой каждый человек дополняет и тем самым усиливает возможности
другого. В качестве такой замечательной группы можно рассматривать
триумвират Ельцина, Гайдара и Чубайса; Ельцина - политика, Гайдара
- теоретика и Чубайса - практика. Каждый из них занимал свою нишу в
общем деле; ни один из них не пересекался с другим. Ельцин, стремящийся
к власти и тыркающийся в разные углы, хватающийся за всё, что только ни
попадет под руку: то он ездит в трамваях, "как простой человек", то
"борется с привилегиями"; стремящийся к популярности, стремящийся
выплыть на вершину власти и получающий бесконечные удары по носу - это
был таран, который никак не мог найти объект, по которому следует
ударить, чтобы достичь своей цели. У него не было пути. Ему нужно было
указать путь. И этот путь указал ему Гайдар.
Гайдар был человек иного типа - это был человек, игравший в
интеллигента. И так как его интеллигентность была игрой, в основании
которой стояло отношение к себе как к существу почти божественному, как
у всей этой молодёжи от элиты, которая инстинктивно уверена в том, что
вся страна лежит у их ног и только и ждет, что они начнут её иметь, то
есть вот такое направление их сексуальной энергии на страну ими владело.
Но так как желание иметь страну у них было, и, как они, и, видимо,
справедливо, полагали, страна им принадлежала, а собственных идей
у них не было, то такая идея ими должна была где-то позаимствована. И
тут они играют роль, какую играет человек после гипнотического внушения:
они высказывают не свои мысли, полагая, что эти мысли принадлежат им.
Это и случилось с Гайдаром. То же, почему Гайдар принял чужие мысли за
свои собственные, обусловливалось отношением к себе как к
исключительности, которое актуализировало его самоуверенность и
тщеславие. Словом, это был полет человека над гнездом кукушки И,
наконец, превосходный Чубайс с лежащим в его основе
сознанием непогрешимости его воли, что исключило для
него возможность каких бы то ни было сомнений в своих дейсвиях. Чубайс -
это своеобразная человеческая машина, в бессознательное которой была
заложена однажды программа, и эта машина следует ей, создавая вокруг
себя реальность в соответствии с программой. Это - машина действия, и
она успешна именно потому, что не знает сомнений. Небезразлично
обратиться к судьбе этой тройки. Первым пал на поле брани Ельцин. В
отличие от окружавшей его молодой поросли - Гайдара и Чубайса- он был
человеком не без совести. А если мы встали на какой-то путь, то нас
начинает нести на себе уже сама ситуация, из которой сложно, если
не невозможно выйти. Ситуация нас несет, мы в ней барахтаемся и
пытаемся прибиться к берегу, потому что ситуация нас не удовлетворяет. И
дело не в том, что она разрушительна для страны, а в том, что она
разрушительна для нас, потому что она не удовлетворяет нашу потребность
в славословии и всеобщей любви к нам, потому что мы не получили то, на
что рассчитывали. Возникает ощущение, что хотел вознестись к
облакам, а попал в омут, в ругань, которую приходится терпеть. И,
основное, возникает чувство неуправляемости ситуацией, от дальнейшего
развития которой ничего хорошего для себя ожидать не приходится. И
Ельцин прячется от самого себя. Он летит в пропасть вместе со страной,
он зажмуривает глаза, он делает перед собой и особенно перед страной
вид, что всё нормально; разрушая страну, он фантазирует, что созидает
её. Но невозможно бесконечно играть, невозможно бесконечно быть
обязанным находиться в игре. Сколь ни любезна сердцу Ельцина игра,
но ведь игра должна подкрепляться положительно. И это было, когда всё
было на словах и в мечтах. Ельцин летел вверх, когда его приветствовали
многотысячные толпы народа, когда в него были влюблены все женщины
страны. Какое прекрасное это было время! И как скоро оно кончилось! А
окончилось оно тотчас, как только от слов и мечтаний перешли к делу. И
теперь нужно было бесконечно выкручиваться, бесконечно спасаться,
занимать деньги у вчерашних врагов, превратившихся в заклятых друзей, и
испытывать ощущение того, как пьедестал, на который вознёс его
народ, рушится под ним. Это было невыносимо для сердца Ельцина, и
пьянство давало только временное спасение от этого чувства. Он мог
продолжать говорить о том, что дал свободу народу, он мог пытаться
убедить себя, что он прав, что его роль в истории страны положительна.
Но его сердце, принимая на себя удары окружающей его разрухи и
невыполненных обещаний, потому что чем дальше, тем больше
реальность становилась прямо противоположной ожидаемой, не выдерживало.
Правда, Ельцину удалось сделать то, что редко кому удается - он соскочил
с подножки власти. Это он сделал. Он сделал то, что требовало от него
его разрушенное сердце. Но и жить он уже не мог, как ни пытался,
потому что его роль в истории была на этом закончена. Расхождение между
надрывом сердца и стремлением к власти было непреодолимо. И он умер. От
разочарования в себе. Потому что не смог, не преодолел. Подобного
же рода разрыв между мечтой и реальностью пришлось пережить и Гайдару.
Каким прекрасным было время борьбы за преобразование экономических
отношений в стране. Как превосходно зацеплялись шестерни импульсов
Гайдара с реальностью. С каким наслаждением он вспоминает впоследствии
своё выступление по телевидению, призывающее народ к защите демократии.
А потом, когда всё уже произошло и наступили будни, оказалось, что мечты
мечтами, а реальность реальностью, и эти две стороны не совпадают.
И вот так оказаться на задворках истории на должности какого-то там
директора экономического института, и увидеть, что вся историческая роль
твоя на этом исчерпана, это для тщеславного человека невыносимо.
Осознавать, что ты оттеснен, выброшен на обочину истории! Осознавать,
что тобой история попользовалась и выбросила как ненужный хлам,
почувствовать себя просто куклой, которую история дергала за ниточки.
Пережить эти свои мечты о своём божественном лике на
небосводе страны, которые так и остались мечтами, он не мог.
Слишком сильным оказался разрыв между мечтой и реальностью. И
Гайдар был убит неудовлетворенным тщеславием. И умер. И совершенно
иная судьба у Чубайса. Параллельность в противоположности судеб Ельцина
и Гайдара с одной стороны и Чубайса с другой светится в
противоположности судеб Раисы Максимовны и Михаила Сергеевича
Горбачёвых. Вознесенная волею судеб на роль первой леди страны, Раиса
Максимовна так и почувствовала себя сразу, что она первая леди страны.
Она отождествилась с этой своей ролью. Но для эта её роль не была всего
лишь ролью. Она и была первая леди. И когда вдруг всё обрушилось,
она перехода из состояния "была всем" и "стала никем", не
могла пережить. У неё не стало условий для существования королевы в ней,
ей было невыносимо стыдно это превращение из настоящей в бывшую.
Возвратиться в прежнюю Раису Максимовну она не могла, потому что натура
её этого возврата не принимала. И она заболела. И никто и ничто не могло
её спасти, потому что умерла в ней королева. И материальная оболочка
королевы должна была разрушиться. И она разрушилась. Совершенно
другое дело - Михаил Сергеевич, который всю жизнь играл какие-то роли и
никогда не был настоящим. По сути, настоящего в нём только того,
пожалуй, и было, что он был трактористом. И так трактористом пожизненно
он и остался. Всё же остальное было нескончаемое разыгрывание им
всевозможных ролей. И поэтому его превращение из настоящего президента в
бывшего никак на нём не отразилось. Он легко приспособился к новым
обстоятельствам. Михаил Сергеевич - пожизненный успешный непробиваемый
приспособленец. Так что у него всё хорошо. И точно также всё
хорошо у Чубайса, практического реализатора преобразований экономических
отношений в стране. Своими действиями он создал экономическую систему, в
которой в качестве специалиста и востребован. Ему не пришлось пережить
ничего из того, что пришлось пережить Ельцину и Гайдару. Вот что значит
быть не мечтателем, а практиком, и заниматься не теорией, не политикой,
а практической деятельностью. Ему не пришлось разочаровываться, во
всяком случае, как-то особенно. Он как играл с начала практической
перестройки экономических отношений видные роли, так и играет, и
всеобщая народная ненависть к нему, всего этого ничто в его глазах, ему
только приятна, поскольку возвышает его в собственных глазах, говоря о
его значимости в процессе "освобождения страны от коммунистического ига"
и подтверждающая его избранность.. Такова судьба
исторических марионеток. Как видим, исторические марионетки
характеризуются отсутствием мысли. Это люди, которые не мыслят, но
веруют в мысль. Веруют же они в те мысли, которые способствуют
удовлетворению их чувства собственной важности. Результатом
их действий не может быть цивилизация, то есть система, отношения в
которой определяются законом, то есть мыслью. Результатом их действий
может быть только система, в которой действуют законы чувственности.
С такого рода системой мы имеем дело и по сегодняшний день.
|
Мысль
Я не скажу, что мне повезло. Просто кто ищет, тот
находит. Просто в одном месте я обнаружил кое-какое
сырье. Местные на него не обращали внимания, я же,
повозившись, нашел технологию, которая превращала его в
востребованный продукт. Тут рядом со мной крутился еще
один парень, знаете, из тех, что ни в городе Иван, ни в
селе Селифан, однако довольно хитрый и вьедливый.
Он все напрашивается мне на роль близкого знакомого, так
что в конце концов я стал его опасаться: ни за что ни
про что продаст. Так что я ковырялся в этом "навозе", а
он всё ходил вокруг да вынюхивал:"А что это ты тут
делаешь?". И откуда он взялся на мою голову? Эти
безмысленные существа хуже всего, как говорится, ни
себе, ни людям, разболтает без всякой пользы для себя.
Я, конечно, что-то такое ему сочиняю, а он в ответ
делает хитрую физиономию: мол, всё ты, брат,
врёшь. Ясное дело, вру. Уж не думаешь ли ты, что я с
тобой правдой поделюсь! С самого начала я
чувствовал, что в этом, я имею ввиду сырье, что-то есть,
что-то можно с ним сделать. И я крутил всё это и так и
этак, и вдруг получилось. И с этим я и вышел на рынок, и
мне даже не пришлось сильно рекламировать, потому что
вещь оказалась в хозяйстве нужная, покупателям
оставалось лишь убедиться, что обмана тут нет. А обмана
тут не было. И тут я понял, что напал на золотую
жилу, и жадность меня обуяла необыкновенная, настолько,
что меня трясло всего. Но вместо радости я
испугался и затаился и впал чуть ли не в шок из страха,
что кто-нибудь узнает, из чего я товар делаю. Или,
может быть, страх на меня напал уже после, когда
первоначальная эйфория прошла, и я стал одумываться.
А вначале я как бы и обрадовался. Уже представил себе,
как наберу этого сырья и буду из него товар
делать, и продавать - чем плохо? Но вот тут-то меня и
подкосила мысль: а ну как разнюхают, а не разнюхать не
могут, поймут, из чего я делаю, ведь проследить за мной
не сложно. Вот и всё кончится. Ладно, что они технологии
не знают, так ведь растащат всё. И не будут знать, что
со всем этим делать, а растащат и будут мне же и
продавать. Так ведь и еще того больше: ведь обязательно
начнут выпытывать, как я перерабатываю сырью. Да еще,
пожалуй, и с насилием, так что я, пожалуй, еще и в раба
превращусь. Словом, такая ситуация, что невольно пришла
мысль: а не бросить ли всё это и жить как жил? А тут еще
эта тварь заявляется и прямо мне в лицо: "Тётка Марья у
тебя вещь купила. А ведь ты её из (называет) сделал. Это
он, значит, теперь по всему посёлку это растреплет.
"Иди-ка ты, -говорю,- подальше" А он мне:"Я-то пойду. А
вот ты понимай". А я и без тебя давно всё понимаю.
Скажем, допустим, я не буду скрываться особенно.
Конечно, сколько-то я заработаю, но что это будет за
заработок. Мигом всё разнесут, да к тому же еще
половину и затопчут. Сижу и рассуждаю себе. Нанять
охрану участка. И тогда я бы мог принанять людей и
организовать свое производство. Но здесь опять-таки: те,
кто охраняет, могут поставить дело таким образом, что
вынудят меня на них работать. Да и в любом случае
будут нападения на участок, потому что всем захочется. А
кончится дело тем, что явится какая-нибудь банда и
подомнёт под себя участок. Словом, получается - как ни
кинь, всюду клин. И тут мне приходит поразительная
мысль. Я вспомнил, как это было в Америке в золотую
лихорадку. Там был закон: застолбил участок, и он твой.
А что во всём этом самое важное: были там представители
государства, которыми обеспечивался закон. И
представители государства даже были как бы и не от
государства, это были люди, которые оплачивались такими,
как я. И я понял, в чем заключается
цивилизация. Существо цивилизации состоит в частном
присвоении средств производства и государственной
охране присвоенного. Государство же оплачивается
теми, кто присвоил средства производства в частную
собственность. Существо цивилизованных отношений состоит
в том, что люди, подобные мне, не воюют друг с другом,
не убивают друг друга, а формулируют общие правила
поведения для нас всех и соглашаются с ними, и для
выполнения этих правил нанимают специальных людей,
которых оплачивают, для того, чтобы ими обеспечивались
эти правила. Если бы у нас было что-то подобное,
то я мог бы не волноваться: я бы зарегистрировал мой
участок, и он был бы уже моей частной собственностью, и
эту частную собственность охраняли бы люди, работу
которых мы, собственники, совместно оплачиваем. И т.о.
возникло бы государство таких, как я. Вот такая
мысль у меня родилась. И когда подобного рода мысли
являются у многих, подобных мне, тогда то и возникает
возможность на основе общей мысли формировать
государство как регулятор экономических отношений. И не
раньше. Там же, где нет мысли, а всеми процессами
управляют эмоции, там не может появиться цивилизация,
там общественные отношения реализуются по тому же самым
закону, по которому формируются животные социальные
системы - закону сильного. |
Государство
А на каком основании строилось современное российское
государство?
Теоретико-экономическое обоснование дал Гайдар. Его
обоснование строилось по принципу маятника на основе
противопоставления государства и экономической
деятельности и представляло собой не рациональное, а
обычное инстинктивное решение вопроса в условиях кризиса
государственного управления экономикой в СССР.
Политическая идеология СССР держалась на принципе
"да"-"нет". Этим она кардинальным образом отличалась от
западной идеологии, которая практикой сегодняшнего
глобального экономического кризиса доказала свою
гибкость, которой обеспечивается стабильное эволюционное
развитие капиталистической экономики. Кризис
потребовал - и государства вмешались в управление
экономикой, государства занялись огосударствлением
кровеносной системы экономики - банковской системы,
которую в первую очередь поразил кризис. Изменятся
условия - и начнётся обратный процесс - приватизации.
Западное мышление можно называть лицемерным и лживым. И
это будет правдой. Но во всяком случае лицемерием и
ложью у них обеспечивается гибкость. Лицемерие и ложь
употребляются потому, что они полезны всюду, где имеют
место социальные отношения, регулируемые частными
интересами. И поэтому западное мышление способно решать
кризисные проблемы не только не разрушая социальную
систему экономических отношений, но укрепляя её.
Гайдар и ему подобные, естественно, не могли мыслить
никак иначе, как только тем способом, который впитали с
молоком матери: применяя принцип "да-нет". Им всего лишь
и нужно было, что поменять в советских "да-нет" местами
"да" и "нет". Не бог весть какая сложная мыслительная
операция. И поэтому естественно, что если в Союзе на
первом месте стояла идеология, то они начали с её
отмены. И если в Союзе экономикой управляло государство,
то единственно эффективным было признано
частное производство, исключающее в него вмешательство
государства. Вместо введения в доминирующую сторону
противоположности элементов другой стороны, остающейся в
качестве снятой, подчиненной, как это сделали бы люди
западного мышления и как это сделали китайцы, чем и был
бы обеспечен эволюционный процесс развития страны, они,
в качестве истинных русских интеллигентов,
руководствовались единственно чувствами, а так как
чувства характеризуются амбивалентностью, формулой
которой является "либо - либо", то они легко
перескочили из веры в одну сторону
противоположности в веру в противоположную сторону
противоположности, каковой и отдались со всеми
своими потрохами. В этом суть всякого
бессознательного инстинктивного движения - переход
на другую сторону противоположности. Теперь под этот
инстинкт оставалось подвести что-нибудь
наукообразное, что Гайдар и сделал в своих
тоже-сочинениях. Теперь эти два кита -
деидеологизацию под именами свободы и демократии и
изменение экономического способа производства нужно было
реализовать. Политический аспект в самой существенной
части реализовал Ельцин. Правда, Ельцин был царем,
он царствовал, и своих собственных мыслей, кроме мысли о
царствовании, у него не было. Но это ничего не меняет,
поскольку для него истинным было всё то, что вело его на
трон, и иных истин он не знал. Он открыл дорогу тем
силам, которые подняли его на свои плечи, преследуя свои
частные интересы. И т.о. и оказалось, что жить по
понятиями - например, понятиям совести, чести - это,
оказывается, дикость, это не цивилизованно; человек
свободен делать всё, что не запрещено законом. Не пойман
- не вор. Вторую часть, экономическую, под сенью трона
реализовал умный Чубайс, и реализовал мастерски,
разумеется, в тандеме с психоидеологическим усилением
посредством воздействия на низменные инстинкты людей:
вот вам ваучеры, и вы становитесь собственниками.
Эта идея всеобщей халявы настолько понравилась народу,
что не успели оглянуться, а от бывшей экономической мощи
страны ничего не осталось: растащили. И никто не защитил
общественную собственность. Каждому хотелось ухватить
кусок для себя. Разумеется,
результатом явилось неслыханное обогащение
меньшинства, обнищание большинства,
государственный долг и всеобщее народное недовольство.
Что, как говорится, и требовалось доказать. Нет, это
всеобщее народное недовольство не было связано с
сожалением, что всё растащили по своим углам, что
уничтожена общественная собственность на
средства производства, а заключалось оно в том, что
большинству ничего не досталось. Что, конечно, обидно.
Так что возмущение большинства ровным счетом ничего не
стоит, потому что за что боролись, на то и напоролись.
Бывшая народная собственность ни за что ни про что
оказалась в частных руках меньшинства, и
рассматривалась частными руками опять-таки как средство
для частного потребления, а не производства, потому что
ведь это меньшинство ничего другого не умело и не хотело
делать, как только потреблять. И, конечно, это
потребляющее меньшинство нужно было защищать. И т.о. и
было порождено государство хрумкающих и хрюкающих
в виде симбиоза собственников и чиновников, снизу
доверху представляющее собой сложнейшую криминальную
сеть.
Так что в современной России нет
цивилизации. Ей просто не откуда взяться. Любые
ростки цивилизации, ростки эффективных производителей
немедленно удушаются криминальной
подпольно-государственной системой как опасное семя для
её существования.
20.03.10 г. |
|