У Достоевского встречаются
единичные рассказы, которые характеризуются тем, что он смотрит на объекты
описания со стороны, не сделал их своими. К таким рассказам относится рассказ
"Кроткая". Сообщение в газете вызвало сильное впечатление у Достоевского, и он
представил себе, как это могло бы происходить. И написал в соответствии с
представлением рассказ. И хотя в рассказе всё логично, рассказ оставляет вас
холодными. Он представляет собой сообщение, подобное сообщениям в газете.
Тогда как явно неправдоподобные описания, сделанные им,
заставляют вас видеть в них правду. Это значит, что писатель прежде, чем писать,
должен сделать материал своим, превратить его в часть себя.
В связи с этим возникает вопрос: как это возможно - превратить
внешний, чужой вам материал в часть себя. И возможно ли это? А если возможно, то
как это делается?
Кажется, что для этого нужно работать с материалом
т.о., чтобы он из внешнего вам объекта превратился в объект внутренний, то есть
осуществить достаточно полное его отражение, а для этого нужно довести его
отражение до такого уровня, чтобы существовала возможность действовать с ним не
как с внешним объектом, а как с объектом, который внутри нас. В этом случае мы
будем знать объект и сможем говорить о нём со знанием дела.
Может быть, так. А, может быть, и нет.
С вечера поставил компьютер на загрузку и лёг спать.
Утром просыпаюсь, продираю глаза, компьютер шумит, и
что я вижу: на компьютерном столе, на куче в порядке беспорядочно разбросанных
бумаг сидят мыши, как у себя дома. Я начинаю соображать, чем бы их прихлопнуть.
Под руками ничего не находится, кроме пакета, в который я складываю ненужные
бумаги. Хлопнуть им. Но я понимаю, что только разворошу порядок лежащих на столе
бумаг, и потом не разберусь, что к чему. Что же делать? Кошка. Тут нужна кошка.
Иду в бабушкину комнату. "Ба, где наша кошка?"- Бабушка показывает на коробку, в
которой лежит кошка. Она только что окотилась. Когда вернулся, мыши, разумеется,
разбежались. Я взял пол-литровую банку, установил её край на рубль и ушел на
работу.
В перерыв пришел домой обедать. В банке сидит мышка.
Своими маленькими ручками она отрывает кусочки бумаги от листов, кладет в рот,
пережёвывает, потом вытаскивает жвачку изо рта, и ручкой бросает на стенку
банки. Стенки банки украшены прилипшими комками мышкиной жвачки.
Надо мышку убить. Убить не могу: она же не виновата,
что кому -то мешает. Она никому не хочет вреда. Она просто живет.
Но и я не виноват в том, что её нужно убить - смотри,
сколько их развелось. Выхожу на крыльцо, вижу Славку. "Слав, я мышь
поймал"-"Давай её сюда"- радостно говорит Славка. Выношу банку с мышью. Славка
вытряхивает мышь на землю, мышь бросается бежать, Славка с наслаждением
подпрыгивает и ногой раздавливает мышь в лепешку. И пока он летит, и подошва его
кроссовок настигает мышь, я чувствую, как мне становится плохо. Совершив подвиг,
Славка оборачивается ко мне. Лицо его сияет от удовольствия. Я иду за совком и
веником, чтобы выбросить то, что осталось от того, что только что было живым.
Бабушка говорит: "На работе не задерживайся, не
забывай, что у тебя сегодня день рождения".- "Да, ба, я только зайду в гараж, и
сразу домой". А дело в том, что в гараже у меня ржавое ни к чему непригодное
ружье, которое каждый раз, как я захожу в гараж, мозолит мне глаза, которое я
всё собираюсь выбросить и никак не соберусь. Поняв, что это может продолжаться
бесконечно, я решил сегодня заставить себя его выбросить, иначе это никогда не
кончится. Возвращаюсь с ружьём домой: выброшу в мусорник.
У магазина Татьяна стоит с какими-то мужиками, как
обычно, чем-то их достаёт. Я надеюсь, что она меня не заметит, но не тут-то
было: увидев меня, бросает мужиков и летит ко мне: "Переставь ящики в магазине,
а то мне неудобно пиво доставать" - "Ты что, считаешь, мне больше нечего
делать?"- спрашиваю я. Она смотрит на меня с недоумением: "А что тебе еще
делать?" Оставляю её с её недоумением. Иду во двор. Выходят две соседки и
критически смотрят на меня, что бы такое сказать, какое замечание сделать. Я
делаю вид, что не вижу их. Не получив удовлетворения, они идут по двору. Между
тем, весь двор заполнен мусором: видно, мусорная машина давно не приезжала. До
мусорника не добраться. Вижу спины удаляющихся соседок и бросаю ружье среди
мусора. Если бы они увидели, что я сделал, крику бы не обобрался: весь двор
замусорили такие как ты и пр. Поэтому я не просто бросаю ружье, а делаю это,
воровато оглядываясь.
И тут мне приходит мысль: а ведь и Татьяна, которая
своего не упустит, и эти соседки, которые позиционируют себя командирами во
дворе, ищут, на ком бы оторваться - всё это люди, у которых доминантой их
поведения является пожирательный рефлекс в той или иной его форме. Я вспоминаю
английское телевидение, которое любит муссировать, как животные пожирают друг
друга. Ну, животные делают это по-необходимости, да и пожирают не себе подобных,
а люди пожирают себе подобных, хотя и не в явном виде, и делают это не столько
по необходимости, сколько ради удовольствия. Человек всё же в этом отношении
более совершенен и изобретателен, чем животные: ведь животные не способны
заставлять работать на себя других животных (а что это, как не форма пожирания),
а человек - способен. Так что у людей инстинкт пожирания достиг "вершин бездны"
своего развития.
Теперь- всё. Иду домой. Поднимаюсь на крыльцо. Как
вкусно пахнет! Вот сегодня я попирую! Захожу на кухню: о, сколько пирогов,
всяческих пирожков, а какое мясо!
Меня поражает мертвая тишина в доме. Я бросаюсь в
комнату. На кровати лежит мама. Я бросаюсь к ней: "Сейчас, мама, сейчас!" Я
смотрю на неё, и вижу её глаза, в которых нет сознания. Она тяжело, прерывисто
глотает воздух. У меня возникает ощущение, что она уже не здесь, а где-то. Комок
подкатывает к горлу, тело словно одеревенело; нужно быстрей, быстрей, но руки не
слушаются, я смотрю на лекарства, и не могу ничего сообразить: голова не
работает. Ведь я же всегда знал, что ей нужно давать во время приступов, где же
моя голова, где...
06.04.10 г.
| Миниатюры | × |
| 251 | 251 |
| 252 | 252 |
| 253 | 253 |
| 254 | 254 |
| 255 | 255 |
| 256 | 256 |
| 257 | 257 |
| 258 | 258 |
| 259 | 259 |
| 260 | 260 |
| 261 | 262 |
| 262 | 262 |
| 263 | 263 |
| 264 | 264 |
| 265 | 265 |
| 266 | 266 |
| 267 | 267 |
| 268 | 268 |
| 269 | 269 |
| 270 | 270 |
| 271 | 271 |
| 272 | 272 |
| 273 | 273 |
| 274 | 274 |
| 275 | 275 |
| 276 | 276 |
| 277 | 277 |
| 278 | 278 |
| 279 | 279 |
| 280 | 280 |
| 281 | 281 |
| 282 | 282 |
| 283 | 283 |
| 284 | 284 |
| 285 | 285 |
| 286 | 286 |
| 287 | 287 |
| 288 | 288 |
| 289 | 289 |
| 290 | 290 |
| 291 | 291 |
| 292 | 292 |
| 293 | 293 |
| 294 | 294 |
| 295 | 295 |
| 296 | 296 |
| 297 | 297 |
| 298 | 298 |
| 299 | 299 |
| 300 | 300 |
| Миниатюры | × |
| 201 "Дурак дураку рознь" | 201 |
| 202 Система с обратной связью | 202 |
| 203 Первый коммунист | 203 |
| 204 Без лица | 204 |
| 205 Путь к свободе... | 205 |
| 206 Философия и логика управления слоями | 206 |
| 207 Другого языка они не понимают | 207 |
| 208 Формулы | 208 |
| 209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос | 209 |
| 210 Мораль | 210 |
| 211 Ошибка Маргарет Тэтчер | 211 |
| 212 Разговор с умным человеком | 212 |
| 213 Случай с Фенькиным | 213 |
| 214 Мы - интеллигенты! | 214 |
| 215 Ответ автору "Иуды" | 215 |
| 216 | 216 |
| 217 | 217 |
| 218 | 218 |
| 219 | 219 |
| 220 | 220 |
| 221 | 221 |
| 222 | 222 |
| 223 | 223 |
| 224 | 224 |
| 225 | 225 |
| 226 | 226 |
| 227 | 227 |
| 228 | 228 |
| 229 | 229 |
| 230 | 230 |
| 231 | 231 |
| 232 | 232 |
| 233 | 233 |
| 234 | 234 |
| 235 | 235 |
| 236 | 236 |
| 237 | 237 |
| 238 | 238 |
| 239 | 239 |
| 240 | 240 |
| 241 | 241 |
| 242 | 242 |
| 243 | 243 |
| 244 | 244 |
| 245 | 245 |
| 246 | 246 |
| 247 | 247 |
| 248 | 248 |
| 249 | 249 |
| 250 | 250 |