Как сказать. Конечно, у смерти проблемы. Но, может быть,
самой смерти это как-то всё равно, она делает своё дело. Как может. Но если
допустить, что "там" всё записано, когда и в какое время вы должны туда явиться,
а вы не являетесь, то это уже, конечно, не порядок, и, опасаюсь, что вам
придётся за это отвечать, за непослушание, уже здесь, на земле.
Нет,
правда, смерть - естественный процесс. Еще не было никого, кто жил бы вечно.
Кажется, что человек с этим не согласен, человек протестует против этого
обстоятельства. Он протестует против того, чтобы превращаться в ничто. И вот
возникает такая коллизия, что там записано, а человек протестует.
А
между тем, человек живёт в двух мирах. Живёт параллельно. Но доминирует в нём
мир физический, и ему представляется, что физическая жизнь - это и есть вся
жизнь.
Но внимательное наблюдение за течением жизни показывает, что это не
так.
Я вспоминаю моё состояние по смерти родителей. Была
противоположность между мною и ими. Я был весь на этой земле, они - там. И хотя
я чувствовал, ощущал связь с ними, тем не менее, это была связь по закону
противопоставления; они могли являться мне только в форме духов. Физическое
ощущение их было невозможно. Они были там, а я - здесь. И угнетал
этот разрыв, эта невозможность связи с ними, поскольку их существование лежало в
одном мире, а моё существование - в другом. Невозможно было пережить это
расставание.
Но время течет, и вот я обнаруживаю, что я уже по грудь,
если не по горло, существую в ином мире. Моя голова еще на земле, но тело моё в
значительной своей части уже под землей. И то ощущение разрыва с родными людьми,
которое приводило меня в отчаяние, оно исчезло. Оно исчезло потому, что я
существую в двух мирах. Я существую там и здесь. И, подобно Льву
Толстому, я постоянно "с вещами", я готов "на выход". Я не знаю, в какой момент
меня позовут. И я должен быть всегда готов к переходу. И исчезло это
ощущение разрыва с родными, потому что я уже там, в той жизни, пусть не полно,
частично.
Если считать, что в конечном счете
сознание, дух управляют телом, то с необходимостью приходим к выводу, что
человек может умереть сам, своей волей, без всякого внешнего насилия над своим
телом. Я думаю, что это возможно. Я думаю, что человек, связанный с двумя
мирами, в какой-то момент ощущает, что наступило его время, и он уходит.
***
Я начал с того, что
у смерти существуют проблемы. У неё действительно существуют проблемы. Смерть
приходит к человеку, а он к ней не готов, он в ужасе, поскольку рассматривает
смерть как неестественное, а жизнь - как вечное состояние. Вся позитивная
материальная деятельность человечества исходит из принципа вечности жизни. И что
же получается?
Смерть пришла, у человека поднялось давление. Звоним в
скорую. Скорая приезжает, делает уколы. Вызываем врача. Покупаем лекарства.
Человек не умирает, но его становится меньше. И так изо дня в день. И человека
становится всё меньше и меньше, покуда от него не остаётся одна материальная
оболочка, мешок с костями, в который вводятся питательные вещества и из которого
выделяется гумус. То, что было когда-то человеком, превратилось в машину по
переработке питательных веществ в отходы. От человека уже давным-давно ничего не
осталось, разве что бесконечное страдание, а его оболочку из "человеколюбия"
поддерживают в живом состоянии, и эта его оболочка всё сжимается и сжимается,
как шагреневая кожа, пока, наконец, от плоти ничего не остаётся, и поддерживать
становится нечего.
Можно было бы сказать, что эта жалость окружающих -
это ни с чем не сравнимая жестокость. Можно сказать, что страх перед смертью
является тем палачом, который проводит человека через все муки ада и превращает
его уход в постыдный, отвратительный фарс.
***
"Весною 1838 года болезненное состояние
восьмидесятичетырехлетнего старика резко ухудшилось. Он пред самой смертью по
настоянию своей племянницы примирился с католической церковью и получил
“отпущение грехов”, чем, в глазах верующих, должен был как бы спасти свою
многогрешную душу от совсем уже готовых ухватить ее когтей дьявола. “Князь
Талейран всю свою жизнь обманывал бога, а пред самой смертью вдруг обманул
сатану”,— таково было чье-то широко распространившееся в те дни суждение об этом
неожиданном, курьезном “примирении” абсолютно ни во что не веровавшего старого
вольтерьянца и насмешливого циника, отлученного некогда от церкви бывшего
епископа отенского, с римским папою и католическою религиею.
17 мая 1838 года король Луи-Филипп со своею сестрой
прибыл проститься с умирающим, который поражал всех совершеннейшим своим
спокойствием и успел даже отпустить Луи-Филиппу коснеющим языком какой-то
изящный царедворческий комплимент.
Спустя несколько часов после королевского визита
князь Талейран скончался. " Е.Тарле
Жора был алкоголик. Однажды в зиму он отморозил ноги, началась гангрена. Врачи
ему сказали, что отрежут ему ноги, но он может "ни о чем не беспокоиться", его
поместят в интернат.
Ночью Жора сбежал из больницы и замерз.
***
Однажды
человек обнаруживает, что ему больше нечего делать на этой земле. У него больше
нет на ней дел. Он физически существует, может быть даже, физически он абсолютно
здоров. Но духовно его с этой материальной жизнью больше ничего не связывает. Он
существует просто потому, что существует его тело. И тогда человек проваливается
в самого себя. Он уходит в своё прошлое, образы которого реанимирует, и живёт в
нём. И всё то в реальности, что заставляет его отвлечься от этой жизни в себе,
вызывает в нём отстранение.
В какое-то время человек начинает
собираться. Собираться домой. "Ты же дома". "Нет, я не дома" Его прошлое
превратилось в его реальность. Его родные, мать, отец, события прошлой его жизни
становятся его реальностью. Он никого не узнает вокруг себя, а если узнает
кого-то, то зовет собой, просит его проводить домой.
Он пребывает в
постоянном беспокойстве, он активен, он собирает вещи, стремится вырваться из
дома и идти туда, к родным. Потому что хотя он и видит свою прошлую реальность
вокруг себя, тем не менее, он чувствует свою отделенность от неё.
И
наконец, когда душа его расстается с телом, на лице его появляется выражение
блаженного успокоения: он достиг берега, к которому так стремился.
17.08.09 г.