на главную страницу

 0268.26 У смерти проблемы

    Как сказать. Конечно, у смерти проблемы. Но, может быть, самой смерти это как-то всё равно, она делает своё дело. Как может. Но если допустить, что "там" всё записано, когда и в какое время вы должны туда явиться, а вы не являетесь, то это уже, конечно, не порядок, и, опасаюсь, что вам придётся за это отвечать, за непослушание, уже здесь, на земле.

   Нет, правда, смерть - естественный процесс. Еще не было никого, кто жил бы вечно. Кажется, что человек с этим не согласен, человек протестует против этого обстоятельства. Он протестует против того, чтобы превращаться в ничто. И вот возникает такая коллизия, что там записано, а человек протестует.

   А между тем, человек живёт в двух мирах. Живёт параллельно. Но доминирует в нём мир физический, и ему представляется, что физическая жизнь - это и есть вся жизнь.

   Но внимательное наблюдение за течением жизни показывает, что это не так.
   Я вспоминаю моё состояние по смерти родителей. Была противоположность между мною и ими. Я был весь на этой земле, они - там. И хотя я чувствовал, ощущал связь с ними, тем не менее, это была связь по закону противопоставления; они могли являться мне только в форме духов. Физическое ощущение их было невозможно. Они были там, а я - здесь. И угнетал этот разрыв, эта невозможность связи с ними, поскольку их существование лежало в одном мире, а моё существование - в другом. Невозможно было пережить это расставание.
   Но время течет, и вот я обнаруживаю, что я уже по грудь, если не по горло, существую в ином мире. Моя голова еще на земле, но тело моё в значительной своей части уже под землей. И то ощущение разрыва с родными людьми, которое приводило меня в отчаяние, оно исчезло. Оно исчезло потому, что я существую в двух мирах. Я существую там и здесь. И, подобно Льву Толстому, я постоянно "с вещами", я готов "на выход". Я не знаю, в какой момент меня позовут. И я должен быть всегда готов к переходу.  И исчезло это ощущение разрыва с родными, потому что я уже там, в той жизни, пусть не полно, частично. 

    Если считать, что в конечном счете сознание, дух управляют телом, то с необходимостью приходим к выводу, что человек может умереть сам, своей волей, без всякого внешнего насилия над своим телом. Я думаю, что это возможно. Я думаю, что человек, связанный с двумя мирами, в какой-то момент ощущает, что наступило его время, и он уходит.

***

    Я начал с того, что у смерти существуют проблемы. У неё действительно существуют проблемы. Смерть приходит к человеку, а он к ней не готов, он в ужасе, поскольку рассматривает смерть как неестественное, а жизнь - как вечное состояние. Вся позитивная материальная деятельность человечества исходит из принципа вечности жизни. И что же получается?

   Смерть пришла, у человека поднялось давление. Звоним в скорую. Скорая приезжает, делает уколы. Вызываем врача. Покупаем лекарства. Человек не умирает, но его становится меньше. И так изо дня в день. И человека становится всё меньше и меньше, покуда от него не остаётся одна материальная оболочка, мешок с костями, в который вводятся питательные вещества и из которого выделяется гумус. То, что было когда-то человеком, превратилось в машину по переработке питательных веществ в отходы. От человека уже давным-давно ничего не осталось, разве что бесконечное страдание, а его оболочку из "человеколюбия" поддерживают в живом состоянии, и эта его оболочка всё сжимается и сжимается, как шагреневая кожа, пока, наконец, от плоти ничего не остаётся, и поддерживать становится нечего.

   Можно было бы сказать, что эта жалость окружающих - это ни с чем не сравнимая жестокость. Можно сказать, что страх перед смертью является тем палачом, который проводит человека через все муки ада и превращает его уход в постыдный, отвратительный  фарс.

***

Безмятежность

    "Весною 1838 года болезненное состояние восьмидесятичетырехлетнего старика резко ухудшилось. Он пред самой смертью по настоянию своей племянницы примирился с католической церковью и получил “отпущение грехов”, чем, в глазах верующих, должен был как бы спасти свою многогрешную душу от совсем уже готовых ухватить ее когтей дьявола. “Князь Талейран всю свою жизнь обманывал бога, а пред самой смертью вдруг обманул сатану”,— таково было чье-то широко распространившееся в те дни суждение об этом неожиданном, курьезном “примирении” абсолютно ни во что не веровавшего старого вольтерьянца и насмешливого циника, отлученного некогда от церкви бывшего епископа отенского, с римским папою и католическою религиею.
    17 мая 1838 года король Луи-Филипп со своею сестрой прибыл проститься с умирающим, который поражал всех совершеннейшим своим спокойствием и успел даже отпустить Луи-Филиппу коснеющим языком какой-то изящный царедворческий комплимент.
    Спустя несколько часов после королевского визита князь Талейран скончался. "  Е.Тарле

Выбор

    Жора был алкоголик. Однажды в зиму он отморозил ноги, началась гангрена. Врачи ему сказали, что отрежут ему ноги, но он может "ни о чем не беспокоиться", его поместят в интернат.
   Ночью Жора сбежал из больницы и замерз.

***

На выход

   Однажды человек обнаруживает, что ему больше нечего делать на этой земле. У него больше нет на ней дел. Он физически существует, может быть даже, физически он абсолютно здоров. Но духовно его с этой материальной жизнью больше ничего не связывает. Он существует просто потому, что существует его тело. И тогда человек проваливается в самого себя. Он уходит в своё прошлое, образы которого реанимирует, и живёт в нём. И всё то в реальности, что заставляет его отвлечься от этой жизни в себе, вызывает в нём отстранение.

   В какое-то время человек начинает собираться. Собираться домой. "Ты же дома". "Нет, я не дома" Его прошлое превратилось в его реальность. Его родные, мать, отец, события прошлой его жизни становятся его реальностью. Он никого не узнает вокруг себя, а если узнает кого-то, то зовет собой, просит его проводить домой.
   Он пребывает в постоянном беспокойстве, он активен, он собирает вещи, стремится вырваться из дома и идти туда, к родным. Потому что хотя он и видит свою прошлую реальность вокруг себя, тем не менее, он чувствует свою отделенность от неё.
   И наконец, когда душа его расстается с телом, на лице его появляется выражение блаженного успокоения: он достиг берега, к которому так стремился.

   17.08.09 г.

 Миниатюры ×
1 Людка приехала 1
2 Квартирный кризис 2
3 Г.Б. 3
4 О десятицентовой любви 4
5 О значении для любви... 5
6 В отсутствие доступа 6
7 Недопонимаю и Анжелика 7
8 Портрет Анжелики... 8
9 В ожидании последствий 9
10 Три миниатюры 10
11 Я и Он 11
12 Эмансипе 12
13 Маргарита 13
14 Ты меня уважаешь? 14
15 Логик 15
16.0 Белые чулки... 15
17.0 Об одном опыте 15
16 О принятии решений 16
17 Семён 17
18 Ночь и день 18
19 Сплетники 19
20 Встреча генерала 20
21 Сбиться с ритма 21
22 Рано или поздно... 22
23 Страх 23
24 Обед для бедных= 24
25 Странный случай 25
26 У смерти проблемы 26
27 Египетская гусыня 27
28 Враг себе? 28
29 О хватательном рефлексе 29
30 В том числе и о подполье 30
31 С ветерком 31
32 Женщины 32
33 Симпатия 33
34 Серая мышь 1 34
35 Серая мышь 2 35
36 Сочинитель 36
37 Родственные отношения 37
38 Публичный театр 38
39 Doppelherz 39
40 Существительное и прилагательное 40
41 Я бедный 41
42 Не понимаешь 42
43 Любимая 43
44 Иваны Федоровичи Шпоньки 44
45 Состояние глупости 45
46 Власть 46
47 Грабли 47
48 Манька и сомалиец 48
49 Разговор со Сталиным 49
50 Любовь как регулятор поведения 50
×