Я заметил, что ситуация повторилась. Как и тогда, в
первый раз я не мог принять рационального решения, то же самое происходит со
мной и на этот раз. Как тогда, в первый раз я принял решение на основе эмоций и,
пожалуй, чувства противоречия, совершенно то же самое происходит снова. И
невольно возникает мысль, что решения могут приниматься на основе рассудка
и на основе чувства. И решения принимаются на основе чувства потому, что "иначе
невозможно", иначе "я потеряю себя", я буду уже не я, то есть на основании
какого-то субъективного ощущения. Причём, всегда, когда я принимаю решения на
основе чувства, я проигрываю. Я действую неправильно, от себя, вместо того,
чтобы слушаться рассудка, и проигрываю. Может быть, это происходит тогда, когда
я похож на котел со сверхдавлением; я неспособен регулировать давление в котле,
поддерживать его на определенном уровне, и получается так, что котел у меня
всякий раз взрывается, и мне приходится всё начинать сначала.
Есть во
всём этом еще одно. Это одно - фантазии. Эти фантазии по своей сути сродни
сексуальным фантазиям, когда в известном состоянии в голове начинают роиться
женские образы совершенно независимо от сознания, словно какая-то кнопка
отключает сознание, и ты оказываешься в иной, чувственной реальности, и
подчиняешься её законам. И в это время делаешь вещи, о которых начинаешь
сожалеть уже очень скоро после того, как сделал, и именно потому, что
оказываешься в новой реальности, гораздо худшей, чем та, в которой ты был до
этого: ты или нежданно-негаданно оказываешься женат, или становишься солдатом
срочной службы, или ввязываешься в драку, в которой у тебя не было никакого
личного интереса и в которой и ты кого-то избил, и тебя избили. Словом,
нехорошо. Но всякий раз после этого ты приходишь в рассудок и начинаешь делать
попытки выбраться из ямы, в которую сам же себя и опустил. Сизифов труд.
От скуки это происходит, что ли; скучно становится, и ты, по известной
русской привычке, всякий раз из ванной вместе с водой выплескиваешь и ребенка.
Что-то тебя держит в твоём плебейском состоянии, потому что всякий раз, когда ты
чувствуешь, что можешь перейти в другое качество, ты сам своими руками
разрушаешь условия этого перехода. Я думаю, это своеобразный закон из числа тех,
согласно которым рабочие воспроизводят детей - рабочих, крестьяне - детей
крестьян, господа - господских детей, и всё это вовсе не потому, что нет
возможностей для изменения, а потому, что это сидит в нас, что "мы сами не
хотим", то есть мы занимаемся самосохранением, "не хотим терять себя."
Расставлял книги и наткнулся на "Основы исследования операций" Г. Вагнера.
Насколько я понимаю, исследование операций представляет собой количественный
аспект принятия решений, тогда как само решение представляет собой качественный
аспект. Само по себе исследование операций, осуществляемое на основе
моделей, позволяет определить веса возможных выборов. Т.к. при этом мы имеем
дело с математическими моделями, которые строются относительно реальных проблем,
то, конечно, возникает вопрос и об истинности самих моделей. Но, разумеется,
любом случае исследование операций является существенным подспорьем при принятии
решений.
И вот тут-то я и задал себе вопрос: а как, за счёт какого
рода механизмов я принимаю решения. Я имею ввиду эти два последних случая.
Раньше я принимал решение, и у меня не возникало даже вопроса о том, правильно я
поступаю или нет. Я знал, что должен так поступить, и обсуждению это не
подлежало. Это выглядело как путь, который передо мной открывался, по которому я
должен идти, или закрывался, и я должен был остановиться. В этом отношении я был
похож на слепца, который при помощи палочки отыскивает дорогу. И только вот в
этих двух последних случаях я стоял и думал, что мне делать. И ничего не мог
придумать. В первом случае я оказался в известной ситуации околосексуального
ослепления. Я уже писал об этом. И когда сейчас смотрю на то, что произошло, я
вижу, что меня в моих действиях вели фантазии. Цепочка-то принятия решения
прозрачно ясная и вся дорога выложена моими фантазиями. И эти фантазии были
вызваны наступившим летом. За этой фантазией стояла другая фантазия,
вынашиваемая мной еще с зимы, совершенно глупая и ничтожная фантазия, которая и
была внезапно перебита другой. Тогда, увидев машину, я подумал, что хорошо бы на
ней поехать на море. Я подумал, как это удобно: нет никаких хозяев, ты не
привязан к определенному месту. Разумеется, с тех пор цены на бензин так
взлетели, что поездка к морю на машине превратилась в мечту, но машина уже
на руках, и, как не любимая жена, требует за собой ухода. Нужен мне этот хомут?
Нет, не нужен. То есть душа заниматься ею у меня не лежит. Мне некуда на ней
ездить. Вот вся загвоздка в том, что "душа не лежит". То есть была мечта, как
это всё будет красиво и замечательно, съездить на море. Т.о., как я
принимал решение? Мне просто почудилось, что хорошо бы смотаться на море, и
сумма денег на руках была. И вот это мне нравится больше всего: спустил деньги
не просто за фу фу, а еще и за то, чтобы эта железка мне о себе напоминала.
Но меня еще больше смешит зимняя мечта, которую я осуществлю. Опять спущу
какое-то количество денег, и тут я уж точно знаю, что результат будет
отрицательный. Тогда зачем, для чего я это делаю? Почему просто не поехать на
море, как это делают все нормальные люди? - Потому что это скучно. Скууучно! Не
хочу. Но ведь делаю вещь бессмысленную. Для чего? Для того, чтобы убедиться, что
она бессмысленна.
Вывод:
Речь шла о принятии решения в условиях равновесия "за" и "против",
причём, "за" выступает импульс, "против" - рассудок, либо наоборот. Значит, если
есть это ощущение равновесия, то следует принимать консервативное решение в
пользу существующего положения вещей. Решение, направленное на изменение
ситуации, должно приниматься тогда, когда рассудок и импульс соответствуют друг
другу, то есть рассудок даёт средства для позитивной реализации импульса,
исключающие провалы.
Иногда с принятием решений связывают возможность
обратного действия, возврата в исходную точку.. Однако в настоящем случае
имеется ввиду качественный скачок, переход в иную реальность, скачок,
исключающий возможность обратного действия и всегда беременный как переходом "на
высшую стадию", так и провалом в низшую.
Связь между возможностью
обратного действия и качественного скачка связана с величиной совершаемого нами
шага. Всегда шаг может быть минимизирован т.о., что возможно обратное действие,
связанное с возвратом к предыдущему шагу. Тогда последовательность таких шагов
ведет к контролируемому и постепенному переходу в иное качество. Тогда как
крупный шаг имеет ввиду скачок, бросок "на другой берег" в надежде, что удастся
закрепиться на нём.
27.07.08 г.