на главную страницу

0268.39 Doppelherz

Дарственная

   Открывается дверь и на пороге является женщина внушительного вида и решительной внешности. Она секунду оценивающе смотрит на меня и шумно входит в прихожую. "Здорово!" - говорит она  и в знак приветствия стучит своим лбом о мой. Я несколько удивлен такой формой приветствия, но для человека, который по жизни привык бодаться, это, наверное, нормально.
   Проходим в комнату. Женщина садится за  стол: "Я сяду у стола, поскольку привыкла сидеть за столом, ты можешь сидеть там, где сидишь - говорит она, видя, что я уселся на кровати. Впрочем, другого выбора и не было, потому что в комнате был всего один стул.
   "Будем жить вместе - огорошивает  женщина и, видя мой удивленный взгляд,  поясняет: "Во мне скопилось много нежности". Видя, что моё недоумение не проходит, женщина, чтобы убрать возможные недоумения, добавляет: "Ведь мне больше ничего не надо. У меня всё есть. У меня есть работа, деньги, квартира.  Единственное, что мне нужно, это о ком-то заботиться. А ведь ты гусар. Я подумала, что ты из всех моих бывших мужчин лучший" -"Не пугай" - говорю я. Женщина осеклась на секунду, буравя меня глазами, между бровями её обозначаются продольные полоски и она решительно говорит: "Всё равно мы будем жить вместе" - "Не морочь голову" -говорю я. Женщина: "Всё равно мы будем вместе, не в этой, так в  следующей жизни" - "Ты в это веришь?"- усмехаюсь я. Она смотрит на меня в недоумении - для неё удобное решение вопроса о жизни и смерти решено и подписано.
    "Я до недавних пор жила с Володей. Умнейший мужчина, заслуженный человек, бывший разведчик, где только он не был. С ним было интересно разговаривать. Но - пил. И чем дальше, тем больше. И, кроме того, он больной человек, и ему становится всё хуже. За ним уход нужен. Так что совместная жизнь с ним стала невозможной, и мне пришлось расстаться с ним." У меня мелькает мысль: а ты не  изменилась: избавляешься от тех, кто становится не нужен.

   "Рассказывай, что у тебя". Я рассказываю. "Ну, это не у тебя одного. Я смотрю, везде одно и то же. Родственные отношения - это тяжелый случай. Я любила сестру, и на многое закрывала глаза, мимо многого проходила мимо. Для того, чтобы увидеть реальность как она есть, нужны условия.
   На свете нет ничего выше справедливости. У нас в коммуналке освободилась третья комната. Но у меня уже есть две по 22 метра, в одной живет сын, в другой - я. И я решила присоединить третью комнату с тем, чтобы затем её продать и купить  квартиру Володе, чтобы он не мозолил каждый день глаза. Но для этого нужно, чтобы был еще кто-то. И я решила прописать к себе мать, потому что ей де жить негде, для доказательства чего мать оформила дарственную на свой  дом в деревне, где она живет,  на сестру. Но потом цены на квартиры взлетели так, что за те деньги,  которые я могла бы выручить за  комнату, ничего купить стало невозможно, зато оказалось, что у сестры на дом  дарственная, а у меня ничего. Сестра говорит: "Что, мол, мы же родственники, что я, с сестрой не поделюсь?" Слышишь, это она со мной поделиться собралась, т.ск., на тебе с барского плеча. А сама изменилась, зазнаваться стала. Я пошла к адвокату. Адвокат говорит: "Раз есть дарственная, ничего сделать нельзя". А мать в сторону сестры смотрит. Сестра ближе ей. Сестра в её породу пошла, а я - в породу отца. Но я всё-таки  нашла  адвоката. Что значит умная женщина; она сказала: "Есть такое понятие - ничтожная сделка. То есть сделка, которая никогда не осуществлялась". Я всё это оформила, и на суде в течение десяти минут всё решилось, дарственную аннулировали. Теперь мы с сестрой - и не враги, и не друзья, а так. Разделили дом и участок пополам, и она теперь  устраивает мне мелкие пакости на моём участке. Вот тебе и родственники, и сестры. У меня открылись на неё глаза, я увидела в ней всё, чего раньше не замечала, и я ей в письме всё описала, какая она подлая,  как она своего мужа Виктора свела в могилу, как сейчас тиранит мужа дочери. Ты же помнишь, в городе раньше она с Виктором  жила в коммуналке.  Виктор, пока был жив, всё там обустроил, все удобства. И теперь она живет со свекровью. Нашла себе мальчика на десять лет младше себя, и водит его. Я понимаю, молодая женщина, ей нужно, но не до такой же степени, чтобы на глазах свекрови." - "Деньги прилипают к рукам.- говорю я. - Ты честный человек и порядочный, пока денег у тебя в руках нет.  Когда они оказываются в руках, человек изменяется, он не может, не в силах от них отказаться. Так и с дарственной. Так что  поведение сестры вполне естественно. От того, что становится "моим", сложно отказаться"-"Да, это мне наказание за мой грех с комнатой.

Маски

    Толик Милькевич мой лучший друг. Толик замечательный человек. Толик очень доброжелательный человек. Взгляд его всегда ласков и дружелюбен. Толик не конфликтен. Если ему что-то не нравится, то это выражается у него в досаде, а не в злости. Это у него как небольшая тучка, даже не тучка, а облачко. Облачко прошло - и снова его взгляд ясен и дружелюбен.
   Толик очень хороший человек. И он собирает вокруг себя людей. В очередной летний сезон Толик говорит: "Мужики, едем дикарями на море, в Геленджик. Возьмём палатки, я знаю отличные места. Заодно и деду поможем пристройку закончить. А Толик сам, оказывается,  из Геленджика.  Поехали мы на море. Всё очень классно. Палатки, море  плещется, рядом еще палатки. По утрам девицы в голом виде, в смысле, без ничего принимают утренние солнечные ванны, не обращая на нас внимания, и делают физкультуру в таком же виде и тоже не обращая на нас внимания. Словом, всё очень хорошо. И, конечно, заодно мы и деду Милькевича помогли закончить пристройку к дому.

О кулаках

    -Русский человек - свободный человек. Он не станет копеечничать и жаться. Да он, если тебе нужно, с себя последнюю рубашку снимет и тебе отдаст. Но, конечно, если ему что-то нужно, он придет к тебе в полной уверенности, что ты по отношению к нему поступишь так же, как он поступает к тебе. Знаешь, вот это чувство русской общины, общности, свободы. И чем беднее человек, тем сильнее у него развито это чувство. Но и наоборот, если уж он примет в себя идею, то тут его ничем не собьёшь. Одно слово - человек крайностей, человек страсти. И когда появляется у него страсть к деньгам, то тут уж только держись.
    Женщина: -Сейчас начали документы поднимать, и видят, что к чему. И пошла литература. Многие пишут.
    Помнишь, как во времена Ельцина вопили: кулак - труженик, а бедняк - бездельник. Этакий нимб святоши вокруг кулака сформировали. А ведь ничего этого на самом деле не было. После революции многие крестьяне, в том числе и на стороне революции воевавшие, ударились в работу и разбогатели. Знаешь, эта страсть: кровью блевать буду, а разбогатею. И человек уже оторваться от этого не может, потому что деньги - это, прежде всего, свобода, ну, правда, если ты не превращаешься в придаток денег, вот ведь в чём заковыка и подлость заключается. Человек стремится к деньгам как средству своей самореализации, но деньги, в свою очередь, смотрят на человека как средство собственного роста,  то есть самореализации себя. И тогда возникает вопрос: как обеспечить баланс между этими двумя противоположными сторонами и вообще, возможно ли это. Потому что существует требование единства жизни. Жизнь, связанная с деланием денег, и жизнь, связанная с реализацией свободы своей левой ноги - это принципиально разные вещи, каждая из которых требует для себя противоположных жизненных установок. Для того, чтобы заниматься самореализацией, нужно, чтобы уже были деньги. Существует только одно исключение из этого правила: когда самореализация человеком себя как раз и заключается в делании денег, в этом случае цель и средство совпадают. А так здесь таится глубокое противоречие. А так как русский человек хочет всё "здесь и сейчас", то чаще всего оказывается, что с деланием денег у него не очень, а вот с умением их славно потратить - это он всякого научит. Так что, конечно, ему желательно, чтобы источник денег у него существовал.  В своё время крепостное право было тем механизмом, которое обеспечивало представителей правящего класса  деньгами и позволяло им заниматься самореализацией, какой бы она ни была. С отменой крепостного права этот механизм был разрушен, и тогдашняя дворянская установка на самореализацию, а не на делание денег, должна была вести и вела к разорению дворянства

    -Вся жизнь, всё  существование человека начинает сводиться к этому. С одной стороны, человек понимает, что деньги - это средство свободы, и он стремится овладеть деньгами. А вместо этого деньги, как правило, овладевают им.
    И вот человек чувствует, как логика денег подсказывает средства их увеличения, как возникает неудержимая страсть, любовь к своей собственной собственности, то есть к частной собственности. Но это на одной стороне. А на другой стороне - крестьянская община с её вековечным укладом ведра водки на деревню. На одной стороне - страсть к собственности, а на другой стороне - простое человеческое желание жить. И возникает расслоение. А как оно возникает? Это, знаешь, как в триггере: для того, чтобы могла возникнуть крайность на одной стороне, этому должна поспособствовать крайность другой стороны. Да ведь это относится не только к крестьянству, это - общеисторический процесс формирования классов, формирования противоположностей. Если, скажем, все равны, все имеют какие-никакие средства производства, то это равновесие обязательно нарушится, обязательно произойдет то, что происходит исторически: одни, по доброте душевной, по христианскому сердцу последнюю рубаху с себя снимут и соседу отдадут, но вот уже то самое, что человек с себя последнюю рубаху снимает из доброты сердечной, как раз в этом он и найдёт своё наказание, потому что этот импульс не может существовать сам по себе. но предполагает противоположный импульс, идущий от того. кто хочет иметь  рубаху. В результате этого человек, который первоначально выступает в качестве проводника, превращается в  полупроводник, и всё множество людей из проводников превращаются в полупроводники в том смысле, что одни отдают, а другие берут.
   Итак, если есть люди, готовые снять с себя последнюю рубаху, есть полупроводники этого рода, то, конечно, существуют и полупроводники противоположного рода, которые напротив, настроены на то, чтобы принимать, а не отдавать. Т.о. мы и получаем развитие систем, таких, что одни из них производят энергию "с избытком" и передают её другим. Тогда как энергия других направлена на то, чтобы иметь отрицательный энергетический потенциал, втягивающий в себя любую положительную энергию. И, конечно, здесь, в этих отношениях возникает ситуация взаимоотношения многих потенциалов, разных по силе, вытесняющих большинство в число доноров.
    Поэтому если кто-то ослаб, кто-то просит о помощи, то в этом его положении есть два выхода. Вы можете действительно помочь ему восстановить равновесие. И если бы это отношение было законом, то этим была бы обусловлена тенденция на тождество всех элементов системы. Ведь если вы помогаете другому, то это как бы предполагает, что вы в лучшем положении, чем другой, и это психологически вас возвышает. Но ведь на самом деле это совсем не обязательно. В любом случае, помогая другому, вы на соответствующую величину ослабляете себя и тем самым усредняетесь. Во всяком случае, такова рассудочная логика. Когда вы помогаете другому, не вы, а другой становится вашей целью, тогда как вам остаётся только внутреннее удовлетворение вашими действиями. Значит, здесь вопрос о векторе, которым вы руководствуетесь. Являетесь вы целью себя или же вашей целью является другой. Здесь вообще действуют два противоположных вектора: один вектор направлен на понижение окружающего до уровня себя. Если я получаю 100 руб., а ты 200, то ты - неправильный человек, потому что ты должен получать не больше, чем я. Противоположная тенденция - быть лучше. Если я получаю 100 руб, а ты -200, то я должен сделать так, чтобы я получал 300 рублей или ты - 50 руб.

   Как поступает кулак, трудяга, человек, который сколотил своё благосостояние своим потом? Какова  его психология? Когда его просят о помощи, ему не жалко помочь, ему не жалко зерна, не жалко лошади, ему жалко своего труда, который он затратил на приобретение зерна и лошади. Он не может просто ради красивых глаз, "из человечности" дать зерно и лошадь, потому что всё это часть его самого - его труда, который он не хотел расходовать, но расходовал для того, чтобы иметь. Отсюда и возникает это кулацкое выражение: бедняк - бездельник. Ведь тогда, когда бедняк работал, чтобы жить, кулак жил, чтобы работать. То есть он ущемлял себя. И поэтому обмен, который он производит, это не обмен количества зерна на количество зерна, но он производит обмен труда на труд. Для человека своя рубаха ближе к телу, цену своего труда он чувствует, цену чужого труда он не чувствует. И он, будучи человеком отзывчивым и в душе даже ласковым, он, подобно Милькевичу, говорит: "Да что так, соседушка, все мы христиане, все человеки, вот тебе зерно, вот тебе лошадка в аренду, а мне ничего не нужно, вот только поможешь мне там-то и там-то". И вот тут то и возникает вопрос: а как, какой мерой можно измерить труд, которого стоил мешок зерна кулаку и тот труд, который кулак может за него взять? То есть какого количества труда  стоил мешок зерна кулаку и какого количества труда он будет стоит крестьянину? А это то количество труда, на которое готов пойти нуждающийся мужик. А если у мужика дома есть нечего, то выбор у него невелик. Значит, обмен труда - это дело соглашения. Это отношение между вещью потребления и тем количеством труда, которое человек готов отдать за неё, и никакой иной меры здесь нет. Значит, это отношение - человеческое, субъективное, не имеющее никакого отношения к тому. что называют справедливостью или эквивалентным обменом одного количества труда на другое такое же количество труда. Кулак, который снабжает мужика зерном, спасает мужика и его семью от голодной смерти. И мужик на весах сделки ставит количество труда, которое от него потребует кулак, и собственную жизнь и смерть. Значит, цена труда мешка зерна для кулака и цена труда мешка зерна для крестьянина разная. Кулак получает возможность присвоения большего количества труда. 
   С каким отношением в данном случае мы сталкиваемся? Кулак затрачивает труд, и получает вещь, которая крестьянину необходима, но которой у крестьянина нет. И крестьянин продает за эту жизненно необходимую вещь то количество труда, которое кулак у него запрашивает. Значит, вопрос в том, чтобы иметь вещь, в которой нуждаются. И цена этой вещи измеряется степенью потребности человека в ней.

    Для крестьянина, который из зажиточного превращается в кулака, изменяется качество его труда, который превращается из физического в умственный.. Труд крестьянина, который был делом частным и общественная связь его в качестве индивидуального производителя выражалась единственно через рынок,  теперь его труд превращается в общественный в том смысле, что умственный труд кулака направлен не только на удовлетворение собственных потребностей, но и на воспроизводство основного условия его существования  – рынка рабочей силы. При этом критерием и целью общественного труда кулака является не общественное благо, а частное, личное его благо как предпринимателя. И тут мы от кулака переходим к общему понятию капиталистического предпринимательства.

   Перед кулаком возникает вопрос об увеличении класса людей, которые нуждаются в его помощи, о соблазнении их кредитами в виде зерна и т.п.
    Кулаки могут между собой договориться о цене, по которой будут выдавать кредиты бедняку в виде зерна, сельхозорудий и пр.. Но здесь же сразу же как раз и возникает момент двойственности явного и тайного. Возможность тайного договора, когда кулак  крестьянином будет осуществлять сделки по меньшей цене с целью привлечения большего количества рабочей силы. Это с одной стороны. Договор будет выполняться лишь в той мере, в какой количество сделок с крестьянами среди кулаков будет примерно одинаково в удельном отношении. В противном случае возникнут сначала неявные, а затем и явные нарушения договора и борьба за рабочую силу.

Что-то в этом ключе мы беседуем с женщиной. И я как-то забыл об одной вещи, которую давно знал за ней. А когда забываешь, и эта вещь является, то внезапно обнаруживается, что при всей видимости общности мыслей речь идёт всё-таки об очень разных вещах 

Мясо

   -Вот перед тобой кусок мяса. А как ты узнаешь, что оно живое?
   -Очень просто. Я подведу к нему два провода и дам импульс тока. И можно будет фиксировать мгновенное сокращение мышечных волокон.
   -Да брось.
   -Вот тебе и "да брось" Отрежь у рыбы голову и начни её чистить - она начнёт биться. Это - живое мясо, у него хватает еще своего электричества, чтобы вызвать сокращения мышц. При этом никакого разума  уже нет, а есть простой механизм, механика, присущая ткани.
   -Ладно, к чему ты это?
   -То же самое и у людей. Ты надеешься в их словах услышать что-нибудь разумное, и обнаруживаешь, что в основании всей их разумности лежит рефлекс. Есть старый анекдот. Привели к психологу человека и сказали, что человек подсел на сексуальной почве. Психиатр показывает человеку картину, на котором нарисован дом, и спрашивает: "Что это?"-"Дом. А в доме е...я". Психолог показывает картину, на которой нарисован куст. "Что это?" -"Куст. А за кустом е...я" И т.д. Мы сталкиваемся с множеством людей, зацикленных на чем-то. Один зациклен на своём дворянстве, другой - на крестьянстве, третий - еще на чём-то. И оказывается, что все рассуждения человека оказываются вырастающими из одного корня - что он дворянин, крестьянин и т.п. Человек не видит себя как человека, но видит себя как свою частность.
   Как правило, среди трёх десятков людей найдется человек, зацикленный на своей национальности как чем-то исключительном. Армянин, еврей, немец, кто угодно, вдруг видит в своей национальности что-то высшее, и начинает носиться с этим, как баран с писаной торбой.
   Женщина: -Даже птички одной породы садятся на одном кусте  вместе, а не с птицами другой породы. Государства организуются по национальному признаку. Поезжай на Кавказ. Там тебе не позволят смотреть на кавказскую женщину.
    - Это то же самое, что среди подростков в городе: если ты появишься на чужой улице, тебя побьют. Или собаки одной территории отгоняющие чужих собак. Это общий закон: деление на своих и чужих.
   Женщина:- И ты что же, станешь отрицать действие этого закона? Разве непонятно, что это - вопрос, связанный с выживанием нации, как и вообще с выживанием - индивида, вида, рода... На этом механизме держится вся животная природа. Тебе что, мало опыта Сербии с её Косово? Когда одна нация вытесняет другую нацию с её территории?! Или тебе мало Франции, Англии, Штатов? Когда пришельцы, варвары, набравшись культуры у более развитой титульной нации,  постепенно начинают её вытеснять? Ведь это мировая тенденция: приходят варвары и вытесняют культурную нацию. Тебе мало Римской империи? Потому я и говорю: Россия - для русских. Ты обрати внимание на национализм, который расцвёл пышным цветом после распада Союза - на национализм прибалтов, украинцев, грузин. Но всё это - государственный национализм. А как выглядит этот инстинкт у массового индивида? В Союзе мы жили как бы в коммунальной квартире, все со всеми, все друг другу помогали. А что сейчас видим? - вытеснение русских из бывших республик. Много русских сравнительно с периодом СССР ты найдешь в Азербайджане, в той же Чечне? Русских отовсюду вытесняют. И как должны реагировать на это русские?
   -Как ты полагаешь, человек выше животного или равен ему? Вообще в животном, называемом человеком, что является доминирующим, первым - человеческое или животное? Если животное, если инстинкт, если отношения регулируются инстинктом, если в основании отношений лежит инстинкт и если существование человека заключается в удовлетворении его животного инстинкта, то отношения между людьми могут регулироваться инстинктивными отношениями, в том числе и инстинктом исключительности национальности. Если же в человеке ведущей стороной является человек, то доминантой в поведении человека должен быть рассудок, а не инстинкт, то есть не инстинкт должен формировать рассудок, а рассудок должен формировать инстинкт. Что такое инстинкт, в какой бы форме он ни проявлялся - национальной или какой-то иной - это тот ненасытный желудок, который требует своего бесконечного удовлетворения, это тот камень, который, однажды будучи сдвинут с места, летит в пропасть, увлекая за собой другие камни. Возникает источник войны всех против всех, источник взаимного уничтожения, когда национализму одной нации противостоит национализм другой нации и т.д.
    Всегда существует опасность актуализации инстинктов. Так или иначе, то, что человек - животное - этого не вычеркнешь. Но  ненависть, которая порождается инстинктами, утишается стремлением человека к самосохранению. Вот ты говоришь: "Россия для русских". Это ты мне говоришь, в приватном разговоре. Ты как самовар, в котором собирается пар и в котором возникает давление, от которого прежде всего плохо самой тебе, и вот ты пытаешься в приватных разговорах выпускать пар, который скапливается в тебе, на других, пытаясь заразить той болезнью, которая больна сама. Болезнь же эта заключается не в том, что межнациональные отношения подлежат регулировке, а в том, чтобы не превращать болезнь в страсть, которая существует не как одна из закономерностей, регулирующих отношения между людьми, не как средство, но как вещь, которая существует сама для себя и имеет целью удовлетворение себя в ущерб окружающим, когда целью становится не изменение обстоятельств, но удовлетворение чувства, которое, как известно, никогда не способно насытится. Ведь то, что ты говоришь, на самом деле это кухонные разговоры, и больше ничего.
   Женщина: -Ничего себе, кухонные разговоры. Меня в ФСБ вызывали, и там предупредили: вы боритесь с ними, но другими методами.

   И тут, наконец, у женщины вылетает всегдашнее, неразрывное с людьми этого типа: "Ты посмотри, где их нет? Возьми кафедру. Кто на ней? Они. Ватин -еврей. Тищенко- еврей. Алла Христофоровна - еврейка. Гильман, Штомпель -  и говорить нечего. Да везде они. Всюду они. Ельцин - еврей, на самом деле он - Эльцин, Путин - еврей, Медведев -  на самом деле Мендельсон. Везде, везде одни евреи. Но я удержалась. Они не смогли ничего со мной сделать. А почему? Потому что - ум, сила ума. Кто еще? Подходите. Никого не боюсь, всех выдержу".

   Я смотрю на женщину. Она вся словно горит, словно пламя вокруг неё. А ведь когда звонила, жаловалась: "Если бы ты знал, как мне плохо"
   -Эк тебя разобрало,- говорю я. - Это у тебя столько энергии от Doppelhеrzа.

   29.11.08 г.

 Миниатюры ×
1 Людка приехала 1
2 Квартирный кризис 2
3 Г.Б. 3
4 О десятицентовой любви 4
5 О значении для любви... 5
6 В отсутствие доступа 6
7 Недопонимаю и Анжелика 7
8 Портрет Анжелики... 8
9 В ожидании последствий 9
10 Три миниатюры 10
11 Я и Он 11
12 Эмансипе 12
13 Маргарита 13
14 Ты меня уважаешь? 14
15 Логик 15
16.0 Белые чулки... 15
17.0 Об одном опыте 15
16 О принятии решений 16
17 Семён 17
18 Ночь и день 18
19 Сплетники 19
20 Встреча генерала 20
21 Сбиться с ритма 21
22 Рано или поздно... 22
23 Страх 23
24 Обед для бедных= 24
25 Странный случай 25
26 У смерти проблемы 26
27 Египетская гусыня 27
28 Враг себе? 28
29 О хватательном рефлексе 29
30 В том числе и о подполье 30
31 С ветерком 31
32 Женщины 32
33 Симпатия 33
34 Серая мышь 1 34
35 Серая мышь 2 35
36 Сочинитель 36
37 Родственные отношения 37
38 Публичный театр 38
39 Doppelherz 39
40 Существительное и прилагательное 40
41 Я бедный 41
42 Не понимаешь 42
43 Любимая 43
44 Иваны Федоровичи Шпоньки 44
45 Состояние глупости 45
46 Власть 46
47 Грабли 47
48 Манька и сомалиец 48
49 Разговор со Сталиным 49
50 Любовь как регулятор поведения 50
×