Президент России Медведев издал проект закона, по которому
председателя конституционного суда станут не выбирать, а назначать по
представлению президента.
Вот она, государственная натура российского человека, по обычаю
своему начинающая во здравие, а кончающая за упокой, если иметь ввиду,
сколько криков было о демократии и сколько движений было сделано ради неё.
Разумеется, умные люди и тогда знали, что чего стоит, и всё оказалось в руках
у них, а у остальных осталось "право говорить о правах человека"
( выражение Жванецкого).
С одной стороны,
непомерное стремление к чуду, стремление видеть его там, где и конь не валялся.
И при этом впадать в безмерную восторженность, причем, не в какую-н. частную, а
в полную, в восторженность без ограничений, до конца. Попал в Европу -
полный, безмерный восторг от Европы, полная преданность Европе. Попал в Америку
- и того больше. И всё это сверху донизу, причем, чем ниже, тем хуже.
Поступил работать на фирму - и вот уже на себя не похож, уже другой человек,
причастившийся чужих даров и предавшийся им. И уже в каком-то костюме, в котором
смотрится как манекен для костюма, и уже ходит, подражая кому-то, и говорит
другим голосом. А через неделю сам с фирмы ушел, за неспособностью. Чуда не
получилось. Поступил работать к армянам. Не нахвалится. Где - то у них пролетел:
настроение меняется на противоположное. Корабль без руля и без ветрил. Но
весь вектор души направлен на одно: чуда, чуда хочу. А если перевести на
обыденный язык: хочу халявы. Хочу всего, что есть у других, но так, чтобы не
работать. А результат, естественно, прямо противоположный - всю жизнь пашет как
лошадь и ничего не имеет. Это потому, что телега впереди лошади, стремление к
чуду впереди работы по созданию чуда. А если ты свои проблемы, связанные с
желанием чуда, сам не решаешь, то за тебя их решают другие, но уже совсем не
так, как тебе этого хотелось бы.
В душе русского человек живет как бы
два человека: один человек - свободный и независимый от всего. И другой человек
- слуга-начальник. Однако человек свободный и независимый в нём существует
постольку, поскольку он не связан с властью. Предавшись власти, он из свободного
и независимого превращается в слугу-начальника. Он становится слугой для того,
чтобы быть начальством. И на этом психологическом принципе русской натуры
основана вся государственная власть в России. Поэтому в России два класса: народ
и власть. К народу относятся все те, кто никак не связан с властью, то есть те,
кто находится в самом низу, потому что власть не терпит народа как носителя
свободы и независимости и вытесняет его из своей среды. Государственная власть
снизу доверху - это психология слуги и господина. Приобщение к этому царству
рассматривается как высшая, идеальнейшая цель жизни, ибо в этом отношении
выражается принцип незамутненной свободы от наличия какого бы там ни было своего
ума, и в этом видится общее, реализованное в действительности, а не только что в
фантазии, чудо: ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак. Великая формула
иерархических систем.
Но - натура. А против натуры не
попрёшь. Но натура натурой, у тебя есть натура, но ведь и у меня есть такая же
натура. И если ты побывал в какой-н. там Франции и насмотрелся на их кладбища, в
которых камень и больше ничего, а ты впал в восторг, поскольку тебе всё, что не
твоё - чудо, а всё, что твоё - это мерзость, так что ты и самого себя внутри
себя ощущаешь как мерзость, и, в качестве мерзавца, предаёшься "высшей идее"
хотя бы и в лице Франции, то, конечно, и все твои высокие реакции - это реакции
мерзавца, и реакция на кладбище, состоящее из голого камня, немедленно
переносится тобой как высшее достижение "цивилизованного человечества" на
русскую почву. Потому что в лице Франции мерзавцу стыдно быть русским, он
стремится избавиться у себя на родине от всякого русского духа, и вот уже
русские уютные кладбища переделываются на "хранцузский лад", и иначе не может
быть у слуги, потому что слуга не может существовать без господина, а господином
не может быть такой же, как он сам.
Но вот что ты станешь делать с
натурой?! Можешь открещиваться от неё, можешь надевать на себя какой угодно
демократический костюм. А демократия всё у тебя так и останется твоим костюмом и
ничем больше. Вот и у нашего "светоча демократии" господина Медведева натура
сказалась.
Ростов-на-Дону. Братское кладбище.
12.05.09 г.