на главную страницу

0268.81 Палач

    Мать возмущалась: "Пять лет учился в Москве и не был в мавзолее". Наши, как я понимаю, напротив, оказавшись в Москве, первым делом шли в мавзолей. Для них в этом посещении что-то торжественное, словно они, с одной стороны, тем самым отдавали приятный гражданский долг, и, с другой стороны, соприкасались с чем-то высоким, сделавших их такими, какими они стали.
   Между тем меня во всё это время что-то удерживало от посещения мавзолея, какой-то инстинкт, который говорил мне, что нельзя этого делать, что, посетив музей, я тем самым переступлю невидимую нравственную черту.
    Но искреннее возмущение матери мной, наконец, подвигло меня на уступчивость, и как-то мы с Калитой были в командировке, летели в Омск через Москву, и решили посетить мавзолей. Отстояли длинную очередь, ко мне еще тогда подошел милиционер, которому бросился в глаза оттопыренный карман моей рубашки. Но в кармане находились документы.
   Мы спустились под землю, медленно в толпе людей прошли мимо тела Вождя, и снова поднялись на поверхность. У меня было неприятное необъяснимое чувство, и я понял, что не следовало мне этого делать, и мой инстинкт, не позволявший мне посещение мавзолея, был прав.
   Я перечитываю написанное, и обнаруживаю, что несколько раз вместо "мавзолей" написал "музей". И подумал, что как-то уж очень настойчиво проявляет себя эта ошибка. И подумал, что действительно люди ходят в мавзолей как в музей, в котором в заспиртованном виде наколоты на иголки всякие таракашки - букашки, насекомые, и рядом бумажка, иногда на латинском языке. А ведь здесь то же самое. Мало того, что человек служил людям при жизни, им этого показалось мало, им захотелось, чтобы он служил им еще и после смерти. И вот они заспиртовали его тело и приходят посмотреть на него, полюбоваться, доставить себе очередное удовольствие.
   Присутствует во всём этом нехорошее, стыдное, недопустимое, словно ты не удовлетворился тем, что человек сделал при жизни, тебе этого мало и после его смерти ты в замочную скважину стремишься подсмотреть уже совсем его личное. Из тела великого человека сделали куклу, на которую приходят посмотреть. Как это можно понять иначе, как не потерю стыда? А ведь человек появился тогда, "когда они посмотрели друг на друга, и увидели, что наги", то есть когда человек, бывший до этого животным и живший в раю, испытал стыд. И потеря человеком рая есть плата за то, что он стал человеком. И невольно возник образ человеческих гадов, длинной, бесконечной толпой ищущих чуда, рая для себя.

   Долгое время ты страдаешь страданиями другого человека и не находишь исхода. И ищешь виноватых в его страданиях, но это ничего не меняет в твоих собственных страданиях. И вдруг однажды понимаешь, что ты, в силу неведения и в силу любви и заботы об этом человеке оказался его палачом.
   И ты поражён этим своим открытием, ты кричишь: я же хотел как лучше! И от дикости положения, в котором ты оказался, тебе хочется пойти в церковь, стать на колени, и молиться, молиться и молиться, вымаливая отпущение невольного греха своего, ставшего причиной страшных страданий другого человека. Своей молитвой ты хочешь очиститься, и испытать катарсис, и подняться с колен очищенным и обновленным, возродившимся к жизни. Ты хочешь этого, потому что хочешь обновления, хочешь избавиться от чувства вины, чувства собственной неправды. Ты хочешь прощения.
   И останавливаешься. Что-то удерживает тебя. Импульс пойти в церковь вызван образом церкви, её икон, её чистоты. Но этот импульс в твоём воображении. Но стоит от воображаемой церкви перейти к реальной, как чистота церкви оказывается залита грязью. И ты понимаешь, что церковь - это дело рук человеческих и дело человеческого эгоизма, являющегося ответом на спрос человеческого же эгоизма на противоположной  стороне; церковь удовлетворяет стремление человеческих гадов к мнимому очищению. Покаялся - и вроде бы родился заново. И считаешь себя человеком. Согрешил - и покаялся, покаялся - и получил очищение от греха. И чувствуешь себя "скверным и хорошим", и продолжаешь жить в своей скверности, ощущая себя хорошим.
    Но грех твой остался с тобой. Он никуда не делся. И останется он с тобой во веки вечные. И твоя вина, винная или невинная, останется с тобой до конца дней твоих. Так что какое уж тут очищение, какой катарсис. Что сделано, то сделано, и имей мужество нести это  в себе.
   Далеко за пределами собора стоит длинная извивающаяся змея и вливается в ворота собора. "Что за очередь?" - в ответ на тебя смотрят дико и злобно от того, что я даже не знаю, ради какой святыни стоят все эти человеческие гады. "Приложиться к мощам святого.." - называется имя святого. И здесь то же самое. К костям приложиться и спастись от самих себя, закрыть глаза на самих себя, не видеть самих себя. Почувствовать себя не скверными, но хорошими, не виноватыми, "но невинными, аки младенцы".

   09.04.09 г.

 Миниатюры ×
51 Я его всё равно люблю 51
52 Здравствуй, Новый год 52
53 О серийных снах 53
54 Жизнь на потом... 54
55 Весы выгоды 55
56 Кнопка 56
57 Чувство спины 57
58 Цена человеческой жизни 58
59 Национальные особенности 59
60 Обыкновенное дело 60
61 О культуре 61
62 Заглядывая в бездну... 62
63 Перекодировка 63
64 Другой мир 64
65 Байки 65
66 Кем дурак был... 66
67 Туда, сюда... 67
68 Будни бизнеса 68
69 Вода 69
70 О естественной природе человека 70
71 О сущности любви 71
72 Сексуальность и идеальное 72
73 О любви к себе 73
74 Иосиф 74
75 Наши корни 75
76 Книги 76
77 Рассеянность и бессознательное 77
78 Воскресение 78
79 Из "Крейцеровой сонаты" 79
80 Наш общий друг 80
81 Палач 81
82 Короткие миниатюры 82
83 "Ты была убедительна" 83
84 Ординарность 84
85 О предзнаменованиях 85
86 "Враг человечества" 86
87 Друг любимой женщины 87
88 "Петр Великий" 88
89 Тоска 89
90 Развлечения 90
91 Досада 91
92 Приятное воспоминание 92
93 Расстояние 93
94 Дёгкое дыхание 94
95 Биологическое и физическое в человеке 95
96 Природное существо 96
97 Шшакальство 97
98 "У тебя отсутствует..." 98
99 Лапсердаковый дух 99
100 Пошлость 100
×