Аксиома инстинкта смерти. В качестве инстинкта инстинкт смерти характеризуется непроизвольностью. Субъективно инстинкт смерти проявляет себя в чувстве удовольствия, вплоть до острейшего наслаждения. Объективно - в разрушении. Инстинкт смерти характеризуется направлением разрушительных действий субъекта на внешнюю среду или на себя. В норме инстинкт смерти направлен во вне, встречая сопротивление во внешней среде, перенаправляется на себя
Человек, начав осознавать себя, останавливается в недоумении: он
обнаруживает, что живет, что ему дана жизнь, и это притом, что он никого не
просил об этом. Он существовал, как камень на дороге, как облако в небе, как
вода в море; его бытие было бытием в себе, неосознающим себя бытием, и это его
вполне устраивало как истинное, настоящее бытие. Но обнаружить себя однажды
существом, которое не только живёт, но еще и осознает то, что оно живет - это
чересчур, это сверх меры. Ему подарили жизнь, подарили то, о чем он никого
никогда не просил, ему насильно всунули в руки эту вещь - жизнь, и вот он стоит
в недоумении: а что же с ней делать? Он, став осознающим существом, недоумевает:
зачем это ему? Он решительно не знает, что с ней делать, потому что, став
владельцем такой вещи, как жизнь, ведь нужно же что-то с ней делать, как-то её
использовать, как-то её потреблять. В конце концов, если допустить, что всё, что
ни есть, есть для чего-то, то и жизнь должна быть для чего-то, должна быть
средством чего-то. И, конечно, в связи с такой мыслью человек начинает искать
употребления своей жизни.
Но если смотреть в корень, в
суть вещей, если искать смысл жизни самой по себе, то не обнаруживается в ней
решительно никакого смысла. То есть жизнь - такая же вещь, как и любая другая.
Как морковка. Ешь морковку, в ней витамины. Вот и вся философия. Жизнь - это
время. И время нужно убить. И, по возможности, с удовольствием. Словом,
единственной целью жизни является получение удовольствия. И, по возможности,
удовольствия непрерывного, с самыми минимальными затратами сил. Потому что если
удовольствие требует для себя затрат сил, то затраченные силы съедают
удовольствия, так что от них ничего не остаётся.
И в этом, как никто
другой, преуспевают люди породистые, от природы богато одаренные. Я не знаю,
может быть, где-нибудь в других странах, в какой-нибудь там Америке или Европе,
такие люди находят своей жизни применение. Но никак не в современной России. В
России породистым людям делать нечего, на них нет спроса. Это - лишние люди. И
лишние они потому, что не находят ценности в том, в чем находят ценность
стандартизированные социальные типы. Они не подходят ни под какой социальный
стандарт. И поэтому более бесполезных, бессмысленных существ, чем существа,
осознающие себя, в России нет. Россия - страна не свободных, социально
стандартных, предавших своё сознание людей. Как, почему это происходит? - не
потому ли, что Россия - это вековечная страна рабов, страна господ; страна, в
которой власть противопоставляет себя народу как элита, как богоданность, для
которой народ - средство её самоудовлетворения. Где уж тут одаренным личностям
из народа найти своей жизни иное применение, кроме единственного открытого им
способа: самоуничтожение себя через удовольствие.
К таким породистым
типам я относил Ваську. Порода чувствовалась во всём его облике. Где-то когда-то
он работал, и, как умный, рассуждающий человек скоро пришел к выводу, что "на
работе коне дохнут", и что единственный смысл жизни - это получение
удовольствия, а единственный необременительный способ получения удовольствия -
алкоголь. И т.о. абсолютизированная философия удовольствия на одной стороне, и
алкоголь как средство получения удовольствия на другой благополучно встретились,
и этой встречей был определен круг его жизни. Утро его начиналось с заботы о
насущном - о добывании денег на алкоголь. К обеду он был уже хорош, а к вечеру
не вязал лыка, стучал в дверь и кричал жене: "Танька, открой дверь, б". Татьяна
не открывала. Тогда он располагался под дверью, на цементе, и из-под него текла
струйка воды. И всё это изо дня в день, из года в год.
Из
социальных связей Васьки могу назвать его "товарищей по партии", среди которых у
него не было друзей. Истинными же его друзьями были кошки. Вечно у него на руках
сидела какая-нибудь кошка, с которой он разговаривал как с понимающим его
человеком. Кошек он защищал от враждебно настроенных к ним соседей по подъезду.
Под дверью его квартиры всегда стояли ёмкости с лакомством для кошек.
Я к Ваське относился настороженно, хотя в отношении ко мне он был вполне
дружелюбно предсказуем, хотя мне и было непонятно его дружеское расположение ко
мне. У него была привычка бросаться мне на грудь, и тогда возникало ощущение,
что его душа кричит от сиротливого, неудовлетворенного своего существования.
Как-то я встретил Ваську, и увидел поселившуюся в нём смерть. "Готов"-
возникла болезненная мысль. Я хотел ошибиться в поставленном диагнозе. Через
какое-то время Васька как будто пришел в себя, и, хотя это уже был не прежний
Васька, я пытался убедить себя, что ошибся. Через полгода у Васьки был обнаружен
рак желудка, и Васька вскоре умер.
Бахмин Игорь - мастер авторемонта.
Одна из его поразительных его особенностей в том, что он "знает об автомобилях
всё, что о них можно знать", и при этом может всё это детально рассказать. Он
детально способен расписать любую технологическую операцию без всякой
подготовки. Это обстоятельство меня в нём особенно поражает, потому что, если
судить по мне, то я что-то сделал - и тут же забыл, что и как делал. Поэтому
Игорь для меня - моя палочка выручалочка. Вечно я иду к нему со своими
вопросами.
День Игоря начинается с того, что он заходит в
ларёк и покупает двухлитрашку пива, и часто что-то покрепче. В перерыве он
усаживается с кем - нибудь и купленное постепенно опорожняется. Видимый круг
жизни Игоря - работа в гараже и алкогольная разрядка. Всё идет по кругу:
бесконечная работа - и бесконечная алкогольная разрядка от работы.
В последнее время я стал замечать изменения в Игоре и понял, что он начал
входить в штопор. Мне хочется его предупредить о том, что его ожидает. Психолог
я, разумеется, никакой. Я начал разговор в предположении определенной реакции,
но реакция Игоря оказалась совершенно иной. Я решил ему намекнуть, и когда он
поймет, что в моих словах содержится намёк, он спросит, а к чему я это ему
рассказываю, и тут я ему выскажу свой диагноз относительно него. И начал я так:
"Игорь, я, в качестве врача-невролога, расскажу тебе одну историю"- и рассказал
ему, как я увидел сидящую в Ваське смерть. По реакции Игоря я понял, что слова
мои ушли в космическое пространство и там растворились в небытии. Игорь вообще
не услышал меня. Я понял, что всё то, что лежит за пределами железок, - это
пространство, в котором его нет.
Между тем, очевидные
признаки происходящих в мозгу Игоря процессов, выражающиеся в первых
признаках забывания слов и увеличивающейся поверхностности высказываний
относительно технологических процессов (а сравнивать есть с чем),
не оставляют сомнений в векторе происходящих изменений в его мозге , и я начал с
решения, что скажу ему обо всём прямо. И я стал представлять себе, как будет
происходить разговор. Я ему скажу: "Игорь, в тебе формируются прединсультные
состояния. Через два года, самый крайний срок - через три - при твоём
питейном образе жизни у тебя будет инсульт зон мозга, связанных со значением
слов и ассоциативными зонами. Где-то в этих областях. Так что всегда,
когда ты будешь пить пиво, ты должен думать, что тем самым ты делаешь очередной
шаг к инсульту." Игорь скажет: "С чего ты взял? Я здоров, как никогда". Тогда я
ему скажу: "Ты находишься в круге, образованном инстинктом смерти. Каков
механизм работы инстинкта смерти. Его механизмом самореализации является
удовольствие, от которого не можешь отказаться". Когда я высказал эту мысль:
"удовольствие, от которого не можешь отказаться", я был поражен, потому что
хотел я сказать нечто другое, я хотел сказать: средством реализации механизма
смерти является удовольствие". И вопрос, следовательно, заключался в том, чтобы
отказаться от удовольствия. Но если Игорь вошел в пике, еще не в штопор, пока
только еще в пике, но и это уже создает состояние, когда от удовольствия
невозможно отказаться, и чтобы это произошло, нужен очень сильный одномоментный
стресс, чтобы возникла возможность выхода из пике. А откуда у Игоря может
взяться стресс подобного рода? С его легко приспосабливающимся, общительным,
дружелюбным характером стрессу попросту неоткуда взяться. Игорь всё
поддерживает в равновесии, ему всегда хорошо. Если бы я сказал Игорю то, что
хотел сказать, Игорь бы мне ответил: "Что ты говоришь глупости. Как может быть
удовольствие способом самореализации инстинкта смерти?" - "Разумеется, сами по
себе удовольствие и неудовольствие - это естественные состояния организма. Они
обеспечиваются работой организма, и там, где организм способен обеспечить этот
процесс, там, как говорится, "всё на здоровье". Однако капкан инстинкта смерти
заключается в двух пунктах. Первый пункт состоит в осознании удовольствия.
Осознание удовольствия привязывает к нему и создаёт у человека круг, из которого
он уже не способен выскочить. Этот круг - как орбита: для того, чтобы изменить
орбиту, нужно либо затормозить движение, либо ускорить. Значит, я говорю о том,
что необходимо затормозить движение, и это повлечет за собой снижение орбиты.
Однако фиксация на удовольствии ведет к стремлению его воспроизведения. Но
каждое очередное удовлетворение удовольствия влечет за собой адаптацию к нему. А
это означает, что тот же способ удовлетворения даёт в следующий раз меньшее
удовольствие, и поэтому уже для поддержания простого уровня удовольствия нужны
более сильные средства. Однако этого мало: всякое удовольствие не просто
стремится к своему воспроизведению, но к своему усилению, а коэффициент усиления
зависит от характера человека, соответственно, от характера его нервной системы,
от силы и уравновешенности в нём процессов торможения и возбуждения. У тебя
сильная нервная система, и процессы возбуждения и торможения уравновешенны.
Следовательно, собственно коэффициент стремления к усилению удовольствия равен
единице. Однако, это совершенно не снимает вопроса о потребности в
воспроизведении удовольствия на одном уровне. А для обеспечения одного уровня
организму приходится затрачивать всё больше и больше усилий. Но организм
ограничен в своих ресурсах. Поэтому рано или поздно наступает момент, когда
сверхнагрузки ведут к разрушению структур организма. Между тем, вследствие
медленного, постепенного характера происходящих изменений человек этого не
замечает. Человек сравнивает свои последующие состояния с непосредственно
предшествующими ему. Здесь его реальность. И поведение человека колеблется в
этой области, рассматриваемой им как постоянная. Однако "бесконечно малые"
изменения накапливаются и перестают быть бесконечно малыми.. Но человек
чувственно воспринимает непосредственные, бесконечно малые, здесь его
реальность. То же, насколько он изменился за крупный отрезок времени, он не
замечает. И т.о. постепенно в человеке накапливаются изменения, ведущие к
увеличению скорости его движения по орбите, возникает всё расширяющаяся орбита,
и, наконец, связь человека с землей преодолевается, и человек улетает в космос,
оставляя разрушенную им до срока свою земную оболочку на земле."
Я хочу сказать нечто подобное Игорю. Мне хочется сказать: "Я тебе скажу это
только один раз, и больше возвращаться к этому не буду, и сделаем вид, что я
тебе вообще ничего не говорил" Однако меня не покидает ощущение, что нельзя так
говорить. Защиты Игоря сделают меня неприемлемым для него и ничего в его
поведении не изменят. Больше того, мои слова могут спровоцировать в нём
реакцию, прямо противоположную той, на которую я рассчитываю. Я неоднократно
убеждался, когда нет чувства, что нужный результат будет получен, не следует
что-либо предпринимать.
28.07.10 г.
Миниатюры | × |
251 | 251 |
252 | 252 |
253 | 253 |
254 | 254 |
255 | рассматривают как255 |
256 | 256 |
257 | 257 |
258 | 258 |
259 | 259 |
260 | 260 |
261 | 262 |
262 | 262 |
263 | 263 |
264 | 264 |
265 | 265 |
266 | 266 |
267 | 267 |
268 | 268 |
269 | 269 |
270 | 270 |
271 | 271 |
272 | 272 |
273 | 273 |
274 | 274 |
275 | 275 |
276 | 276 |
277 | 277 |
278 | 278 |
279 | 279 |
280 | 280 |
281 | 281 |
282 | 282 |
283 | 283 |
284 | 284 |
285 | 285 |
286 | 286 |
287 | 287 |
288 | 288 |
289 | 289 |
290 | 290 |
291 | 291 |
292 | 292 |
293 | 293 |
294 | 294 |
295 | 295 |
296 | 296 |
297 | 297 |
298 | 298 |
299 | 299 |
300 | 300 |
Миниатюры 201 - 250 | × |
201 "Дурак дураку рознь" | 201 |
202 Система с обратной связью | 202 |
203 Первый коммунист | 203 |
204 Без лица | 204 |
205 Путь к свободе... | 205 |
206 Философия и логика управления слоями | 206 |
207 Другого языка они не понимают | 207 |
208 Формулы | 208 |
209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос | 209 |
210 Мораль | 210 |
211 Ошибка Маргарет Тэтчер | 211 |
212 Разговор с умным человеком | 212 |
213 Случай с Фенькиным | 213 |
214 Мы - интеллигенты! | 214 |
215 Ответ автору "Иуды" | 215 |
216 | 216 |
217 | 217 |
218 | 218 |
219 Чувство собственной важности | 219 |
220 Читая Айн Рэнд | 220 |
221 О "не понимаю" и свободе совести | 221 |
222 Подфарник | 222 |
223 Самопрограммирование | 223 |
224 Ставрополь | 224 |
225 Страшные сны Дерьюпасок | 225 |
226 Прорыв вытесненного | 226 |
227Жалость как русский принцип | 227 |
228 Инстинкт смерти | 228 |
229 | 229 |
230 | 230 |
231 | 231 |
232 | 232 |
233 | 233 |
234 | 234 |
235 | 235 |
236 | 236 |
237 | 237 |
238 | 238 |
239 | 239 |
240 | 240 |
241 | 241 |
242 | 242 |
243 | 243 |
244 | 244 |
245 | 245 |
246 | 246 |
247 | 247 |
248 | 248 |
249 | 249 |
250 | 250 |