на главную страницу
0268.227
Жалость как русский принцип
Он сказал: "Человек в самом себе должен нести и своё наказание, и свои заслуги"
И добавил: "Нельзя помогать слабым. Ибо слабые своей слабостью тебя и сожрут."
Я спросил у него: "Почему у тебя употребляются слова "должен", "нельзя".
Почему бы тебе не сказать просто: "Человек в самом себе несет и своё наказание,
и свои заслуги". И почему бы тебе не сказать просто: я слабым не помогаю, и не
делаю я этого потому, что они пожирают жизнь других посредством
своей слабости. Ведь если ты употребляешь модальные глаголы, то
разве не свидетельствует это о присущей тебе двойственности, о неестественности,
обусловленности твоих действий: должен, но не делаю, потому что иначе чувствую,
или иначе думаю; или делаю, потому что должен, вопреки испытываемым чувствам и
мыслям. . Другими словами, если бы не существовало соответствующих условий, ты
вёл бы себя в соответствии с противоположными высказываниями. Ты бы сказал, что
и наказание, и заслуги человека с его внутренними свойствами никак не связаны,
но зависят от обстоятельств, в которых он живет. И ты бы помогал слабым.
Он сказал: "Слабым можно помогать для того, чтобы они становились сильными. Но
нельзя помогать слабым для того, чтобы они оставались слабыми, чтобы они
становились еще слабее. Вот в этом последнем случае слабым помогать нельзя"
И продолжил:
-Но для того, чтобы слабый мог стать сильным, он должен уже
быть в себе, внутренне сильным. Сильный может попасть в ситуацию, когда ему
нужно подставить плечо. А дальше он пойдет сам. А слабый - он и есть слабый,
быть слабым - это его принцип. В его слабости - его сила. Это просто способ
приспособления к реальности.
Это у нас жили муж с бабой. И такая она была
больная, просто сил нет. То есть вся больная. И всё делал муж, и деньги
зарабатывал, и всё по дому. И так он делал, делал, да и подох от такой
жизни. И, представь себе, куда у его жены все болезни делись. Вот ведь нужно
было её мужу откинуться, чтобы она в один день выздоровела. Тоже способ лечения.
Я полагаю, дорогой, ты не находишь?"
И продолжил, не ожидая ответа:
-Во первых, быть сильным или слабым - это внутренняя установка субъекта. Что
такое сильный? - это человек, который говорит: я сам, я справлюсь. Что такое
слабый? - это человек, который говорит: я слабый, я сам не справлюсь, помогайте
мне. Вы обязаны мне помогать, я должен у вас вызывать чувство жалости и чувство
вины передо мной за то, что я такой слабый, а вы - такие сильные. У вас должно
быть развито чувство вины по отношению ко мне в высшей степени.
-Но если
человек действительно слаб - телом или духом, или тем и другим вместе, тогда
как? Пусть погибает?- вклинился, наконец, я в его рассказ.
-Я тебе
расскажу историю. У нас в овраге собаки живут. И вот ощенилась одна сука, и они,
матери-суки, отбраковывают некоторых щенков. Эта сука берет свой послед и
перетаскивает в другое место, а одного щенка оставляет, выбраковала, значит.
Сердце Аллы этого перенести не может, и, конечно, она берет
оставленного щенка и переносит его на новое место. Сука снова перетаскивает всех
щенков в другое место, а этого оставляет. Алла снова его кладет к остальным.
Потом слышим щенячий писк, и обнаруживаем, что этот писк доносится из колодца
коллектора. Алла вызывает МЧС, а помощь МЧС стоит тысячу рублей, а сам вызов -
еще пятьсот. Алла на всё это готова. Приезжает МЧС, заглядывает в колодец, чешет
репу и говорит: здесь нужно альпинистское снаряжение, а наш альпинист в отгуле,
позвоните, если надобность не отпадет, завтра. И с тем уезжает. Смотрим, нет
Валеры. Потом приезжает. Оказывается, у него есть альпинистское снаряжение. И
вот я с Лешей приспускаем веревку, и спускаем Валеру в коллектор. А почему щенок
не разбился - там же вода, и он в неё попал, потому и не разбился. Валера
посадил щенка в ведро, и щенка вытащили. Вдруг Валера исчез. Кричим, он не
отвечает. Потом он к нам подходит. Оказывается, метрах в 15 от этого места есть
другой колодец ,с лестницей.
-Так что ты хочешь этой историей сказать?
-Да ничего, кроме того, что я этого щенка не вытаскивал бы. Помнишь, как у
Швейка: некто в непогоду пожалел бродячего пса, приютил у себя в доме, а пес
ночью их всех порвал. Знаешь, как у Некрасова: "Станешь ты красавец с виду, и
подлец душой. Провожать тебя я выйду, и махну рукой". Так стоит ли всё делать
для тебя ради того, чтобы в конечном счете махнуть на тебя рукой?
-Выходит, говоришь одно, а делаешь другое?
-Ну, да. Не могу себя
перебороть, этот принцип, который я ощущаю в себе как чужой. Помнишь, как
Иудушка сказал сыну, проигравшемуся в карты и просившему о помощи, а Иудушка
отказал, мол, умел долги делать, умей и отвечать за них. Тот от безвыходности и
застрелился. И отказ Иудушки был записан ему в минус. А я и по душе и по мысли
на стороне Иудушки. А на практике, конечно, заплатил бы его долг, чтобы тот не
пропал.
-Не можешь сказать нет?
-Похоже на то. То, что сын
застрелился, это был выбор сына. Что я хочу сказать: Иудушка в себе был
самодостаточен. Он внутренне, в своих поступках не зависел от окружающих. Он
исходил из себя. А что я наблюдаю вокруг? - то, что все чего-то ожидают от
других, им все в чем-то обязаны. А они - никому не обязаны. И вот эти и
связывают совестливых по рукам и ногам.
-Да, тяжело в этом мире быть
человеком с совестью - усмехнулся я.
21.08.10 г.