на главную страницу

0268.135  Большая пружина для клапанов

    Двигатель начал немилосердно жрать масло, выпуская его не сгоревшие остатки в виде клубов сизого дыма. Я в шоке. Выражение "я в шоке" - сегодняшнее распространённейшее выражение в Ростове, так что где бы вы ни находились, в новом знакомце вы узнаете ростовчанина, если он после каждого описываемого им события добавляет "я в шоке". Вообще же в Ростове существует история подобного рода выражений - паразитов. Так, я точно знаю, что  выражению "я в шоке" предшествовало выражение "тема". Ростовчане говорили: "произошла такая тема", "тут началась другая тема" и т.п. 
   Но я должен признаться, что действительно пребывал в шоке, поскольку у меня были большие планы на машину, а тут случился такой облом. Шок же подкреплялся инстинктивной уверенностью в том, что перебрать двигатель я не смогу. Есть вещи, которых совершенно не знаешь, никогда не видел и не имел с ними дела, но, тем не менее, страха перед ними нет, в тебе существует инстинкт уверенности в том, что ты можешь это сделать. И ты действительно в конечном счете это делаешь. А тут мало того, что шок, но еще и инстинкт говорит тебе, что ты по природе своей, по психологическим особенностям своим просто неспособен перебрать двигатель.
   И, разумеется, есть люди, у которых не только существует инстинкт, что они могут это делать, но они и делают это с закрытыми глазами. Таким человеком является автомеханик Жора. Заметив мои затруднения, он сказал, что я должен сделать вообще и что - в частности. Благодаря его указаниями головка цилиндров через какой-то час уже была отделена от двигателя, и теперь мне предстояло мыть двигатель, менять маслоотражающие втулки, менять кольца на поршнях. При этом Жора сказал, чтобы я ничего не перепутал, все отдельные части раскладывал по отдельным баночкам.
   Еще Жора сказал, что у меня нет никакого инструмента для работы с двигателем, и что я должен приобрести рассухариватель и динамометрический ключ, и, само собой, шатунные вкладыши, кольца, маслоотражающие колпачки и все прокладки, которе снял.
    Вечером, идя домой, я думал о том, как здорово Жора мне помог, что без него  я ничего бы не сделал, что я отрывал его от его собственных дел, и за это ему нужно заплатить. Я решил, что дам ему тысячу рублей.
   На следующий день оправился на рынок, и две тысячи рынком были съедены, и это были мои последние свободные деньги.
   Я строго следовал советам Жоры. Но вот что значит натура и что значит инстинктивная уверенность в том, что не сможешь перебрать двигатель. Основанием для этого явилось то, что я - человек невнимательный, мыслящий неконкретно, и крайне рассеянный. Невнимательность состоит в том, что я не замечаю никаких особенностей в объекте. Объект представляется мне чем-то целым, без каких - либо признаков. И если я потом и отличаю объект, то получается это инстинктивно, я не могу сказать, почему, по каким признакам я его выделил, просто у меня есть чувство, что это именно он. А отсюда получается и универсальная неувененность, потому что относительно чего угодно я могу сказать только то, что мне так кажется. Это выглядит примерно так, что мне кажется, что я разговариваю с Жорой, и меня ничего не стоит убедить в том, что это вовсе не Жора, а другой человек.
    У Жоры не то. Он укажет на размер любой гайки в двигателе, подробно распишет всевозможные технологические процессы, связанные со сборкой, разборкой, притиранием и т.д. У него совершенно конкретное, полностью привязанное к реальности мышление.
   Проявления моей натуры  начались с рассухаривания сухарей. Жора подробно расписал и тут же по ходу дела показал, как это делается. Я на всё это смотрю, не вижу в этом ничего мудреного, всё это я мгновенно схватываю, и говорю, что всё понятно "и дальше я сам". Жора уходит, и тут я обнаруживаю, что операции, о которых говорил Жора, превратились для меня в непонятные вещи,  я не понимаю,  что именно делает каждая из них. Это примерно то же самое, что в НЛП: там ведь тоже Бендлер и Гриндер описывают действия мастеров - психологов. Но мастера - психологи ориентируются на объект, его свойства, и действуют в соответствии с его свойствами. В теории НЛП объект с его свойствами теряется, а остаются только универсальные программы действия с объектами. И в результате мы получаем, что технологии действуют, но почему они действуют, как действуют и на каком материале, все это остаётся неизвестным. Вот теперь и я оказался в положении мастера-НЛП: действия, порядок действий у меня есть, но чем обусловлены эти действия, мне непонятно. А так как лень - одно из основных свойств человеческой психики, то я не хочу и задумываться над тем, что делаю. И я т.о. рассухарил очередные шесть сухарей, и всё это шло достаточно уверенно, хотя и с постоянным ощущением, что я всё делаю вслепую. Видимо, это ощущение, что всё делаешь вслепую, вызывает ориентировочный рефлекс: а что если сделать что-то иначе, что-то сократить, что-то усилить. Мне непонятно, почему Жора бьёт молотком по рассухаривателю. И я тоже, как и он, бью молотком, и замечаю, что в результате сухари сами вылетают из тарелки пружины. Это мне нравится, и на последнем клапане я так бью по рассухаривателю, что и тарелка прижин, и пружины, и тем более маленькие сухари разлетаются в разные стороны.
   А дальше я перехожу в одно из привычных моих состояний "шока", растерянности, и в этом состоянии начинаю искать то, что разлетелось. В этом состоянии вообще возникают своеобразные неуправляемые процессы, в течение которых строится реальность, не соответствующая тому, что есть в действительности, но при этом то, что построилось, упрямо видится в самой  реальности. Это - то, что можно назвать своеобразными мутациями. Этого рода состояние  возникает в условиях, когда тебе что-то покажут, что нечто действует, и это тебе приятно, как приятна и всякая халява. Следствием этого является угасание ориентировочной реакции "что это?",  нежелание думать приводит к своего рода расслаблению, которое говорит о том, что возможно всё, "стоит только захотеть", и бессознательное начинает старательно работать в этом направлении и в соответствии с принципами, прямо противоложными принципам собственно ориентировочной реакции. Ведь ориентировочная реакция имеет дело с объектами, которые существуют вне нас и обладают собственными, от нас не зависящими свойствами. И именно существующие вне и независимо от нас объекты и являются критерием истины для ориентировочной реакции. В условиях же торможения ориентировочной реакции вы впадаете в гипнотическое состояние, характеризующееся отсутствием критерия истины, независимого от нас, и поэтому критерием истины становится наша собственная субъективность, то, что нам желается. И мы начинаем воспринимать реальность такой, какая нам видится или какой нам хотелось бы её видеть.
   И вот тут случилась странная вещь.
   Среди того привычного беспорядка, в котором я работаю, что-либо отыскать проблематично. И в особенности проблематично отыскать что-либо тогда, когда у вас есть ощущение, что вы не найдете. Вы можете, несмотря на это ощущение, упрямо продолжать искать. Но весьма редко в этом случае вы добиваетесь успеха. То, что улетели сухари и тарелка, это было мне с самого начала ясно. Это было в моём ощущении. И я их и искал. Во время этого поиска я нашел маленькую пружину, и удивился тому, откуда она могла взяться, потому что в моём воображении все пружины были, с одной стороны, на блоке цилиндров, а с другой   стороны, перемещены в соответствующую баночку с надписью, что де пружины от такого-то клапана. Всё это было в моей голове. То есть получается так, что в тот момент, когда я бил молотком по рассухаривателю, и когда всё это разлеталось, всё это в моём воображении нарисовалось так, что улетела тарелка большой пружины и сухари, пружины же если и подскочили, то остались на месте. То есть одновременно возникло событие и сформирован его образ. И произошла далее еще одна вещь. Бывает так, что ты подумаешь, что нужно что-то сделать, и дальше возникает своеобразная амнезийная фаза, внутренее субъективное время, в течение которого я бессознательно, в своём воображении это делаю, и при этом в сознании записывается, что мысль выполнена. Т.о. я нахожусь в убеждении, что нечто сделал, хотя ничего не сделано. Есть и противоположный вариант, когда "на автомате" что-то делаешь, но при этом в мыслях твоих, в твоём сознании ты этого не делал. И тогда оказывается, что ты сделал то, чего, как ты считаешь, сделано не было. И, наконец, своего рода средний вариант, обычно связанный с тем, что мы что-то делаем, например, во время работы автоматически или полусознательно кладем куда-то вещь. Потом мы начинаем её искать, поскольку не помним, куда её положили. Мы пытаемся вспомнить, и бывает, что нам это удается. Бывает так, что мы случайно натыкаемся на вещь, которую ищем, и тут вспоминаем, как и при каких обстоятельствах её положили на это место.
   И вот пока я лазил с переноской под слесарным верстаком в поисках сухарей и тарелки, я вдруг обнаружил маленькую пружину клапанов, чем был несказанно удивлен: ведь в мыслях своих я уже положил обе пружины в соответствующую им коробочку. Естественно, мне нужно объяснить себе, что именно я нашел. Я вспоминаю, что у меня валялась где-то похожая пружина, и я найденную принимаю за ту пружину. Во всех подобного рода приемах присутствует крайняя некритичность: мне оказалось достаточно просто найти какой-то похожий на правду ответ для того, чтобы удовлетвориться им. Здесь работает схема отождествления, при этом достаточно того, чтобы что-то какой-то маленькой своей стороной было похоже на другое, существующее в реальности, для того, чтобы осуществить отождествление с ним. Я вылез из-под верстака, рассмотрел пружину, и у меня она в моих глазах теперь выглядела нормальной маленькой пружиной от клапанов. Теперь я благополучно осуществил переотождествление т.о., что пружина, которая была у меня, на самом деле была именно маленькой пружиной от клапанов. Это обстоятельство мне очень понравилось, и я положил пружину в отдельную коробочку. Теперь вопрос был в сухарях и тарелке. Несмотря на мои усилия, я ничего не нашел. Я подумал, что у Жоры они могут быть, но в то же самое время подумал о том, что я во всём виноват сам, и за это должен быть наказан. Эта мысль понравилась мне, и я на ней остановился. Пришел Жора, посмотрел на отмытые поршни, и сказал, что мы ошиблись и что мне нужно было покупать кольца диаметром не 76.0, а 76.4.
    Вечером, идя домой, я рассуждал о том, что без Жоры я ничего бы не сделал, что я отрывал его от его собственных дел, но пятисот рублей  ввиду предстоящих дополнительных растрат достаточно. Но при этом мне непонятно, как это можно сделать, потому что у меня есть ощущение, что этот поступок, вполне естественный для моей собственной логики, не вписывает в гаражную логику. Впрочем, деньги получать всегда приятно, решил я про себя, так что под каким-нибудь соусом я это сделаю.
   Занимаю очередную тысячу и на  следующий день отправляюсь на авторынок. Цена сухарей меня приятно удивила - по пять рублей, но с тарелкой вышла заминка: тарелки продаются только комплектом, так что пришлось выложить 150 рублей и приобрести комплект. Покупаю нужные кольца.
    В гараже начинаю притирать клапана. И чем дальше я это делаю, тем больше у меня уверенность, что дальше я могу сделать всё сам. Появляется чувство железок и ощущение, что я всё делаю правильно. После притирки начал собирать головку. Приспособления для установки маслоотражательных клапанов у меня нет. В букваре написано, что можно применять трубку. Нашел подходящую трубку, однако первый колпачок безнадежно испортил: не смазал маслом. Последующие пошли лучше, но остаётся ощущение, что делаю не то. Иду консультироваться к Жоре. В ответ он дает мне самодельное приспособление для установки колпачков. С приспособлением - совсем другое дело. Установил колпачки и начал собирать блок. И вдруг на последнем цилиндре обнаруживаю, что у меня нет большой пружины. Это мне показалось слишком. Это мне показалось чересчур. Я устал с собой бороться. Наверное, я был в состоянии, которое описал в одном рассказе по поводу собаки. Как-то я во время прогулки наблюдал, как собака с подвыванием скребется в какую-то калитку. Вдруг калитка резко открылась, выскочил мужичок с дрыном, ни слова не говоря огрел собаку поперек хребта и также быстро и безмолвно скрылся. Собака с подвыванием бросилась ко мне: она жаловалась. Так вот, в эту минуту я был в состоянии этой собаки. Я пошел к Жоре и сказал, что у меня нет больше сил с собой бороться, что большая пружина куда-то делась и я не могу её найти. "У меня, кажется, где-то была- сказал Жора- если не найдешь, подойдешь, посмотрим" - так сказал Жора.
   Я снова отправился на поиски пружины с тем же чувством безнадежности поиска. И в то же самое время знал, что точно дам Жоре 500 рублей. Скажу: возвращаю тебе долг. Это было состояние решения, и когда оно у меня возникает, я знаю, что задуманное я выполню, и это доставит мне удовольствие.
   Я обыскался пружину, и, конечно, не нашел. Во всём остальном блок цилиндров был готов. Иду к Жоре в полной уверенности, что сейчас моя проблема решится. К Жоре приехали ребята, забирают у него собранный им металлом, Жора в расслабленном состоянии пьёт пиво и о чем-то приятно беседует с соседом по гаражу. Я уже раньше заметил, что у Жоры как бы два лица: когда ты говоришь с ним один на один, это один человек, когда появляется третий или больше, Жора изменяется, его начинает нести, Жора становится полной противоположностью самому себе. И вот я с чувством собаки, которую только что огрели по хребту, говорю, что не могу найти пружину, и ожидаю, что сейчас Жора встанет и даст мне пружину. Сосед говори: "Ничего, найдется"-"Разумеется, найдется,- говорю я- вопрос только в том, когда". Все смеются. "А ты пока так поставь"- острит Жора, и снова смех. Этого ответа от Жоры в существующей ситуации следовало ожидать, и в нём как будто ничего особенного нет, и в обычном состоянии такой ответ и воспринимается как шутка. Но это идет на фоне моего измененного состояния сознания, которое шуток не понимает, но всё воспринимает буквально, то есть как издевательство. Это моё состояние сознания присутствующими, конечно, воспринимается и доставляет им удовольствие, и своими шутками они пытаются продлить его и усугубить. "Точно, я так и сделаю"- шучу  я и отправляюсь к себе.
   Я убит. И в то же самое время, убитый, я говорю себе, что всё правильно. "Не верь, не бойся, не проси". Я дал слабину, и получил по заслугам. Я подумал, насколько я был прав, когда не обратился а Жоре с просьбой о сухарях и тарелке, когда все брал на себя. И я кое-что понял. Ведь когда Жора что-то советовал мне, помогал и прочь, делал он это не для меня, а для себя. Ему приятно это было делать, в этом проявлялось его самоутверждение, укрепление чувства собственной важности. Он всё сам делал, это был его собственный внутренний импульс,  я у него ничего не просил. Но когда тебя о чем-то просят, это тебя обязывает, это тебя напрягает, это создает в тебе отрицательный импульс. И я своим видом побитой собаки и вызвал в нём этот отрицательный импульс. Ведь побитый, если он не вызывает у окружающих чувство жалости, вызывает желание бить его еще. На это я и напоролся.
   Пятьсот рублей, которые я собрался дать Жоре, испарились из моей головы. У меня возникло ощущение, что я расплатился с ним. И еще возникло ощущение, что у меня нет ни малейшего желания расплачиваться т.о. с ним в дальнейшем.
   На следующий день снова еду на рынок, покупаю, как водится, комплект пружин, поскольку в россыпь они не продаются, покупаю приспособления для установки колпачков и колец. И у меня одна мысль: всё делать самому.

   Но, конечно, всё это происходило на пике эмоций. Когда же я отошел и пришел в себя, то для меня стало совершенно очевидным, что таким способом нарушенное равновесие исправить невозможно. И я дал Жоре 500 руб. При этом Жора, разумеется, говорил: "что за глупости, о чем ты говоришь, забудь и думать об этом, между приятелями какие счеты". Я сунул деньги Жоре в карман. И на этот раз Жора не возражал. Это всё же разные вещи: взять деньги самому или их тебе положат И вот только после этого  я почувствовал себя по отношению к Жоре свободным. И получается так, что деньги я дал Жоре не для Жоры а для самого себя, ради собственной свободы по отношению к нему.
   Но одновременно с этим возникло и противоположное убеждение и умение: скажем, тебе говорят, услуга стоит 50 руб. Ты даёшь в ответ человеку 100руб. У тебя эти переплаченные 50 руб. пропали? Нет, они вернуться к тебе сторицей отношением к тебе человека и желанием его услужить тебе. В этом отношении деньги работают на удивление эффективно.

   17.08.09 г.

 Миниатюры ×
101 Натура власти под властью натуры 101
102 Рабоче-крестьянская 102
103 Вертикаль 103
104 Васька 104
105 Провдолюбец 105
106 Тоталитаризм в душе 106
107 Врожденный дух жизни 107
108 Стадное мышление 108
109 О цене самоумаления 109
110 Жаба 110
111 Чему она радуется? 111
112 Формулы 112
113 Комиссары 113
114 Синдром майора Вити Сорокина 114
115 Мастер и Маргарита... 115
116 Лариса 116
117 Опять женился 117
118 Почти по Гоголю 118
119 Хочешь быть счастливым... 119
120 Слониха 120
121 Событие, которого не было 121
122 Векторы любви 122
123 Главное, чтобы костюмчик сидел 123
124 Плюсквамперфект 124
125 Случай с мистером Маккорником 125
126 Смерть мертвеца 126
127 Картина 127
128 Воплощение мечты 128
129 Спор 129
130 Инстинкт барахольщика 130
131 Приключение в Тамбове 131
132 Жизнь после смерти 132
133 Прогулка 133
134 Эмигрант 134
135 Большая пружина для клапанов 135
136 Длинный болт крепления масляного насоса 136
137 Головка на 13... 137
138 Специальная шайба 138
139 Shoping 139
140 Магазин элитной одежды 140
141 На кухне 141
142 На кухне 2 142
143 Хорошо там, где нам нет 143
144 Дуродом "Ромашка" 144
145 Реальность и серийные сны 145
146 Коммунист 146
147 Странно это, странно это... 147
148 Пиявка 148
149 Невезучая 149
150 10% 150
×