Костя занимается паломничеством. Он организует группы паломников по
святым местам. Работает он не от себя, а от церкви. Он ездит с группами в разные
страны - в том числе, конечно, и в Израиль, а на днях выезжает с группой
в Италию.
Костя небольшого роста, и лет ему где-то шестьдесят, то есть
он достиг того возраста, когда человек становится чувствителен к чужой боли.
И вот что он рассказал о приезде патриарха, очевидцем которого
был.
В связи с приездом патриарха вход в церковь был по пропускам. (Я невольно
вспомнил телерепортаж о службе Патриарха в Новочеркасске: мол,
в храме было 3000 человек. Всего же на площади собралось до 50000 тысяч, и они
смотрели службу в церкви по телеэкранам. И еще мне припомнились репортажи служб
по телевидению на пасху и рождество. Прежде я не задумывался над этим, а теперь
понимаю, какого рода публика находилась в это время в храме.) И Косте, как
лицу, относящемуся к церкви, выдали пропуск.
К приезду патриарха
готовились как к важному, торжественному событию. Все ларьки с Соборной площади
убрали. Перед церковью установили громадный телевизионный экран.
В день приезда патриарха с раннего утра площадь заполнилась нескончаемым
множеством народа, в основном женщин. Была масса женщин, пришедших с
детьми-инвалидами в последней надежде на благословление Патриарха, который ведь
с богом чуть ли не за руку здоровается. (Рассказ Кости напомнил подобный эпизод
из немого фильма "Праздник святого Иоргена" ). Площадь превратилась в
нескончаемое море голов от Буденновского до Семашко, и только напротив
Храма видна была выдающаяся фигура памятника святому.
"Приехал патриарх
на газели... нет, на джипе, так они называются? Он вышел из машины в плотном
кольце телохранителей, и, не обращая внимания на собравшихся мирян, на всех этих
женщин с детьми-калеками, на всех этих людей, жаждущих его благословления,
прошел прямо в церковь. Хотя бы он, пусть уже входя в церковь, обернулся ко всем
этим людям и начертал в воздухе крест. Для них и этого было бы достаточно. Но
ничего этого сделано не было. "Мне так обидно стало за всех этих собравшихся
людей" - говорил Костя, и на глазах у него стояли слёзы. В храме
церковнослужители выставили вперед своих жён и детей, и патриарх Кирилл
благословил их. Потом началась служба. Но я не мог оставаться. Я не мог этого
вынести. Я слишком обижен был за всех этих людей. И я ушел из церкви."
Я подумал, что как-то так у нас всегда получается, что только что человек
чуть-чуть выбился из общего ряда наверх, как он уже и чувствует, и видит себя
иначе. Не знаю, может быть, это и вообще присуще людям, но у нас очень уж явна
эта пропасть, так что всегда есть те, кто "над", и те, кто "под". И психология
тех, кто "под", выражается в каком-то молитвенном отношении к тем, кто "над".
Мне казалось, что после того, что произошло, люди, собравшиеся на площади,
должны были бы почувствовать себя обгаженными. Но скорее всего, нет. Вся их
обгаженность ушла в их подсознание, и они её не заметили, потому что в себе они
чувствуют, что "так и должно быть", что они и должны чувствовать себя вечно
обгаженными, так что такое их самочувствие рассматривается ими как
нормальное их состояние и доставляет им наслаждение. Они чувствуют, что
если бы это было иначе, то это возбудило бы в них неподвластный им
инстинкт агрессии и всеуничтожения, а так они только утёрлись и остались
людьми, и только еще больше воспылали благодарной страстью к "высшим
мира сего" за то, что они удерживают их в человеческом облике. Мне кажется
справедливым замечание Жванецкого о том, что что бы власть ни сказала, они
всегда готовы вопить: "и мы об этом думали, и мы этого хотели". И не этим ли, не
этой ли страстью к чему-то высшему, сверхъестественному определяется добродетель
человека, вечно находящегося "под", так что чем выше высшие, чем больше пропасть
между мирянами и властью, тем больше в мирянах и добродетели. Для добродетели
нужен мирянам бог. Ибо "как он будет добродетелен без бога-то? Ибо кого же
он будет тогда любить, человек-то? Кому благодарен-то будет, кому гимн-то
воспоет?" (Достоевский. "Братья Карамазовы") Уберите бога - и человек
превращается в бунтовщика, ничего не признающего, кроме своего внутреннего
чувственного эгоистического закона. И т.о. оказывается, что человек цепляется за
бога для того, чтобы оставаться человеком, ибо в себе он есть "прах, и тлен, и
земля". Любовь к богу есть та узда, которая удерживает человека в
человеке.
16.10.09 г.
Миниатюры | × |
251 | 251 |
252 | 252 |
253 | 253 |
254 | 254 |
255 | 255 |
256 | 256 |
257 | 257 |
258 | 258 |
259 | 259 |
260 | 260 |
261 | 262 |
262 | 262 |
263 | 263 |
264 | 264 |
265 | 265 |
266 | 266 |
267 | 267 |
268 | 268 |
269 | 269 |
270 | 270 |
271 | 271 |
272 | 272 |
273 | 273 |
274 | 274 |
275 | 275 |
276 | 276 |
277 | 277 |
278 | 278 |
279 | 279 |
280 | 280 |
281 | 281 |
282 | 282 |
283 | 283 |
284 | 284 |
285 | 285 |
286 | 286 |
287 | 287 |
288 | 288 |
289 | 289 |
290 | 290 |
291 | 291 |
292 | 292 |
293 | 293 |
294 | 294 |
295 | 295 |
296 | 296 |
297 | 297 |
298 | 298 |
299 | 299 |
300 | 300 |
Миниатюры | × |
201 "Дурак дураку рознь" | 201 |
202 Система с обратной связью | 202 |
203 Первый коммунист | 203 |
204 Без лица | 204 |
205 Путь к свободе... | 205 |
206 Философия и логика управления слоями | 206 |
207 Другого языка они не понимают | 207 |
208 Формулы | 208 |
209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос | 209 |
210 Мораль | 210 |
211 Ошибка Маргарет Тэтчер | 211 |
212 Разговор с умным человеком | 212 |
213 Случай с Фенькиным | 213 |
214 Мы - интеллигенты! | 214 |
215 Ответ автору "Иуды" | 215 |
216 | 216 |
217 | 217 |
218 | 218 |
219 | 219 |
220 | 220 |
221 | 221 |
222 | 222 |
223 | 223 |
224 | 224 |
225 | 225 |
226 | 226 |
227 | 227 |
228 | 228 |
229 | 229 |
230 | 230 |
231 | 231 |
232 | 232 |
233 | 233 |
234 | 234 |
235 | 235 |
236 | 236 |
237 | 237 |
238 | 238 |
239 | 239 |
240 | 240 |
241 | 241 |
242 | 242 |
243 | 243 |
244 | 244 |
245 | 245 |
246 | 246 |
247 | 247 |
248 | 248 |
249 | 249 |
250 | 250 |