Костя занимается паломничеством. Он организует группы паломников по
святым местам. Работает он не от себя, а от церкви. Он ездит с группами в разные
страны - в том числе, конечно, и в Израиль, а на днях выезжает с группой
в Италию.
Костя небольшого роста, и лет ему где-то шестьдесят, то есть
он достиг того возраста, когда человек становится чувствителен к чужой боли.
И вот что он рассказал о приезде патриарха, очевидцем которого
был.
В связи с приездом патриарха вход в церковь был по пропускам. (Я невольно
вспомнил телерепортаж о службе Патриарха в Новочеркасске: мол,
в храме было 3000 человек. Всего же на площади собралось до 50000 тысяч, и они
смотрели службу в церкви по телеэкранам. И еще мне припомнились репортажи служб
по телевидению на пасху и рождество. Прежде я не задумывался над этим, а теперь
понимаю, какого рода публика находилась в это время в храме.) И Косте, как
лицу, относящемуся к церкви, выдали пропуск.
К приезду патриарха
готовились как к важному, торжественному событию. Все ларьки с Соборной площади
убрали. Перед церковью установили громадный телевизионный экран.
В день приезда патриарха с раннего утра площадь заполнилась нескончаемым
множеством народа, в основном женщин. Была масса женщин, пришедших с
детьми-инвалидами в последней надежде на благословление Патриарха, который ведь
с богом чуть ли не за руку здоровается. (Рассказ Кости напомнил подобный эпизод
из немого фильма "Праздник святого Иоргена" ). Площадь превратилась в
нескончаемое море голов от Буденновского до Семашко, и только напротив
Храма видна была выдающаяся фигура памятника святому.
"Приехал патриарх
на газели... нет, на джипе, так они называются? Он вышел из машины в плотном
кольце телохранителей, и, не обращая внимания на собравшихся мирян, на всех этих
женщин с детьми-калеками, на всех этих людей, жаждущих его благословления,
прошел прямо в церковь. Хотя бы он, пусть уже входя в церковь, обернулся ко всем
этим людям и начертал в воздухе крест. Для них и этого было бы достаточно. Но
ничего этого сделано не было. "Мне так обидно стало за всех этих собравшихся
людей" - говорил Костя, и на глазах у него стояли слёзы. В храме
церковнослужители выставили вперед своих жён и детей, и патриарх Кирилл
благословил их. Потом началась служба. Но я не мог оставаться. Я не мог этого
вынести. Я слишком обижен был за всех этих людей. И я ушел из церкви."
Я подумал, что как-то так у нас всегда получается, что только что человек
чуть-чуть выбился из общего ряда наверх, как он уже и чувствует, и видит себя
иначе. Не знаю, может быть, это и вообще присуще людям, но у нас очень уж явна
эта пропасть, так что всегда есть те, кто "над", и те, кто "под". И психология
тех, кто "под", выражается в каком-то молитвенном отношении к тем, кто "над".
Мне казалось, что после того, что произошло, люди, собравшиеся на площади,
должны были бы почувствовать себя обгаженными. Но скорее всего, нет. Вся их
обгаженность ушла в их подсознание, и они её не заметили, потому что в себе они
чувствуют, что "так и должно быть", что они и должны чувствовать себя вечно
обгаженными, так что такое их самочувствие рассматривается ими как
нормальное их состояние и доставляет им наслаждение. Они чувствуют, что
если бы это было иначе, то это возбудило бы в них неподвластный им
инстинкт агрессии и всеуничтожения, а так они только утёрлись и остались
людьми, и только еще больше воспылали благодарной страстью к "высшим
мира сего" за то, что они удерживают их в человеческом облике. Мне кажется
справедливым замечание Жванецкого о том, что что бы власть ни сказала, они
всегда готовы вопить: "и мы об этом думали, и мы этого хотели". И не этим ли, не
этой ли страстью к чему-то высшему, сверхъестественному определяется добродетель
человека, вечно находящегося "под", так что чем выше высшие, чем больше пропасть
между мирянами и властью, тем больше в мирянах и добродетели. Для добродетели
нужен мирянам бог. Ибо "как он будет добродетелен без бога-то? Ибо кого же
он будет тогда любить, человек-то? Кому благодарен-то будет, кому гимн-то
воспоет?" (Достоевский. "Братья Карамазовы") Уберите бога - и человек
превращается в бунтовщика, ничего не признающего, кроме своего внутреннего
чувственного эгоистического закона. И т.о. оказывается, что человек цепляется за
бога для того, чтобы оставаться человеком, ибо в себе он есть "прах, и тлен, и
земля". Любовь к богу есть та узда, которая удерживает человека в
человеке.
16.10.09 г.
| Миниатюры | × |
| 251 | 251 |
| 252 | 252 |
| 253 | 253 |
| 254 | 254 |
| 255 | 255 |
| 256 | 256 |
| 257 | 257 |
| 258 | 258 |
| 259 | 259 |
| 260 | 260 |
| 261 | 262 |
| 262 | 262 |
| 263 | 263 |
| 264 | 264 |
| 265 | 265 |
| 266 | 266 |
| 267 | 267 |
| 268 | 268 |
| 269 | 269 |
| 270 | 270 |
| 271 | 271 |
| 272 | 272 |
| 273 | 273 |
| 274 | 274 |
| 275 | 275 |
| 276 | 276 |
| 277 | 277 |
| 278 | 278 |
| 279 | 279 |
| 280 | 280 |
| 281 | 281 |
| 282 | 282 |
| 283 | 283 |
| 284 | 284 |
| 285 | 285 |
| 286 | 286 |
| 287 | 287 |
| 288 | 288 |
| 289 | 289 |
| 290 | 290 |
| 291 | 291 |
| 292 | 292 |
| 293 | 293 |
| 294 | 294 |
| 295 | 295 |
| 296 | 296 |
| 297 | 297 |
| 298 | 298 |
| 299 | 299 |
| 300 | 300 |
| Миниатюры | × |
| 201 "Дурак дураку рознь" | 201 |
| 202 Система с обратной связью | 202 |
| 203 Первый коммунист | 203 |
| 204 Без лица | 204 |
| 205 Путь к свободе... | 205 |
| 206 Философия и логика управления слоями | 206 |
| 207 Другого языка они не понимают | 207 |
| 208 Формулы | 208 |
| 209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос | 209 |
| 210 Мораль | 210 |
| 211 Ошибка Маргарет Тэтчер | 211 |
| 212 Разговор с умным человеком | 212 |
| 213 Случай с Фенькиным | 213 |
| 214 Мы - интеллигенты! | 214 |
| 215 Ответ автору "Иуды" | 215 |
| 216 | 216 |
| 217 | 217 |
| 218 | 218 |
| 219 | 219 |
| 220 | 220 |
| 221 | 221 |
| 222 | 222 |
| 223 | 223 |
| 224 | 224 |
| 225 | 225 |
| 226 | 226 |
| 227 | 227 |
| 228 | 228 |
| 229 | 229 |
| 230 | 230 |
| 231 | 231 |
| 232 | 232 |
| 233 | 233 |
| 234 | 234 |
| 235 | 235 |
| 236 | 236 |
| 237 | 237 |
| 238 | 238 |
| 239 | 239 |
| 240 | 240 |
| 241 | 241 |
| 242 | 242 |
| 243 | 243 |
| 244 | 244 |
| 245 | 245 |
| 246 | 246 |
| 247 | 247 |
| 248 | 248 |
| 249 | 249 |
| 250 | 250 |