на главную страницу

0268.38 Публичный театр

    У нас время от времени профсоюз выделяет бесплатные билеты в театр. И срабатывает при этом удивительный инстинкт, переворачивающий всё с ног на голову.

    Сам я любитель театра. Может быть, приучила меня к этому бабушка. С раннего моего детства мы ходили с ней в театр, и всё это всегда было торжественно, всегда это был праздник. Билеты мы всегда брали хорошие, сидели в передних рядах, обычно во втором ряду, чтобы ничего не упустить и полностью насладиться. В антракте шли в буфет, покупали мороженое или пирожное, садились за столик и наслаждались. Потом, со звонком, возвращались в зал.
   Вообще в театре присутствует эта торжественность как в храме искусства. Публика ведет себя торжественно и чинно, одета хорошо. Словом, театр - это праздник.
   И это ощущение праздничности, торжественности театра у меня осталось на всю жизнь. И позже, по жизни, мне хотелось воспроизвести эти ощущения, которые я испытывал в те времена. Но, признаюсь, удавалось мне это редко. А удавалось мне это редко потому, что оказалось практически невозможно воспроизвести ту атмосферу соприкосновения с чудом, которая создавалась при посещении театра с бабушкой.
    Агитирую приятелей пойти в театр. И вот мы идём скопом, и я чувствую приятелей, а не театр, не постановку, и всё внимание обращено на них, а им всё это так, до лампочки. И в результате впечатлений - ноль. Иду с девушкой. Девушка тянет прежде всего в буфет, и не за пирожным или мороженым, а по конъячку. И снова нет театра. Я говорю, очень-очень редко находился человек, при посещении с которым от театра остаётся впечатление. А уж о том специфическом ощущении храма, которое присутствовало в прежние времена, и говорить нечего. Театр словно отставился, отошел в сторону. Я уж не говорю о современной демократизации театра, которая с изменением социального строя перешла от отбора пьес по критериям искусства к критерию требований кармана публики. Всё возвратилось к временам чеховской душечки, когда "публика, невежественная, дикая.  Ей нужен балаган! Ей подавай пошлость! " И подаёт театр пошлость. Так что идти в этот балаган уже и не хочется.
   Так вот, время от времени профсоюз выделяет билеты на посещение театра, и вот вся наша гэпэзэвская банда вваливается в театр.
   Это когда мы ездили по командировкам по Союзу, Леня Павленко говорил: "Это же бесплатные туристические поездки, и их нужно использовать по полной программе". И, как только мы приезжали в какой-нибудь новый город, Леня немедленно начинать водить нас по его достопримечательностям. Обычно в первую очередь мы отправлялись в краеведческий музей, потом в музей изобразительных искусств, потом в церковь. Во всём этом со стороны Лёни присутствовало отношение именно туриста, человека, который  рядом с этим, но не в этом; это с его стороны проявление  какого-то своего рода  любопытства. Для Лёни важно, что он был рядом с этим, это давало какое-то содержание его душе.
    Как-то мы оказались в Перми. Как водится, мы побывали  в краеведческом музее, музее изобразительных искусств, после чего Лёня потянул нас в церковь, чтобы послушать церковное песнопение. Лёня стоял и разглагольствовал о пении, не слушая его, и видно было, что он считает песнопение значимым не потому, что оно что-то говорит его душе, а потому, что оно в какой-то системе считается значимым, а он мысленно включил себя в эту систему и тем самым как бы приобщился к ней.
    Я уговорил Лёню пойти в местный театр оперы и балета. Пришли. Публики в зале - несколько человек. Во время постановки декорации падают. Толстые балерины танцуют безобразно.
    Пермь осталась бы в моей памяти в ряду других городов, но она поразила меня трёхэтажными домами, сложенными из брёвен. Я даже не предполагал, что такое возможно.
   Как-то нас в Москве послали в деревню на картошку, и нас поселили в избе, сложенной из бревен. Хозяева положили нас в небольшом закутке при входе.  Спали мы на полу. В пакле, набитой в щели между брёвен, ползали полчища клопов. Их красные спины блестели, как драгоценные камни. Ну и жарили же они нас! Хозяева на наши жалобы чем-то травили клопов, их полчища несколько уменьшились, но эффект от усилий хозяев был небольшой.
   Тамошняя поездка запомнилась двумя разочарованиями, Одно разочарование касалось леса. Как человек степного района, я мечтал о том, чтобы попасть в лес и побродить по нему. Деревня находилась в лесу, но я с неудовольствием обнаружил, что стоит немного углубиться в лес, и уже не  знаешь, в какую сторону нужно идти. Второе разочарование касается костров. По вечерам жгли костер и пели под гитару. Несмотря на романтическое представление о кострах и гитарах, мне показалось, что всё это делалось не потому, что это доставляет удовольствие, а потому, что существовало представление, что это должно доставлять удовольствие. И  студенты на бессознательном уровне участвовали в этом как в обязанности, а на сознательном уровне считали, что, делая всё это, доставляют себе удовольствие. Вообще это выглядело так, что существует множество колёсиков, каждое из которых существует для других колёсиков, и у каждого из колёсиков присутствует сознание, что, делая нечто, что должно восприниматься другими колёсиками как нужное для всех, они тем самым выполняют то, что следует, и поэтому должны быть то ли счастливы, то ли удовлетворены собой и своей значимостью. Чувствовалась некая общность, словно обязанность всех перед каждым, и значимость каждого для себя как будто определялась тем, какое значение он имеет для существующей общности, как хорошо он выполняет в ней неписаные обязанности.
   
   И вот вся наша гэпэзэвская банда вваливается в театр. Ощущение такое, словно приехали в дом отдыха. Во времена Союза нет-нет, и в печати появлялись сообщения о безобразном поведении в доме отдыха имя рек, скромного, дисциплинированного труженика, по отношению к которому невозможно даже предположить, что он способен на безобразия. Что-то в этом духе происходит и при наших походах в театр. Знаете ли, когда человеку что-то достаётся бесплатно, у него возникает специфическое отношение к бесплатному как к тому, что не ему делают одолжение, своего рода подарок, а что, напротив, это он делает одолжение, принимая подарок. Так что когда мы появляемся в театре, у нас такое ощущение, что мы своим посещением делаем большое одолжение театру. Соответственно, артисты, играющие на сцене, видятся нами в качестве слуг, которые призваны развлекать нас. Мы смотрим на них свысока, и скорее с удовольствием презрения, часто даже без снисходительности. Мы появляемся в зале шумно, громко разговариваем, жуем, смеемся, во время спектакля ходим по залу, и если и взглядываем время от времени на сцену, то всё равно ничего не слышим из того, что там говорят, из-за стоящего в зале шума. Вникнуть в то, что происходит на сцене, невозможно. даже при желании. Но желания такого и нет. Публика курсирует между буфетом и зрительным залом, заряжаясь горячительным. И считается особым шиком после спектакля спросить: "Слушай, а о чем был спектакль, ты не знаешь?" - и ответить: "Представления не имею!" И громко засмеяться. И добавить: "Конъяк в буфете был классный, не разбавленный, или я уже был настолько готов, что мне всё казалось классным"
   Впоследствии посещение театра вспоминается как событие, в котором участники проявили себя самым героическим образом, и шкала героизма измеряется тем выше, чем более невменяемого состояния человек во время посещения театра достигал.
   Да, что ни говорите, а дармовщинка как-то переворачивает всё с ног на голову. Ведь если ты покупаешь билет за свои кровные, то хочешь получить удовольствие за них по полной программе. И ты предъявляешь требования не только к игре артистов, но и к самому себе, ты соответствующим образом внутренне собираешься с тем, чтобы не упустить ничего из таинства искусства, представляемого игрой артистов. Ведь, как говаривал Лёня Павленко при поселении в гостиницу: "За всё уплачено"- включал и уже не выключал телевизор, пока мы не покидали гостиницу
   Нда. Конечно. И театр это понимает. И он понимает, что в наше демократическое время он должен предоставить демократической публике то, что она хочет, ради чего идет театр. А демократической публике " нужен балаган! Ей подавай пошлость!" И театр подаёт ей пошлость.

   15.11.08 г.

 Миниатюры ×
1 Людка приехала 1
2 Квартирный кризис 2
3 Г.Б. 3
4 О десятицентовой любви 4
5 О значении для любви... 5
6 В отсутствие доступа 6
7 Недопонимаю и Анжелика 7
8 Портрет Анжелики... 8
9 В ожидании последствий 9
10 Три миниатюры 10
11 Я и Он 11
12 Эмансипе 12
13 Маргарита 13
14 Ты меня уважаешь? 14
15 Логик 15
16.0 Белые чулки... 15
17.0 Об одном опыте 15
16 О принятии решений 16
17 Семён 17
18 Ночь и день 18
19 Сплетники 19
20 Встреча генерала 20
21 Сбиться с ритма 21
22 Рано или поздно... 22
23 Страх 23
24 Обед для бедных= 24
25 Странный случай 25
26 У смерти проблемы 26
27 Египетская гусыня 27
28 Враг себе? 28
29 О хватательном рефлексе 29
30 В том числе и о подполье 30
31 С ветерком 31
32 Женщины 32
33 Симпатия 33
34 Серая мышь 1 34
35 Серая мышь 2 35
36 Сочинитель 36
37 Родственные отношения 37
38 Публичный театр 38
39 Doppelherz 39
40 Существительное и прилагательное 40
41 Я бедный 41
42 Не понимаешь 42
43 Любимая 43
44 Иваны Федоровичи Шпоньки 44
45 Состояние глупости 45
46 Власть 46
47 Грабли 47
48 Манька и сомалиец 48
49 Разговор со Сталиным 49
50 Любовь как регулятор поведения 50
×