на главную страницу

0268.233  Теэтэт (конспект)

    Т: По-моему, знающий что-то ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание - это не что иное, как ощущение .

   Если вы что-то знаете, вы ощущаете, что вы это знаете. Это как бы бирка, адрес информации в вас. Итак, знающий знает, что он нечто знает или, во всяком случае, знал в своё время, но подзабыл. "Вы знаете, где находится улица Крупской?" Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно покопаться в памяти для того, чтобы найти соответствующий образ улицы  из других образов того же рода. Т.о., знание  непосредственно не дано, для обнаружения знания необходимы соответствующие психологические усилия по его поиску, которые занимают короткое или длительное время. С другой стороны, вам нужно увидеть мысленно улицу Крупской среди других улиц. Эта ориентировочная деятельность связана с процессом актуализации соответствующих образов. Если же эти образы у вас актуализированы, то ответ происходит практически незамедлительно на основе ориетировки среди образов.
   Здесь термин "ощущение" слишком неопределенен. Знание так или иначе оказывается некоторой существующей в нас программой, образом, который мы в себе воспроизводим. Например, если нас спрашивают о том, как делается оконная рама, то мы должны будем последовательно воспроизводить мысленно операции по производству рамы, и словесно описывать то, что видим. Или же сказать, что мы не знаем, посредством какого технологического процесса производится рама. В общем случае мы можем сказать, что знание воспроизводится в форме ощущений, которые являются образами соответствующих объектов и действий с ними. Другими словами, мы воспроизводим существующее в нас отражение. Но всякое ли отражение мы можем рассматривать в качестве знания?

Движение и покой

     «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

   С о к р а т. Так вот, он говорит тем самым, что-де какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она в свою очередь для тебя. Ведь человек - это ты или я, не так ли?

   Разве не бывает иной раз, что дует один и тот же ветер, а кто-то мерзнет при этом, кто-то - нет? И кто-то не слишком, а кто-то - сильно?

   С о к р а т. Так скажем ли мы, что ветер сам по себе холодный или нет, или поверим Протагору, что для мерзнущего он холодный, а для немерзнущего - нет?


   Обращение Протагора к фактам как критерию истины, и к интерпретации этих фактов разными объектами, то есть к тому, как эти факты отражаются на других объектах, в какой форме они представляются другим объектам.

   С о к р а т. А «кажется» - это и значит ощущать?
   Т е э т е т. Именно так,
   С о к р а т. Стало быть, то, что кажется, и ощущение - одно и то же, во всяком случае когда дело касается тепла и тому подобного. Каким каждый человек ощущает нечто, таким, скорее всего, оно и будет для каждого.


   Кажимость и ощущение - это не одно и то же. "Кажется" - это характеристика восприятия. Есть разница между высказываниями: "Я это вижу" и "Мне кажется, что я это вижу"? Ребенок, никогда не видевший поросят, увидев, говорит: "Какая смешная собачка". Он отождествил по форме поросенка с известным ему образом - собачки. "Я видел Ивана Петровича, и он прошел мимо, не поздоровавшись" - "Тебе показалось. Иван Петрович сейчас отдыхает в Ялте".
   Следует различать также ощущение как образ объекта с восприятием этого образа. Что такое знание? Это то, что несет какую-то информацию. Информация извлекается из образа. Образ строится. Например, вы делаете оконную раму в первый раз. Вы видели оконные рамы и представляете себе их части и способы их соединения. Начав делать, вы делаете всё по месту, идете шаг за шагом, переходя от одной операции к другой. Осуществляется процесс действий и одновременно процесс восприятия и запоминания действий, и всё это на чувственном уровне. В результате действий где-то вы ошибались, где-то действовали верно, и в конечном счете у вас получается положительный чувственно-практический опыт создания рамы. Можете вы сказать, что вы знаете, как сделать раму? Нет, не можете. То, что вы можете сказать, это что вы можете сделать раму, но при этом как вы её делаете, вы не знаете. Всё у вас происходит на чувственном уровне. Для того, чтобы иметь возможность говорить о знании, вам необходимо образ всех тех преобразований, которые вы осуществляете от брусков дерева вплоть до собранной рамы, перенести во внутренний образ, из сферы чувственности в сферу воображения. Для этого вы должны соединить данные кинестетики с данными зрения, вы должны мысленно прощупать и прочувствовать все преобразования, которые осуществляете по ходу изготовления рамы. Вот когда у вас возникнет "кино" создания рамы, тогда мы можете говорить о том, что знаете, как сделать раму, и признаком вашего знания будет ваша способность объяснить, что, как и почему вы делаете на каждом шаге и что получаете в его результате. 
   В этом, кстати, заключается смысл высказывания Маркса относительно различия между человеком и пчелой: "Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове." 
   Между чувственно-практическим отношением с предметом и его мысленным построением большая разница. Чувственно-практические отношения с предметом определяются чувственными данными и их результатом является формирование соответствующей системы рефлексов как непроизвольной системы. Непосредственно, чувственно практическое построение предмета, определяемое рефлекторным взаимодействием со средой отличается от создания человеком его построения в голове. В чувственно - практическом взаимодействии предмет дан нашему чувству, и наши действия определяются данными чувства. Наши действия определяются логикой предмета, системой отношений: воздействия на предмет и ответов предмета на воздействия в виде "да" либо "нет", положительного либо отрицательного результата относительно желаемого эффекта действий на предмет. Иное дело - когда мы создаем предмет в воображении. При этом оказывается, что то, что в чувственно практическом отношении с предметом является первым, то при идеальном производстве является результатом. В себе мы не можем увидеть ничего из того, чего раньше уже не было бы в нашем рефлексе. Посредством усилий представления мы пытаемся актуализировать соответствующие схемы рефлексов для того, чтобы получить соответствующие образы объекта. И только тогда, когда всё то, что раньше у нас было в чувстве, теперь стало в голове, только после этого мы можем сказать, что мы знаем нечто.

 Миниатюры 201 - 250 ×
201 "Дурак дураку рознь" 201
202 Система с обратной связью 202
203 Первый коммунист 203
204 Без лица 204
205 Путь к свободе... 205
206 Философия и логика управления слоями 206
207 Другого языка они не понимают 207
208 Формулы 208
209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос 2099
210 Мораль 210
211 Ошибка Маргарет Тэтчер 211
212 Разговор с умным человеком 212
213 Случай с Фенькиным 213
214 Мы - интеллигенты! 214
215 Ответ автору "Иуды" 215
216 216
217 217
218 218
219 Чувство собственной важности 219
220 Читая Айн Рэнд 220
221 О "не понимаю" и свободе совести 221
222 Подфарник 222
223 Самопрограммирование 223
224 Ставрополь 224
225 Страшные сны Дерьюпасок 2255
226 Прорыв вытесненного 226
227 Русский принцип 227
228 Инстинкт смерти 228
229 Опарыши 229
230 Как хорошо быть президентом! 230
231 Свои и чужие 231
232 Движение и Единое 232
233 Теэтет 233
234 234
235 235
236 236
237 237
238 238
239 239
240 240
241 241
242 242
243 243
244 244
245 245
246 246
247 247
248 248
249 249
250 250
×