на главную страницу

0268.255

     Понятие силы принадлежит чувственному опыту человека. Сила применяется с целью перемещения или удержания тел. Совершенно подобного же рода усилия связаны с психологической жизнью человека. Существует связь между физическими и психологическими воздействиями и их переходами друг в друга. Физическое воздействие вызывает разрушение в человеке, каковое выражается в психологическом чувстве страдания. Физическая реальность, т.о., отражается в психологическом состоянии. И также обратно, психологические состояния преобразуются в физические действия и в них разряжаются. В этом смысле физическая сторона психологических состояний может рассматриваться как заряд. Физические усилия неразделимы с психологическими, и в то же самое время психологические усилия неразделимы от физических. И, однако, между ними существует различие: привычное действие не вызывает психологических трудностей и представляет собой непосредственно протекающий физический акт. В то же самое время всякое новое поведение связано со значительнейшими психологическими усилиями. При этом следует иметоь ввиду двойственность, которая позволяет наблюдать психологические усилия: новое действие вызывает изменения в мимике (лица). Пытаясь что-то сделать, человек напрягает лицевые мышцы, как бы помогая действию, которое совершается телесными органами. Человек, пытаясь совершить какое-то действие, которое ему плохо удаётся, противопоставляет ему усилия лицевых мышц. Значит, здесь есть противопоставление одного другому. Кажется, что в структуре мимики отражается и, соответственно, представляется модель того поведения, которое человек пытается реализовать. Например, человеку усиливается сделать что-то, чего не хочет делать. И тогда для обеспечения действия он приводит в действие мимические мышцы. Когда человек пытается затормозить какие-то свои действия, он снова приводит в действие мимические мышцы. Кажется, что мимические мышцы представляют собой усилия сознания человека, произвольный аспект его поведения. Результатом всех этих усилий оказывается научение. Человек, которому ложь не удавалась, по мере тренировок начинает лгать автоматические. Если же мы вычтем эту способность к научению в результате этой двойственности мимических мышц и рабочих мышц тела, то получим человека как систему рефлексов, то есть своего рода живой автомат.
    Человек преимущественно и является таким автоматом. Деавтоматизация происходит тогда, когда автомат не приводит к ожидаемым результатам. Следовательно, в этом плане человек - это такой автомат, который, с одной стороны, своими действиями удовлетворяет какие-то потребности, применяя автоматизм в качестве средства, которым обеспечивается получение им предмета потребления. Ведь если рефлекторное действие не приводит к (положительному, ожидаемому) подкреплению, то потребность остаётся. В результате отрицательного подкреплерния происходит регрессия, редукция поведения в направлении его неопределенности. Начинает выполняться схема поиска поведения, которое приведет к нужному результату. Соответственно, мы получаем две схемы поведения: поведение, основанное на поиске, и в таком поведении всегда актуализировано сознание, во всяком случае, в пределах, которые позволяют определить "да" либо "нет" для испытываемой схемы поведения. Выразить отношение между автоматизмом и сознательным отношение в круговой диаграмме можно посредством двух взаимно изменяющихся секторов, в которых ту или иную часть занимает деятельность сознания и автоматизм. Тогда, когда не удается удовлетворить потребность, обе эти противостоящие стороны редуцируют к неопределенности, в которой уже нет ни сознания, ни автоматизма как таковых.

    Итак, психологически нами может изучаться сила по её феноменологическим проявлениям, именно, по тому, какие психологические усилия нам приходится применять, также ощущение мышечных напряжений, "мышечной радости" или усталости и т.п. Через феноменологию мы можем определить физические свойства тел, к которым применяются наши усилия, и придти к понятию тажести и т.п. При этом оказывается, что одно и то же тело для нас будет иметь различный вес, что связано с нашим физиологическим состоянием, со степенью разогретости мышц и т.п. То, что неподъёмно в одно время, легко поднимается в другое. Здесь же можно установить, что для большей скорости перемещения тела требуется затрата больших усилий. Для получения большего ускорения нужен больший заряд силы и т.п. Однако измерение сил является субъективным, к тому же зависящим от физического состояния организма. Но ощущение субъекта есть факт интер-, а не интра-субъективным, и он не может быть значимым в объективном смысле.
    Другая сторона проявления силы, помимо перемещения тел, связана с напряжением, которую её применение вызывает в другом субъекте. В этом плане мы получаем возможность взаимного междсубъектного определения сил.

    Объективно физическая сила проявляется в перемещении тел с некоторыми скоростью и ускорением и т.п. Но здесь опять - таки если брать субъеткивную сторону этого процесса, то для одних и тех же объективных фактов она окажется величиной переменной: "влюбленные часов не наблюдают". Что это означает? Это означает, что они существуют как бы вне времени. Точка, в которой они вошли во влюбленность, и точка, из которой они вышли из неё, для них - одно мгновение. Они не чувствует времени. И нет ничего хуже ожидать или догонять. В этих случаях время тянется бесконечно. Что такое влюбленное состояние? - это по преимуществу бессознательное состояние. Что такое ожидание?- это состояние сознания.