на главную страницу

 0268.18 Ночь и день

    Окружающие рассказывают мне, какой я счастливый, и как они хотели бы оказаться на моём месте. И в то же самое время я чувствую в их словах ту неискренность, которой они сами не чувствуют. За их словами стоит их убежденность в том, что для того, чтобы человек был счастлив, он непременно должен быть женат. В таком случае он, с какой стороны ни смотрите, а достойный член общества, поскольку исполнил перед ним свой долг. А иначе он - не человек, а пол человека, ибо не исполнил требования общества: плодитесь и размножайтесь по его законам.
    Пушкин говорил: "привычка свыше нам дана, замена счастию она". Привычка лгать людям и себе - одна из основных наших привычек. Мы несчастны, нам плохо, а мы говорим себе, что мы счастливы, что нам хорошо, и мы действительно начинаем думать, что те ощущения, которые мы испытываем, это и есть ощущения счастья, и удивляемся, когда нам кто-то ненароком скажет: "какое у тебя несчастное лицо" - и ты недоумеваешь: как у меня может быть несчастное лицо, когда я счастлив, когда я чувствую себя счастливым. Кажется, что за этим моим ощущением собственного счастья стоит нечто другое - чувство равновесия и относительной безопасности жизни в обществе, поскольку ты "выполнил перед ним свой долг и оно не имеет к тебе претензий ", и возникающее на этой основе чувство удовлетворения собой, что ты смог всё-таки выкрутиться, и вообще умеешь по жизни выкручиваться. И ты начинаешь гордиться собой, "высоко себя мерить". Так что на самом деле ни о каком ощущении счастья речи не идет, а речь идёт об удовлетворении животного, которое умудряется выживать в царстве животных.
   Как-то зашёл в военкомат уточнить данные документов. За окошечком сидит некая особа с сухим невыразительным и озлобленным лицом. Я указываю  ей произошедшие изменения. Она читает: "женат", я говорю: "разведен". Её лицо принимает неприязненное выражение, за которым стоят истории, пережитые ею самой. С этой минуты я - её первейший враг. Я говорю: "запишите: учусь на четвертом курсе института" Она с ненавистью смотрит на меня: "учится он, видите ли" - вместо того, чтобы жениться и кормить семью, имеется ввиду. Её физиономия выражает такую искреннюю ненависть, как будто бы я только что бросил её  ради того, чтобы пойти в институт учиться.
  Зина и Г.Н. - "подружки". Вокруг замужней Зины мужчины роются, как мухи, и незамужней Г.Н. хочется того же. Она стала подражать Зине: одеваться и ходить с деловым видом с папочкой. Я спросил у неё, для чего она это делает? "Для мужчин"- воодушевленно сказала Г.Н. Я про себя подумал: "и с такой рожей ты на что-то рассчитываешь?!" - потому что на её лице написана неприязнь ко всему и ко всем. В Г.Н. влюблён Николай Михайлович. "Да ведь это невозможно- говорит Зина - она села на него с руками и ногами, и только и погоняет. Кто это выдержит".

   Конечно, во всём этом нет никакого криминала, всё это - работа инстинкта: дети подчиняются своему инстинкту, женщины - своему, мужчины - своему. Как-то я наблюдал такую картину: волк гонится за зайцем. Заяц оказался прыткий, и гон продолжается долго. Наконец, волк прищучил зайца. Волк возвращается в своё логово, к волчице и волчатам. Волчица встречает волка и начинает ласкаться к нему. И волк отрыгивает пищу. Т.о., какая здесь связь инстинктов: инстинкт добычи пищи в качестве сильнейшего, ничем не ограничиваемого инстинкта - это волк. Это люди, страстно и бесконечно делающие деньги. Волчица, ласкающаяся, и волк, отрыгивающий пищу - это второй инстинкт - реакция волка на ласку. Ласка - это раздражитель, вызывающий у волка отрыгивание пищи. Ласку можно рассматривать в качестве своеобразного наркотика, который становится целью для животного. И тогда основная цель - добыча пищи - дополняется  еще одной - получения ласки посредством её. Отношения переворачиваются, и ласка становится целью, а добыча пищи для семьи - средством получения ласки, того ощущения, что самец в семье находится у себя дома. В свою очередь, ласкающийся ребенок вызывает соответствующую реакцию "отрыгивания" у матери. Если у ребенка формируется этот инстинкт использования ласки в качестве средства получения пищи, можно рассчитывать на то, что когда он станет взрослым, он, для получения ласки будет заниматься добычей пищи, развивая в себе соответствующие качества, связанные с умением и мастерством в её добыче. Но если этот инстинкт у ребенка не формируется, то у него не формируется также и инстинкт добычи пищи.

    Мне рассказывают, какой я счастливый. И в то же время я чувствую, что они не верят мне, как не верят никому в подобных случаях, потому что бессознательно понимают, что лгут, что занимаются заманиванием мышеловку; делают же они это потому, что сами сидят в ней, и им обидно, что кто-то ещё не попал в неё.
   Женщины разные, но говорят и делают одно и то же. Я уже удостоился высказывания: "Я буду тебе хорошей женой". Когда мне это было сказано в первый раз, я принял слова за правду; когда это мне было сказано во второй раз, я уже знал, что ко мне это высказывание не имеет отношения, но я понял тогда только лишь, что  "все они это говорят". Сейчас я знаю, что за словами "Я буду тебе хорошей женой" стоит чувство удовлетворения тем, что я попался в мышеловку, и высказывание женщины означает как бы жалость к попавшейся ей жертве на фоне испытываемой ею радости. Её слова - это как бы успокоительное, наркотическая таблетка для попавшейся мыши.

   Всегда меня в подобных ситуациях преследует одно и то же ощущение:  я попался. Я еще не женился, мне только предстоит это сделать, а у меня уже возникает мечта, когда всё это кончится, и я стану свободен, возникает мысль перетерпеть всё это время, всю эту невзгоду. Почему же я иду на это, на то, чего я бессознательно не хочу, я не могу сказать. У меня такое ощущение, что я в очередной раз попал в поток, который несет меня, и отказаться в этих условиях нехорошо, непорядочно и стыдно. Это инстинктивное чувство то ли обязанности, то ли подчиненности обстоятельствам: "не хочу, но надо - перетерпеть, перестрадать". Может быть, происходит это потому, что где-то внутри себя я знаю, или полагаю, что это всё-таки нужное дело, а осознания того, что мне на самом деле это нужное дело мне не нужно, нет.

   Как-то Валера, после 105 женитьбы, заметил: "Ты знаешь, всё одно и то же. Они все одинаковы. Не стоит их и менять". После его слов я подумал, что можно поставить вопрос и иначе: а стоит ли их иметь? Для того, чтобы ответить на этот вопрос положительно, необходимо было что-то понять. Необходимо было что-то понять, но что именно?

   Сейчас у меня ситуация всё-таки несколько иная: я развожусь и женюсь. Я не могу жениться, не разведясь. И между разводом и женитьбой есть точка, нейтральная полоса, и у меня есть тайная надежда уйти в сторону в это время, развестись - и не жениться. Но как это можно сделать? Как? Конечно, не вопрос сказать: я не желаю? Вопрос в том, чтобы суметь сказать это, не ломая себя. То есть не испытывая этого чувства обязанности, подчиненности потоку, который меня подхватил. Не ощущать этого чувства, что я что-то должен. Во всяком случае, я понял хотя бы это,  причину того, почему я хожу по кругу и постоянно попадаю в один и тот же капкан. Почему всё это происходит независимо от меня.

   И однажды до меня всё же что-то дошло. Говорят о любви, о чувствах, говорят об этом тогда, когда ничего этого нет. А есть инстинкты, которые человек стремится удовлетворить. И есть средства, которые человек применяет для удовлетворения своих инстинктов. И теперь я понимаю значение высказывания: цель оправдывает средства. Женщине нужно реализовать себя как женщину, и для этого ей нужен мужчина с соответствующими свойствами. И она будет говорить ему то, что он хочет от неё услышать, то есть будет оказывать ему ласки, для того, чтобы он отрыгивал. Правды во всём этом может быть чуть-чуть или вообще ноль. Ласки - это не более, чем средства достижения цели. Так и следует относиться к этим вещам с открытыми глазами, и не воспринимать всерьёз слова о любви и о "я буду тебе хорошей женой".
    Не стоит думать о том, что нужно другому человеку, не стоит идти на поводу его потребностей. Следует оценивать его потребности и свои с их объективной стороны, и баланс между ними. Не думай за другого. Другой сам за себя вперед тебя тысячу раз подумает.

   Я, конечно, развёлся. И в очередной раз не женился. И меня поразило, насколько это просто, не жениться, когда тебе предлагают жениться, потому что оказалось, что на той стороне неважно, кто, не я, так другой. И больше того, меня как-то даже зауважали после моего отказа и стали обращаться за советами. А ведь не уважали, когда капкан расставляли. Не уважали. И то правда, за что глупых уважать, даже если эти глупые и живут сердцем.

   На днях сидим компанией, моя бывшая жена и не ставшая, и их родственники. Что-то они смотрят на меня, как будто чего-то ожидают. Ожидают, вспомню я или нет. Я с недоумением смотрю на них, и никак не могу понять. И вдруг поднимаюсь, не очень понимая, что я делаю, подхожу к бывшей своей жене и обнимаю её: "Поздравляю тебя с днём рождения. С началом отсчёта 29 года" - слышу, как я говорю, и про себя в тумане соображаю, что это у неё сегодня день рождения. Вечно я с этими днями рождения впросак попадаю, забываю. И я чувствую неловкость от того, что не приготовил подарка.
   Как-то после очередного развода мне звонит сотрудница уже бывшей жены и спрашивает номер её домашнего телефона. Я говорю, что не знаю. Я действительно не мог его вспомнить. "Что, с глаз долой, из сердца вон?"- заметила звонившая. Я тогда с удивлением подумал, что действительно не могу вспомнить многих вещей, связанных с бывшей. Бывшее умерло, исчезло, его не стало в моей реальности.

   Ночь. Просыпаюсь от того, что где-то тихо звучит музыка. Я открываю глаза. Музыки больше не слышно. Наверное, проехала машина. Я закрываю глаза и думаю, что последние годы у меня такое ощущение, словно вся жизнь моя протекает ночью, словно всё происходит в темноте. Когда я ехал домой, я смотрел внутрь себя и думал, что мне ничего не надо. Что вот так, как есть, это меня устраивает. Вот так мне хорошо. Девушка смотрит на меня во все глаза. Я думаю, что мне этого не надо. Инстинкт разворачивает меня к ней, и в то же самое время я этого не хочу.
   Ночь. Я испытываю чувство одиночества и тоски. Вдруг чувствую, что что-то мне мешает. Открываю глаза: в щели двери виднеется свет. Кто-то залез. Сердце словно останавливается. Я поднимаюсь, подхожу к двери, секунду стою перед ней, набираю в грудь воздуха и резко открываю дверь. И вдруг меня со всех сторон обволакивает яркий дневной свет.

   31.07.08 г.

 Миниатюры ×
1 Людка приехала 1
2 Квартирный кризис 2
3 Г.Б. 3
4 О десятицентовой любви 4
5 О значении для любви... 5
6 В отсутствие доступа 6
7 Недопонимаю и Анжелика 7
8 Портрет Анжелики... 8
9 В ожидании последствий 9
10 Три миниатюры 10
11 Я и Он 11
12 Эмансипе 12
13 Маргарита 13
14 Ты меня уважаешь? 14
15 Логик 15
16.0 Белые чулки... 15
17.0 Об одном опыте 15
16 О принятии решений 16
17 Семён 17
18 Ночь и день 18
19 Сплетники 19
20 Встреча генерала 20
21 Сбиться с ритма 21
22 Рано или поздно... 22
23 Страх 23
24 Обед для бедных= 24
25 Странный случай 25
26 У смерти проблемы 26
27 Египетская гусыня 27
28 Враг себе? 28
29 О хватательном рефлексе 29
30 В том числе и о подполье 30
31 С ветерком 31
32 Женщины 32
33 Симпатия 33
34 Серая мышь 1 34
35 Серая мышь 2 35
36 Сочинитель 36
37 Родственные отношения 37
38 Публичный театр 38
39 Doppelherz 39
40 Существительное и прилагательное 40
41 Я бедный 41
42 Не понимаешь 42
43 Любимая 43
44 Иваны Федоровичи Шпоньки 44
45 Состояние глупости 45
46 Власть 46
47 Грабли 47
48 Манька и сомалиец 48
49 Разговор со Сталиным 49
50 Любовь как регулятор поведения 50
×