на главную страницу

0268.239 Субъективация

     Допустим, у вас есть множество произведений какого-то автора в формате doc, и вы последовательно каждое произведение преобразуете в формат rtf, для чего образовали специальную папку с именем rtf внутри существующей.
    Вы выполняете последовательность одних и тех же операций, и вы обращаете внимание, как вы это делаете.
    Вначале вы делаете это не задумывясь, при этом сам объект ведет вас в ваши операциях. Первые ваши действия - ориентировочные и осмысленные. На каждом шаге вы определяетесь, где вы находитесь и куда вам нужно перейти: вы открываете соответствующий файл, вызываете операцию "сохранить как", в открывшемся окне переходите в папку rtf, в окне формата переходите на rtf, нажимаете "сохранить", окно записи при этом закрывается, после чего вы нажимаете на кнопку "открыть", открываете следующий файл, и цикл действий повторяется. Для того, чтобы не набирались окна, после очередной записи вы закрываете очередной  отформатированный    файл (это не относится к первому отформатированному файлу).
    ВПо мере форматирования ваши действия постепенно всё больше автоматизируются, и вы можете исходить из установки автоматизации, то есть последовательности раздражителей, и при этом ваше сознание все больше отключается от механической работы, так что вы можете думать о чем-то другом.
    Но установка ваша может быть и иной. Вы не только не отключаете сознание, но, напротив, задаетесь вопросом о том, каким образом осуществляется субъективация, перевод внешнего во внутреннее, и управление движениями не внешними раздражениями от объекта не внешней чувственной реальностью, относительно которой вы ориентируетесь, а внутренними.
    С точки зрения сознания как всё это выглядит? Мы должны начать с какой-то точки.
    Мы помним, что первоначально мы открывали файл, формат которого нужно изменить. При этом вы находились в одной реальности, которая по отношению к долженствующей выступает, поскольку у вас сформирована цель, в качестве ложной и которая должна в силу этого отрицаться, потому что ложь на то и существует, чтобы быть отрицаемой. Ваша задача - посредством своих действий преобразовать одну реальность, одно своё настоящее, в другую реальность, в другое ваше настоящее. Для этого вы нажимаете на соответствующие кнопки: открыть, выбираете нужный файл и открываете его. Ваше актуальная реальность, ваше настоящее изменилось. То, что являлось вашей целью, вашей идеей, реализовалось в реальности. Но как только оно реализовалось в реальности, оно породило следующую идею - переформатирования соответствующего файла. И т.о. актуальная реальность превратилась в ложную, если считать, что то, что мы рассматриваем в качестве отрицательного, является ложным. Разумеется, здесь может быть поставлен вопрос о правильности отождествления отрицательного и ложного. Идея, которую мы стремились реализовать, когда открывали файл, была для нас истинной и необходимой идеей. Как только эта идея оказалась материализованной, как только она из идеальной  формы своего существования превратилась в реальность, в наше настоящее, она из истинной, из цели превратилась в ложную, в то, что должно zugrunde gehen. Особенность подобного рода отрицания состоит в том, что нечто переходит из настоящего в прошлое, уходит в основание, и в качестве основания делает возможным последующее. То, что являлось целью, превратилось в материал для последующей цели.  Следовательно, это не простое глупое негативное отрицание, которое уничтожает свой объект, нет, это отрицание, которое переводит реальность на иной уровень т.о., что оно становится условием для возникновения последующего. Вы переформатировали файл, и теперь перед вами тот же файл, но в другом формате. Ваше актуальное настоящее вы изменили, вы изменили объект, с которым перед этим имели дело. Но как только вы это сделали, объект превратился для вас в ложный. Он больше вам не нужен. Это настоящее вам больше не нужно, вы в нём больше не нуждаетесь. Для того, чтобы не накапливать окна вы закрываете файл, а, закрыв файл, воспроизводите единственное окно с первоначально отформатированным файлом. Вы это получили, и это снова превратилось в ложь: вы преобразуете своё очередное отрицательное настоящее, нажав на кнопку "открыть". Но в окне окажется папка rtf, а файлы мы берем из папки, в которую входит папка rtf, поэтому мы переходим на один уровень вверх. Открыли, выбрали и открыли файл. Нажали на "сохранить как", в открытом окне перешли в папку rtf, выбрали формат rtf, нажали "сохранить", закрыли файл, отрыли следующий и т.д. Что мы с вами наблюдаем? То, что мы находимся в точке настоящего, и всякое полученное нами актуальное настоящее мы отрицаем той следующей идеей, которое обусловливается программа действия в целом. Мы стремимся получить истину, поскольку стремимся к тождеству идеи и истины, при этом идея выступает в качестве её критерия. Но как только идея материализована, превратилась в наше актуальное настоящее, это настоящее идеи её пожирает. С чем мы имеем здесь дело? - с непрерывным движением, которое ни в чем не заканчивается. Отношение между материализованной идеей и идеей не изменилось, они остались равны друг другу, но настоящее скрывает за собой идею, которой настоящее порождено, и настоящее, оставшись наедине с собой, порождает из себя последующую идею. Ничто не стоит на месте, всё изменяется. Значит, между идей и её материализацией имеет место отношение смещения. Идея есть не только некоторое определенное содержание, некоторая программа действий, но идея есть также идеальное как внутренняя сила, внутреннее устремление к некоторому действию. По мере своей материализации идея истощает себя, а став материально актуальной, она исчезает, она  превращается в эту актуальность. Т.о. мы имеем дело с последовательностью идея - её материализация, материализация идеи порождает последующую идею, а последующая идея, материализуясь, вызывает очередное изменение (приращение) реальности. 
    Если мы говорим об идее как определенной, конкретной идее, определенной, конкретной программе, то должен существовать общий механизм, обеспечивающий не только реализацию, но и порождение идей, подобно тому, как существует механизм знания как та общая способность, которой обеспечиваются все конкретные формы знания.
    И отличительным признаком этого механизма является то, что он непосредственно связан с настоящим, что всякое существующее настоящее им рассматривается как отрицательное, по отношению к которому производятся идеи, которыми определяются рассогласование между тем настоящим, которое существует, и тем настоящим, которое должно быть. Т.о., один этап - процесс формирования идеи как отрицания существующего актуального настоящего. Сформированная и вызревшая идея противостоит настоящему как тому, чего не должно быть, центр тяжести бытия переносится с актуального настоящего на идеальную реальность идеи, которая ищет и находит средства преобразования существующего настоящего в настоящее идеи. И когда всё это - идея и её средства - есть, происходит преобразование существующего настоящего в содержание идеального настоящего, с реализацией которого идея истощается в материальном и исчезает. Материальное настоящее после   всплеска положительных эмоций в момент ео получения тут начинает отрицаться её будущим -  новой идеей, которая извлекает из существующего настоящего возможность построения последующего настоящего. Т.о., мы имеем дело с жизненным процессом, который не терпит ничего постоянного, для которого требуются изменения, переходы от одного к другому. Отрицание постоянного: пусть хуже, пусть что угодно, но только не одно и то же, не неподвижность. Превосходный муж, всё делает по дому, смотрит за ребенком. Но, боже, какая скука, чего-то хочется другого, разнообразия. Завести любовника, что еще со скуки остается делать?! А вот если бы приходилось с утра до вечера крутиться по дому да смотреть за ребенком, то разнообразия хватило бы сверх головы, и для мыслей о любовнике уже не оставалось бы места. Т.о., настоящее вызывается будущим, которое первоначально является нам в форме идеи. И этим обеспечивается движение в будущее. Если же мы не прилагаем соответствующих усилий по формированию новых идей, если мы отдаемся на волю течения времени, то начинается движение вспять, в прошлое, мы оказываемся в объятиях энтропии, в снижении порядка и сложности системы.

   
    А как это выглядит на уровне идеального, на уровне мышления, превосходно показал Платон, в диалогах которого всё относительно, всякое утверждение может отрицаться, и единственным критерием любого утверждения является не объективность, не объективное положение дел, а то, что по душе и что не по душе. То есть как будто тоже речь идет об истине и об объективном положении вещей, однако выбор оказывается за душой, критерием объективности становится не объективность сама по себе, а то, как она отражается в душе и  как душа к объективности относится.  В принципе, неважно, является нечто истинным или ложным. Принимается то, что по душе. Человек принимает, что нечто истинно или ложно как бы накладывая бирку на объекты, которая определяет отношение души человека к нему. Человек всегда сталкивается с тем, что ощущает истину в себе и ощущает давление истины извне, и эти истины в общем случае в чем-то соответствуют, в чем-то противоречат друг другу, и в зависимости от соотношения давлений истин идеального и материального человек становится на ту или другую сторону, в себе оставаясь двойственным: например, принимая в качестве определяющей истины материальную и ходя в церковь за истиной идеальной. Потому что и без неё никак не получается. И это - для него, он оказывается мерилом для всего. Т.о., налицо противоположность объективного и субъективного. Человек в себе носит свои собственные критерии истины, но выбор делает, смотря по обстоятельствам: ведь физическое существование человека во всяком случае является условием для его идеального существования. Поэтому обычный выбор: идеальное, конечно, хорошо, но материальное надежнее. Но ведь материальное и идеальное неразрывны, и если человек реализует не своё идеальное - значит, чье-то.
    В связи с этим вопрос об отчужденном труде, то есть об отчужденной активной, деятельной стороны человека от него самого. Так или иначе, и в этом случае человек стремится найти работу, соответствующую его натуре. Так что здесь совершенно не обязательно должно существовать антагонистическое противоречие. Но по большому счету, в большинстве случаев здесь имеет место несоответствие. За счет чего же держится отчужденный труд в условиях развитого капитализма, когда принуждение к труду постепенно ослабевает и будет ослабевать в дальнейшем? Это оплата труда. Высокая оплата труда формирует человека, который отчуждает себя в вещах и удовлетворяет свои потребности посредством вещей. Человек отчужден от себя, в себе мертв, но живы его вещи, и в жизни его вещей он видит свою жизнь и своё удовлетворение. Не самодеятельность, не цель самого себя как разносторонне развитого и, основное, принадлежащего себе  существа, но цель себя как обладателя всевозможных вещей за счет отчуждения себя от себя, то есть за счет превращения своей радости в радость вещей.. Из этой возникшей связки, из этого круга нет выхода: человек стремится к вещам не потому, что они ему нужны, а потому, что в них он видит разрешение своего неразрешимого  внутреннего противоречия. Не вещи оказываются приложением к человеку и средством его самореализации, но человек оказывается приложением к вещам. Не вещи  служат ему, а он им. Как это обычно имеет место во всяком круге, который способен характеризоваться лишь количественным аспектом, но в реальности не имеет в себе разрешения, кажется, что вот если я стану обладателем еще вот этой вещи, то противоречие во мне разрешится, и моя неудовлетворенность исчезнет. Но чем дальше я иду по этому пути, тем сильнее растет моя неудовлетворенность, и тем сильнее возрастает моя страсть к вещам: ведь каждая очередная вещь в какой-то небольшой степени удовлетворяет мою страсть, но после этого удовлетворения возникает еще больший вещный голод, который гонит человека от вещи к вещи, и он скитается от вещи к вещи подобно вечному Жиду, скитающемуся по земле, и его вечные скитания есть месть бога за отчуждение от него подобно тому, как вечная жизнь Агасфера явилась местью ему бога за издевательство над ним. Вы помните же Христа, который нес крест свой мимо дома Агасфера , и попросил разрешения прислонить его к дому, чтобы отдохнуть, и получил в ответ: "Иди, на обратном пути отдохнешь" - "Ну, так жди моего возвращения" - сказал Христос.
    Из столкновения этих двух сторон -субъективного и объективного- возникает бесконечный процесс отношений, взаимодействия субъекта с объектом, субъекта с его внешней природной и социальной средой, и, с одной стороны, приспособления объективного к субъективному, с другой стороны - субъективного к объективному. Одни принимают одно, другие - другое. Одни - актуальное человеческое, другое - богово. Одни приспосабливаются к реальности, другие - к богу (где под словом "бог понимается не бог как персонификация внешней абсолютной  духовной власти над человеком, а бог как выражение доминанты духовной деятельности, определяющей чувственную, и, соответственно определяющей меру его свободы относительно своих инстинктов. Для большинства не существует истины как таковой ни для себя, ни для реальности, и не существует единства в человеке, но двойственность, каждый человек что-то отдает природе, что-то - богу. И только очень редко увидишь Сократа, для которого определяющим является бог в человеке, тогда как для подавляющего большинства - человек в боге.

    Итак, у нас возникла идея переформатировать файл. Эта идея уже имела свои средства. (например, Маркс: новые социальные идеи возникают, когда для них уже существуют средства). Другими словами это - то, что называют чувственно-интуитивным уровнем. Теперь эту идею нужно реализовать, и делается это практически, на чувственном уровне, на котором все это не формулируется, но все действия определяются самой ситуацией, которая ведет нас от одной реализации к другой. Каждый отдельный шаг должен быть реализован для того, чтобы можно было перейти к последующему шагу. После того, как мы научились это делать, то есть, с одной стороны, определили порядок применяемых операций, и с другой стороны, научились успешно выполнять каждую из этих операций, мы должны всё это перевести на словесный уровень с тем, чтобы впоследствии иметь возможность, когда мы всё это забудем, воспроизвести, переходя от слов к чувственному уровню.
    Итак, нам нужно для получения словесного уровня перевести сделанное нами на чувственном уровне в слова.
    Что это за слова? Прежде всего, чувственный уровень имеет ввиду общие категории. Чтобы что-то понимать, нам нужно наши конкретные действия рассматривать как действия всеобщего. Поэтому, разумеется, простое перечисление того, что мы делаем, совершенно недостаточно для того, чтобы получить логику действий. А это значит, все наши действия следует определить с точки зрения понятий причины и следствия на языке целесообразности, так что тем самым нами обеспечивается двойственность: применение языка целесообразности возбуждает соответствующее ощущение причинно-следственных отношений соответствующей целевым действиям чувственной реальности.
    Мы говорим, что нашей целью является переформатирование множества файлов. Если мы сумеем переформатировать отдельный файл, то, применяя последовательно операцию форматирования к множеству файлов, мы переформатируем их все. Значит, в целом операция переформатирования содержит повторяющуюся операцию переформатирования файла и операцию перехода от одного переформатируемого файла к другому.
    1.Для того, чтобы переформатировать файл, нам нужно сначала его открыть, то есть осуществить некоторое действие А, т.о. получаем если А, то А.: Действие по открытию файла А порождает открытие файла А. Или иначе: для того, чтобы открыть файл А (для того, чтобы сделать какое-то А), нужно сделать В. Сделали В, получили А.
    Теперь мы можем переформатировать открытый файл. Для этого мы должны нажать Файл, сохранить как, открыть rtf, установить формат rtf, нажать сохранить. Т.о., снова применить ту же формулу: для того, чтобы переформатировать, нужно выполнить такие-то операции: для того, чтобы получить какое-то А, нужно выполнить множество действий В.
    2.Теперь нам нужно перейти к другому файлу. Если всего файлов n, то мы должны реализовать n циклов форматирования. Если n не равно единице, то мы должны закрыть открытый файл и в окне с файлом, соответствующем n=1, открыть следующий файл.
    Когда мы откроем окно "сохранить как", в нём окажется папка rtf, и поэтому мы должны перейти на один уровень вверх по иерархической структуре папок.

    Теперь, после того, как всё это написано, мы можем проверить достаточность написанного для перехода на чувственный уровень. Мы начинаем с n=1: Файл, открыть, находим соответствующий файл и переформатируем его в соответствии с п.1. В соответствии с п. 2, не закрывая открытый файл, открыть следующий и дальше действовать в соответствии с описанием п. 2.

    Мы видим, что у нас в п. 1. отсутствует описание того, как открыть нужный файл. Предполагается, что вы умеете это делать, то есть предполагается некоторая присущая вам чувственная способность. Но никакое словесное описание не может опираться на предположения. Поэтому в пункт 1 должно быть добавлена информацию по открытию файла: Файл, открыть, в окне открыть нужную папку, в папке найти нужный файл.