на главную страницу

0268.153    Патриарх Кирилл в Ростове.

   Костя занимается паломничеством. Он организует группы паломников по святым местам. Работает он не от себя, а от церкви. Он ездит с группами в разные страны - в том числе, конечно,  и в Израиль, а на днях выезжает с группой  в Италию.
   Костя небольшого роста, и лет ему где-то шестьдесят, то есть он достиг того возраста, когда человек становится чувствителен к чужой боли.
   И вот что он рассказал о приезде патриарха, очевидцем которого  был.

 В связи с приездом патриарха вход в церковь был по пропускам. (Я невольно вспомнил телерепортаж о   службе Патриарха  в Новочеркасске: мол, в храме было 3000 человек. Всего же на площади собралось до 50000 тысяч, и они смотрели службу в церкви по телеэкранам. И еще мне припомнились репортажи служб по телевидению на пасху и рождество. Прежде я не задумывался над этим, а теперь понимаю, какого рода публика находилась в это время в храме.)  И Косте, как лицу, относящемуся к церкви, выдали пропуск.
   К приезду патриарха готовились как к важному, торжественному событию. Все ларьки с Соборной площади убрали. Перед церковью установили громадный телевизионный экран.
    В день приезда патриарха с раннего утра площадь заполнилась нескончаемым множеством народа, в основном женщин. Была масса женщин, пришедших с детьми-инвалидами в последней надежде на благословление Патриарха, который ведь с богом чуть ли не за руку здоровается. (Рассказ Кости напомнил подобный эпизод из немого фильма "Праздник святого Иоргена" ). Площадь превратилась в нескончаемое  море голов от Буденновского до Семашко, и только напротив Храма видна была выдающаяся фигура памятника святому.
  "Приехал патриарх на газели... нет, на джипе, так они называются? Он вышел из машины в плотном кольце телохранителей, и, не обращая внимания на собравшихся мирян, на всех этих женщин с детьми-калеками, на всех этих людей, жаждущих его благословления, прошел прямо в церковь. Хотя бы он, пусть уже входя в церковь, обернулся ко всем этим людям и начертал в воздухе крест. Для них и этого было бы достаточно. Но ничего этого сделано не было. "Мне так обидно стало за всех этих собравшихся людей" - говорил Костя, и на глазах у него стояли слёзы. В храме церковнослужители выставили вперед своих жён и детей, и патриарх Кирилл благословил их. Потом началась служба. Но я не мог оставаться. Я не мог этого вынести. Я слишком обижен был за всех этих людей. И я ушел из церкви."

   Я подумал, что как-то так у нас всегда получается, что только что человек чуть-чуть выбился из общего ряда наверх, как он уже и чувствует, и видит себя иначе. Не знаю, может быть, это и вообще присуще людям, но у нас очень уж явна эта пропасть, так что всегда есть те, кто "над", и те, кто "под". И психология тех, кто "под", выражается в каком-то молитвенном отношении к тем, кто "над". Мне казалось, что после того, что произошло, люди, собравшиеся на площади, должны были бы почувствовать себя обгаженными. Но скорее всего, нет. Вся их обгаженность ушла в их подсознание, и они её не заметили, потому что в себе они чувствуют, что "так и должно быть", что они и должны чувствовать себя вечно обгаженными, так что такое их  самочувствие рассматривается ими как нормальное их состояние и  доставляет им наслаждение. Они чувствуют, что если бы это было иначе, то это возбудило бы  в них неподвластный им инстинкт агрессии и всеуничтожения, а так они  только утёрлись и остались людьми,  и только  еще больше воспылали благодарной страстью к "высшим мира сего" за то, что они удерживают их в человеческом облике.  Мне кажется справедливым замечание Жванецкого о том, что что бы власть ни сказала, они всегда готовы вопить: "и мы об этом думали, и мы этого хотели". И не этим ли, не этой ли страстью к чему-то высшему, сверхъестественному определяется добродетель  человека, вечно находящегося "под", так что чем выше высшие, чем больше пропасть между мирянами и властью, тем больше в мирянах и добродетели. Для добродетели нужен мирянам бог. Ибо "как он будет добродетелен без бога-то?  Ибо кого же он будет тогда любить, человек-то? Кому благодарен-то будет, кому гимн-то воспоет?" (Достоевский. "Братья Карамазовы") Уберите бога - и человек превращается в бунтовщика, ничего не признающего, кроме своего внутреннего чувственного эгоистического закона. И т.о. оказывается, что человек цепляется за бога для того, чтобы оставаться человеком, ибо в себе он есть "прах, и тлен, и земля". Любовь к богу есть та узда, которая удерживает человека  в человеке.

   16.10.09 г.

 Миниатюры ×
151 О свободе воли 151
152 Бессознательное 152
153 Патрифрх Кирилл в Ростове 153
154 Ленин в мавзолее 154
155 Кто что говорит,тот то и делает 155
156 Проотивно 156
157 Прерывность сознания 157
158 Невидимая сторона сознания 158
159 Молчание музыки 159
160 Из дома в дом 160
161 Государство и общество 161
162 Ржачка напала 162
163 Счастье 163
164 Смычка любви к себе и воровства 164
165 Кусок мяса 165
166 Вытеснение 166
167 Два дня из жизни предателя 167
168 Агрессия 168
169 Не сошлись левыми полушариями 169
170 Нравственный закон и свобода 170
171 Приколист 171
172 Деньги 172
173 Всё дозволено 173
174 С другой планеты 174
175 Тянет 175
176 Чёрная дыра 176
177 Множественность причин 177
178 Инстинкт и сознание 178
179 Миражи и реальность 179
180 Надрывы 180
181 Торможение 181
182 Правила 182
183 Кто закрывает скобки? 183
184 О восприятии физических излучений 184
185 О дыхании 185
186 Человек и его натура 186
187 Грязненький 187
188 Цивилизация, мысль, государство 188
189 Бестолковщина 189
190 Ирод не нашего бога 190
191 Уходят люди 191
192 Следуя за мужчиной и женщиной 192
193 Давид Оганесович 193
194 Социальная база бандитизма... 194
195 Рынок и демократия 195
196 Сфера бессознательного 196
197 Тузик 197
198 День рождения 198
199 Страсть 199
200 Иван-да-Васька 200
×