на главную страницу

0268.227  Жалость как русский принцип

    Он сказал: "Человек в самом себе должен нести и своё наказание, и свои заслуги" И добавил: "Нельзя помогать слабым. Ибо слабые своей слабостью тебя и сожрут."
   Я спросил у него: "Почему у тебя употребляются слова "должен", "нельзя". Почему бы тебе не сказать просто: "Человек в самом себе несет и своё наказание, и свои заслуги". И почему бы тебе не сказать просто: я слабым не помогаю, и не делаю я этого  потому, что они пожирают  жизнь других посредством своей слабости. Ведь если  ты употребляешь  модальные глаголы, то разве не свидетельствует это о присущей тебе двойственности, о неестественности, обусловленности твоих действий: должен, но не делаю, потому что иначе чувствую, или иначе думаю; или делаю, потому что должен, вопреки испытываемым чувствам и мыслям. . Другими словами, если бы не существовало соответствующих условий, ты вёл бы себя в соответствии с противоположными высказываниями. Ты бы сказал, что и наказание, и заслуги человека с его внутренними свойствами никак не связаны, но зависят от обстоятельств, в которых он живет. И ты бы помогал  слабым.
    Он сказал: "Слабым можно помогать для того, чтобы они становились сильными. Но нельзя помогать слабым для того, чтобы они оставались слабыми, чтобы они становились еще слабее. Вот в этом последнем случае слабым помогать нельзя"
    И продолжил:
   -Но для того, чтобы слабый мог стать сильным, он должен уже быть в себе, внутренне сильным. Сильный может попасть в ситуацию, когда ему нужно подставить плечо. А дальше он пойдет сам. А слабый - он и есть слабый, быть слабым - это его принцип. В его слабости - его сила. Это просто способ приспособления к реальности.
   Это у нас жили муж с бабой. И такая она была больная, просто сил нет. То есть вся больная. И всё делал муж, и деньги зарабатывал, и всё по дому.  И так он делал, делал, да и подох от такой жизни. И, представь себе, куда у его жены все болезни делись. Вот ведь нужно было её мужу откинуться, чтобы она в один день выздоровела. Тоже способ лечения. Я полагаю, дорогой, ты не находишь?"
   И продолжил, не ожидая ответа:
    -Во первых, быть сильным или слабым - это внутренняя установка субъекта. Что такое сильный? - это человек, который говорит: я сам, я справлюсь. Что такое слабый? - это человек, который говорит: я слабый, я сам не справлюсь, помогайте мне. Вы обязаны мне помогать, я должен у вас вызывать чувство жалости и чувство вины передо мной за то, что я такой слабый, а вы - такие сильные. У вас должно быть развито чувство вины по отношению ко мне в высшей степени.
   -Но если человек действительно слаб - телом или духом, или тем и другим вместе, тогда как? Пусть погибает?- вклинился, наконец, я в его рассказ.
   -Я тебе расскажу историю. У нас в овраге собаки живут. И вот ощенилась одна сука, и они, матери-суки, отбраковывают некоторых щенков. Эта сука берет свой послед и перетаскивает в другое место, а одного щенка оставляет, выбраковала, значит. Сердце Аллы этого перенести не может, и,  конечно, она  берет оставленного щенка и переносит его на новое место. Сука снова перетаскивает всех щенков в другое место, а этого оставляет. Алла снова его кладет к остальным. Потом слышим щенячий писк, и обнаруживаем, что этот писк доносится из колодца коллектора. Алла вызывает МЧС, а помощь МЧС стоит тысячу рублей, а сам вызов - еще пятьсот. Алла на всё это готова. Приезжает МЧС, заглядывает в колодец, чешет репу и говорит: здесь нужно альпинистское снаряжение, а наш альпинист в отгуле, позвоните, если надобность не отпадет, завтра. И с тем уезжает. Смотрим, нет Валеры. Потом приезжает. Оказывается, у него есть альпинистское снаряжение. И вот я с Лешей приспускаем веревку, и спускаем Валеру в коллектор. А почему щенок не разбился - там же вода, и он в неё попал, потому и не разбился. Валера посадил щенка в ведро, и щенка вытащили. Вдруг Валера исчез. Кричим, он не отвечает. Потом он к нам подходит. Оказывается, метрах в 15 от этого места есть другой колодец ,с лестницей.
   -Так что ты хочешь этой историей сказать?
   -Да ничего, кроме того, что я этого щенка не вытаскивал бы. Помнишь, как у Швейка: некто в непогоду пожалел бродячего пса, приютил у себя в доме, а пес ночью их всех порвал. Знаешь, как у Некрасова: "Станешь ты красавец с виду, и подлец душой. Провожать тебя я выйду, и махну рукой". Так стоит ли всё делать для тебя ради того, чтобы в конечном счете махнуть на тебя рукой?
   -Выходит, говоришь одно, а делаешь другое?
   -Ну, да. Не могу себя перебороть,  этот принцип, который я ощущаю в себе как чужой. Помнишь, как Иудушка сказал сыну, проигравшемуся в карты и просившему о помощи, а Иудушка отказал, мол, умел долги делать, умей и отвечать за них. Тот от безвыходности и застрелился. И отказ Иудушки был записан ему в минус. А я и по душе и по мысли  на стороне Иудушки. А на практике, конечно, заплатил бы его долг, чтобы тот не пропал.
   -Не можешь сказать нет?
   -Похоже на то. То, что сын застрелился, это был выбор сына. Что я хочу сказать: Иудушка в себе был самодостаточен. Он внутренне, в своих поступках не зависел от окружающих. Он исходил из себя. А что я наблюдаю вокруг? - то, что все чего-то ожидают от других, им все в чем-то обязаны. А они - никому не обязаны. И вот эти и связывают совестливых по рукам и ногам.
   -Да, тяжело в этом мире быть человеком с совестью - усмехнулся я.

    21.08.10 г.

 Миниатюры 201 - 250 ×
201 "Дурак дураку рознь" 201
202 Система с обратной связью 202
203 Первый коммунист 203
204 Без лица 204
205 Путь к свободе... 205
206 Философия и логика управления слоями 206
207 Другого языка они не понимают 207
208 Формулы 208
209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос 209
210 Мораль 210
211 Ошибка Маргарет Тэтчер 211
212 Разговор с умным человеком 212
213 Случай с Фенькиным 213
214 Мы - интеллигенты! 214
215 Ответ автору "Иуды" 215
216 216
217 217
218 218
219 Чувство собственной важности 219
220 Читая Айн Рэнд 220
221 О "не понимаю" и свободе совести 221
222 Подфарник 222
223 Самопрограммирование 223
224 Ставрополь 224
225 Страшные сны Дерьюпасок 225
226 Прорыв вытесненного 226
227 Жалость как  Русский принцип 227
228 228
229 229
230 230
231 231
232 232
233 233
234 234
235 235
236 236
237 237
238 238
239 239
240 240
241 241
242 242
243 243
244 244
245 245
246 246
247 247
248 248
249 249
250 250
×