на главную страницу

0268.228  Инстинкт смерти

Аксиома инстинкта смерти.  В качестве инстинкта инстинкт смерти характеризуется непроизвольностью. Субъективно инстинкт смерти проявляет себя в чувстве удовольствия, вплоть до острейшего наслаждения. Объективно - в разрушении. Инстинкт смерти характеризуется направлением разрушительных действий субъекта на внешнюю среду или на себя. В норме инстинкт смерти направлен во вне, встречая сопротивление во внешней среде, перенаправляется на себя

   Человек, начав осознавать себя, останавливается в недоумении: он обнаруживает, что живет, что ему дана жизнь, и это притом, что он никого не просил об этом. Он существовал, как камень на дороге, как облако в небе, как вода в море; его бытие было бытием в себе, неосознающим себя бытием, и это его вполне устраивало как истинное, настоящее бытие. Но обнаружить себя однажды существом, которое не только живёт, но еще и осознает то, что оно живет - это чересчур, это сверх меры. Ему подарили жизнь, подарили то, о чем он никого никогда не просил, ему насильно всунули в руки эту вещь - жизнь, и вот он стоит в недоумении: а что же с ней делать? Он, став осознающим существом, недоумевает: зачем это ему? Он решительно не знает, что с ней делать, потому что, став владельцем такой вещи, как жизнь, ведь нужно же что-то с ней делать, как-то её использовать, как-то её потреблять. В конце концов, если допустить, что всё, что ни есть, есть для чего-то, то и жизнь должна быть для чего-то, должна быть средством чего-то. И, конечно, в связи с такой мыслью человек начинает искать употребления своей жизни.
    Но если смотреть в корень, в суть вещей, если искать смысл жизни самой по себе, то не обнаруживается в ней решительно никакого смысла. То есть жизнь - такая же вещь, как и любая другая. Как морковка. Ешь морковку, в ней витамины. Вот и вся философия. Жизнь - это время. И время нужно убить. И, по возможности, с удовольствием. Словом, единственной целью жизни является получение удовольствия. И, по возможности, удовольствия непрерывного, с самыми минимальными затратами сил. Потому что если удовольствие требует для себя затрат сил, то затраченные силы съедают удовольствия, так что от них ничего не остаётся.

   И в этом, как никто другой, преуспевают люди породистые, от природы богато одаренные. Я не знаю, может быть, где-нибудь в других странах, в какой-нибудь там Америке или Европе, такие люди находят своей жизни применение. Но никак не в современной России. В России породистым людям делать нечего, на них нет спроса. Это - лишние люди. И лишние они потому, что не находят ценности в том, в чем находят ценность стандартизированные социальные типы. Они не подходят ни под какой социальный стандарт. И поэтому более бесполезных, бессмысленных существ, чем существа, осознающие себя, в  России нет. Россия - страна не свободных, социально стандартных, предавших своё сознание людей. Как, почему это происходит? - не потому ли, что Россия - это вековечная страна рабов, страна господ; страна, в которой власть противопоставляет себя народу как элита, как богоданность, для которой народ - средство её самоудовлетворения. Где уж тут одаренным личностям из народа найти своей жизни иное применение, кроме единственного открытого им способа: самоуничтожение себя через удовольствие.

   К таким породистым типам я относил Ваську. Порода чувствовалась во всём его облике. Где-то когда-то он работал, и, как умный, рассуждающий человек скоро пришел к выводу, что "на работе коне дохнут", и что единственный смысл жизни - это получение удовольствия, а единственный необременительный способ получения удовольствия - алкоголь. И т.о. абсолютизированная философия удовольствия на одной стороне, и алкоголь как средство получения удовольствия на другой благополучно встретились, и этой встречей был определен круг его жизни. Утро его начиналось с заботы о насущном - о добывании денег на алкоголь. К обеду он был уже хорош, а к вечеру не вязал лыка, стучал в дверь и кричал жене: "Танька, открой дверь, б". Татьяна не открывала. Тогда он располагался под дверью, на цементе, и из-под него текла струйка воды. И всё это изо дня в день, из года в год.
    Из социальных связей Васьки могу назвать его "товарищей по партии", среди которых у него не было друзей. Истинными же его друзьями были кошки. Вечно у него на руках сидела какая-нибудь кошка, с которой он разговаривал как с понимающим его человеком. Кошек он защищал от враждебно настроенных к ним соседей по подъезду. Под дверью его квартиры всегда стояли ёмкости с лакомством для кошек.
    Я к Ваське относился настороженно, хотя в отношении ко мне  он был вполне дружелюбно предсказуем, хотя мне и было непонятно его дружеское расположение ко мне. У него была привычка бросаться мне на грудь, и тогда возникало ощущение, что его душа кричит от сиротливого, неудовлетворенного своего существования.

   Как-то я встретил Ваську, и увидел поселившуюся в нём смерть. "Готов"- возникла болезненная мысль. Я хотел ошибиться в поставленном диагнозе. Через какое-то время Васька как будто пришел в себя, и, хотя это уже был не прежний Васька, я пытался убедить себя, что ошибся. Через полгода у Васьки был обнаружен рак желудка, и Васька вскоре умер.

   Бахмин Игорь - мастер авторемонта. Одна из его поразительных его особенностей в том, что он "знает об автомобилях всё, что о них можно знать", и при этом может всё это детально рассказать. Он детально способен расписать любую технологическую операцию без всякой подготовки. Это обстоятельство меня в нём особенно поражает, потому что, если судить по мне, то я что-то сделал - и тут же забыл, что и как делал. Поэтому Игорь для меня - моя палочка выручалочка. Вечно я иду к нему со своими вопросами.
    День Игоря начинается с того, что он заходит в ларёк и покупает двухлитрашку пива, и часто что-то покрепче. В перерыве он усаживается с кем - нибудь и купленное постепенно опорожняется. Видимый круг жизни Игоря - работа в гараже и алкогольная разрядка. Всё идет по кругу: бесконечная работа - и бесконечная алкогольная разрядка от работы.
    В последнее время я стал замечать изменения в Игоре и понял, что он начал входить в штопор. Мне хочется его предупредить о том, что его ожидает. Психолог я, разумеется, никакой. Я начал разговор в предположении определенной реакции, но реакция Игоря оказалась совершенно иной. Я решил ему намекнуть, и когда он поймет, что в моих словах содержится намёк, он спросит, а к чему я это ему рассказываю, и тут я ему выскажу свой диагноз относительно него. И начал я так: "Игорь, я, в качестве врача-невролога, расскажу тебе одну историю"- и рассказал ему, как я увидел сидящую в Ваське смерть. По реакции Игоря я понял, что слова мои ушли в космическое пространство и там растворились в небытии. Игорь вообще не услышал меня. Я понял, что всё то, что лежит за пределами железок, - это пространство, в котором его нет.
    Между тем, очевидные признаки происходящих в мозгу Игоря процессов,  выражающиеся в первых признаках забывания слов и увеличивающейся поверхностности высказываний относительно технологических процессов (а сравнивать есть  с чем),   не оставляют сомнений в векторе происходящих изменений в его мозге , и я начал с решения, что скажу ему обо всём прямо. И я стал представлять себе, как будет происходить разговор. Я ему скажу: "Игорь, в тебе формируются прединсультные состояния. Через два года, самый крайний срок - через три -  при твоём питейном образе жизни у тебя будет инсульт зон мозга, связанных со значением слов и  ассоциативными зонами. Где-то в этих областях. Так что всегда, когда ты будешь пить пиво, ты должен думать, что тем самым ты делаешь очередной шаг к инсульту." Игорь скажет: "С чего ты взял? Я здоров, как никогда". Тогда я ему скажу: "Ты находишься в круге, образованном инстинктом смерти. Каков механизм работы инстинкта смерти.  Его механизмом самореализации является удовольствие, от которого не можешь отказаться". Когда я высказал эту мысль: "удовольствие, от которого не можешь отказаться", я был поражен, потому что хотел я сказать нечто другое, я хотел сказать: средством реализации механизма смерти является удовольствие". И вопрос, следовательно, заключался в том, чтобы отказаться от удовольствия. Но если Игорь вошел в пике, еще не в штопор, пока только еще в пике,  но и это уже создает состояние, когда от удовольствия невозможно отказаться, и чтобы это произошло, нужен очень сильный одномоментный стресс, чтобы возникла возможность выхода из пике. А откуда у Игоря может взяться стресс подобного рода? С его легко приспосабливающимся, общительным, дружелюбным характером  стрессу попросту неоткуда взяться. Игорь  всё поддерживает в равновесии, ему всегда хорошо. Если бы я сказал Игорю то, что хотел сказать, Игорь бы мне ответил: "Что ты говоришь глупости. Как может быть удовольствие способом самореализации инстинкта смерти?" - "Разумеется, сами по себе удовольствие и неудовольствие - это естественные состояния организма. Они обеспечиваются работой организма, и там, где организм способен обеспечить этот процесс, там, как говорится, "всё на здоровье". Однако капкан инстинкта смерти заключается в двух пунктах. Первый пункт состоит в осознании удовольствия. Осознание удовольствия привязывает к нему и создаёт у человека круг, из которого он уже не способен выскочить. Этот круг - как орбита: для того, чтобы изменить орбиту, нужно либо затормозить движение, либо ускорить. Значит, я говорю о том, что необходимо затормозить движение, и это повлечет за собой снижение орбиты. Однако фиксация на удовольствии ведет к стремлению его воспроизведения. Но каждое очередное удовлетворение удовольствия влечет за собой адаптацию к нему. А это означает, что тот же способ удовлетворения даёт в следующий раз меньшее удовольствие, и поэтому уже для поддержания простого уровня удовольствия нужны более сильные средства. Однако этого мало: всякое удовольствие не просто стремится к своему воспроизведению, но к своему усилению, а коэффициент усиления зависит от характера человека, соответственно, от характера его нервной системы, от силы и уравновешенности в нём процессов торможения и возбуждения. У тебя сильная нервная система, и процессы возбуждения и торможения уравновешенны. Следовательно, собственно коэффициент стремления к усилению удовольствия равен единице. Однако, это совершенно не снимает вопроса о потребности в воспроизведении удовольствия на одном уровне. А для обеспечения одного уровня организму приходится затрачивать всё больше и больше усилий. Но организм ограничен в своих ресурсах. Поэтому рано или поздно наступает момент, когда сверхнагрузки ведут к разрушению структур организма. Между тем, вследствие медленного, постепенного характера происходящих изменений человек этого не замечает. Человек сравнивает свои последующие состояния с непосредственно предшествующими ему. Здесь его реальность. И поведение человека колеблется в этой области, рассматриваемой им как постоянная. Однако "бесконечно малые" изменения накапливаются и перестают быть бесконечно малыми.. Но человек чувственно воспринимает непосредственные, бесконечно малые, здесь его реальность. То же, насколько он изменился за крупный отрезок времени, он не замечает. И т.о. постепенно в человеке накапливаются изменения, ведущие к увеличению скорости его движения по орбите, возникает всё расширяющаяся орбита, и, наконец, связь человека с землей преодолевается, и человек улетает в космос, оставляя разрушенную им до срока свою земную оболочку на земле."
    Я хочу сказать нечто подобное Игорю. Мне хочется сказать: "Я тебе скажу это только один раз, и больше возвращаться к этому не буду, и сделаем вид, что я тебе вообще ничего не говорил" Однако меня не покидает ощущение, что нельзя так говорить. Защиты Игоря сделают меня неприемлемым для него и ничего в его поведении не изменят. Больше того, мои слова могут спровоцировать  в нём реакцию, прямо противоположную той, на которую я рассчитываю. Я неоднократно убеждался, когда нет чувства, что нужный результат будет получен, не следует что-либо предпринимать.

   28.07.10 г.

 

 Миниатюры 201 - 250 ×
201 "Дурак дураку рознь" 201
202 Система с обратной связью 202
203 Первый коммунист 203
204 Без лица 204
205 Путь к свободе... 205
206 Философия и логика управления слоями 206
207 Другого языка они не понимают 207
208 Формулы 208
209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос 209
210 Мораль 210
211 Ошибка Маргарет Тэтчер 211
212 Разговор с умным человеком 212
213 Случай с Фенькиным 213
214 Мы - интеллигенты! 214
215 Ответ автору "Иуды" 215
216 216
217 217
218 218
219 Чувство собственной важности 219
220 Читая Айн Рэнд 220
221 О "не понимаю" и свободе совести 221
222 Подфарник 222
223 Самопрограммирование 223
224 Ставрополь 224
225 Страшные сны Дерьюпасок 225
226 Прорыв вытесненного 226
227Жалость как русский принцип 227
228 Инстинкт смерти 228
229 229
230 230
231 231
232 232
233 233
234 234
235 235
236 236
237 237
238 238
239 239
240 240
241 241
242 242
243 243
244 244
245 245
246 246
247 247
248 248
249 249
250 250
×