на главную страницу

0268.265  1. Идеи

1.Они изменяются

    Они изменяются. Я имею ввиду числа. Но всё есть числа. Любой объект характеризуется некоторым числом, как и множество его свойств.  Пусть дан равносторонний треугольник, и одна из его сторон начала изменяться. Как только она начала изменяться, произошел качественный скачок, и равносторонний треугольник превратился в равнобедренный. Начала изменяться еще одна сторона, и не стало равнобедренного треугольника.
    А изменение одних чисел влечет за собой изменение других чисел. Обычно отличительным признаком живого является то, что оно способно к движению. Конечно, в этом взгляде присутствуют издержки: порыв ветра поднимает пыль. Но вне порыва ветра пыль не поднимается. Животное же, вирус движутся. Хотя и они делают это в результате внутренних своих изменений. И в этом смысле внутренняя система движений, которая характеризует состояние живой системы как её изменение,  порождает внешнюю систему движение. Движение и изменение, т.о., являются характеристиками живого объекта. Живой объект движется в силу изменений в нём.. Растение изменяется, поскольку оно растет, а его рост осуществляется посредством системы даижений, связанных со всасыванием влаги, фотосинтезом и т.д.. Т.о. в общем случает следовало бы говорить об движении и изменении, как об этом говорит Сократ.  Тогда изменяющееся число, числом чего бы оно ни было, - это движение, и если оно движение - оно живое, и, в качестве живого оно является субъектом. И тогда наше мышление освобождается от ограничений, которые накладывает на него наш чувственный опыт, и тогда фактически всё есть живое. И тогда является возможность подключения фантазии, или - конструктивной деятельности.
    Если мы нарисуем треугольник, то это - мертвый, постоянный рисунок. Но вдохните, подобно господу богу, в треугольник душу, и вдохните душу в каждую из его частей и в каждый из его параметров, и вы получите синтетическое живое существо, состоящее из множества живых объектов, образующих его части. И каждая из частей его обладает свободой воли, которая ограничивается общим законом, который накладывает на части закон треугольника. Но также и каждая из частей треугольника имеет свой закон и свою волю. И между законом треугольника и законом каждой из его частей существуют отношения связи, выражающие собой систему зависимостей, которая тоже есть число и которая также может изменяться, в предположении, что и над треугольником, и над его частями существует некоторая высшая сила, хотя бы и представленная нашей собственной персоной, которой определяется характер этих связей и также их сила. 
   И тогда если есть равносторонний треугольник АВС со сторонами а=АВ, в=ВС, с=АС, и стороне а пришла в голову фантазия изменяться, то её изменения влекут за собой изменения в качестве такого объекта, как треугольник,  но и не только. Если сторона а начала уменьшаться и превратилась в ноль, то стороны в и с слились и превратились в один отрезок. Но ноль - это не не существование. Ноль - это существование в себе, а не для другого (то, что в себе, становясь для другого, так или иначе, в той или иной мере становится тем самым и для себя). Ноль - это число, и, в качестве такового, оно способно к изменениям, то есть к превращению в другие числа. С другой стороны, если сторона а вздумала увеличиваться, то её увеличение приведет к тому, что она сольётся с суммой сторон в и с, и её  дальнейший рост окажется ограничен ими.  И мы получим одну прямую, которая в себе содержит систему противоречий, заключающуюся в том, что в себе эта прямая есть треугольник, в который она и может превратиться явно в любой момент.
    Пусть точка А стороны АВ захотела покататься вдоль стороны АС. Тогда точка А, начав движение по стороне АС, тем самым превратилась в другую точку, приобрела второе своё имя. Две стороны АВ и АС треугольника АВС имеют общую точку А. Но тем самым эта общая точка оказывается тождеством, соответствием двух точек, каждая из которых обладает своим именем, но которые приобретают общее имя подобно тому, как Иван и Петр являются людьми. В тот самый момент, когда точка А стороны АВ решила покататься на стороне АС, точка А стороны АС, в силу того, что она не изменилась, осталась идеально точкой А, хотя фактически она стала просто точкой конца отрезка АВ. Если треугольник есть способ соединения конечных точек трех отрезков, то сами эти отрезки могут иметь какие угодно, в том числе и совпадающие имена. Но как только мы начали сравнивать отрезки друг с другом, мы должны иметь возможность различать пространственное расположение отрезков друг относительно друга. И если отрезки не имеют общих точек, то они не могут обладать и общими именами этих точек.
    Пусть точка А в себе есть точка А* Начав скользить по отрезку АС, она образовала новый равнобедренный треугольник А*ВС, при этом возникло изменение пространственного расположения сторон А*В, ВС, и в точке С стороны А*В и ВС сольются, и будет образован прямой угол из отрезков АС и отрезка, образованного двумя отрезками, который может быть назван безразлично одним или другим именем, имея ввиду, какой из отрезков представляет целое, и какой из отрезков рассматривается как снятый. Но сам по себе отрезок, образованный из двух других отрезков, есть качественно новый объект и он и рассматривается как некоторая одна прямая здесь и сейчас, хотя исторически и в себе в общем случае эта прямая может быть сколь угодно сложно образованной.
    Мы можем представить себе, что те или иные действия одних чисел вызывают не только изменения в других числах, как, например, изменения величин углов в треугольнике АВС, то есть изменения необходимые, являющиеся следствиями от первоначальных изменений, но также и реакции как со стороны других частей, так и целого. Для последнего случая, например, изменения величины стороны а может обусловливать реакцию со стороны равностороннего треугольника в виде соответствующих изменений сторон в и с, сохраняющих качественный характер треугольника - быть равносторонним. Как и, аналогично, стремление треугольника преобразоваться из равностороннего в равнобедренный влечет за собой изменение величины одной из сторон.
     Пусть (рис.1) величина отрезка АВ есть функция от вращения луча АВ угла ВАС, у которого пространственное расположение луча АС фиксировано.  Пусть луч АВ вращается против часовой стрелки. Тогда отрезок АС начнёт уменьшаться и при стремлении угла к девяноста градусом устремится к нолю. В это же время отрезок ВС будет описывать дугу окружности радиусом r=BC.
    При угле, равном 90 градусам АВ=нолю и далее идет разрыв, так как угол не может изменяться от 90 до 270 градусов явно, то есть как либо проявляться, поскольку в этот момент и угла как такового нет, так как АВ=0. Значит, в этом случае как угол, так и его движение если и могут как-то пониматься, то только идеально, в снятом виде. Явно он начинает проявляться при переходе через 270 градусов. При этом отрезок АВ начинает увеличиваться вплоть до 360 градусов, когда образуется прямая, сформированная суммой отрезков АС и ВС = АВ. Сам же угол при этом вырождается, то есть становится равным нолю. С переходом через 360 градусов мы снова получаем качественный скачок в направлении изменения отрезка АВ, который начинает уменьшаться.
    Т.о. мы получили механизм непрерывного вращения отрезка ВС вокруг точки С против часовой стрелки при таком же направлении изменения положения луча АВ угла ВАС, при том, что отрезок АВ уменьшается в 1 и 2 квадрантах от 2АВ до ноля, и увеличивается от ноля до 2АВ в 3 и 4 квадрантах.

    Изменение одних чисел вызывает с необходимостью изменение других чисел. Числа изменяются с какой-то скоростью, ускорением и т.д., и это, в свою очередь, ведет к изменениям в изменении скорости, ускорения и т.д. других чисел. Но и обратно: изменение в других числах, в свою очередь, вызывает те или иные изменения в исходных числах.
    Изменяющиеся числа изменяются во времени. Разность между значениями числом в разные интервалы времени называется расстоянием, которое прошло  число за соответствующий интервал времени.
    Обычно, говоря о числах, имеют ввиду некоторое определенное не изменяющееся число. В настоящем подходе число в каждый определенный момент времени является определенным, но в разные моменты времени оно может принимать разные значения. И это совершенно справедливо. Говоря "число", мы имеем ввиду некоторое определенное число, как, например, число студентов в группе. Оно является определенным для момента времени. Но с течением времени оно изменяется. Вообще, когда мы говорим о числе, то вопрос: числе чего. Характеристикой чего является данное число. Любая отдельность характеризуется определенным числом, применительно к моменту времени определенным. В разные моменты времени оно принимает разные значения.

2. Свободное мышление

   Мышление должно быть свободным. В мышлении мы не обязаны считаться с определенной скоростью света. Мышление само по себе ни с чем не считается. Поэтому мышление может высказывать любые мысли. Иначе говоря, мышление не должно ограничиваться чувственностью, которая требует от нас считаться с нею. Мышление свободно само по себе, и оно свободно в своих высказываниях, поскольку оно позиционирует себя в качестве мышления, в качестве некоторой абстракции. Рассматриваемое в этом смысле, мышление есть потусторонность.
   Мышление из потусторонности превращается в факт посюсторонним тогда, когда оно соотносится с чувственно-практической реальностью реальностью, которая оказывается оселком истинности мышления. Однако оселком мышления, характеристикой

3. Инстинктивно-рефлекторные поля

   Мы погружены в рефлекторные поля окружающей нас   социальной: в рефлекторные поля государства, социальных групп людей, природных явлений, который действуют на нас как внешняя нам объективная, природная реальность. И мы существуем в этих рефлекторных полях, так или иначе ведя себя по отношению в них. Как бы там ни было, они определяют содержание нашего внешнего социального поведения, связанного с отношениями с людьми как индивидами, так и рефлекторными полями групп людей. В этом смысле рефлекторные поля представляют собой как бы наполеон, который содержит множество слоёв. Нижний слой, связанный  с внутренним,  инстинктивным содержанием индивидов, с которыми мы имеем дело (каковыми являемся и мы сами), которым определяется  характер взаимно-инстинктивных отношений между людьми на уровне их инстинктов. Отношение между близкими родственниками - следующий слой. Какие-то горизонтальные рефлекторные слои в соответствии с тем, в какие социальные группы людей и отношения между ними входит человек...

4. Цель и средство

   Любая форма единства достигается на основе единства противоположностей. Любая целесообразная деятельность опирается на это правило и характеризуется тем, что отталкиваются от одной стороны противоположности в качестве данной и приводят другую сторону противоположности в соответствие с нею. Когда мы имеем дело с чувственно-практической реальностью, то происходит приспособление к ней, (а этот процесс приспособления так или иначе включает в себя  мышление), и это зависит от того, какую сторону к какой мы приспосабливаем: реальность к себе или себя к реальности. Например, сегодняшнее отношение властно-денежной элиты к России  - это отношение к половой тряпке, которую используют для удовлетворения своих индивидуальных целей.
    Мы в нашей практической деятельности имеем дело, с одной стороны, со средствами, с другой - с целями. Мы производим средства, и производим цели. И производство одних и других может никак не коррелироваться между собой. Получаются какие-то средства. И они так и остаются средствами. Формируются какие-то цели, и они так и остаются целями. Для осуществления целесообразной деятельности необходимо, чтобы каждая из сторон определяла другую, и чтобы эти две стороны взаимно обусловливали бы друг друга. В этом и состоит критерий истины, который всегда остается относительным и которым утверждается единственно отношение соответствия между противоположными сторонами.

5. Отношение познающего и познаваемого

   Важнейшим является отношение познающего и познаваемого, рационального, мысленного отношения к реальности и чувственного. Само по себе познающее, не преобразующееся в чувственное содержание, есть пустой трёп. Чувственное содержание вне познающего отношения есть природное, инстинктивное отношение к реальности. Мышление в конечном счете определяется чувственностью и её целями. Но и обратно: мышление является определяющим элементом преобразования чувственной реальности. Момент единства мышления и чувственности выражается в катарсисе.

    Иначе говоря, мышление должно доводить себя до чувственности, до её преобразования, и в этом заключается посюсторонность мышления. Рассуждения современных оплачиваемых властью интеллигентиков есть не что иное, как констатация, оправдание и утверждение того, что есть в той мере, в какой это нужно власти и, соответственно, инстинктов, которые укрепляют власть. Их рассуждения есть ложь именно в силу того, что они определяются их частным денежным интересом. Они будут говорить всё, что угодно, только чтобы им за это платили.

6.Качественное и количественное мышление

   Качество и количество. Качество и количество - суть противоположности. Для чего они нужны? Разве нельзя обходиться одним качеством или одним количеством?. Что такое качество? Качество в себе есть структура и идея. Качество объекта - это его некоторая функция в конечном счете. Другими словами, качеством представляется некоторый механизм с объективной стороны, и его идея со стороны субъективной, со стороны его отражения. В этом смысле качество есть в себе неопределенное количество. Когда приходят к идее некоторого качества, то качество как некоторая однородность преобразуется в систему отношений. Как, впрочем, и обратно: отражение системы отношений как некоторого единства выражается в качественном имени этого единства как обозначения соответствующей системы функций некоторого механизма (или, как выразился бы идеалист, некоторой идеи)
    Мы имеем дело с идеей до тех пор, пока имеем дело с некоторым общим принципом отношений, отражаемым в мышлении. Мышление само по себе принципиально не количественно: оно в общих чертах отражает законы, но для того, чтобы закон был отражен в его конкретно чувственной форме, он должен быть выражен количественно. Всякий закон реализует себя на определенном чувственном материале и  должен быть количественно определен через этот чувственный материал. Действие количества возникает на уровне чувственности. И вот тут-то и возникает вопрос о количестве и о существующих связях между количественными значениями. Чертеж машины есть идея, реализованная на чувственном материале.
   Поэтому когда мы что-то делаем, мы должны стремиться к доведению мышления до чувственности. Мышление преобразуется в чувственную реальность, в какой бы форме они ни заключалась.
    Следует делать различие между рассуждениями об объекте и действиями с объектом. Мышление на идеальном уровне создает свои объекты в качестве средств, обеспечивающих действие. Если мышление направлено на себя, то мышление рассматривает себя в качестве объекта.

8. Цель и средство

   Мы идем либо от средств к цели, либо от цели к средствам. Движение от средств к целям может быть отождествлено с непосредственной инстинктивно-рефлекторной деятельностью На одной стороне мы имеем множество потребностей, на другой - множество средств, которые позволяют реализовать те или иные потребности. Движение здесь является достаточно непроизвольным, и движется отношением потребность - средства. Результатом является цель в качестве функции от этого отношения между потребностями и средствами. Устанавливается простое соответствие между потребностью и средством. Отсюда и получаем формулу: цель (в данном случае инстинктивное стремление удовлетворить потребность) оправдывает средства. На первом месте стоит потребность в качестве двигателя и механизма отбора средств. Человек имеет множество потребностей и множество средств. Множество потребностей подразделяется по приоритетам. Средства подразделяются по степени сложности их применения, по количеству усилий, которые они требуют для себя. Общим правилом в этом отношении является экономический принцип минимизации усилий. В свою очередь, величина усилий есть величина относительная и определяется степенью стереотипизации: чем более стереотипно действие, тем меньше усилий (психологических и физических) оно требует для своего осуществления. Другой стороной этого процесса является то, что любое действие может быть сформировано в качестве стереотипного, а это означает, что может быть создано любое средство. Именно эта часть, связанная с научением, с произвольным формированием стереотипов, чаще всего вытесняется. Человек стремится избавиться от научения как наиболее трудоёмкого процесса, и ориентируется на стереотипы, которые у него сформированы. Это обстоятельство приводит к тому, что новые стереотипы формируются не им, а окружающей средой путем насилия над человеком. Человек оказывается, т.о., в страдательном отношении. И это же самое отношение связано и с другой стороной - стороной насилия. Здесь один и тот же принцип поляризуется между разными объектами. Всюду, где насилие экономически выгодно, а насилие - это одна из элементарных социальных форм, обусловленная различием индивидов в физическом, психологическом, умственном отношениях, когда более сильный заставляет выполнять некоторую работу более слабым вместо того, чтобы выполнять её самому потому, что это действие оказывается экономически более эффективным. Отсюда получаем также принцип всякой власти - создавать для окружающих условия зависимости от власти, то есть создавать соответствующие ограничения в условиях существования, создавая условия неравенства. А так как среда создает свойства субъекта, то тем самым создавая и соответствующие психологические типы субъектов. Властный индивид есть персонификация власти, и вне власти он существовать "не может". Поэтому он всячески удерживает условия, которыми определяется его власть. Диктатор, пришедший к власти, умирает диктатором. Эпопея Путина как нельзя лучше показывает способы удержания власти человеком власти. Холуй, пришедший к власти волей случая, теряет власть. Как это случилось с Горбачевым. В конечном счете отношения власти и подчинения выливаются в соответствующие социальные механизмы, которым и обеспечиваются эти отношения и который включает в себя физические и психологические и духовные средства насилия.
    Это - принцип существования всякого классового общества и это также принцип такого уровня развития человеческого общества, при котором его развитие в своей основе определяется природными (животными) факторами, которые характеризуют непроизвольный, социально-инстинктивно-рефлекторный, неуправляемый характер его развития.

    Целью таких систем является удовлетворение потребностей как природного управляющего фактора. Но удовлетворение всякой потребности ведет к её увеличению, и потребность, т.о., есть вещь ненасыщаемая, ей всего мало. Грубейшая ошибка Карла Маркса состоит в том, что он исходил из насыщаемости потребности. Определяя коммунизм в качестве такого уровня развития общества, при котором производство будет в избытке обеспечивать удовлетворение потребностей, что якобы сделает человека свободным для творчества, он не учел того, что совсем не творчество является целью человека, но естественная жизнь, что современный человек поляризаций движим завистью, которой обусловливается соревновательность между индивидами, когда индивид соотносится не с самим собой, не со своей собственной природой, не со своей сущностью и своими реальными потребностями, но с другими индивидами. Индивид стремится превзойти окружающих, выделиться, стать над ними, приобрести на ними власть. Целью индивида является не он сам по себе, но его положение в обществе. А это означает, что, чем бы человек ни владел, ему всегда будет этого мало. Развитие производительных сил достигло такого уровня, что планета Земля не выдерживает аппетитов и жадности современного человеческого животного, которое, подобно энгельсовским козам, вытаптывающих питающие их пастбища и погибающих вследствие отсутствия корма, вызванного тем, что он вытоптан, однажды приведет к планетарной катастрофе, которая сметет человеческое животное с лица земли. В этом и заключается судьба и роль современного человека, катящегося к своей гибели под весёлый аккомпанемент наслаждений.

    Противоположное отношение между целью и средством есть движение от цели к средству. Оно характеризуется тем, что движение начинается не от "здесь и сейчас" и не им же определяется, а тем, чего сегодня не существует, он цели. Это - движение, которое начинается с конца, а не с начала. Это - целесообразное, целеполагающее себя движение. Маркс писал о том, что самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы тем, что раньше он строит дом в своей голове. Может быть, стоит заметить, что различие между архитектором и пчелой вовсе не такое уж кардинальное, и оно скорее количественное, чем качественное, поскольку у пчелы соты, которые она строит, также уже существуют в её голове. Разница лишь в том, что код построения сот формировался в бесконечном числе поколений пчел, тогда как архитектор строит дом в чертежах в течение некоторого отрезка своей жизни. Дело, однако, не в этом. Различие между человеком умственного и физического труда, а людей, которые занимаются физическим трудом, называют народом, а людей умственного труда - элитой - различие между человеком физического и умственного труда состоит в том, что человек физического труда существует именно в качестве пчелы, а не архитектора. И его формула состоит именно в удовлетворении потребностей. В действительности людей умственного труда мало, поскольку умственный труд требует досуга и соответствующих материальных условий для своего осуществления.

0268.265 2. Книга

1. Обсуждение

       Я начинал с логики высказываний. Сама по себе логика высказываний - это средство. А средство может применяться для различных целей. Цель в этом отношении ограничивает применяемые средства и вместе с тем видоизменяет их, приспосабливая к материалу реализации цели.
    В связи с этим то, с чего начинаем - это с общей картины. Здесь
    1. Логика высказываний. Способ интерпретации объектов, с которыми в данном случае она имеет дело. Эти объекты - причинно-следственные отношения. Это также рефлекторные схемы.
    2. Следующий шаг: отождествление высказываний и объективности: это означает, что одна сторона определяется через другую. Высказывая нечто, мы имеем ввиду то, о чем это высказывание. Высказывание представляет не себя, а то, о чем оно говорит. Противоположная сторона этого же аспекта - то, о чем высказываются, существует для сознания в форме высказывания. Т.о. возникает вопрос о создании, формировании высказываний в качестве представляющих объект высказывания. В этом случае высказывание является средством представления некоторой мысли о реальности, и, т.о., реальность является исходным пунктом формирования таких объектов, как высказывание.
    За отношением между высказыванием и объектом стоит различение между безусловным и условным рефлексами. В безусловном рефлексе раздражитель представляет непосредственно объект, другими словами, тождество его образа и его материального содержания. В условном рефлексе условный раздражитель представляет не себя как объект, а другой объект. Он имеет значение не сам по себе, и является знаком не самого себя, как это имеет место в безусловном рефлексе, а знаком другого объекта. Например, условный пищевой рефлекс на м звуковой раздражитель имеет ввиду этот раздражитель в качестве знака, представляющего пищу, хотя сам по себе он не имеет никакого отношения к пище. Но этот же самый условный раздражитель превращается в безусловный, если сила звука такова, что она начинает обладать травмирующим действием. Т.о., один и тот же объект в зависимости от способа его применения способен обладать разными значениями. Например, пища у приживальщика имеет значение пищи, то есть выступает в качестве безусловного подкрепления безусловного рефлекса, но одновременно с этим она является также условным раздражителем испытываемого при этом чувства унижения, связанного с попреками за неё.
    3.Всякому высказыванию противостоит противоположное ему высказывание. Негативное отрицание высказывания есть переменная, на место которой должна быть подставлена какая-то константа.
    Никакое высказывание не могло бы быть высказано, если бы оно не было вызвано к жизни противоположным ему высказыванием. Всякое высказывание есть ответ на действие противоположного высказывания. На практике мы обычно сталкиваемся непосредственно с некоторым отрицательным высказыванием. Ельцин начинал с борьбы с привилегиями - пайками, государственными дачами и т.п. Это были отрицательные высказывания. А что, как оказалось, за всей этой его борьбой стояло: борьба не за какой-то там паёк, а за яхты у избранных, борьба за то, чтобы дачи были не государственными, а собственными и т.п. За отрицательным высказыванием стоят положительные высказывания, на осознание которых у субъекта положен инстинктивный запрет. Человек действует, полагая, что он борется против чего-то. И заканчивает тем, что, оказывается,  ему просто было этого "чего-то" мало. Мы наблюдаем действие бессознательного, запретившего осознание себя. Не случайно существует подразделение людей на мыслителей и деятелей. Деятель не оборачивается на мысль, во всяким случае, ищет пути её нейтрализации. Он исключает мысль как таковую. Но и мыслитель, со своей стороны, не является деятелем.  Мыслитель действует в сфере слов. Деятель действует в сфере чувственной реальности. И эти две формы деятельности оказываются поляризованы относительно друг друга. То либо другое. Мысль создает программу. Деятель выполняет программу. Это две различные сферы деятельности. Для того, чтобы мог реализовать себя Ленин в качестве деятеля, ему должен был предшествовать Маркс в качестве теоретика.
    Но что в этом механизме мы наблюдаем? - мы наблюдаем движение, качественный переход. Значит, за всяким отрицанием стоит стремлению к изменению, к переходу от одного качественного состояния к другому.

1.1 Переменная и константа

    В связи с этим - об отношении между переменной и константой. Пусть есть родовое понятие. Оно может рассматриваться в качестве переменной для множества видовых. Но в этом случае оно само по себе не несет никакого положительного содержания, оно есть лишь некоторая отрицательность, которая принимает множество значений, соответствующих видам рода. Но родовое понятие несет в себе положительное содержание. А всякое положительное содержание не может рассматриваться иначе, как некоторая константа. Отсюда получаем: константа позволяет переходить к множеству видов и в этом смысле преобразуется в переменную. Преобразование константы в переменную есть переход с более высокого уровня абстракции на более низкий её уровень. Моделью этого отношения является, естественно, дерево. Каждый узел дерева сам по себе есть некоторая положительность, и в этом смысле некоторая определенность, данность, следовательно, константа. Но отходящие от него ветви на более низкий уровень есть  множество элементов, следовательно, в свою очередь констант. И по отношению к ним константа высшего уровня (абстракция высшего уровня) есть переменная.  Переменной определяется множество (видов) объектов, которые могут быть подставлены на её место. Общее  качество (содержание) элементов этого множества является некоторой константой. Т.о., абстракция некоторого уровня является константой, что в особенности становится понятным, если иметь ввиду, что она является видом по отношению к вышестоящему роду. В связи с этим можно говорить и об относительности понятий рода и вида на модели дерева. Всякий узел есть родовое понятие по отношению к элементам её ветвей, и является видом по отношению к вышестоящему узлу. Отсюда мы получаем относительность понятий переменной и константы, и, следовательно, их противоположность друг другу. Это обусловлено механикой отражения. Когда мы имеем дело с объектами, то первичное их отражение является не дифференцированным. Но всякая дифференциация, как и всякое обобщение имеет в своём основании критерий практики и должно удовлетворять ей. Различение объектов имеет смысл лишь в том случае, если это диктуется потребностями практики. И, аналогично, неразличение объектоа точно также диктуется потребностями практики. Объекты выделяются и различаются между собой в соответствии с внешне воспринимаемыми признаками и именно по ним. Поэтому вопрос в том, какие признаки, представляющие соответвующий объект, в нём выделяются. Признаки, по которым выделяются объекты, есть функция от соответствующих потребностей практики, которым они должны удовлетворять. И поэтому для сознания человека в одних случаях объекты воспринимаются как один и тот же объект, в других случаях - как различные объекты. И это различие или тождество будет характеризовать непосредственное восприятие, ощущение объекта, а не способ его рассмотрения.
    Это означает, что как тождество, так и различие объектов существует не само по себе, но является элементом чувственно-практической деятельности человека.