на главную страницу

   

0268.212   Разговор с умным человеком (1)  

   -Ты собрался писать книгу. А у тебя хоть план-то книги есть? Нет? В голове держишь, всё как-то неопределенно? А хотя бы заголовок есть? Как, даже и заголовка нет?! Да ты хуже кадета Биглера. У того хотя бы были заголовки произведений, которые он когда-то в будущем напишет. Он хотя бы до этого додумался. А, ты полагаешь, что книга сама собой выпишется. Ты считаешь точно также, как Бальзаминов, которые поехал невесту увозить, и при этом думал, что ни откуда явится карета, на которой он будет её увозить, и церковь, в которой он обвенчается с ней. Но он хоть на Лукьян Лукьяныча Чебалова надеялся, а ты на кого? Понятно, на кого-то неопределенного, явления которого ты ожидаешь, и, кажется , делаешь это всю свою сознательную жизнь. Пожалуй, ты ожидаешь, что и книга как-нибудь когда-нибудь сама напишется и явится тебе готовой. По-моему, ты явно не умнее Бальзаминова. Впрочем, не даром же говорят, что дуракам везет, вот  и Бальзаминов, хотел жениться на богатой, и женился. Не случайно говорят, там, где дурак, там умному делать нечего.

   А для чего нужен план? Вот тебе и на. Хотя бы для того, чтобы когда возникает какая-то мысль, ты мог её вставить в нужное место и при необходимости позже найти. Без этого все твои мысли образуют кучу, в которой ничего невозможно найти.
    Я еще могу понять, что невозможно построить изначально план таким образом, чтобы позже он не подвергался корректировке, но должны же быть какие-то постоянные блоки, которые должны заполняться соответствующим материалом. В этом смысле план что такое? - это как бы склад, состоящий из множества блоков и ячеек, в которые закладывается определенный материал, причем, в соответствии с некоторыми правилами, на основе которых можно найти нужный материал. Структура склада может как-то изменяться в соответствии с изменяющимися потребностями построения книги, но во всяком случае в блоках должны находиться определенные, фиксированные вещи. Когда внутри блока появляется какая-то куча материала, то ведь её тоже нужно разобрать, привести в порядок, создать соответствующую структуру ячеек и разложить материал по ячейкам.
   Т.о. и само по себе планирование представляет собой процесс, который позволяет существующему материалу, представляющему содержание, придать форму, соответствующую содержанию.
   План должен начинаться с каких-то крупных частей, которые постепенно наполняются содержанием. В то же время отношения между этими частями могут изменяться. Например, если в целом ты занимаешься логикой противоположностей, то ведь к ней еще нужно придти. И так как любое движение есть движение от известного к неизвестному, то в качестве известной части должна быть часть, посвященная логике. Невозможно рождение чего-то из ничего. Всё неизвестное рождается из известного. И поэтому должна существовать часть, посвященная логике, и именно, формальной или математической логике. Но эта часть, конечно, не должна содержать в себе курс логики, скажем, изложение пропозиционального исчисления или логики предикатов. Всё это - вещи, которые должны предполагаться, но не полагаться, потому что в этом случае возникнет движение в бесконечную регрессию относительно имеющихся знаний. Она должна содержать в себе только такие части, которые так или иначе тобой используются в процессе познания. И, конечно, в этом процессе должен существовать критерий. Каким должен быть этот критерий? В нашем знании мы идем от известного к неизвестному, превращая тем самым неизвестное в известное. Известное является для нас средством, применение которого к неизвестному превращает последнее в известное. Нечто, став известным, в свою очередь превращается в средство, применение которого позволяет следующее неизвестное преобразовывать в известное. Здесь важна именно последовательность в этом движении, которая заключается в том, что последующее нельзя понять без предыдущего. Что такое любая книга? - это память. Ведь все те мысли, которые в нас возникают, носят временный характер. Некоторые из них на какое-то время еще запоминаются, но время их стирает. Я уже не говорю о том, что большая их часть возникла - и тут же канула в лету. Поэтому запись мыслей, включая их последовательность, их взаимообусловленность - это память вечности, это то, к чему ты можешь во всякое время обратиться и воспроизвести. Человек для того, чтобы не превращаться в автомат, должен иметь возможность не только производить мысли, но и забывать о них. Потому что если мы не способны забывать мысли, то мы оказываемся неспособны и производить новые мысли, поскольку если нами владеет некоторая мысль, то мы ходим по обусловливаемому ею замкнутому кругу, из которого оказываемся уже неспособны вырваться.
   Итак, мы имеем диалектику цели и средства, которая заключается в том, что цель, которая достигнута, тут же превращается в средство и в этом смысле о реализации целей можно говорить как способе формирования средств. Всякое же новое средство имманентно в себе содержит множество целей, которых можно достичь, используя их.
   Средства могут иметь мировоззренческое значение в качестве методов познания, и могут иметь значение чувственно-практическое, значение приложения к чувственной реальности с целью её преобразования. Естественно, что это - две стороны единого процесса: никакое мировоззрение не существует ради себя самого, но - ради достижения чувственно- практических целей. Например, процесс колонизации России осуществлялся посредством внедрения - как тут не вспомнить Ницше! - в её мировоззрение христианства в правилах: "нужно, чтобы тебя не боялись, а уважали", "бог не в силе, а в правде" и т.п.
   Но если речь идет о формальной логике в качестве средства для дальнейшего движения, то прежде всего к формальной логике следует относиться как к определенному конструкту, над которым могут возводиться всевозможные надстройки в виде всевозможных мировоззренческих установок. Это уже относится к разным способам применения, приложения логики - в том числе и к вопросам мировоззрения. При этом происходит отождествление формальной логики с её содержательным использованием как в чувственной практике, так и практике, относящейся к мировоззрению. Происходит отождествление двух сторон - средства и цели, формы и содержания. Но между средством и тем множеством целей, которые можно с их помощью реализовать, не существует непосредственной связи. Если у вас есть топор, вы можете рубить им дрова, а можете проломить соседу голову. Но это не значит, что между головой соседа и топором существует необходимая связь и поэтому топор должен быть запрещен.
   И когда речь идет о логике противоположностей, то это точно также есть в первую очередь конструкт, который строится на основе существующего конструкта путем введения в него дополнений т.о., чтобы в результате новый конструкт включал в себя в качестве одной из своих частей тот, который явился начальной точкой отсчета всего движения.
   Когда речь заходит о конструктах, то существеннейшим является вопрос о способе движения при построении конструктов. Основной вопрос, который здесь требует ответа - это вопрос о направлении движения - движение от синтетического объекта  к его  анализу или от анализа к синтезу. Следует ли осуществлять движение от элементов  того, что есть, и на его основе осуществлять построение сложной вещи, или следует исходить из сложной вещи, выявляя её компоненты. Но если мы исходим из элементарного и пытаемся из него что-то построить, то в этом построении ничего нового появиться не может. Мы можем в этом направлении двигаться только количественно, можем строить сколь угодно сложные объекты, но принципы, которые при этом будут использоваться, будут одни и те же. Если мы пытаемся идти от сложного объекта, разлагая его на части, то мы оказываемся в сфере случайности и неопределенности, мы оказывается в этом движении лишены возможности получить конструкт. То есть конструкт-то мы получить, пожалуй, и можем, да только за бортом у нас оказывается вся та часть сложного, которая конструктом не моделируется (не представляется). То, что мы действительно можем сделать для того, чтобы получить конструктивное движение, мы должны брать чувственную реальность на одной стороне, конструкт - на другой, и ставить себе цель таким образом осуществить дополнение к известному существующему конструкту, которое  позволит построить новый конструкт,  соответствующий реальности, будет работать в ней. В этом смысле чувственная реальность задает нам энергетику процесса, тогда как известный конструкт - его материю. Энергетика осуществляет преобразование материи конструкта таким образом, чтобы цель получения из исходного конструкта нового,  соответствующего реальности, была достигнута.
   Итак, возникает вопрос о цели и о том, средством чего она может являться. То есть стоит ли цель тех усилий, которые потребуются для её достижения. Ты говоришь о познавательном отношении и о средствах познания, то есть о тех средствах, применение которых позволяет более адекватно отражать реальность. И здесь у тебя в качестве исходной выступает идея противоположностей, или идея противоречия. Но, конечно, высказываться о пользе данной идеи - это только слова, и это слова, которые, как представляется, подтвердятся либо нет только в конце этого движения. И тогда мы, занявшись всей этой петрушкой, рискуем напрасно потерять время, которое, как известно, деньги, ничего не приобретя взамен. Хотя так тоже не бывает, всегда что-то да получается. Каким может быть выход из этого положения. Выход из этого положения может быть только один: не создавать сразу весь цикл, что, пожалуй, и невозможно, и идти к цели кругами, получая подкрепления на каждом отдельном круге. Есть подкрепление - значит, можно идти дальше, нет подкрепления - значит, нужно заняться поиском средств, которые приведут к подкреплению. Собственно, это - общеизвестный приём разбиения сложной задачи на множество простых. Но если принять эту концепцию, то мы должны будем ходить по кругу, реализуя множество таких кругов и при этом в этом отдельном круге мы должны будем идти по всем главам книги. То есть иметь что-то с каждым очередным кругом что-то в роде расширяющейся спирали, в которую входят все те части, которыми характеризуется предшествующий круг, но при этом происходит дальнейшая дифференциация каждой из частей круга, позволяющая всё ближе, шаг за шагом от общих абстракций переходить к уровню, который всё более приближается к конкретным приложениям к чувственному материалу.
   познание начинается с неизвестного. Но к неизвестному мы можем придти только от известного. Если мы говорим о противоположных, противоречиях, то, очевидно, здесь далеко ходить не нужно, достаточно обратиться к категориям и основным законам диалектического материализма. И вот тут снова возникает дальнейший вопрос. Очевидно, нашей целью не может являться ни изложение категориального аппарата материалистической диалектики, ни её законов. Предполагается, что начальные знания в этой области у читателя есть. Мы не можем разжёвывать азы. У Маркса мы встречаемся с таким приёмом. Он берет какое-то известное определение, например, определение нормы процента денежного капитала и затем рассматривает то, как работает это определение на чувственной реальности. Маркс переходит от формального определения ко всевозможным функциональным зависимостям в реальности, так или иначе влияющим на норму процента.
   Три основные закона диалектики. Закон первый - это закон противоречия. Там, где нет противоречия, там нет движение. Противоречие является в движении или напряжениях, вызываемых силами. За мерой движения стоит мера противоречия. Всякое противоречие связано с количественными изменениями, приводящими к качественным скачкам. Противоречие всегда так или иначе связано с качественными скачками, с качественными изменениями. В связи с этим противоречие может поддерживаться на каком-то определенном уровне, соотношении сил, которое изменяет скорость движения, закономерностей, с которыми связано движение. То есть мы в этом случае можем говорить о какой-то форме равновесия между сторонами противоположности, когда одна сторона противоположности удерживает другую, и поляризация, когда движение характеризуется тем, что происходят полярные изменения. Во всём этом движении суть состоит в том, что если мы имеем дело с противоречием, то это всегда какое-то определенное качестве. Противоречие, которое развивается в сторону минимизации либо максимизации границ, при переходе их возникает уже новое качество, либо низшее качество по отношению к данному, либо более высокое качество. И т.о. противоречие оказывается теснейшим образом связано с законом перехода количественных изменений в качественные, а также законом меры, или множества мер, которыми характеризуются отношения между качествами, при которых качество еще сохраняется. Но что такое противоречие? за счет чего, благодаря чему противоречием обеспечивается движение? - Благодаря силе отрицания. Но если мы говорим об отрицании, и именно, о чистом отрицании, то конечным пунктом чистого ( негативного) отрицания является ничто небытие. А это означает, что всюду, где противоречия рассматриваются с этой точки зрения, мы имеем дело с некоторой негативной силой, а отсюда возникает вопрос, откуда она берется и чем же именно она подпитывается. Если мы имеем дело с природой, то в природе нужно еще суметь найти такую силу, которая расходовалась бы и при этом был бы неизвестен источник её возобновления. Поэтому здесь должна существовать какая-то аксиома, отражающая общие закономерности. И в качестве такой аксиомы могут выступать только позитив и негатив. О чем говорят наблюдения - о том, что вначале позитив выступает в качестве идеального как какая-то потребность в чём-то. И эта идея выступает в качестве позитива. И тогда этот позитив начинает ломать, разрушать то, что сопротивляется ему, скажем так, что блокирует его движение. В этом смысле под позитивом можно понимать нечто, некую целостность, которая стремится к своему разворачиванию, расширению подобно тому, как расширяются наши галактики. С другой стороны, и торможение со стороны существующей внешней среды этому расширению, этому движению позитива. И тогда-то и возникает это отрицательное движение относительно существующей реальности. Этот процесс отрицания можно представить как единство разрушения и созидания, поскольку место, очищаемое отрицанием, заполняется расширяющимся позитивом. Когда речь идет об энергетике, то энергетика возникает в результате столкновения сторон противоположностей, когда именно давление на сторону формирует равную ей и противоположную по вектору силу.
   Т.о. мы имеем дело с выделением энергии чем-то материальным. То есть уничтожение чего-то материального, перестающего быть жизненным, является объектом энергии. Но в то же самое время энергия в конечном счете преобразуется в материальные структуры, которые являются живыми до тех пор, пока в них есть какая-то жизнь, до тех пор, пока они не превратились во что-то мертвое. Что значит мертвое - это значит не обладающее энергией.
   Но что должно стоять за этим мертвым, во что должно превращаться это мертвое, как не в информацию, ибо если бы мертвое не превращалось в информацию, никакое развитие не могло бы иметь места.
   Любое отрицание, каким бы оно ни было, всегда заменяется тем же самым содержанием. Точнее. замещается средствами, приёмами, которые применяются в отрицаемой структуре, общие приёмы, которым безразлично, к чему применяться. Т.о. различие в результате отрицания связано с отрицанием связано с тем, что если предшествующее характеризовалось своими субъективными целями, то есть целями для себя, и удовлетворяли себя, то есть имели в качестве своей цели свою собственную жизнь, формируя при этом свои органы управления для обеспечения своего самосохранения, то результатом этого отрицания явится то, что на первом этапе вместе с водой выплёскивается и ребенок, то есть отрицаются все те схемы, которые применялись отрицаемой системой. Но приходит другая жизнь, которая, однако же, имея в себе свою идею, не обладает средствами её реализации.
   Т.о., мы имеем дело с процессом циклической смены жизни и смерти и, соответственно, с расширяющейся спиралью. Т.о. к новой жизни должна добавляться информация жизни старой.
   В диалектике мы имеем дело с законом двойного отрицания, и именно посредством этого закона определяется сила противоречия. Определяются те силы, которыми обусловлено противоречие. Противоречие между старым и новым есть отношение между энергией и знанием. За знанием стоит материализовавшая себя энергия. Значит, речь должна идти о синтезе энергии и знания. То есть об оформлении энергии знанием.
   Знание, которое получено, оно может устаревать сравнительно с новым знанием, однако оно остаётся неизменным и позитивным до конца.
    Формальная логика и её онтологизация.
   Книгу писать я могу только в виде коротких рассказов, каждый из которых раскрывает какую-то тему.
   Импликация для трёх истинностных значений: истина, ложь и истина не определена. Если истина не определена, то из неё может следовать всё, что угодно. Теперь пусть два истинностных значения. Истинностное значение определяется, во-первых, качественно, и во вторых, количественно. Истинностное значение определяется количественно в том или ином направлении в результате соответствующих воздействий на объект, вызывающих в нём противоположные реакции.
    Истинностное значение определяется по качеству, то есть по доминанте соответствующего качества, когда оно положено. А отсюда мы получаем формально-логические определения истины, которые могут изменяться только лишь потому, что могут изменяться во времени истинностные значения объектов. Особенность здесь состоит в том, что существует возможность расчета времени изменения истинностного значения объекта. А отсюда - и изменения истинностных значений сложных высказываний.
   Логические операторы в целом определяются формально. В том числе и дизъюнкция. Если заниматься онтологизированием, то возникает вопрос, что представляет собой дизъюнкция. Дизъюнкция, очевидно, представляет собой отношение двух объектов, событий, такое, что из двух событий всегда имеет место по крайней мере одно из них. А это означает, что если эти события образуют некоторую систему или являются частью её, то между существует механизм, который регулирует отношения между ними во времени и, может быть, в пространстве. И если во времени, то можно предположить, что одно событие по какому-то закону связано с другим событием. Какой это закон. Например, если мы возьмём строгую дизъюнкцию, то она выражает реципрокные отношения. То есть если из двух событий брать одно из них в качестве ведущего, а другое в качестве функции от него, и возможно, что события, связанные функционально, могут при определенных условиях изменять функциональные зависимости, в том числе оборачиваясь, то есть превращаться в обратную функцию. Так, например, достижение истинностного значения 1 у одного события, если оно является ведущим, то тем самым достигается истинностное значение ноль полностью у другого события.
   Мы имеем дело с количественными отношениями и положенной снятой стороной. Значит, у событий строгой дизъюнкции должны быть противоположным положенная и снятая стороны. Тогда как, например, у простой, не исключающей дизъюнкции только снятыми не могуто быть обе стороны, тогда как положенными могут быть обе стороны.
   Тогда мы должны иметь дело вот с чем. Если ноль, и возникает положенная сторона, то ноль, в силу положенности, начинает расти. И он растёт вплоть до единицы. И вот в этой единице происходит снятие, ибо в единице достигает единство цели и её реализации, цель материализуется и поэтому снимается. Она из цели превращается в средство и тем самым становится средством другой стороны противоположности, становясь средством её цели. И, т.о., в этот момент она становится снятой, положенной становится противоположная сторона, и тем самым она становится истинной, целью самой себя.
   Во всём этом важна положенность стороны, качество чего-то и количественные изменения. И затем с каждой из сторон связывается то, что она может быть как положенной, так и снятой. А это означает, что одна сторона может быть истинной, другая - ложной и существует связь между ними и эта связь регулируется именно количественными изменениями и, соответственно, мерой, при которой происходят переключения.
   Сподобной же точки зрения должна рассматриваться иимпликация. В связи симпликацией мы должны принять две противоположные друг другу операции и принять также, какие из этих операций являются ведущими. В Формальной логике сложные операторы определяют через переменные, через наборы их значений. А уже после того, как эти определения осуществлены, уже после этого применяют обратную операцию, то есть делают вывод из истины сложного выражения и условия, по которым можно определить значения его компонент. Если одна, например, имеет некоторое истинностное значение, то другая компонетна тажке будет иметь некоторое определенное или не определенное истинностное значение. Я полагаю, что третье истинностное значение должно присутствовать всюду, где присутствует неопределенность, и только там. В этом должен состоять принцип определения операторов. Так как в бинарной логике нет неопределенного истинностного значения, то если из истины могут следовать как истина, так и ложь, то эта пара высказываний и представляет неопределенность, хотя в количественном плане истина может быть смещена в ту или другую сторону.

Возьмём импликацию. Если импликация истинна, то из неё следует неопределеность, то есть p→q→.p→0, p→.p→q→q;  pvq→pv0; p→.pvq→q
p v q
1 1 1
1 1 0
0 1 1
0 0 0
p q
1 1 1
1 0 0
0 1 1
0 1 0
p q &  &
1 1 1 0
1 0 0 1
0 1 0 1
0 0 0 1
Операторы с тремя истинностными значениями "истина" все подобны импликации, характеризуются общим принципом, и поэтому у них и общие формулы. Помимо имлпикации и дизъюнкции к ним относятся также операторы антиконъюнкции (отрицания конъюнкции) и антиимпликации. Соответственно, здесь же мы можем получить и переводы двух противоположных сторон в сфере операторов

 Миниатюры ×
201 "Дурак дураку рознь" 201
202 Система с обратной связью 202
203 Первый коммунист 203
204 Без лица 204
205 Путь к свободе... 205
206 Философия и логика управления слоями 206
207 Другого языка они не понимают 207
208 Формулы 208
209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос 209
210 Мораль 210
211 Ошибка Маргарет Тэтчер 211
212 Разговор с умным человеком 212
213 Случай с Фенькиным 213
214 Мы - интеллигенты! 214
215 Ответ автору "Иуды" 215
216 216
217 217
218 218
219 219
220 220
221 221
222 222
223 223
224 224
225 225
226 226
227 227
228 228
229 229
230 230
231 231
232 232
233 233
234 234
235 235
236 236
237 237
238 238
239 239
240 240
241 241
242 242
243 243
244 244
245 245
246 246
247 247
248 248
249 249
250 250
×