на главную страницу

 

0268.291.  Классификатор

    Язык уже сам по себе является классификатором.
    "Молодая корова медленно шла по цветущему лугу поздним вечером".(1) На место каждого из слов можно подставить переменную. Если функциональную последовательность слов фиксировать (как, например, это имеет место в английском языке), то получим:...
    "Молодая" не может быть без "коровы" , поскольку не может быть свойства без объекта, "медленно" не может быть без "шла", поскольку признак действия не может быть без действия. Действие совершается в каком-то пространстве, которое определяется через объекты, которые, в свою очередь, обладают свойствами. Наконец, действие совершается во времени и в какое-то время.
    С другой стороны, "молодая" может рассматриваться как любой произвольный объект, обладающий этим свойством. И тогда мы от некоторого свойства можем перейти к некоторому объекту.
    Корова - молодая - ограничение. НО и молодая - корова - также ограничение. Во всяком случае то, с чего мы начинаем движение, представляет собой некоторую фиксацию, некоторую заданную определенность, другими словами, некоторое начало.
    Молодая - корова, бизон, луна и т.д. всё, что способно обладать этим признаком. Корова - молодая, зрелая, старая - хотя этими признаками обладает не только корова, но в данном случае они соотносятся с нею.
    "Иван вчера утром в школе неохотно возвратил мне мою книгу" (2)
    Итак, видимо, следует определиться с применяемыми шаблонами классификации.
   Для этого шаблонам классификации должно быть дано имя, например, (1), (2).
    Следующий шаг обобщение.
    Во всяком случае, мы видим, что что шаблон характеризуется группой слов и формой зависимости, подчинения между словами, которая может быть направлена от предмета к свойствам или от свойств к предметам. Актуально мы имеем дело с объектами, которые что-то делают, и тем самым мы переходим от объектов к их свойствам. Или же мы идем от свойств к объектам, которые обладают ими. Очевидно, что это - два противоположные способа движения. факт соподчинения должен быть как-то обозначен. Он может быть обозначен посредством позиционирования места в выражении, а также посредством каких-то вспомогательных знаков.
    Следующий момент - это момент развития шаблона от его элементарной формы к множеству сколь угодно сложных форм. Элементарная форма шаблона - это отношение субъекта и предиката, подлежащего и сказуемого. При этом в самой этой первоначальной структуре следует выделять две разные формы, связанные с соотнесением признака и объекта, осуществляемой посредством связки "суть", "есть", которым с соответствующим существительным образуется составное глагольное сказуемое, и глаголом, которым характеризуется действие предмета. Составное глагольное сказуемое и сказуемое - это, очевидно, разные вещи, поскольку составным глагольным сказуемым осуществляется определение предмета, тогда как глаголом определяется характер, способ действия предмета. Это разные вещи - какой предмет и как он действует, хотя между этими сторонами иногда и может быть установлено соответствие, но это соответствие всегда представляет собой сложнейшее синтетическое образование, связанное со множеством признаков предмета и со множеством условий, в которых системная их совокупность себя проявляет.
   Возвращаясь к субординации, последовательности зависимости слов, то должны существовать специальные указатели, определяющие характер субординации.
    Мы имеем дело с группами слов. Это группа слов подлежащего, группа слов сказуемого, и группа слов пространства и времени, в котором происходит действие. "Молодая корова" - группа слов подлежащего, "медленно шла" - группа слов сказуемого, "по цветущему лугу поздно вечером" - группа слов пространства и времени. Значит, классификационный код должен состоять в общем случае из этих трёх частей, хотя не все они могут быть представлены явно. Также следует указать на то, что, в свою очередь, группа слов, отражающих пространство и время, должна, в свою очередь, подразделяться на группу слов, отражающих пространство, и группу слов, отражающих время.
    Если разделять между собой группы слов точкой, а группы слов пространства и времени запятой, то получим ххх.ууу.ppp,ttt
    Затем, речь шла о двух формах противоположных формах движения, когда естественная форма связи свойства и действия, прилагательного и глагола преобразуется в противоположную, в которой, с одной стороны, субстантивируются прилагательные и глаголы, и, с другой стороны, предикатируются существительные.
    С одной стороны, эти две противоположные формы преобразуются друг в друга. С другой стороны, преобразование глагольной формы или формы прилагательного в существительное дает переход от актуального, чувственно- данного, практического отношения в отношение логико-теоретическое, выражающееся в появлении связки "суть", "есть", "является"
    "Корова идёт" - "Идущее суть корова". Очевидно, и одно, и другое предложение суть определения, но это - определения различного: в одном случае это определение состояния объекта. Следовательно, объект дан. Во втором случае определение объекта состояния. Мы знаем, что нечто есть корова, и нам нужно убедиться, что она делает: она идет, или пасется и т.п. Что делает наш ребенок во дворе? Мы выглядываем в окно и видим, что он играет в песке, или играет с детьми в жмурки. Но: кто этот дерущийся ребенок? - Да это же Мишка с пятого этажа. Значит, за всем этим стоит познавательное отношение, в котором нам нечто дано, и в качестве этого данного может выступать объект, или то, что он делает, или пространства или время действия. Соответственно, если мы имеем дело с классификацией, то её видом так или иначе определяется ответ на вопрос, который мы ставим. И не означает ли это, что на разные вопросы должны отвечать разные классификации.
    Теперь обратимся к группам слов.
    Каждая из групп слов состоит из некоторого корневого слова и последовательности зависящих от него слов. При этом последовательность зависящих слов может представлять собой последовательно и параллельно существующие признаки, если под последовательным понимать признаки, которые возникают при наличии предыдущего, тогда как параллельно существующие признаки не зависят друг от друга. Возможно, что параллельные признаки можно брать в скобки. Их можно также обозначать каким-то числом т.о., что это число, представляющее их количество, одновременно представляет собой набор адресов каждого из признаков. Это же самое можно обозначать посредством изменения шрифта написания. Но это - с объективной стороны. Но если то же самое рассматривать с познавательной стороны, то процесс познания всегда является последовательным, и уже его результат представляет собой систему, параллельно, то есть одновременно существующую во всех своих аспектах.
    Возвращаемся к вопросу обобщения, или к структуре, или к форме предложения. Раньше обобщения должна быть дана форма предложения. Но форма предложения - это уже результат соответствующего процесса обобщения. Как может выглядеть этот процесс? Мы можем сказать: "молодая х" и определить класс х, например, класс млекопитающих, и тогда на место х мы можем подставить лошадь, кошку и т.п. Мы можем сказать "х корова", и на место их подставить "молодая", "старая" и т.п. Т.о., мы имеем дело с многовариантностью входов в систему обобщений. Мы задаём себе вопросы: что за предмет, какой предмет, что он делает или что с ним происходит, где и когда. Всегда мы начинаем с некоторого знания. Но если так, то возникает вопрос о становлении знания. Всякое знание начинается с наблюдения чего-то неопределенного, и оно определяется вопросом что это? "Это" всегда является нам в какой-то форме, и этой форме мы придаем имя.
    Итак, процесс создания классификации есть познавательный процесс, и он представляет собой некоторую последовательность. Когда классификация создана, она превращается в справочный материал. Обращаясь к справочному материалу, мы стремимся получить ответ на определенный вопрос. Для того, чтобы получить ответ на определенный вопрос, мы должны с.о. задать его, указав, относительно чего нам известного он ставится, а это означает, что мы указываем на то, что нам известно. Если же мы начинаем с ноля, то мы задаемся вопросом: "что есть нечто", и хотим получить ответ о признаках, по которым мы способны выделить "это" как предмет. А это всегда некоторая форма, некоторая постоянная картинка, сохраняющая себя в своих модификациях в изменяющейся среде. Другими словами, сама форма, рассматриваемая с разных сторон, а также в разное время и в разных обстоятельствах, имеет разный вид, а также способна изменяться количественно, сохраняя, однако, в этих изменениях, свою качественную определенность, то есть обладает некоторой инвариантностью.
    Всё, что ни существует, существует одновременно во всех своих ипостасях: оно обладает всеми своими признаками и оно есть некоторое бытие здесь и сейчас, то есть реализует себя в соответствующем поведении. Но мы не знаем всего, и можем задавать вопросы о частностях, и из совокупности частностей составлять себе представление о целом, но и это при условии, что частности сохраняются.
    Наше познание характеризуется колебаниями: мы спрашиваем: "что это" , затем, что он делает, затем, какое оно, когда оно нечто делает, и какое оно, когда оно делает другое, и при каких обстоятельствах оно становится другим и т.д. Последовательности познавательного движения могут быть разными. Но мы должны для себя выделить соответствующую последовательность. Примем с этой целью принцип движения слева направо и принцип движения внутри гнезда до тех пор, пока оно не будет исчерпано. Но и здесь этот принцип представляется недостаточным, так как процесс познания представляет собой спираль, и на каждом новом её витке происходит усложнение, конкретизация каждого из гнёзд. Значит, мы говорим, что это? какое это?. Затем: что делает это и как делает. Затем - где, то есть при каких обстоятельствах, и когда. Что? корова. Какая? молодая. Что она делает? идёт. Как? медленно, где она идёт? по лугу. По какому лугу? цветущему. Когда? вечером. Вечером каким? Поздним. Вопрос: как записывать последовательность признаков. Записывать корневое слово вначале или в конце его признаков. Затем, как записывать параллельные признаки. Если не делать различения между последовательными и параллельными признаками, то их можно записывать в произвольной последовательности, и тогда различие между параллельными и последовательными признаками будет заключаться в том, что параллельные признаки не зависят от порядка записи, тогда как последовательные зависят. Первоначально, в процессе познания имеет место предикация объекта: устанавливается, что объект обладает некоторым свойством. Но после того, как свойство объекта установлено, оно, в качестве прилагательного, предшествует гнездовому слову. Этого принципа мы и будем придерживаться, поскольку классификация есть существующее знание. тогда предложение (1) может выглядеть так: ab.cd.ef,gh. Как только мы записали данную форму, мы потеряли и корову, и то, как она идет, и где и в какое время. Мы всё потеряли. Мы получили переменные. И вместе с этими переменными мы получили множество миров, возможных и невозможных, реальных и идеальных, поскольку в качестве идеального может выступать невозможное. Мы получили высказывание, подстановка на место переменных в которое порождает истинное или ложное высказывание в зависимости от того, является оно одновременно идеальным (субъективным) и реальным (объективным), или только идеальным. Тем самым перед нами открывается возможность для конструктивной деятельности, то есть конструирования реальности, соответствующей данной структуре выражения. Мы также можем определить для себя последовательность исследования.
    Мы можем начать вообще с некоторого пустого выражения, и идти от него. пустое выражение можно записать в виде: (..) или (..,) (3), где скобками отмечены границы выражения.
    Начнём с (3): (..)=(ф..), где ф - формула. Откуда формула? Из статьи "Мысль Сталина"=с. Получаем:(ф..с,). Можно ввести адрес статьи raid_r2c2_0268.289.htm =а, получаем:(ф..ас,). Дальше идет вопрос о формуле: какая именно формула. имена формул можно взять из статьи: Ф1-Ф9 и ф7.1-Ф7.3. Будем рассматривать формулы как не связанные друг с другом. Тогда получаем всего 12 формул, и мы можем перенумеровать их в вышеприведенном порядке: Ф111,..., Ф9=9, Ф7.1=10, ..., Ф7.3=12. Для того, чтобы показать, что число 12 представляет собой единство количественного и порядкового числительного, возьмым его в одинарные кавычки. Получаем: ('12'ф..ас,)(4). Выражение (4) представляет собой сокращенную запись 12 выражений, в которых на место 12 подставляются адреса имен соответствующих формул, например, (1ф..ас,).
    Важна не только формула. Не менее важно умение её применение. Формула - орудие, средство мышления. И точно также, как от способности овладения внешним орудия зависит эффективность физического труда, точно также от знания и умения применения орущий мышления зависит его эффективность. Поэтому нами ставится задача рассмотрения того, каким образом применяются формулы. Итак, речь идет о применении формул = п. И именно оно является субъектом. Т.о., получаем: ('12'фп..ас,) Начнём с рассмотрения формулы Ф8, чему соответствует выражение: (8ф..ас,)
    В тексте формула 8ф высказана т.о.:
   Ф8. Не может быть материализуемой цели без средств её материальной реализации. А всякая цель - это некоторая идея. Иными словами, последующее надстраивается над предыдущим, используя его в качестве набора средств для своего построения. И это означает также, что никакое последующее не может возникнуть без предыдущего. Невозможен скачок через этапы развития. И в этом отношении имеет место последовательность в развитии. И эта последовательность имеет место потому, что всякая идея исчерпывает себя в своей материальной форме. Материальная форма идеи есть набор средств, которые сами по себе мертвы и которые требуют для себя формирования следующей идеи, рассматривающей и использующей реализованную форму в качестве средства. Потому все, что ни создается, создается из чего-то и на основе чего-то. Создается из материала, который получен в результате предшествующего развития. Для того, чтобы создать новое, необходимо создать  средства для этого нового. Никакое новое не может быть создано из ничего, но - только из того материала, который существует. В великом нэповском плане Ленина лежит ответ на вопрос о средствах создания социалистической системы.
    Собственно формула дана в первом предложении. Иначе говоря, цель реализуется через свои средства. Целью формируются средства её осуществления. Нет средств - и цель превращается в мечту. Ведь цель - это то, что реализуется. И цель - это не то, что возникает само собой. Цель - то, для реализации чего необходимы соответствующие усилия и  средства. Это - всё, больше ничего в этой формуле нет. Вопрос средств - это вопрос самый существенный, от качества средств зависит время и качество реализации цели. Значит, в чем состоит вопрос? В идее, что цель, для того, чтобы она была реализована качественно, для этого должны быть созданы средства её реализации. Цели должны соответствовать её средства. Значит, при реализации любой цели самый первый вопрос, который перед нами возникает, при том, что нам дано, что именно нужно сделать, вопрос об орудиях, а уже орудиями определяется то, как именно цель реализуется. Вы делаете рамы. Для этого вы можете иметь доски, из которых делаете первоначально брус. Но вы можете купить брус в магазине. Купив брус, вы экономите время. Если вы делаете брус самостоятельно, перед вами вопрос о соотношении затраченного вами времени и цены доски, из которой он делается, и цены бруса в магазине. Из бруса вы должны сделать фигурный профиль для рам. И снова перед вами вопрос: каким инструментом вы будете это делать. И здесь снова вопрос упирается в соотношение денег и времени, стоимости инструмента и времени, которое будет затрачено на изготовление профиля для рам. Потому что время - это деньги, и деньги содержат в себе ваше время, которое вы затрачиваете на их приобретение. Вы можете делать профиль вручную, используя ручной специализированный инструмент, и можете приобрести фрезер. И соотнести время для изготовления одного и того же профиля, делая его вручную или посредством фрезера. И т.д. В социальной жизни всё сложнее, поскольку вы имеете дело с человеком, и используете человека в качестве реализации своих целей.
    Но результатом чего является средство? Оно также является результатом идеи. Т.о., идея опосредует идею. Цель, которую вы перед собой ставите, порождает идею о средствах для её реализации. Т.о., средства становятся целью. Вы можете обладать наборами средств, и осуществлять свой выбор из них. Но средства, как правило, отсутствуют, и их приходится создавать. Но для того, чтобы их создать, могут потребоваться иные средства. И это движение вспять будет продолжаться до тех пор, пока вы не придете к существующим средствам, которые вы можете использовать. Разумеется, вы можете не заботиться о средствах, но в результате этого вы или ничего не получите, или получите не то, что хотели. Значит, применение формулы 8 предполагает сознательный подход к решению задачи, осознание цели и пути к ней. И этот путь есть весьма опосредованный путь.
   В целом применение формулы 8 сводится к весьма простой установке мышления: что нужно иметь, чтобы достичь цели, какой набор средств. Вам нужен хлеб. Для этого у вас должны быть деньги, должен быть открыт магазин, продающий хлеб, и вы должны быть способны дойти до этого магазина. В противном случае вы можете попросить кого-то купить хлеб. Если нет денег, можете попытаться их занять. Если магазин закрыт, можете пойти в другой. Т.о., достижение цели может осуществляться разными путями.
  
   В отношениях между людьми всё сложнее. Когда вы реализуете цели, используя других людей в качестве средства, то, в соответствии с формулой 8, человек, для того, чтобы вы могли превратить его в свое средство, должен стать вашей целью. Исходно он ведь не является вашим средством, вам только еще нужно сделать из него средство для себя, то есть чтобы он выполнил ту задачу, которую вы на него возлагаете. И, т.о., вы приходите к самому себе и самого себя превращаете в средство других людей. В конечном счете всё замыкается на вас самих, на ваших способностях и психофизиологических и социальных возможностях, которые ведь вы создаете посредством своего поведения.

     Формула 8 говорит о цели и об условиях реализации цели, именно, что для реализации цели в качестве предпосылки её реализации выступают средства, причем, разные наборы средств могут вести к одной и той же цели. Получаем два понятия: средства цели и цели средства. Другими словами, мы можем исходить из средств, которыми мы обладаем, и реализовать цели, которые они позволяют реализовать. И мы можем исходить из цели и формировать средства, ведущие к цели. Далее, когда вы что-то хотите, вы задаетесь вопросом, чем вам придется заплатить за это и стоит ли плата того, что вы хотите. И основная плата, которую вы делаете при создании средств - это время и качество вашей жизни.

    Отношение между свойством предмета и принадлежностью предмета предмету. Мы говорим: "молодая корова". Молодая - свойство коровы. Субстантивация молодости даёт "молодость коровы". С одной стороны, молодость - это состояние коровы. Молодость сама по себе есть характеристика предмета, и не является предметом. Тем не менее, мы говорим: "Сегодня молодость заполнила улицы".  Мы не воспринимаем это выражение буквально, и имеем ввиду молодежь, вышедшую на улицы. Но молодежь - это множество молодых людей. Точно также об индивиде говорят: "Вот пошла молодежь!" - рассматривая свойства индивида как общие свойства молодых людей.
    Но мы говорим: "Кейс Ивана", "Деньги Петра". Имея ввиду принадлежность одного объекта другому. И иначе: "ивановский  кейс", "кисловодская вода". Здесь отношение между свойством объекта и принадлежностью вещи объекту стираются. Сама принадлежность вещи объекту начинает рассматриваться  как свойство самого этого объекта.
    В качестве исходного пункта у нас выступала цель = ц, средства = с - это средства цели. Родительный падеж. Отношения, которые выражают прилагательные и родительный падеж, во многом тождественны. Мы говорим: "вершина горы", имея ввиду некоторую пространственную часть горы. И из этого выражения получаем "горную вершину". Объект превратился в свойство объекта. Так мы договорились, что гнезда значений слов относительно их свойств формируются справа налево, то мы запишем сц, и формула (8ф..ас,) принимает окончательный вид: (8ф.сц.ас)
    p.s. Различие между свойством и признаком состоит в том, что свойство - это то, что принадлежит предмету, что является характеристикой предмета. Признак - это способ выделения и различения предметов относительно друг друга.

    Выше было рассмотрено отношение, выражаемое родительным падежом, и отношение, выражаемое прилагательным и существительным. Оно показало, что одно отношение в языке преобразуется в другое, и поэтому каждая из схем, выражающих запись прилагательных и существительного преобразуется в запись, выражаемую родительным падежом, и обратно. Будем обозначать родительный падеж штрихом: а`b. Если а - ножка, b-стол, то a`b - ножка стола. Можно записать равенство: a`b=ba. Мы не говорим "столовая нога", но у нас есть возможность так говорить точно также, как, говоря о ноге человека, мы говорим: человеческая нога. Так что грамматические формы вполне обеспечивают нам подобного рода действия. Другие дело, используются они на практике, или нет.

    Теперь обратимся к другим падежам и соответствующим им шаблонам. "Иван передал сообщение начальника Петру об отпуске э-почтой". В этом высказывании присутствуют все падежи. Каждый из падежей выполняет специфические функции.

    "Из Саратова Иван передал сообщение начальника Петру об отпуске электронной почтой поздно ночью"
    Откуда? - из Саратова; из кого, чего? из Саратова. Куда? В Вологду. Вошел во что? в дом. В кого, во что? в Вологду. для кого, для чего? Для Ивана. Отношение предлога и падежа. Падеж без предлога даёт какие-то действия: сделал кого? что? лопату, ударил кем, чем? лопатой, не имеет кого, чего? лопаты. Говорит о ком, о чем? о лопате. что у него в руках? лопата. пространственные и временные вопросы: куда, откуда, где, когда. Это точно также, как вопросы как? какой? который? куда? в Воронеж. Откуда? из Воронежа. Где? в Воронеже. в кого, во что - в Воронеж - направление движения выражается посредством предлога и падежа существительного. выехал из чего? из Воронежа. Живет где? в чем? в Воронеже. предложный падеж