на главную страницу

0268.74. Иосиф

   Всё-таки опыт - это большое дело. И даже не так, а так, что всякому действию должно соответствовать равное ему противодействие. А еще лучше - гораздо более сильное противодействие, чтобы, значит, неповадно было. А то ведь как получается у всех этих людей, вроде меня, живущих идеальным. Они всё думают, что идеи правят миром, что человеку нужно объяснить, и он всё поймёт. А вот хрен он что-нибудь поймет, напротив, примет твои слова за твою слабость и будет делать еще хуже. А как-то делать человеку больно рука не поднимается и натура сопротивляется. Ну, конечно, все же до некоторой границы, до некоторого предела, когда рука уже сама не выдерживает и начинает действовать независимо от идеализирующей  головы.
   Ну, это, конечно, если человек очень уж наивный. Начитался всяких там книг, и думает, что все по жизни так и следуют тому, что в книжках написано, что это общий закон бытия, и не приведи господи тебе нарушить эти всеобщие законы - потому что  ты тут же чувствуешь себя преступником. Вот и стараешься как-то "соблюдать и походить". Но оказывается, что всё это хорошо только до определенного предела, и именно, того, пока не столкнёшься с жизнью. И тут оказывается, что в жизни правят законы, которые хотя и выражаются в тех же благородных и моральных словах, которых ты начитался, но действуют они почему-то с точностью до наоборот.
   И это притом, что - все - очень прекрасные и даже порядочные  люди. И я подумал: а почему так? Почему все пользуются общими, одинаковыми моральными законами - я говорю, конечно, о моральных людях, а не о каких-нибудь там аморальных. Аморальных-то, может быть, по большому счету, и вовсе  нет, разве что так,  какой-нибудь десяток, как пальцев на руке, наберется. А получается из этого общего одного почему-то всеобщее смятение и смущение духа. И тут я подумал, а ведь и правда, ведь общее положение - оно общее положение и есть. А ведь оно должно быть преобразовано в практику, и тут, конечно, вопрос, а как, на каких принципах осуществляется это преобразование? То есть, в том смысле, что я намекаю на то, что общее у разных людей превращается в совершенно разное общее. Так что все говорят об общем, но это общее, переведенное в реальность, превращается в индивидуальное, в индивидуальный интерес, которых видит и рассматривает себя, однако, как единственный и всеобщий интерес. 
   И есть во всём этом и еще одна вещь. Я имею ввиду то, что человек видит. Ведь разное человек видит, разную реальность. Один человек видит еще кого-то кроме себя. Да вот возьмите Скляра из нашего семинара. Что ни говорите, а он молодец. Такой ум! Как-то так и чувствуется, что рядом с тобой ум, а не какие-то там чувства. Уважаю. Нет, у меня так не получается. Недаром, наверное, Николай Михайлович так мне прямо в глаза и говорит: ты, мол, псих ненормальный. Но я не обижаюсь, потому что обижаться не на что, псих и есть. Сознаю и не каюсь, потому что - объективная реальность. Нда. А другой то ведь кроме себя ничего и никого больше не видит. Так как же он может увидеть что-то еще , если ему сие не дано? Да ведь есть люди, которые и себя-то не видят. У них и голос из тела вырывается как из подземелья. Душа их находится где там, в глубине тела и, как говорится, света божьего не видит, потому - не может вырваться из темницы тела.
   Так что, конечно, что тут сделаешь. Ну, а я - злюсь, потому что для меня - все люди - одинаковые, все одинаково гении. Я их и воспринимаю такими. И я даже скажу, что против них себя червяком чувствую, в смысле, мошкой. Потому - такая подлая натура, подличаю унижением. От доброты душевной и от умиления перед человечеством, поскольку кажется оно мне чудом. Вообще мне радостно воспринимать человека прекрасным. Пусть ты хоть и свинья, а я всё равно буду видеть тебя Иваном Царевичем, потому что мне так приятнее.
   А что касается женщин, то тут и усилий никаких особенных не нужно, потому что женщина сразу же заявляет, что она, мол, королева и лучше её на свете никого нет, она самая-самая. И мне, конечно, приятно, что с королевой имею дело, а не с какой-нибудь там чумичкой, хотя я не встречал таких женщин, которые так бы и заявили, что я, мол, чумичка.  Совсем наоборот. Смотришь - чумичка, начинаешь общаться - и узнаёшь, что имеешь дело с совершенно необыкновенным существом. Конечно, веришь, а как же. Без этого нельзя, невозможно, это уже в инстинкте, в натуре, что слово женщины- закон и истина в высшей инстанции. И женщина и сама инстинктом своим  знает, что её слово - закон, и ничем иным, как только законом, быть не может, и с этого и начинает. А это также и в собственных моих глазах меня возвышает. Потому что тоже ведь - если тебя отличила королева, так и ты вроде бы король. И, конечно, перья распускаешь, фуфыришься. И возникает, конечно, чувство самоутверждения и самоуважения. Но как-то так у меня всё получается вечно одно и то же: с этого начинается, а кончается одним и тем же неосознаваемым чувством то бесконечного унижения, то что тебя запрягли и погоняют, и ты как вол тянешь за собой эту повозку, черти бы её взяли. Я говорю о несознаваемом чувстве унижения, потому что ты не понимаешь, что ты унижен, просто чувствуешь, как тебя бесконечно давит и гнетет вся обстановка, и физиономия твоей любимой в особенности, но ты как бы спеленут и связан на веки вечные и нет тебе исхода. Нет, недаром Таисия говорила, что я - не мужчина. Не мужчина и есть, потому - какой же настоящий мужчина поставит себя в такое положение.
   И вот в один какой-то такой момент я решил бежать. Я переступил границу, и стало мне всё всё равно. И предал я мои моральные книжные принципы и догмы, и сказал себе: делайте со мной,  что хотите, ешьте меня, мухи с комарами, мне всё безразлично.
   И отправился в Москву.
   Приехал в Москву, и открывает мне дверь Иосиф. С этим Иосифом случилась история в том смысле, что он был приблудным. Я имею ввиду, что мать отца его нагуляла на стороне. У неё было много детей, человек пять или шесть, и все были законные, а этот как бы незаконный. И все дети так и относились к нему, как к незаконному, черному и низшему. Ну, а Иосиф это обстоятельство, конечно, переживал и испытывал чувство ненависти ко всем этим законным, опираясь на свою незаконность как на рычаг своей ненависти. А когда вся эта публика выросла, то поддерживать отношения никакая из сторон особенно не стремилась, поскольку Иосиф страдал от высокомерия своих сводных братьев и сестер, а высокомерие последних брезговало общением с ним. Так что  попытки сближения наталкивались на эту ахиллесову пяту высокомерия и заканчивались очередным расплевыванием. И вот как раз после периода оттепели, когда Иосиф гостил у нас и остался доволен приёмом, при следующей встрече уже на его территории Иосифа отца понесло с его высокомерием к сводному брату, потому что отец вообще считал, что существует всего два мнения - чужое, ложное, и его, истинное. И хотя в то время ничего сказано не было, и отец ни о чем не догадывался, Иосиф в очередной раз затаил обиду. И тут-то я и явился.
   Я-то, конечно, ехал отнюдь не к нему, а к тёте Марусе, а тут попал в такую ситуацию совершенно неожиданную, что тёти Маруси не было. а на её месте оказался Иосиф. И вот я несколько дней провел у Иосифа. Уже на второй день Иосиф стал говорить об отце. Я смотрел на него и думал: как же ты можешь мне, сыну своего отца, говорить о моём отце гадости. Словом, выслушивать я его не захотел и спасался в свободное время у Симы. Она тогда с мужем ютилась в соседней комнатушке.
   Такое моё поведение, связанное с невозможностью для Иосифа изливать на мне душу "за все пережитые обиды" сделало моё присутствие у него для него не только ненужным, но и оскорбительным, и когда я однажды возвратился вечером, Иосиф сказал: "Ты все вечера пропадаешь у Симы. И хотя она моя дочь, я это воспринимаю как оскорбление, потому что если ты спишь у меня, то ты должен меня удовлетворять, со мной разговаривать и меня выслушивать. Поскольку же ты ничего этого не делаешь, то не будешь ли ты так любезен пойти вон". На эти добрые  слова дядюшки я со всей возможной любезностью поблагодарил его за предоставленный им мне приют и с мыслью "чтоб тебя кондрашка хватила" оставил любезный кров.

   Какой-то, кажется, совершенно неважный, ничтожный случай вдруг вызовет эмоцию как удар, и за ней следует мысль, и на эту мысль нанизываются всё новые и новые мысли, и совершенно незаметно, медленно, всё выше и выше поднимается волна как наводнение, заполоняя собой всё вокруг и представляя всё в одном и том же невозможном свете. Маленькое событие создаёт громадный целостный образ, от которого ты уже не можешь избавиться, который от тебя не зависит.
   А этому событию предшествует инстинкт, который ты отодвигаешь, над которым не хочешь задумываться. Да, конечно, это совершенно два разных вида отношений. Одно дело - когда отношения нигде не пересекаются на личном интересе. И тогда отношения прекрасны. Но столкнулись интересы - и ситуация изменилась.
   Случилось так, что я стал собственником квартиры, и как-то вдруг всем это стало очень интересно, в том смысле, что делать с этой квартирой, как ею распорядиться. Откуда только взялись какие-то родственники, какие-то двоюродные сестры, какие-то племянники и племянницы, которые до этого меня знать не хотели, как не хотят знать и сейчас, но которые почему-то глубоко убеждены, что квартира - это их глубоко личное дело и они "в своём праве". И вот оказывается, что племяннице непременно нужно жить у меня. И однажды она говорит, что переезжает ко мне. А я и рад помочь человеку. Внутри меня всё этому сопротивляется, мне это ни с какой стороны не нужно, но - родственники! родственные связи превыше всего. "Можно я кошку привезу?" Меня передёргивает, потому что кошек я не терплю, и я довольно убедительно возражаю в том смысле, что это обстоятельство вызовет во мне отрицательные эмоции. В ответ племянница ничего не говорит и приезжает... с кошкой. Меня внутренне всего передергивает, и словно черная волна накатывает на меня,  но я ничего не говорю. С кошкой, так с кошкой. А между тем черная мысль "как тать в ночи" неотвязно преследует меня. Я думаю: "Как же так? Ты переезжаешь к чужому человеку, и ты изначально игнорируешь его запрет. Еще ничего не было, ничего не произошло, а ты уже это делаешь. Потому что это тебе удобно. Ты сделала так, как хотела, чтобы тебе было хорошо. То же, какие чувства при этом испытывает другой человек, это тебя не интересует." Я хочу отогнать эти мысли, а между тем они неотвязно и неслышно. независимо от меня, плетут свою паутину.
    А между тем кошка гадит на полу, квартира пропахивает кошачьей мочой, у кошки течка, но хозяйка её никуда не выпускает, и кошка орёт днем и ночью, и всё это приводит меня в состояние, когда я понимаю, что с этим нужно что-то делать, что так продолжаться не может. Но я еще сдерживаюсь, и говорю, что в квартире воняет мочой, и получаю в ответ: "Мне не воняет". Тут я чувствую, что человек чувствует себя  в этой квартире хозяином, а я выступаю как бы в качестве некоторой помехи, которая мешает человеку жить. Т.ск., "а кто ты, собственно, здесь такой?" Ну, я вам скажу, мне это не понравилось. Нет, разумеется, я всё понимаю. То есть понимаю и положение и психологию племянницы. Я и сам жил в примаках, и тоже чувствовал себя свободным и хозяином и в этом отношении ничем не отличался от племянницы. Но очень скоро мне давали понять, кто в доме хозяин, и дело заканчивалось тем, что я уходил, потому что вся обстановка в доме становилась гнетущей и возникало ощущение, что тебя буквально выталкивает из этого дома. А тут я оказался на другом полюсе, и всё то, что мне было отвратительно в других, всё это я теперь почувствовал в самом себе. Ведь что такое хозяин? Это человек, который хочет, чтобы ему в собственном доме было удобно, хорошо. Он может это себе позволить, и именно потому, что он - хозяин. А когда ему что-то в этом препятствует, то тут на него находит.
   Но есть во всяком деле важная вещь: во всяком деле важно единоначалие. Как говорил Наполеон, два хороших генерала в качестве командующих хуже одного плохого. А кто может выступать в качестве начальника? -тот, кто знает цену тому, с чем имеет дело. Для человека, пользующегося благами, которые он не заработал, эти блага не имеют цены, а потому он их и не будет сохранять.

 Миниатюры ×
51 Я его всё равно люблю 51
52 Здравствуй, Новый год 52
53 О серийных снах 53
54 Жизнь на потом... 54
55 Весы выгоды 55
56 Кнопка 56
57 Чувство спины 57
58 Цена человеческой жизни 58
59 Национальные особенности 59
60 Обыкновенное дело 60
61 О культуре 61
62 Заглядывая в бездну... 62
63 Перекодировка 63
64 Другой мир 64
65 Байки 65
66 Кем дурак был... 66
67 Туда, сюда... 67
68 Будни бизнеса 68
69 Вода 69
70 О естественной природе человека 70
71 О сущности любви 71
72 Сексуальность и идеальное 72
73 О любви к себе 73
74 Иосиф 74
75 Наши корни 75
76 Книги 76
77 Рассеянность и бессознательное 77
78 Воскресение 78
79 Из "Крейцеровой сонаты" 79
80 Наш общий друг 80
81 Палач 81
82 Короткие миниатюры 82
83 "Ты была убедительна" 83
84 Ординарность 84
85 О предзнаменованиях 85
86 "Враг человечества" 86
87 Друг любимой женщины 87
88 "Петр Великий" 88
89 Тоска 89
90 Развлечения 90
91 Досада 91
92 Приятное воспоминание 92
93 Расстояние 93
94 Дёгкое дыхание 94
95 Биологическое и физическое в человеке 95
96 Природное существо 96
97 Шшакальство 97
98 "У тебя отсутствует..." 98
99 Лапсердаковый дух 99
100 Пошлость 100
×