на главную страницу

Содержание Введение Принципы математизации диалектической логики Понятие истины в диалектической логике Д-логика Противоположные логики Равновесие и истина системы Содержательное определение меры истины Принцип опосредованности Заключение Литература полностью
 

Введение.

 

     Работа посвящена проблемам математизации диалектической логики. В настоящее время не существует сколько - нибудь удовлетворительной системы математики и логики диалектики. Это заставило нас обратиться к исследованию причин такого положения. Анализ литературы, отражающей современное состояние диалектики, убедил нас в том, что диалектика, в основном, развивается как теория познания, а не как логика познания, то есть как знание о наиболее общих законах действительности в первую очередь. Сложилось представление, что законы действительности и мышления тождественны; они различаются, пожалуй, только предметными областями, и поэтому изучение диалектики как логики, собственно, не обязательно, поскольку, исследуя законы действительности, мы исследуем тем самым и законы мышления. Ошибочность этой точки зрения состоит в том, что она не осмысляет противоположности в тождественном. Диалектика как теория познания и диалектика как логика суть одно и то же по содержанию, но имеют противоположные точки отсчёта; теория познания относится к своим объектам извне. Для неё её объекты являются внешними ей. Логика относится к своим объектам изнутри. Теория познания отвечает на вопрос, что познается. Логика отвечает на вопрос, при посредстве каких средств, механизмов познание осуществляет себя. Для теории познания объект есть предмет, для логики её объект есть субъект.
    Игнорирование противоположности в тождественном привело к созерцательно-материалистическому характеру современной диалектики там, где она развивалась как только теория познания. Там, где диалектика развивалась как логика, она характеризовалась тем, что развивалась как только логика. Основная идея развития диалектики здесь связана с попытками включения в её содержание достижений современной зарубежной философской науки о мышлении, в особенности

-1

    логики, на основе её материалистической обработки. В основном материалистической и гораздо в меньшей степени - диалектической. Но всякое заимствование вообще чревато опасностью перерождения в направлении заимствованного. Во всяком случае, так же и там, где диалектика развивается как логика, она страдает односторонностью, ибо рассматривает свой предмет только изнутри, только как мышление.
    Таким образом, принятие тождественного как только тождественного с необходимостью приводит к его отрицанию, к переходу к противоположным сторонам, не опосредующим друг друга , следовательно, к простой рядоположенности различных. Между диалектикой как теорией познания и диалектикой как логикой не осознан переход, их единство.
    Но, может быть, это осознание и не обязательно? Обратимся к классикам. Диалектическая логика Гегеля есть единство субъективного и объективного, реализованное на идеалистической основе. У Гегеля, творца диалектической логики, нет абсолютного противопоставления объективного и субъективного, практики и теории. Он включает практику в теорию. Практика у него существует внутри теории» Но Гегель- идеалист. Обратимся к философской теории Маркса. У него - то же самое, но "наоборот": у него так же, как и у Гегеля, налицо единство объекта и субъекта, практики и теории, но у него теория существует внутри практики, определяется практикой и первенствует над ней. У него теория является, т. ск., концентрированным выражением практики.
    Всеми марксистами общепризнано величайшее значение подобного  подхода. В конкретных науках он позволил получить значительные результаты. Это в особенности видно на примере советской психологии.
    Значит, здесь основная причина, почему диалектическая логика до сих пор не имеет своего логико-математического языка. Здесь собака зарыта - в понимании отношения теории и практики, в материалистическом истолковании идеи единства противоположностей  Гегеля.

    -2

Вот этот-то вопрос, вопрос об основании понимания единства противоположностей вообще, и предмета как предмета чувственно- практической деятельности человека - в частности, оказался наиболее трудным. Маркс и Ленин исходили из этого основания. Все их работы предполагают его истинность. Более того, у Маркса мы находим ряд явных указаний на это основание, в особенности в "Экономико - философских рукописях 1844 г."; и , тем не менее, этот важнейший, ключевой момент диалектической логики в современной науке в известной мере не понят. Это - важнейший, первый, основной вопрос, без правильного решения которого невозможно прогрессивное развитие диалектической логики как науки - вопрос о материалистическом осмыслении единства субъективного и объективного на основе указаний, которые мы находим у Маркса и Ленина С точки зрения марксизма, первой необходимой предпосылкой всякого приращения знания является действительность и те задачи, которые она ставит перед обществом. Предметом является действительность; целью является получение знания о действительности. Человек должен от действительности идти к осмыслению классических теорий. Только в этом случае классическая теория будет наполнена жизнью и сможет выступить в качестве могучего средства преобразования действительности. Лишь при исследовании самой действительности можно понять ее с точки зрения доказавших свою всеобщность теорий, и, напротив,

    -3

   теории понять с точки зрения существующей действительности, ибо в противном  случае так называемая "действительность" низводится до теории, но - случайной, не проверенной опытом. Там, где это правило не выполняется, где в качестве предмета выступает не действительность, а теория, там не может получиться ничего, кроме повторения старых мыслей на новый лад.
    Первая глава посвящена развитию содержания Марксова тезиса о единстве субъекта и объекта как определяемого отношением взаимодействия двух противоположных материальных систем - человека / в широком смысле/ и природы. Результаты, полученные на этом пути, потребовали осмысления предметной области диалектической логики в новом аспект. Его суть состоит в погружении логики в жизнь, в рассмотрении диалектической логики как не только науки о мышлении, и не только как науки об объективной реальности, но как науки, которая занимается исследованием форм единства мышления и объективной реальности в частности, и форм единства противоположностей в целом. Очевидно, что такое понимание диалектической логики не отличается от ленинского. Это требует иного, так сказать, объективированного понимания логических категорий - таких, как понятие, суждение и т.д. Нетрудно видеть так же, что это понимание восходит к гегелевскому пониманию соответствующих категорий, с той разницей, что они рассматриваются материалистически. На основании сформированного понятия предмета диалектической логики, которое соответствует материалистическому пониманию гегелевской диалектической логики и опыту применения её Марксом и Лениным, мы переходим /во второй главе/ к формированию математического аппарата диалектической логики. Основное требование, которое предъявлялось к математическому аппарату- это возможность выразить процессы объективной

    -5

    реальности как I.единство субъективного и объективного, 2. как логические процессы, З.а так же выразить диалектику логики как проявление диалектики объективной реальности. Основная трудность здесь связана с определением понятия истины, которое"работало" бы в двух областях - в мышлении и объективной реальности; которое позволяло бы выразить единство формы и содержания, которое было бы способно выступать в качестве опосредующего звена между противоположностями. И при этом, само собой разумеется, оно не должно противоречить никаким доказавшим свою эффективность научным понятиям, в том числе и уже существующим понятиям истины. Формирование такого понятия нами осуществляется на основе истолкования его с точки зрения категории меры. К логическому аппарату предъявлялось требование: он не должен противоречить законам формальной логики, следовательно, так же и существующим системам современной классической математической логики. В то же время, он должен позволять выразить законы диалектики как законы, при посредстве которых описываются отношения между противоположностями. Этот вопрос нами решается на основе построения д-логики, сущностью которой является истина, определенная через понятие меры, и противоположных логик. Единство этих двух логик даёт возможность отразить процессы в соответствии с высказанными требованиями. Построением логик решается вопрос о формальном аспекте истины. Но для того , чтобы логика могла выражать единство формы и содержания, необходимо, чтобы существовала возможность определить меру истины, исходя из объективной реальности. Этому вопросу посвящена третья глава . Результаты, полученные в ней, позволяют выразить явления объективной реальности в адекватных им логико-диа­лектических структурах, что позволяет перейти к описанию диалектических процессов объективной реальности на языке логики.

    -6

     В целом построенный аппарат может применяться как дня анализа логико-диалектических процессов объективной реальности, в особенности законов функционирования органических систем, так и для построения всевозможных cаморегулирующихся систем, в том числе и общественных. Концепция математической диалектической логики, излагаемая в работе, является оригинальной. Она возникла как результат синтеза некоторых важных идей, которые сформированы в рамках ряда наук, таких, как логика, диалектика, исторический материализм, социология, физиология, психология, кибернетика, механика, математика и др, В этом смысле, концепция не возникает из ничего, но покоится на весьма прочном фундаменте данных различных наук.
    Трудности в понимании работы могут возникнуть в связи с тем, что I. читатель часто не будет находить в себе соответствующих аналогов мышления, 2. другая трудность связана с тем, что формирование новых понятий на основе уже существующих - это такая деликатная вещь, которая на первых порах не может не вести к не лучшим способам употребления прекрасного русского языка.
    В работе применяются следующие сокращения при сносках: Л -Ленин; МЭС- Маркс К, Энгельс Ф„ Сочинения, МЭИ -Маркс К, Энгельс Ф. Избранные произведения. Политиздат, 1966 г.; Г - Гегель, Эфн -энциклопедия философских наук, Бл -"Наука логики" /новые издания/.