на главную страницу

   

0268.217   К генеалогии собственности и свободы

Канавы

    Кто-то из великих сказал, что даже в благополучных обществах дети будут играть в канавах, буквальных или фигуральных. В моём детстве  была такая канава,  буквальная, с квакающими лягушками и отчаянно орущими шкракалями, как мы называли не обычных маленьких лягушек, а огромных, в два -три раза больше обычных,  заросшая травой. По канаве текла вода, после дождей превращающая канаву в маленькую речку. В этой канаве мы проводили значительную часть своего времени, словно она притягивала к себе. Было в ней что-то домашнее. На ней мы строили плотины, ловили головастиков, словом, в ней было для нас много интересного и занимательного. Канава открывала для нас поле деятельности. Словно она являла собой наш, детский мир, нашу детскую реальность.
    Почему я об этом вспомнил именно сейчас - не знаю. Может быть, потому, что и сегодняшние дети играют в канавах, но уже не буквальных, а фигуральных. Впрочем, и в моё время фигуральных канав хватало.

Жадина

     Маленький мальчик, проходя по пустырю, увидел пороховинку. Так как он находился в том возрасте и в том времени, когда дети увлекались самопалами, так что у всех были самодельные пистолеты в виде деревянной ручки с прилаженной к ней трубкой, закрытой с одного конца и с отверстием около него. Они набивали трубку серой, притрамбовывали серу сверху бумагой, прилаживали к отверстию спичку и поджигали её. Самопал выстреливал.
    А тут он увидел настоящую пороховинку. Он начал разгребать землю, и увидел еще пороховинку, еше и ешё. Мальчик нашел пузырек из-под пенициллина и начал собирать в него пороховинки. Часа через два копания в земле у него набралось пол пузырька пороховинок. С этим богатством он появился во дворе. Подошел другой мальчик, увидел пороховинки, и сказал: "Дай мне" "Не дам"- сказал мальчик. "Жадина"- получил он в ответ. Но на мальчика эти слова не произвели впечатления. Он подумал, и со всей отчётливостью почувствовал, что ему жалко не этих пороховинок, а своих усилий, своего труда по их добыче. Он понял, что у него это было не отношение к вещи, а отношение к чему-то совершенно другому - отношение к труду. Он обменял возможность играть во двое и получать от игр удовольствие на занятие, которое его ни в малейшей степени не привлекало, занятие, к которому он должен был себя принуждать, превозмогая отрицательные эмоции, которые он при этом испытывал. Это было его насилие над собой ради вещи. За вещью, т.о., стоял его труд, и вещь приобрела для него ценность, равную тем пережитым им отрицательным эмоциям, которые он пережил, копаясь в земле.
    Достоевский как-то, ругая социалистов, заметил, что в них-то как раз больше всего и развит инстинкт собственности, что в своей душе они как раз больше всего капиталистами и являются.

    Положительные эмоции не имеют цены. Они требуют своего повторения, но цены для человека не имеют. Они приходят и уходят. Может быть, ради положительных эмоций человек живет, но цены они не имеют. Они - естественное состояние человека, естественный фон его жизни.
    Тогда как отрицательные эмоции имеют цену. И чем более отрицательными являются эмоции человека, тем большая цена им им приписывается. И человек требует компенсации за пережитые им отрицательные эмоции.

    Под трудом понимается деятельность человека, сопровождаемая отрицательными эмоциями. Время труда человек воспринимает как время, вычеркнутое из его жизни, как потерянное им время, и он требует за это вычтенное  из его жизни время компенсации.

    Толстой, описывая отношения работников и хозяина, рассказывает, что среди работников была молодая женщина, для которой косьба была удовольствием. И если остальные работники бесконечно спорили с хозяином об оплате, эта молодая женщина меньше всех заботилась о ней. Это происходило потому, что косьба доставляла ей физическое удовольствие, и уже сам этот процесс был оплатой за её работу.
    Также один американский писатель пишет о физике, который говорит, что она сам бы платил за возможность работать физиком, а тут еще за это и деньги платят.
    Т.о., труд превращается в самодеятельность, по сути своей в творчество всюду, где деятельность доставляет человеку удовольствие. И труд является насилием, рабством всюду, где с ним сопряжено насилие человека над собой.

    Но вот мы с вами видели же, что мальчик, ради того, чтобы иметь вещь, пошел на испытание отрицательных эмоций. А если он на это пошел, значит, вещь для него обладает ценностью большей, чем переживаемые человеком эмоции, потому что в противном случае подобного рода обмен не имел бы смысла. Для обмена души на вещь вещь для человека должна иметь большую ценность, чем отрицательные эмоции, которые человеку приходится преодолевать для её получения. А отсюда мы получаем противопоставление вещи и состояния души.

    Противопоставление вещи и состояния души возможно потому, что вещь способна  доставлять удовольствие, поскольку  удовлетворяет потребности.
    При этом удовлетворение потребности в вещах достигается  за счет отчуждения человеком себя от своей самодеятельности. Последнее же возможно благодаря развитию соответствующих привычек: всякое повторение одного и того же действия ведет к его автоматизму и к потере чувствительности к сопровождающим его эмоциям. Это относится как к действиям, которые сопровождаются положительными эмоциями, так и к действиям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями. В силу этого ради того, чтобы испытывать положительные эмоции от своих действий, человек развивает свою самодеятельность, своё творчество, и, точно также, повторение отрицательных эмоций ведет к снижению чувствительности к ним вплоть до того, что эта чувствительность сводится к минимуму. Центр тяжести у человека переносится на вещи, которые он приобретает посредством преодоления себя. В результате этого формируется специфический тип человека, ориентированного на вещи как источник удовлетворения потребностей.
    Однако то, что человек перестаёт испытывать отрицательные эмоции, совершенно не означает того, что они исчезают при этом. Просто человек "привыкает к боли", перестаёт ощущать её. Вещь оказывается обезболивающим страдания лекарством, и она относится  всего лишь к отражательному аппарату, работа которого максимальным образом загрубляется относительно отношения человека к самому себе. Человек превращает себя как бы в универсальный аппарат, универсальную машину, автомат, которая готова к выполнению любой формы деятельности, важно только, чтобы за неё платили. Человек как бы выворачивается на изнанку, и это его состояние становится его нормальным, естественным состоянием. Это его пожизненное изнаночное состояние ведет к депрессиям, и совершенно не случайно прогнозируют в недалеком будущем выход депрессивных состояний людей в число болезней, распространение которой опередит болезни сердца и раковые заболевания, хотя подобного рода противопоставление болезней сердца и раковых заболевания депрессии не очень справедливо, поскольку следствием депрессивных психологических состояний являются и болезни сердца, и онкологические заболевания, и не только они.

    И в связи с этим возникает вопрос, как мы должны относиться к этим больным людям?

    Но еще раньше этого поставленного вопроса следует поставить другой: как формируются такие люди.

    Итак, вещь способна удовлетворять человеческие потребности. Более того, вещи - необходимое условие удовлетворения человеческих потребностей. Вещь может быть произведена самодеятельными людьми, и вещь может быть произведена посредством труда. Самодеятельность и труд - это две противоположные стороны деятельности, и это -  совмещенные стороны деятельности, это - две стороны одного и того же. Всякая деятельность включает в себя оба эти компонента, при этом ведущим является один из них, и это существенным образом зависит от того, что является целью: вещь или процесс, и этим также определяется вещное и душевное состояние человека.. Производство вещи вносит в любую самодеятельность элементы целесообразности и произвольности, и, значит, смены форм деятельности, направленных на производство вещи. 

    Но если маленький мальчик, добывая порох, испытывал отрицательные эмоции ради того, чтобы добыть его, то если мы вычтем их процесса "работа - вещь" работу, то мы получим одну вещь, одно удовольствие без дополняющего его неудовольствия. и в связи с этим перед человеком не может не возникнуть задача получения вещи без того, чтобы не испытывать при этом отрицательных эмоций. Но вещь без затраченного на её производство труда не может возникнуть. Но она может быть произведена теми, для кого производство вещи - не труд, а удовольствие. Для таких людей не столько важна вещь сама по себе, сколько процесс её производства. И, т.о., в самом этом процессе человек получает награду для себя, вещь же сама по себе для него не имеет большого значения. А это означает, что существуют собственно природные предпосылки для решения проблемы.

Революция 1917 года как явление сына Человеческого

     Есть анекдот. Жил набожный мужик. И верил, что за его набожность бог его спасет. И тут началось наводнение, и плывут мимо него люди в лодке, и говорят: "Мужик, садись в лодку к нам." Мужик ответил: "Нет, не сяду.Меня бог спасет". И вторая лодка плыла мимо, и звали в лодку мужика, и мужик опять отказался, сказав, что его бог спасет. И так отказывался мужик от приглашений, и в конце концов утонул.
    И вот явился мужик перед господом и укорил его: "Господи, я так веровал в тебя, а ты меня  допустил, чтобы я погиб". "Да ведь я сколько лодок за тобой посылал, а ты отказывался"- ответил Господь мужику.
    Ибо сказано: не искушай господа своего.

       Из Евангелия 
--------------------------------------------------------------------------------
 По плодам их
--------------------------------------------------------------------------------
    15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
    16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
    17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
    18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
    19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
    20 Итак по плодам их узнаете их.
    21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
    22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
    23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Окрашенные гробы
    27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
    28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
    29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
    30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
    31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
    32 дополняйте же меру отцов ваших.
    33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

Воздаяние
25
    31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
    32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
    33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов -- по левую.
    34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
    35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
    36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
    37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
    38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
    39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
    40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
    41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
    42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
    43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
    44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
    45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
    46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

     И пошли сии в муку вечную, а праведники всячески преследовали их и находили наслаждение своё в их муках. И рассказывали сии: опасно стало выходить  интеллигентному человеку на улицу: убить могли. И уж тем более невозможно было  выйти на улицу дворянину, купцу, богатому, зажиточному человеку. И стало страшно жить, ибо отправляли сиих в лагеря, и всячески измывались над ними, и убивали и всячески уничтожали их. И алкали сии, и возопили: мы - элита общества, мы - благородные, мы - превосходные, а нас уничтожают неблагородные и непревосходные, нас уничтожает быдло, ничтожество и нищета. И отвечали им неблагородные: мы неблагородные потому, что вы благородные, ибо отняли вы у нас наше благородство и присвоили  его  себе. И построили себе из нашего благородства домы и дворцы, а нас отправили в лачуги, дабы мы работали на вас, и внушали нам, что вы - цвет нации, а мы - ничто, пыль на ветру, и пили нашу кровь. И от того, что вы пили нашу кровь, вы стали пухлыми, упитанными и розовыми, а мы обтянутыми кожей скелетами, ибо кровь наша  в вас.
    И велика и ни с чем не соизмерима была ненависть праведников к сиим, и они говорили: мы не нуждаемся в вас, а вы - нуждаетесь в нас. Мы - самодостаточны, нам не нужно из кого бы то ни было пить кровь, ибо мы - трудящиеся. И поэтому вас не должно существовать.
    И всячески уничтожали праведники сиих, а уничтожая сиих, стали сами занимать их место. И, занимая место сиих,  становились сиими. И так как только бог вечен, сын же Человеческий не вечен, то ушел пастырь, и распалось его стадо, и заняли Новые Сии место пастыря, и говорили неблагородным, что они - их друзья. И поверили неблагородные, ставшие к этому времени просто людьми,  по простоте сердца своего, что сии - не враги их, а друзья, и превратились они снова в неблагородных, и  возвратились  в свои лачуги,  а благородные построили себе дворцы лучше прежних, и стало им хорошо.
    И всё возвратилось на круги своя.
    А неблагородные ходили мимо  дворцов, и чувствовали, как возрождается в них ненависть к сиим, но рассматривали возрождающуюся ненависть как собственный грех и зависть, как проявление собственной ничтожности. И усиливались чувствовать себя неблагородными, потому что им сии внушали, что так хочет бог, и что в этом проявляет себя высшая божественная справедливость. И так снова превратились они в рабов.
    В одной из пьес Островского есть сцена, смысл которой заключается в следующем: У купца служит приказчик, и служил он ему верой и правдой. И однажды, когда купец нашел, что это ему выгодно, уволил приказчика. Приказчик возопил: "За что? Я всё делал для того, чтобы вы процветали, никогда в жизни я никопейки вашей себе не присвоил" - "Ну и дурак" - ответил купец. Отношения между работником и работодателем, какими бы между ними не были собственно человеческие отношения, объективно есть отношения врагов, и объективно работодатель стремится "выжать все соки из работника, тогда как работник, со своей стороны, стремится к тому, чтобы иметь возможность получать от работодателя деньги, не работая. В этом заключается объективный частнокапиталистический закон отношений между ними. Их интересы противостоят друг другу

 Миниатюры ×
201 "Дурак дураку рознь" 201
202 Система с обратной связью 202
203 Первый коммунист 203
204 Без лица 204
205 Путь к свободе... 205
206 Философия и логика управления слоями 206
207 Другого языка они не понимают 207
208 Формулы 208
209 Мессинг, Распутин, Ванга, Христос 209
210 Мораль 210
211 Ошибка Маргарет Тэтчер 211
212 Разговор с умным человеком 212
213 Случай с Фенькиным 213
214 Мы - интеллигенты! 214
215 Ответ автору "Иуды" 215
216 Антиматерист, или ниточка любви 216
217 К генеалогии собственности и свободы 217
218 218
219 219
220 220
221 221
222 222
223 223
224 224
225 225
226 226
227 227
228 228
229 229
230 230
231 231
232 232
233 233
234 234
235 235
236 236
237 237
238 238
239 239
240 240
241 241
242 242
243 243
244 244
245 245
246 246
247 247
248 248
249 249
250 250
×