на главную страницу

Содержание Введение Принципы математизации диалектической логики Понятие истины в диалектической логике Д-логика Противоположные логики Равновесие и истина системы Содержательное определение меры истины Принцип опосредованности Заключение Литература полностью  

         0268.279 Понятие истины в диалектической     логике.

СОДЕРЖАНИЕ:  
I. Введение 1-6
2. Глава I.  Истина 7-61
3.    §1. Принципы математизации диалектической логики 7 - 38
4.    §2. Понятие истины в диалектической логике 39-61
5. Глава II. Истина в логике 62-134
6.    §1. Д-логика 62-90
7.    §2. Противоположные логики 91-134
8. Глава III. Истина в действительности 135 - 175
9.   §1. Равновесие и истина системы 135 - 144
10. §2. Содержательное определение меры истины 145 - 163
11. §3. Принцип опосредованности 164 - 175
12. Заключение 176
13. Литература 177 - 194

Введение.

 

     Настоящая работа посвящена проблемам математизации диалектической логики. В настоящее время не существует сколько - нибудь удовлетворительной системы математики и логики диалектики. Это заставило нас обратиться к исследованию причин такого положения . Анализ литературы, отражающей современное состояние диалектики, убедил нас в том, что диалектика, в основном, развивается как теория познания, а не как логика познания, то есть как знание о наиболее общих законах действительности в первую очередь. Сложилось представление, что законы действительности и мышления тождественны; они различаются, пожалуй, только предметными областями, и поэтому изучение диалектики как логики, собственно, не обязательно, поскольку, исследуя законы действительности, мы исследуем тем самым и законы мышления. Ошибочность этой точки зрения состоит в том, что она не осмысляет противоположности в тождественном. Диалектика как теория познания и диалектика как логика суть одно и то же по содержанию, но имеют противоположные точки отсчёта; теория познания относится к своим объектах. извне. Для неё её объекты являются внешними ей. Логика относится к своим объектам изнутри. Для теории познания объект есть предмет, для логики её объект есть субъект . Игнорирование противоположности в тождественном привело к созерцательно-материалистическому характеру современной диалектики там где она развивалась как только теория познания. Там, где диалектика развивалась как логика, она характеризовалась тем, что развивалась как только логика. Основная идея развития диалектики здесь связана с попытками включения в её содержание достижений современной зарубежной философской науки о мышлении, в особенности

-1

    логики, на основе её материалистической обработки. В основном материалистической и гораздо в меньшей степени - диалектической. Но всякое заимствование вообще чревато опасностью перерождения в направлении заимствованного. Во всяком случае, так же и там, где диалектика развивается как логика, она страдает односторонностью, ибо рассматривает свой предмет только изнутри, только как мышление.
    Таким образом, принятие тождественного как только тождественного с необходимостью приводит к его отрицанию, к переходу к противоположным сторонам, не опосредующим друг друга , следовательно, к простой рядоположенности различных. Между диалектикой как теорией познания и диалектикой как логикой не осознан переход, единство.
    Но, может быть, это осознание и не обязательно? Обратимся к классикам. Диалектическая логика Гегеля есть единство субъективного и объективного, реализованное на идеалистической основе. У Гегеля, творца диалектической логики, нет абсолютного противопоставления объективного и субъективного, практики и теории. Он включает практику в теорию. Практика у него существует внутри теории» Но Гегель- идеалист. Обратимся к философской теории Маркса. У него - то же самое, но наоборот": у него так же, как и у Гегеля, налицо единство объекта и субъекта, практики и теории, но у него теория существует внутри практики, определяется практикой и первенствует над ней. У него теория явля-ется, т. ск., концентрированным выражением практики.
    Всеми марксистами общепризнано величайшее значение этого подхода. В конкретных науках он позволил получить значительные результаты. Это в особенности видно на примере советской психологии.
    Значит, здесь основная причина, почему диалектическая логика до сих пор не имеет своего логико-математического языка. Здесь собака зарыта - в понимании отношения теории и практики, в материалистическом истолковании идеи единства противоположностей  Гегеля.

    -2

Вот этот-то вопрос, вопрос об основании понимания единства противоположностей вообще, и предмета как предмета чувственно- практической деятельности человека - в частности, оказался наиболее трудным. Маркс и Ленин исходили из этого основания. Все их работы предполагают его истинность. Более того, у Маркса мы находим ряд явных указаний на это основание, в особенности в "Экономико - философских рукописях 1844 г."; и , тем не менее, этот важнейший, ключевой момент диалектической логики в современной науке в известной мере не понят. Это-важнейший, первый, основной вопрос, без правильного решения которого невозможно прогрессивное развитие диалектической логики как науки - вопрос о материалистическом осмыслении единства субъективного и объективного на основе указаний, которые мы находим у Маркса и Ленина С точки зрения марксизма, первой необходимой предпосылкой всякого приращения знания является действительность и те задачи, которые она ставит перед нами. Предметом является действительность ; целью является получение знания о действительности. Человек должен от действительности идти к осмыслению классических теорий. Только в этом случае классическая теория будет наполнена жизнью и сможет выступить в качестве могучего средства преобразования действительности. Лишь при исследовании самой действительности можно понять ее с точки зре- ния доказавших свою всеобщность теорий, и, напротив,