на главную страницу

0268.267 Гегель

    "Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит"
    А.С. Пушкин

    То, что называют явлением, есть не что иное, как форма, способ материализации вещи.

принятие сознанием вещи  первичность вещи, вторичность сознания Сила и рассудок; явление и сверхчувственный мир null ism s Сознание Свободное мышление Инстинктивно-рефлекторные поля средство и цель потребность ненасыщаема от средства к цели принцип власти от цели к средству цель и средство

   1. 63 Такова вещь восприятия, и сознание определено как то, что воспринимает, поскольку эта вещь есть его предмет, оно должно только принять (nehmen)5 n5 и относиться как чистое постижение; то, что для него благодаря этому получается, есть истинное (das Wahre).
    Если бы при этом принимании само сознание как-нибудь действовало, оно такой прибавкой или вычетом изменило бы истину.

    2. Так как предмет есть истинное и всеобщее, самому себе равное4 n4 , сознание же есть для себя изменчивое и несущественное 2n2, то с ним может случиться, что оно неправильно воспримет предмет и впадет в иллюзию.

    3. Воспринимающее6n6 обладает сознанием возможности иллюзии; ибо во всеобщности, которая есть принцип, само инобытие непосредственно для него, но как ничтожное, снятое.7 n1 Поэтому его критерий истины состоит в равенстве с самим собой 3n3 а его поведение - чтобы постигать как равное с самим собой.8 n8

 
1 back . Воспринимающее обладает сознанием или сознание обладает воспринимающим. Воспринимающее - что это? видимо, человек. Но - человек обладает сознанием или сознание обладает человеком

    2 back Объявление Гегелем сознания как несущественного по отношению к внешней и независимой от него вещи. Сознание и его деятельность в смысле механизма приспособления весьма существенно для его материального носителя - человека. И в связи с этим также об индивидуальных свойствах сознания. Но все конкретные сознания строются, видимо, в соответствии с некоторым общим принципом.
    Сознание по Гегелю несущественно и изменчиво. Эту мысль Гегеля можно проиллюстрировать посредством понятия функций и понятия отражения. Функция так или иначе всегда является отражением чего-то во что-то. И если изменяется аргумент функции, то изменяется и её значение соответствующим образом. И в этом смысле - в смысле своего актуального содержания, сознание в качестве функции отражения организма непостоянно и изменчиво. Однако то же самое сознание в качестве собственно функции как отражательного механизма постоянно.

     3 back [но что представляет собой это равенство сознания с самим собой. Объектом сознания является внешний предмет. Но ведь и не только. Его объектом является также внутренний предмет, то есть субъект. Но этот субъект другой своей стороной существует в качестве материального образования, реализующего эту субъективность, и поэтому субъект относится к себе как к объекту наряду с другими объектами. Но в это же самое время отношение субъекта к себе как к объекту и к другим объектам различается. Субъект отождествлен со своей материальной оболочкой. Субъект существует до тех пор и в таком качестве, до каких пор и в каком качестве существует его материальная оболочка. Отсюда получаем в качестве существеннейшего отношения отношения субъекта с его материальной оболочкой, которая является как средством, орудием существования человека, и, соответственно, материальным условием его существования. ]

    4 back Объект восприятия рассматривается как равная самой себе вещь. Вещь рассматривается как истинное и всеобщее. Можно подумать, что речь у Гегеля идёт о вне нас существующих чувственно нам данных вещах, и поэтому бросается в глаза  несоответствие высказывания Гегеля  фактам, поскольку чувственная вещь непостоянна, изменчива в большей или меньшей степени и характеризуется, в соответствии с этим, изменениями численных значений своих параметров. Очевидно, что Гегель здесь выступает в качестве реалиста, и так или иначе, но имеет ввиду не вещь, а идею вещи. И всё его учение есть переход от чувственно данной реальности к абсолютной идее.

    5 back Из сказанного Гегелем следует, что сознание активно действует с объектом восприятия. Оно может его просто принимать, но способно и изменять его, и посредством этих своих изменений создавать иллюзии объекта, во всяком случае, создавать нечто, отличное от воспринимаемого

   6 back Воспринимающее - это еще что такое? Очевидно, это человек. Но отсюда следует, что сознание не является субъектом, что субъектом является человек. Действительно, ведь человек воспринимает, значит, субъектом является человек. Тогда как его сознание не является субъектом. Но можно повернуть и так, что над человеком есть нечто, хотя бы та же самая абсолютная идея, которая в конечном счете управляет человеком. Но тогда - посредством какого рода механизмов она это делает? Удобно допустить, что посредством сознания, наполняя его тем или иным содержанием. Это одно отношение. Другое отношение - воздействие непосредственно на человека, и именно, на его бессознательное. Эриксон всюду говорит о бессознательном как том, что раньше было сознанием. Сознание есть сознание чего-то и выражает тем самым отношение к чему-то, то есть его критерием являются чувственно-практические отношения. Создание соответствующего механизма приспособления к реальности реализуется в форме стереотипов. В то же самое время вся психотерапия Эриксона строится на основе воздействия на бессознательное человека. Однако это воздействие на бессознательное человека основывается у Эриксона на его способности наблюдения содержания бессознательного человека, так что его воздействия непосредственно накладываются на бессознательное, вызывая  ожидаемую реакцию. Значит, Эриксон имеет дело с реакциями человека на воздействия, а всякая реакция по определению является живым фактом и в этом смысле является непроизвольной. Признаком же бессознательности является непроизвольность. Если это так, то сознание оказывается параллельным непроизвольности всюду, где оно способно к произвольным действиям. В этом смысле произвольность обеспечивается посредством управления непроизвольными механизмами, способностью их произвольного включения и выключения, а также управлением режимами их работы - их интенсивностью и т.п. Но бессознательное вне сознания управляется соответствующими раздражениями. Отсюда получаем, что сознание, для того, чтобы управлять бессознательным, должно формировать для него соответствующие раздражения.  Но это обстоятельство создает возможность и реализует её для сознания превращение его из индивидуального во всеобщее, когда на бессознательное действует не только сознание индивидуума, но и любые другие сознания других индивидов. Особенность действий Эриксона в том, что его воздействия подняты им на уровень сознания. И отсюда у него ощущение власти над человеком, власти, которую он принимает и использует. Другими словами, действия Эриксона в этом отношении являются произвольными.
    Вся российская культура основана на противоположном принципе - не реализации самосознания. Совершенно не случайно в этой связи отношение к учению как к  занятию, подрывающему здоровье. Взаимодействие между людьми в России по преимуществу строются на основе реактивного взаимодействия бессознательных, и содержание сознания является всего лишь выражением содержания бессознательных людей. Сознание россиянина по преимуществу является сознанием его бессознательного, и больше ничего. Сравнительно с другими нациями русского отличает примерно то, что если у других наций в их основе лежит некоторый безусловный рефлекс, которым и определяется развитие их условных и инструментальных рефлексов и которые оказываются им ограничены, то русский свободен от безусловного рефлекса. И поэтому у иных наций существует принцип самоидентификации, ощущение своей сущности, у русского же этого нет. В этом смысле русский свободен от самого себя. У него нет собственной идеи. И поэтому вечно он заимствует идеи от разных варягов, на на раннем этапе идеализируя их и рано или поздно в них разочаровываясь.

    7 back [инобытие - это бытие другого. И это другое для сознания не имеет значения, ничтожно. Отсюда - лёгкость убийств]

    8 back Сознание, вообще вся идеальная сфера человека  - это жизнь человека в себе, это внутренняя реальность человека. Человек реализует свою идеальность по сю сторону посредством своего тела. И в этом смысле реальное поведение человека суть отражение его идеального существования и имеет смысл его идеального существования. Реальное поведение человека в качестве отражения его идеального характеризуется смыслом, или законом. И в этом плане поведение человека также закономерно, как поведение природы вообще.