л69. Компаратор А как бы вы
себя чувствовали?! Если вы от души предостерегаете своих товарищей, а
они вдруг начинают поднимать вас насмех? Мол, это ты о себе
самом говоришь. Им, видите ли, смешно. А что тут смешного, в
этой глупости несусветной?! Дело в том, что в командировку меня послали с
одним товарищем. Знаете же, как это бывает, пока разговариваешь с товарищем
о разных абстрактных вопросах, то всё ничего, человек как человек, и даже в
некоторых отношениях приятный. Но стоит дойти до дела - и вот тут-то и
начинаются проблемы. Я поначалу совсем растерялся, до того даже, что стал
звонить моему прорабу, Тимакову Сергею Дмитриевичу, так мол и так, вообще не
понимаю, Компаратор как-то странно реагирует, то обниматься ни с чего
лезет, то считай, что за нож хватается. Я уже боюсь рядом с ним находиться.
А вы же знаете Тимакова: прежде, чем ответить, он там, на другой стороне
линии, закурил, уселся поудобнее в кресло, и только после этого начал
говорить. С чего де, мол, ты там переполошился?! Да это самый что ни на есть
управляемый товарищ, и, главное, не лентяй какой-нибудь, а чрезвычайно
активный и работоспособный. Уж если он работает, то на полную катушку, по
максимуму. Я слушаю Дмитрича и недоумеваю: о ком это он говорит? Ну, Сергей
Дмитрич любит этак-то речь расцветить, прежде чем о деле станет говорить.
Ладно, подождем. А Дмитрич между тем продолжает, и всё эдак с
расстановочкой: "Объясни конкретно, в чем у тебя там проблемы?"- и я так и
вижу, как он затянулся, и двм колечками выпускает. Я начинаю уже
раздражаться: "Да я же говорю, что не знаешь, чего от него ожидать. Просишь
что-то сделать, какую-нибудь малость, так он из этой малости то гору
сотворит, то сделает вовсе противоположное. Как можно с таким человеком
работать?" А Сергей Дмитрич говорит: "Ты заметил, что у него две половины
лица?"- не понимаю, что за охота Дмитричу прикалываться. Я говорю: "Знаю. У
каждого человека две одинаковые половины лица, и у тебя в том числе."- "Э,
нет, - говорит Дмитрич, - значит, не знаешь, что у него одна половина лица
положительная, а другая - отрицательная, инверсная, так что одна половина
лица как бы благостная, открытая, а другая половина кислая, неприятная, и
обе эти стороны лица до чрезвычайности чувствительны к самым минимальным
воздействиям., причем, настолько, что они при всей их малости, приводят
Компаратор, считай, к взрыву. Тут меня словно в голову ударили. А я - то всё
думал, что-то у Компаратора лицо какое-то не такое, какая-то странность в
нём. А ведь и правда, действительно, у него половинки лица разные. Тут я,
признаюсь, где стоял, там и сел. А Дмитрич продолжает: "Так вот, эти
половины лица - противоположности в том смысле, что одна из половин, всё
равно какая, программируется, и программируют её извне, устанавливая
определенное смещение. Половины лица у Компаратора называются прямым и
инверсным входом. Если ты запрограммируешь у компаратора прямой вход на
какую-то постоянную величину, то при подаче сигнала на инверсный вход
Компаратор реагирует инверсно, то есть если на инверсном входе значение
меньше значения смещения, то на выходе получишь плюс, больше - минус.
Если же у тебя смещение подается на инверсный вход, то реакция адекватная:
на прямом входе сигнал больше - и на выходе больше, меньше - меньше. Так что
ничего сложного в управлении Компаратором нет, одно только нужно помнить как
следует: Компаратор реагирует максимальным напряжением на минимальную
разность прямого и инверсного входов. Так что в этом отношении будь
осторожен и не допускай ошибок при формировании реакции Компаратора, а
то он тебе там всё разнесет."
Не могу сказать, что инструкции Дмитрича меня как-то вдохновили. Я привык
то тому, что напарник сам знает, что ему делать, а тут этого друга нужно
программировать. Свалился на мою голову, больше ни за что с ним не поеду.
Вот месяц мы с Компаратором были в командировке, станок запускали, и месяц
я, вместо того, чтобы работать, занимался программированием компаратора. Так
что, собственно говоря, он работал, а я с ним себе голову морочил. Ничего не
скажу, пока за ним следишь, пока изменяешь смещение в соответствии с
задачей, всё превосходно. Он действует как автомат, не размышляя. Но только
что чуть ошибёшься - и, считай, проделанная работа коту под хвост пошла - и
всё из-за тупого энтузиазма этой, считай, что машины. Возвратились из
командировки, говорю ребятам: не ездите вы с этим придурком. Так они меня на
смех, мол, не лучше ли на себя оборотиться. Мол, ты же то же самое: то
работаешь, то, чуть что не по тебе, в бутылку лезешь. Я уже пожалел о том,
что заговорил с ними о Компараторе. И Дмитрич туда же: да знаешь ли ты, что
компараторы - самые что ни на есть лучшие и надёжные слуги, а всё потому,
что не рассуждают; им сказали - и уж будьте уверены, что они всё
выполнят. И это в любой области деятельности. Скажем, охрана ответственного
лица. Компаратору дали задание, и ты только еще подумал за носовым платком в
карман полезть, а у тебя уже дырка от пули в голове. Или, там, поддержание
порядка во время демонстрации. Или, скажем, цензура. Я говорю: "Там цензура,
охрана и прочее - это хорошо. Но только не для запуска станков." А тут
Сергей Анатольевич Дмитриев вперед выступает: "Ты сам хуже любого
Компаратора, потому и выступаешь против, а по мне, так лучше его и нет: ты
сиди, кури, только команды подавай, и он всё за тебя сделает." Я говорю:
"Понятно, у тебя лень впереди тебя родилась. Тебе лишь бы командовать" И это
правда. Я иногда смотрю, сколько умственных усилий Сергей Анатольевич
прилагает, чтобы ничего не делать, так что понятно, компаратор ему как
раз впору. А Сергей Анатольевич говорит: "Нечего стоять на пути прогресса. Я
- не то что ты: станок сначала разберешь, а потом починишь"- это
Сергей Анатольевич мне мстит за то, что когда он с Геной поехал вторым
номером и стал Гену подбивать на работу не идти, я сказал: "Гена, Сергей
Анатольевич второй номер, он ни за что не отвечает. А ты - отвечаешь".
Сергей Анатольевич и обиделся. А я про себя думаю: "Нет, я нисколько
не похож на Компаратора. Мне приказали - я сразу за дело. Мне два раза
повторять не надо. Нет, я - не Компаратор"!
12.12.09 г.
|