|
Логика и реальность3. Закон исключенного третьего
Формальную логику можно определить как науку о
структурах, или формах мысли. Можно определить как науку об языке - об
именах и высказываниях. Действительно, если исходить из того, что мысль
является в формах языка, и рассматривается как истинная или ложная, а именно
такими свойствами обладают высказывания, и именно на них строится вся теория
непротиворечивого мышления - теория доказательства, то объектами
формальной логики являются объекты языка как носители форм мысли.
Формальной логикой вне нас существующая реальность не полагается, а
предполагается (пред-полагается). Так как она опосредуется субъективными
формами отражения, то существует возможность отрыва субъективных форм
отражения от реальности.
Всякая научная теория имеет две стороны: одна сторона связана с её
формированием, другая - применением. Научная теория есть форма отражения
реальности в понятиях, и процесс применения научных теорий людьми сопряжен с
той трудностью, что человек должен, с одной стороны, перейти от реальности к
чувственным данным, соответствующим понятиям, и затем от чувственных данных
к понятиям. Если понятия соотносятся с не соответствующими им чувственными
данными, то естественно, что будет получен ложный результат. С другой
стороны, человек должен обладать способностью чувственного отражения
реальности именно содержания понятий, и если он не обладает такой
способностью, то истинный результат им также не будет получен. Т.о.,
человеку нужно совершить два перехода: нужно развить свои чувства настолько,
чтобы они позволяли отражать реальность понятий; и нужно уметь совершать
переход от чувственных данных к объектам понятий, то есть к знаковым
системам и оперированию с ними. Когда получен результат, человек должен
совершить обратный путь: преобразовать результат, данный в понятиях, в
чувственные данные, и затем эти чувственные данные проверить на внешней
реальности. Т.о. началом и концом оказывается внешняя реальность. Но
процесс научения существующему знанию имеет ввиду противоположную схему:
идут от понятия к чувственным данным, от чувственных данных - к реальности.
И лишь когда человек получает внутреннее ощущение соответствия чувства
реальности - а такое ощущение совпадения или различия одного и другого
всегда существует - лишь после этого человек получает возможность совершить
обратный путь от реальности к понятию, и лишь после этого понятие перестает
быть "всего лишь словом" и превращается в орудие отноошений человека с
реальностью. Итак, объективная реальность здесь оказывается
предположенной, и, в общем, на этом строится всякая научная теория, в том
числе и логическая. Когда человек приходит в жизнь, он
сталкивается громадной массой уже полученного знания, и перед ним встает
вопрос овладения им, и этот вопрос замещается другим вопросом: что стоит за
данным знанием, какая реальность. И он должен пройти путь онтологизации
теории. И тогда возникает ситуация создания им чувственного образа теории,
который является отражением объективной реальности. И, т.о., теория
становится предположенной, а реальность положенной, поскольку теория
выступает в качестве того, что дано, а чувственный образ реальности - того,
что следует получить. Мы вообще начинаем что-то понимать в понятиях, когда
получаем возможность истолковать их в данных о том, как это бывает в
реальности. И т.о. в реальности в наших ощущениях отражаются стороны того,
что еще раньше выступало у создателей теории в качестве её пред-положенного.
Т.о. мы совершаем обратный путь от теории к реальности. И поэтому
мы с вами будем заниматься онтологизацией логики. А в качестве
объекта рассмотрения возьмём закон исключенного третьго.
Закон
исключенного третьего гласит: "Истинно, что либо истинно суждение А, либо
истинно суждение не-А." Третьего не дано. Отсюда следует, что относительно
всякого суждения можно сказать, что оно либо истинно, либо ложно, и если
суждение истинно, то суждение, представляющее собой его отрицание, ложно, и
обратно. Пусть дано "Суждение "Сократ смертен" истинно" Отрицанием этого
суждения является суждение "Неверно, что суждение "Сократ смертен" истинно".
Итак, речь идёт о суждении. Само по себе слово суждение заключает в себе
корень "судить". Другими словами суждение - это высказывание, которое
имплицитно помимо своего содержания содержит категорию истины как выражение
отношения суждения к реальности. Истина или ложь, следовательно,
представляет собой оценку суждения. Значит, само по себе высказывание без
подобного рода оценки не является истинным или ложным. Оно становится
таковым только после того, как ему дана соответствующая оценка, то есть
установлено отношение соответствия или не соответствия его реальности. Но
формально мы можем любому высказыванию придать произвольное значение и
использовать его в системах доказательства, и единственное требование при
этом к нему заключается в том, что его истинностное значение не должно
изменяться. И когда мы находимся в пределах логики как не философской науки,
то мы так и поступаем, поскольку нас интересует только формальный аспект
значения высказывания, а не его объективная сторона.
Онтологизация
закона исключенного третьего заключается в том, что мы говорим о том, что
"так есть в действительности". Действительно, относительно любого события мы
можем сказать, что оно произовшло либо не произошло. Например, спортсмен
пытается покорить какую-то высоту. В первых двух попытках это ему не
удается. Событие не произошло. При третьей попытке планка осталась не
сбитой. Событие произошло. Что здесь имеет место? Имеет место цель и
средства её достижения - попытки спортсмена, его собранность и т.д. Цель
выступает в форме идеи, которую спортсмен стремится реализовать, для чего
еще раньше прилагал усилия посредством проведения многочисленных тренировок
и изменения посредством них возможностей своего организма. Т.о. на одной
стороне есть цель, на другой - формирование средств для её осуществления.
Когда средства стали соответствующими цели, цель была реализована. Значит,
между целью и её реализацией лежит тренировочный процесс, обеспечивший
спортсмена средствами реализации идеи. Во время этого процесса произошли
количественные изменения в организме спорсмена. Т.о. мы получаем: есть
некоторое исходное текущее состояние организма спортсмена и есть
сопротивление цели, которое спортсмен может преодолеть посредством
совершения соответствующей работы. Отсюда получаем: за высказыванием
"А либо не-А" стоят две противоположные силы, одна из которых положена,
другая снята. Положенной силой определяется истинностное значение
высказывания, но в себе высказывание содержит оба компонента - отрицательный
и положительный, и ими обусловлено то, какое из значений явится. Кроме того,
высказывание не существует само по себе, но является компонентом более
широкой системы. Отражая какие-то отношения, оно выполняет связанные с ними
функции. Поэтому высказывание не может рассматриваться само по себе, но - в
контексте системы, в которой оно употребляется и которой принадлежит, и
только в контексте системы можно рассматривать его динамику не только
относительно превращения его из ложного в истинное или обратно, но также и
относительно изменения его содержания и форм выражения. Мы видели, что
первоначально спортсмен был не в состоянии преодолеть планку на некоторой
высоте, но существовала идея её преодоления. Т.о. если на поверхности
соответствующее отрицательное высказывание было истинным, то "внутри" оно
уже имело в себе идею отрицания, то есть в идеальном, субъективном плане это
высказывание для спорсмена было ложным. Т.о. имела место противоположность
между объективной и субъективной истиной спортсмена, и этим рассогласованием
обусловливался "заряд для движения". Всякая идея для своей реализации ищет
средства, такими средстами для спортсмена были тренировки. Затем,
когда мы говорим, что произошло событие - спортсмен взял высоту - то за этим
событием стоят возможности организма смортсмена. Значит, не способность или
способность к преодолению высоты характеризует возможности организма
спортсмена, и само по себе событие - преодоление высоты - является
характеристикой организма спортсмена на определенный момент времени. Истина
заключается, следовательно, в возможностях его организма, а
преодоление высоты - это мерило способности организма спортсмена выполнят
какие-то действия. И, значит, само по себе преодоление планки - вещь
являющаяся, сохраняющаяся или исчезающая в зависимости от того, в какой
форме спортсмен себя поддерживает.
Т.о. оказывается, что отдельно взятое событие и соответствующее ему
высказывание характеризутся "признаком момента", за которым стоит
соотношение противоположных сил способности к чему-то. Но событие,
которое однажды было осуществлено, влечет за собой другие события. Например,
спортсмену за прыжок был вручена медаль, спорсмен получил денежное
вознаграждение, в качестве подарка - автомобиль и т.д. Но эти
последовавшие вслед за покорением высоты события произвели и
соответствующие им высказывания, а также и множество других
высказываний мнгожества людей как реакцию на них. Т.о. мы наблюдаем
работу механизма производства высказываний. Из сказанного следует,
что закон исключенного третьего относительно того, что относится к жизни,
безусловно выполняется. Всегда нечто либо есть, либо его нет. Там же, где мы
имеем дело с неопределенностью, там мы либо выжидаем, "когда всё прояснится
и станет на свои места", либо произвольно придаем событиям значения, а уже
последствия этого придания - ведь, придавая событию значение, мы тем самым
определяем наше поведение по отношению к нему - нам покажут, насколько мы
оказались правы или не правы.
|