1. Закон достаточного основания. 2. Принцип системности. Закон тождества 3.Закон исключенного третьего Мультивибратор Машина и язык Объекты и имена | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Предупреждение. |
Относительно текста,
который вы просмотрели, предупреждение. Текст представляет собой
рождающийся, но не рожденный текст. Его содержание представляет собой
пунктирную связь тем, внутренне связанных между собой, при этом связь эта не
проявлена. Употребляются слова, но мысли, которые стоят за словами, не
проявлены. Попытаемся проследить последовательность мыслей, которая стоит за
текстом. В заголовке стоит: "принцип системности" Исходная мысль заключается в том, что исходным пунктом движения мысли автора является "логика противоположностей", которую чаще называют диалектической логикой. Существует философия диалектики как содержательная дисциплина. Но когда говорят о какой-бы то ни было логике, имеют ввиду некоторый формализм. И, видимо, автор и пытается увидеть общие формальные схемы за содержательными диалектическими высказываниями. Сама по себе эта мысль не новая, и, кажется, уже пришли к выводу, что формализация диалектики ничего не дает, так как всякий формализм убивает движение, а диалектика имеет дело именно с ним.. Однако диалектика как методология, как теория, которая позволяет формировать систему ожиданий, является обычной познавательной практикой, независимо от того, сознают её или нет. Но если так, то диалектика принадлежит описанию закономерностей функционирования сферы бессознательного, то есть реального, жизненного бытия человека, но не сфере его сознания, которое противостояит бессознательному формальными схемами (того, что должно не должно) и в том числе схемами формальной логики. Т.о. мы получаем противоположность мышления и бытия. Мышление проявляет бытие присущими ему формальными способами, общей схемой которых являются орудия формальной логики..Т.о. между мышлением и бытием существует непреодолимый разрыв, который заключается в импульсивном стремлении мышления к абсолютному у отражению реальности и принципиальной невозможности это сделать. Поэтому от формальной логики никуда не уйдёшь. Основным же функцией формальной логики является построение непротиворечивых систем знания. И здесь, подобно тому, как в электричестве мы имеем вида электричества - положительные и отрицательные заряды, так оказывается, что относительно всякой формальной системы формируется противоположная ей, такие, что частица оказывается одновременно и дискретной и волной и т.п., и при этом оказывается, что одна сторона противоположности определяется через другую и существует ровно постольку, поскольку есть другая. Объекты проявляют себя через свою противоположность. Там, где нет противоположности, там есть просто объект, который, как оказывается, содержит в себе свои противопложности в снятом виде. Значит, с одной стороны, переход от объекта к содержащимся в нём противоположностям отражает собой процесс дифференциации знания, переход от знания объекта как своеобразной дискреты, далее неделимой единицы к познанию объекта как вещи, которая состоит из необходимо связанных между собой частей. И тем самым происходит переход к "более мелким далее неделимым на некотором уровне познания единицам". Другая сторона этого процесса заключается в необходимой связи дискрет между собой. Атом делится на положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны, и одна сторона противоположности необходимо предполагает другую. Логика характеризуется тем, что рассматривает одну сторону противоположности и исключает из рассмотрения другую, рассматривая её если не в качестве существующей, но во всяком случае в качестве ложной. Но в качестве объекта рассмотрения может быть взята любая из сторон противоположности. Формальная логика в этом смысле представляет собой своеобразный фильтр, который пропускает через себя явления реальности только одного вида и исключая явления реальности противоположного вида. И оказывается, что этот приём позволяет создавать систему непротиворечивого знания, в котором одни явления необходимым образом следуют из других, и т.о. в рассмотрение мира привносится принцип детерминизма, при котором всё происходящее рассматривается с точки зрения причины и следствия, которые кладутся в основу целесообразного поведения как отношения цели и её средства, чем вытесняется мистическое мышление, основанное на сопричастии и не чувствительное к противоречиям, допускающее что угодно. Т.о. и получается, что возникают противоположные системы знания и противоположно-тождественные логики. Именно, применяется одна и та же логика, однако она исходит из противоположных содержательных оснований и противоположных истин. Обычно, когда говорят о формальной логике и применении её законов, то утверждают, что речь идет о высказываниях. В марксизме говорят, что речь идет о формах мысли. В действительности высказывания ли, форма мысли ли, но это то, что положено, то, что выделяется в целостном универсуме. И высказывание, и форма мысли - это лишь одна из сторон, аспектов человеческой реальности. В действительности мы имеем дело с системой реальности, в который выделяется какой-то аспект, который превращается в субъект суждения и в котором светится реальность и так или иначе отражается в виде предикатов. Связь форм мысли или выражающих их высказываний и бытия отражается в том, что форма мысли рассматривается в качестве истинной или ложной. Обычно происходит непроизвольная онтологизация логики. Формы мысли, или правила оперирования с высказываниями - это абстракции, это проявление закономерностей, характеризующих употребление языка. В реальной же практике содержание неотделимо от его форм, и т.о. это содержание, рассматриваемое как содержание реальности, расматривается как сама реальность. Ведь мы приходим к понятию содержания только тогда, когда вычитаем из целостной системы реальность. Но сделать это мы можем только мысленно, поскольку если реальность будет действительно убрана, то не будет и никакого её содержания. То есть отражения в голове человека. Т.о. реальность и её отражение соотносятся между собой подобно тому, как соотносятся между собой положительное и отрицательное электричества: одна сторона притягивает другую, и именно в той мере, в какой содержание одной стороны отражается в другой: ведь не только реальность отражается, но и её отражение отражается в реальность, соответствующим образом изменяя её. Если мы возьмём конденсатор и будем рассматривать одну его обкладку как реальность, а другую - как отражение, то изменение потенциала на одной из обкладок с необходимостью вызовет переходный процесс, оказнивающийся появлением соответствующий изменений на другой стороны. Так, молодого человека взяли в армию. Попав в новую среду, молодой человек сопротивляется еёй, то есть характеризуется некоторым сопротивлением, в нём возникает переходный процесс, и через полгода он становится соответствующим своей среде. Внешний потенциал среды и внутрениий потенциал молодого человека уравниваются между собой. С другой стороны, молодой человек, изменяя свой потенциал, оказывается влияние на общий потенциал в подразделении, которому он принадлежит. Формальная логика есть одно из средств механизма регулирования социальных отношений, которые противопоставляются инстинктивно-рефлекторным, бессознательным отношениям, в которых точкой отсчета является индивид. Так как реальность всюду порождает противоположные системы, то, в соответствии с этим, хотя логика одна для любых систем, тем не менее ею порождаются противостоящие друг другу схемы отношения к реальности, и соответственно, (содержательные) логики, которые характеризуются тем, что то, что является истинным в одной системе, выступает в качестве ложного в другой. Ключевым пунктом, которым определяются отношения между противоположными формализмами, является операция отрицания, которая заключается в следующем. Если положение рассматривается в качестве истинного, то оно так или иначе принимается. Оно рассматривается в качестве истинного, и с ним можно работать в соответствии с формальными законами содержательной системы. Т.о. то, что признается истинным, становится моментом в работе существующих стереотипов. Если в этом смысле мы возьмём рефлекс, то, например, подача звукового сигнала, являющегося условным раздражителем безусловного рефлекса, то есть раздражителем инстинктивной реакции, не зависящей от человека, например, пищесой или оборонительной или иной, то соответствующее этому раздражителю высказывание и будет: подан условный раздажитель такого-то безусловного рефлекса. Если же мы просто скажем, что подан условный раздражитель, то это будет высказывание о существовании раздражителя в какой-то момент времени. Будучи само по себе истинным, оно неизбежно влечет за собой вопрос: "Ну, и что из этого?" Тогда ответ может быть: но он не является раздражителем такого-то безусловного рефлекса. Это положение будет ложным. Но, разумеется, должна существовать возмозжность определения того, что оно ложное. Так, например, если положение вещей таково, что некоторый раздражитель влечет другой, и оно не отражено в рефлексе субъекта, то субъект не сможет определить истинность этого положения. То, что ему остается сделать - это поверить или не поверить в его истинность. Но если у него уже существует соответствующий рефлекс, но та основании его он определяет ложность высказывания. Другими словами, он говорит, что высказанное положение ложно. Т.о. приписывание ложности высказыванию инстинктивно влечет за собой его отрицание. Но само по себе отрицание ни о чем не говорит и ни на что не указывает. Оно говорит только о том, что это положение неверно. Все дело в том, что сам по себе рефлекс выступает на уровне бессознательного субъекта в форме ощущения. У человека есть рефлекс, и есть высказывание, противоречащее ему. Осуществляется автоматическое сравнение содержания высказывания и содержания рефлекса, и бессознательным на уровень сознания выдается ощущение несоответствия, лжи. При этом человек может не осознавать, что у него существует подобный рефлекс. А что значит осознание рефлекса? - это перевод его чувственного содержания на уровень мысли, мысль же выражает себя словесно. Заметьте, что мысль, высказанная про себя, есть не слышимая мысль. Она представляет собой преобразование чувственной реальаности человека в идеальную. то есть в высказываемую, ибо мысль именно высказывается. Но мысль, высказанная на бессознательном уровне, хотя бы она и имела бы словесную форму, в бессознательное же и опускается, ибо на уровне бессознательного она представляет собой такой же чувственный объект, как и всякий другой, и в сфере бессознательного мысль существует в форме чувства, в котором имеет не только свой основание, то есть то, о чем мысль, что мысль высказывает, но и сам способ выражения мысли есть форма чувства, которым и регулируется поведение человека (и не только человека) на рефлекторном уровне. Для того, чтобы мысль была воспринята, она должна быть высказана в громкой речи, или должна быть записана, то есть должна быть превращена из непосредственного чувственного акта во внешний объект, который воспринимается органами чувств. Только в этом случае это внешнее высказывание становится указателем на сооветствующую мысль, превращая тем самым бессознательное знание в осознанное, позволяя слова переводить в лежащую за ними мысль, благодаря чему связываются между собой две стороны бытия человека - чувственное и рациональное. Однако мы видели с вами, благодаря чему становится возможно отрицание - оно становится возможно благодаря существованию рефлекса. Но рефлекс - вещь определенная. И если содержание рефлекса осознанно, то ложный характер высказывания выступает в сознании не как чувство несоответствия истине, ибо рефлекс для человека выступает в качестве критериев истины, но как противостоящее истинному положению вещей, о котором говорит рефлекс. И, значит, одному высказыванию противопоставляется противоположное ему высказывание в качестве истинного. Итак, что же мы видим. Категория истины в качестве своего критерия имеет рефлекс. Рефлекс предствляет собой отражение реальности в опыте человека. Если у человека нет рефлекса, если человек не осознает свои рефлексы ни в какой форме, то он не способен определить истинностное значение высказывание, и оно принимается или не принимается на основе принципа сопричастия, а это - дологический механизм (см. Леви Брюль о пралогическом мышлении). В этом случае мысль не связывается с законами логики. Переходный процесс к понятию истины связан с возникновение ощущения несоответствия высказывания чувству, которое говорит, что здесь что-то не то. И мы говорим об истинности высказываний тогда, когда наш рефлекс относительно их осознан. Значит, никакое отрицание, характеризующее мышление на логическом уровне, будучи по форме абстрактным, утверждающим, что истинно не это, но не указывающее на то, что истинно другое, по содержанию всегда имеет указание на некоторое определенное противоположное положение вещей, т.о. отрицание представления об одном позитиве всегда имеет ввиду некоторый противоположный позитив. Итак, всё то, что связано с логическим мышлением, любая система предстваляет собой сравнительно застывшую, мертвую схему, непротиворечивую систему стереотипов, которой противостоит противоположная её точно такая же непротиворечивая система стереотипов. Сама же по себе живая жизнь вторгается в человека между противостоящими друг другу формализмами, управляющими поведением людей. Врывающаяся в щель между противоволожными формализмами жизнь разрушающе воздействует на оба формализма. И каждая из противоположных сторон совершенствует формализмы, изменяя их таким образом, чтобы снова превратить отправления жизни в формальные, то есть сознательные. Ведь сущностью сознания, результатом его деятельности как раз и является формализм. Мы говорим, что овладели явлением, когда создали соответствующий ему формализм. Давайте представим себе общество машин, образующих социальную систему. Тогда, с одной стороны, каждая из машин обладает своими собственными потребностями, которые она стремится удовлетворить, с другой стороны, она может это сделать только посредством социальной системы. Социальная система предполагает передачу информации от одной машины к другой.. Эта передача информации может быть более богатой или более бедной. Это могут быть позы, звуки, и это может быть речь. Для того, чтобы одна машина понимала другую, она должна обладать "языком и слухом", знанием языка. Если мы возьмём человека и обратим внимание на то, как он овладевает языком, то увидим, что он отнюдь не начинает с его правил. Он начинает с практики употребления языка таким образом, что когда мы можем сказать, что он овладел языком, мы видим, что он правильно говорит, и при этом не имеет представления о том, как именно он это делает. Всё осознание является потом, когда он идет в школу и начинает изучать правила грамматики. Значит, на практике язык начинается отнюдь не с правил его употребления. Напротив, он получает знание о правилах уже после того, как "язык находится в нём". И доказательством , что знание правил языка является вещью весьма вторичной, является то обстоятельство, что изучение иностранного языка в школе и неязыковом институре еще никого не научило языку. В таком случае возникает вопрос: если мы возьмём машины, то на что они должны опираться в процессе овладения языком? |
Подготовительные материалы --> |
62. В речи должна доминировать одна из сторон –
чувственная или сознательная, рациональная, инстинктивная или словесная. И
человек должен чувствовать, какая из сторон в речи доминирует. Ибо если
доминирует чувственная сторона, то при этом непосредственное значение речи
обозначает совершенно другое, именно то, что человек чувственно воспринимает
в выражении лица, мимике, тембре голоса и т.д. При этом чувственный аспект
может быть противоположен тому, что говорится. И напротив, если доминирует
словесный аспект, то в этом случае противоположная ему мимика не имеет
значения, а имеет значение прямой смысл слов. Так, человек может делать вид,
что шутит, тогда как говорит серьёзно. И тогда если то, что он говорит, не
проходит, он прикрывает это тем, что он де шутит.
3. Выбираемая дискрета выбирается практическими потребностями субъекта. Что это значит? Это значит, что обект может как угодно изменяться, и единственное требование к нему – чтобы у него, во-первых, сохранялись существенные его выделеные параметры, и во-вторых, чтобы у него не возникало других параметров – антагонистов выбранным. |