Логика и реальностьАнатомия формулы
Sn2
Пусть дан ряд 1,3,5,7,... Определить un
n 1 2 3
4 5 6 un
1 3 5 7 9 11 un+1-un
2 2 2 2 2
| Разность соседних членов постоянна. Примем её за множитель n
т.о., чтобы формула выполнялась для n=1. Получаем: un=2n-1.
Проверим выполнимость формулы для всех n. (1) un+1=2(n+1)-1=2n+1.
(2) 2n-1+2=2n+1; (1)=(2) ч.т.д. Найдем формулу суммы первых n членов.
Держим в голове метод статьи "Анатомия формулы. Получаем:
n = 1 2 3 4 5 Sn=
1 4 9 16 25 | Число n определяет число
сомножителей, n2 - квадрат, и это же число
соответствует сумме элементов. Отсюда Sn=n2.
В работах преследуются две цели: получение фактов и получение
данных о том, как мысль приходит к фактам. Поэтому в работе фиксируется все
движение мысли к получению фактов. Следует иметь ввиду, что ошибочные
движения оказываются хотя и отрицательным, но средством обеспечения
правильного движения мысли к поставленной цели. Настоящий текст включает в
себя две ветви. Первая ветвь выглядит тупиковой, вторая решает проблему. Но
тупиковая ветвь полезна в том отношении, что ею открываются новые стороны
реальности и ставятся новые вопросы. Доказать, что
сумма квадратов натурального ряда равна n(n+1)(2n+1)/6. (1). 1-я
ветвь Так как мы имеем дело с квадратами, то можем уверенно
говорить о том, что в формуле будет присутствовать третья степень, поскольку
мы будем иметь дело с суммой квадратов. Если подходить
к вопросу генетически, то есть с точки зрения последовательного построения
процесса, то кажется, что в формуле должен иметь место переход к ряду, а
затем к сумме его n первых членов.
n
1 2 3 4
5 6 n2
1 4 9 16 25
36 Sn
1 5 14 30 55 91 Sn+1-
Sn 4 9 16
25 36 An
An+1-An
5 7 9 11
Bn+1-Bn+1
2 2 2 |
Разность между двумя суммами соседних квадратов равна есть квадрат, а
разность между соседними квадратами (n+1)2-n2==2n+1.
Т.о., un+1=un
+(2n+1). (1) Но un=un-1+(2n+1),
(2). Из (1) и (2) получаем un+1=un-1+(2n+1)
+(2n+1)=un-1+2(2n+1)
В
поисках смыслов Кажется, уже третий день смотрю на эту
задачу, и чем дальше, тем тупее. Словно множество каких-то точек постепенно
собираются в какую-то одну точку, в которой уже ничего нельзя различить. И
тогда возникает мысль о противоположной операции - перехода от сплошной
точки к множеству точек. И эту операцию я и назвал поиском смыслов. Когда
просто ищешь смыслы, и хотя этот поиск имеет ввиду определенную цель, но
имеется ввиду, что к цели нужно придти, а не начинать с неё. Вообще самый
обычный трёп, цепляние к чему-то зачастую приводит к неожиданным
результатам. Как заметил Достоевский, врёшь, врёшь, и, может быть, доврёшься
до истины.
С одной стороны, мне хочется
привязаться к квадратуре, потому что здесь явно заключается общий принцип. С
другой стороны, формула (1) сразу разбилась на две части: n(n+1)(2n+1)/6 =
(n(n+1)/2)[=(1.1)]((2n+1)/3)[(=1.2)]. Формула (1.1) представляет собой сумму
первых n чисел натурального ряда, формула (1.2) позволяет определить
следующий член квадрата n натурального ряда, если известен квадрат
предыдущего n. И дальше возникает тупик, дальше ничего не просматривается.
Непонятно, почему выражение (1.2), взятое число раз, соответствующее формуле
(1.1) даёт искомый результат. Во всяком случае, формулу (1.2) можно
рассматривать в качестве сомножителя, то есть в качестве целого. Мы,
конечно, можем провести опыт, чем математика и хорошо, что в ней, не отходя
от стола, можно проводить опыты. Но сама по себе подстановка чисел в формулу
ничего не дает кроме того, что мы убеждаемся в работе формулы для данных
частных значений. Так что этот способ нас отсылает назад, поскольку нам
известно, что формула работает на всех n. Запишем т.о. формулу (1) =
(n/6)((2n+1)(n+1)) Все три сомножителя могут рассматриваться как переменные
контейнеры. Произведение последних двух сомножителей, в свою очередь может
рассматриваться как контейнер, в котором в качестве контейнера берется один
из сомножителей, а второй сомножитель рассматривается как определяющий число
контейнеров в производном контейнере. Здесь всё понятно. Наконец, числитель
первого сомножителя берет количество производных контейнеров. Также и в этом
случае мы легко представляет пространственную организацию множества
объектов. Но теперь мы должны разделить всё это на 6. Как вы прикажете
делить объекты, заключенные в контейнеры? Это значит, что существующий
контейнерный порядок нужно разрушить, но если мы это сделаем, то получим
хаос, то есть должны будем всё начать сначала.
Преобразуем формулу
(1) в вид:n3/3+n2/2+n/6
Мы имеем кубический контейнер, квадратный и линейный, причем, каждый из
контейнеров делится на какое-то множество чисел. Кажется, чего проще? Но нас
интересует вопрос не о том, что нечто имеет место, а почему оно имеет место
(как в фильме "я понимаю, что параллельно проведенные линии никогда не
пересекаются, но я не понимаю, почему они не пересекаются") А вот
теперь обратим внимание на то, что ведь и в кубическом, и в квадратном, и в
линейном контейнерах мы имеем дело с одними и теми же n. Ведь в каждой из
формул присутствуют n, которые, очевидно, между собой не различаются. Что же
мы имеем? В линейном контейнере мы множество элементов n берем только их
часть. Мы уже видели в формуле (1.1) совмещение элементов в квадратуре, и
там нам стало ясно, откуда появилось деление на 2. Поэтому мы вправе
предположить, что деление на шесть имеет ввиду, что в шести линейных
контейнерах появляются одни и те же элементы. В кубических и квадратных
контейнерах мы замечаем, что делители в них соответствуют степени. С другой
стороны, мы помним, что в квадратном контейнере присутствуют общие элементы.
В конечном счете общий принцип состоит в том, что мы получаем дополняющие
друг друга противоположности, при которых одно и то же появляется в разных
формах т.о., что противные стороны оказываются дополняющими друга друга, и
одна сторона отрицает другую, но в то же самое время и тождественна ей.
Рассмотрим еще раз квадратуру (квадратный контейнер). Что он собой
представляет? Нам дано натуральное число n. Оно может быть представлено как
множество объектов: первый, второй, третий, n-й. Это - реальные объекты. Но
мы имеем дело с рядом квадратов натуральных чисел, и, следовательно, этот
ряд должен рассматриваться как реальный, как данный, хотя он и производится
посредством n. Другими словами, для всякого порядкового значения n от
единицы до n мы получаем множество данных существующих контейнеров, однако
для всякого порядкового значения n мы получаем разные величины контейнеров,
то есть контейнеры содержат разные количества этих объектов: для n=1 n2=1,
для n=2 n2=4 и т.д. и каждый из этих
контейнеров представляет собой целостность, то есть вещи, которые не
делятся. Это - не разложимые далее единицы, они должны рассматриваться как
целое. Но если мы эти вещи рассматриваем как целое, то разве не должны
мы применить к ним всё тот же принцип рассмотрения квадратуры? То есть разве
мы не должны в качестве элемента рассматривать контейнер?
Выражение вида n2 даёт квадрат, главная
диагональ которого проходит по элементам, число которых равно n, при этом
число элементов на сторонах квадрата и диагоналях одинаково. Если мы берем
выражение вида n(n+a)=n2+an, то получаем
прямоугольник, у которого во всяком случае не все элементы лежат на его
диагоналях. Это выражение преобразуется в выражение c квадратным и линейным
контейнерами, причем,
а выступает в качестве коэффициента при линейном контейнере,
определяя тем самым число контейнеров, содержащих n элементов.
Рассмотрим выражение: n3=nn2=n(2n+3)
Это уравнение выполняется для n=3, причем, первые два
члена выполняются для всех n. Это ставит перед нами
вопрос о соотношении общего и частного. И мы можем предположить в связи с
этим, что оперирование с объектами типа прямоугольников для перехода к общим
формам нужно выразить прямоугольную квадратуру в квадратной, как это было
сделано в первой статье по анатомии формул.
Особенность настоящей задачи заключается в том, что мы имеем с
производными объектами (n2). Это заставляет
нас предположить, что мы должны будем иметь дело с кубическим контейнером.
И, далее, в этой формуле должна существовать последовательность создания
результирующего общего контейнера.
Анатомия формул с
арифметической точки зрения. Пусть n. Тогда сумма Sn<n2
Причем, данной сумме будет противостоять противоположная сумма, а также
общие для двух сумм члены.
Чем отличается сумма натурального ряда
от суммы его квадратов?
n 1 2 3
4 Sn 1
3 6 10
S(n)кв 1 5 14
30
|
Sn + S(n)кв
+ Sn+1=S(n+1)кв
Вторая ветвь Обратимся к форме n3/a
+ n2/b+n1/c
(см.файл list26). Эту формулу можно обобщить на любую целую степень при n,
связывая её с глубиной разностей. Для рассматриваемого нами случая мы имеем
n3/3 + n2/2+n1/6=(2n3
+ 3n2+n1)/6
(3) Рассмотрим первый член левой части уравнения. В числителе мы имеем
кубический контейнер, включающий в себя n квадратных контейнеров. Например,
если n=3, то n3=27 элементам, которые
организованы в три квадратных контейнера по 9 элементов в каждом. Из этих
трех контейнеров выбирается один, но полностью заполненный.
Второй член представляет собой квадратный контейнер, заполненный тремя
линейными. Этот контейнер делится на два. Но число входящих в него линейных
контейнеров не делится на 2. Это говорит о том, что в квадратуре
присутствуют общие для двух противоположных сторон члены , то есть мы имеем
"одного слугу двух господ", пересечение противоположностей. Поэтому для
сохранения квадратуры мы должны рассматривать один элемент как принадлежащий
двум противоположным множествам, то есть мы должны добавить линейный
контейнер. В линейном контейнере у нас содержится три элемента. Мы делим его
на 6, и получаем половину элемента. Теперь обратим внимание на
следующие обстоятельства. Мы начинали с кубического контейнера. Сумма первых
n=3 членов кубического контейнера равна 14. Куб 3 равен 27. Мы взяли один
кубический контейнер, равный 9. Теперь нам нужно взять контейнеры,
которые дополняли бы 9 до четырнадцати, то есть содержали бы 5 элементов. Но
у нас все контейнеры содержат по три элемента. Значит, если мы возьмём
квадратный контейнер, то он будет содержать три линейных контейнера по три
элемента. Мы можем разделить контейнер на три, перейдя к заполненному
линейному, и получим еще три элемента. Нам не хватает два элемента, а идти
нам дальше некуда, поскольку мы имеем дело с контейнерами, а не с
элементами, и мы не можем написать недостающие
n-1, поскольку это удовлетворит только частный случай для
трех. Поэтому мы возвращаемся к квадратному контейнеру и делим его на два. В
результате этого мы получаем "два землекопа и две трети". Т.о. мы получили 1
полностью заполненный линейный контейнер и часть контейнера, которая
характеризуется тем, что она должна содержать два целых элемента, но мы
делим контейнер на целое число, а 3/2=1,5. Полтора элемента. А нам нужно
два. Там, где мы получаем часть элемента, там в реальности мы имеем дело с
пересечением элементов противоположности, то есть с
общими элементами противоположностей. Противоположности
- это как бы два разные соответствующие друг другу мира, в которых стороны
одной и той же сущности выступают в качестве видимости самостоятельных
объектов. В этом смысле, половинки объекта не существует. Существует объект.
И поэтому мы добавляем недостающую половинку именно потому, что мы имеем
дело с двуликим Янусом. Мы берем линейный контейнер n,
равный трём, и делим его на шесть.
Проведем это же рассуждение для n=4, S4=
30. Если возьмём квадратный контейнер, то получим 16<30. Но брать мы можем
контейнер, который равен или больше суммы n. Значит, начинаем с кубического
контейнера n3=64.
Если мы имеем дело с общей формулой, то должны 64 разделить на три.
Получим 21 и 1/3. что означает число 21,3? Как
его можно выразить в контейнерной форме? Во-первых, кубический контейнер
состоит из четырех квадратных контейнеров, в каждом из которых содержится по
16 элементов. 5(1/3) элементов - это такая часть квадратного контейнера, в
линейном контейнере которого недостаёт 2/3. Поэтому берем
n/6=4/6=2/3 и получаем 22. Затем n2/2=42/2=8.
23.10.09 г. |