на главную страницу
визитка
назад
Взаимообусловленность экстравертивного и интровертивного отношения к
реальности.
Обратимся к признакам, которыми характеризуются интроверт и экстраверт.
Интроверт нуждается в сосредоточенности и поэтому в одиночестве потому, что его
орудием является мысль, которая не терпит суеты. Объектом мысли является
отражение, то есть то, что является содержанием опыта субъекта. Поэтому
интроверт имеет дело в первую очередь с вещами в себе, а не вне себя
Экстраверт, в противоположность интроверту, в качестве своего орудия имеет свои
инстинкты и рефлексы, выражающиеся во влечениях, и его первейшей целью является
их удовлетворение. Поэтому он нуждается в непосредственных контактах с внешней
средой, поскольку только через актуальные отношения с ней он может реализовать
себя.
Интроверт реализует себя в мышлении, ловит свой кайф в этой области.
Экстраверт реализует себя в чувственной реальности и ловит кайф, когда ему
удается получить через неё как средство положительные результаты для себя.
Интроверт подобен зеркалу: он идет от реальности к мысли. Исходным пунктом его
движения является реальность, которая отражается им чувственно и полученное
отражение перерабатывается им в мысль. И только на основе сформулированной мысли
он вновь обращается к реальности и действует в ней в соответствии с мыслью. На
этом замыкающем круг полукольце он является активным, являясь пассивным в первой
части круга. Т.о., несмотря на всю видимость замкнутости, интроверт начинает с
реальности и заканчивает ею.
В отличие от него экстраверт начинает с себя, со своей субъективности и с
осознания импульсов своей субъективности, которые являются для него законом, его
первой реальностью. То, что для интроверта лишь образ, внешний ему объект, для
экстраверта сама жизнь. Он стремится удовлетворить свою субъективность, и
сделать это он может только через реальность, не в каком-нибудь духовном и в
этом смысле потустороннем мире, но здесь и теперь, в этом наличном чувственном
мире. Т.о., реальность, внешняя среда является для него средством
удовлетворения. В результате отношений с внешней средой он получает те или иные
подкрепления и пр., переходя тем самым от своего исходного состояния к
результирующему. Т.о., экстраверт начинает с себя и собой же заканчивает.
Опосредующим же, средством является для него реальность. Внешняя ему реальность
для него всегда есть средство и ничего более. Т.о., критерием его является его
собственная субъективность, и что бы он ни делал, он имеет ввиду цели последней
и не выходит за её пределы
Итак, для экстраверта важна чувственная реальность, в которой он реализует
себя.
При этом, само собой разумеется, как интроверт может заниматься чувственной
реальностью, имея в качестве цели свою субъективность, так и экстраверт может
заниматься мыслительными процессами, не преследуя личные цели. Однако ни один,
ни другой неспособны конкурировать на несвойственном им поле со своим визави,
поскольку ими изначально применяются противоположные критерии: для интроверта
критерием является реальность так, как она есть, неважно при этом, является она
материальной или субъективной, но она является для него объектом. Тогда как для
экстраверта ничто не является объектом наблюдения, но всегда - средством для его
субъективности, и этим определяется характер его мышления которое для субъекта
не обладает самостоятельной ценностью, но является приложением к его
чувственности точно также, как для интроверта не обладает самостоятельным
значением чувственность, но является лишь средством, доставляющим пищу его
познавательной способности. Т.о., важно не то, что делают интроверт и
экстраверт, и даже, пожалуй, не то, с какой целью они это делают, а то,как
они это делают.
Значение мышления экстраверта носит посюсторонний характер
и в конечном счете всегда имеет для него какое-то практические значение, в
конечном счете обслуживает его практические, чувственные цели. Подкреплением для
экстраверта является реализация его посюсторонних, чувственных, практических
влечений.
Соответственно, также и самоутверждение экстраверта заключается в
его противоположности как субъекта - в вещах. Это, следовательно, деньги, дома,
заводы, женщины, положение в обществе и пр..
Целью интроверта являются идеи, мысли. Для интроверта высшей ценностью является
мысль.
Интроверт и экстраверт взаимно дополняют друг друга. Соответственно, взаимно
дополняет друг друга интровертивное и экстравертивное отношение к реальности.
В то же время, независимо от того, является человек интровертом или
экстравертом, по жизни он выполняет обе эти функции, хотя и различными
способами.
Всякий самодостаточный субъект для того, чтобы иметь возможность
реализовать себя в качестве интроверта, должен уметь выполнять функции
экстраверта, поскольку только экстраверт способен эффективно действовать с
чувственным материалом реальности, и всякий экстраверт должен уметь выполнять
функции интроверта, так как этим определяется сознательное, не инстинктивное
отношение к чувственному материалу.
То основное деление, которое мы наблюдаем
во всяком человеке, на чувственную, врожденную сторону его влечений, с одной
стороны, и его сознание, с другой, представляют собой те две противоположные
стороны, которыми обеспечивается универсальное отношение человека к
реальности. Именно, если мы возьмём интроверта, то ведущей стороной его
влечений у него является, т.ск., интровертивная чувственность. То же, что
относится к его рассудку, сознанию, представляет собой механизм отражения
экстравертивной чувственности в понятиях. Соответственно, экстраверт
характеризуется экстравертивной формой чувственности, в то время как его
рассудок дополняет её до универсальной чувственности отражением интровертивной
чувственности в понятиях
Для интроверта чувственность, чувственный мир
являются объектом рассмотрения. Для экстраверта таким внешним объектом является
мир идей.
Необходимо ввести еще одно понятие: когда мы говорим о противоположностях как
самостоятельных объектах, как в настоящем случае мы говорили о чувствености и
сознании, то наряду с этой формой относительно самостоятельных противополагаемых
друг другу объектов мы должны иметь ввиду предшествующую им неразвитую их форму
единства чувства и сознания в одном целом. Это понятие соотносится с понятием
архетипа Юнга.
При этом очевидно, что результаты этих отношений противоположны: чувственное
отношение к реальности у интроверта диктуется потребностями мысли, и результатом
этой работы явятся идеи. Аналогично, обращение к мысли у экстраверта имеет ввиду
практические чувственные цели и результатом применения мышления будет
практический, чувственный результат.
Наконец, обратим внимание на
нормальное распределение интровертов и экстравертов. Подавляющее большинство
людей является самодостаточными: у них более или менее развиты обе стороны, и
положенность той либо другой стороны, несмотря на имеющую место модификацию
субъектов, дает для субъектов примерно одинаковый эффект.
Положение
изменяется, когда мы входим в область односторонних элементов. Здесь уже мы
имеем дело с ярко выраженными способами отношения к реальности и,
соответственно, с ярко очерченными страстями: когда человеку, сколько бы и чего
он ни имел, независимо от того, является он интровертом или экстравертом, всё
кажется мало: одному мало денег, женщин, славы, власти и т.д., другому познания
реальности.
Мы можем видеть, что экстраверт и интроверт различаются между собой так, как
различаются механизм формирования рефлекса (иначе – процесс формирования
рефлекса, в основании которого лежит ориентировочная реакция, и готовый,
сформированный рефлекс, имеющий ввиду практическое действие.
При этом так или иначе, но односторонние эксраверты и интроверты находят друг
друга, создавая организации, потому что только через подобного рода объединения
они и способны самореализоваться. Тогда как самодостаточные элементы оказываются
разобщенными в силу их тождественности: принцип дополнительности применим к ним
тем в меньшей степени, чем в большей степени противоположные качества, которыми
они обладают, уравновешивают друг друга.
Наконец, стоит указать на
общеисторическую тенденцию, которая заключается в том, что любые революционные,
резкие изменения обусловливаются деятельностью одной из сторон противоположности
- односторонними экстравертами либо интровертами. Однако дальнейший процесс
развития характеризуется постепенным вытеснением односторонних элементов
равновесными элементами. Но это же вытеснение односторонних элементов
равновесными постепенно приводит к стагнации организации, построенной на идеях
одной из сторон противоположности и к распаду соответствующей организации именно
потому, что она заполняется самодостаточными элементами, которые отрицают
односторонность в принципе. Но сами по себе самодостаточные элементы не содержат
в себе идеи организации, и поэтому не только с идейной, но и с практической
стороны организации, построенные на принципе положенной стороны
противоположности перестают функционировать и разваливаются. На этой почве
вырождения одной идеи и развала её организации на арену выходит противоположное
отношение к реальности с противоположными принципами, и на развалинах прежней
организации строится новая, на противоположных принципах. Т.о. мы получаем как
бы механизм самовозбуждающегося маятника, когда его движение вверх
обеспечивается предшествующим движением вниз за счет разрушения самодостаточными
элементами предшествующей организации. Но так как организация является условием
существования самодостаточных элементов, то отрицание организации, ведущее к её
разрушению, ведет к резкому ухудшению положения самодостаточных элементов,
вольница оказывается для них хуже системности и поэтому происходит переход к
противоположной идее отношения к реальности.