Визитка

Главная страница

Тема: типов теории

стр

Принцип приспособления
к реальности (версия 1)

01

Принцип приспособления
к реальности (версия 2)

02

Принцип приспособления
к реальности (версии 1 + 2)

03

Взаимообусловленность экстравертивного
и интровертивного отношения
к реальности

04

Феноменология как отражение объективных отношений

05

Типология. Случайные
заметки

06

Шаблоны Юнга

07

Добавление 1 к Юнгу

08

Добавление 1 к Юнгу ч.2

09

Примечания к статьям

10

Журнал карьериста

11

на главную страницу
визитка
назад

Принцип приспособления к реальности (версии 1 + 2)

Если мы принимаем в качестве основной точки отсчёта принцип приспособления к реальности, то становится очевидным, что система приспосабливается к реальности за счёт наиболее сильно развитых в ней систем.
Например, физически развитая система - один способ приспособления, эмоционально развитая система - другой способ приспособления к реальности, развитый аппарат мышления - следующий способ приспособления к реальности, и т.д.

Обычно это происходит на непроизвольном уровне, рефлекторно, на основе метода проб и ошибок или природного влечения к какой-либо форме деятельности, когда применение их ведет к положительному подкреплению.

Но это - со стороны возможностей субъекта. Но сознательно он может делать установки на иные формы деятельности, притом на неразвитые формы. В результате этого он может развить в возможной степени их - но это - время, в течение которого он не развивает свои способности в других отношениях.

Помимо этого, также и внешняя среда, социальные условия обусловливают развитие одних качеств у субъекта и стагнацию или дегенерацию других. При этом материальная зависимость или независимость оказывается тем средством, которым обусловливается принуждение социальной средой субъектов к определенным формам деятельности, формируя из субъектов объекты с заданными свойствами.

В то же самое время, все подобного рода влечения наталкиваются на внешнюю среду, которая может как способствовать развитию соответствующих влечений, так и подавлять их. Влечение оформляется в определенный рефлекторный механизм, в определенную форму в соответствии со свойствами внешней среды, которой существенным образом и определяются его формы. Так что в результате мы получаем единую систему "субъект - объект", представляющую собой форму равнодействующую отношений.



Дополнение (180507): В связи с этим, укажем на различие между понятиям метода проб и ошибок и понятием влечения.
Влечение характеризует предпочитаемый субъектом способ действия, специфические для него формы отношений с другими субъектами и внешней средой. Влечение есть по преимуществу наследственная величина. Метод проб и ошибок показывает, какой из способов, и, соответственно, какого рода влечения в существующих обстоятельствах являются эффективными и какие - вредными. Так как влечение - врожденное, приобретенное не одним поколением отношение к реальности, то оно, наталкиваясь на противоречащие ему требования реальности, начинает приспосабливаться к нему в силу давления внешней среды формальным, условно-рефлекторным образом. Т.о. у человека формируется слой, надстраивающийся над врожденными влечениями, который может быть назван культурным и который в случае его длительного подкрепления становится для субъекта его "второй натурой".
Примером этого рода характерных влечений является национальный характер, с одной стороны, и человек, длительное время живущий в иной национальной культуре, с другой. Тем не менее, несмотря на внешние признаки, которые человек приобретает, живя в иной национальной среде, он остается как бы расколотым в себе на свою внутреннюю часть, на подавленные влечения, и внешнюю часть, соответствующую его среде обитания.
Признаком, по которому различаются между собой культурный слой и влечение состоит в том, что влечение проявляет себя непосредственно как чувство, непроизвольное желание субъекта вести себя определенным образом. Тогда как культурный слой проявляет себя в форме рассудка, в форме того, что нужно, что должно быть и т.п.

 
Добавление (180507): В связи со сказанным, обратим внимание на универсальный характер рефлекса: в основании рефлекса лежит потребность, в основании которой находится какое-то рассогласование и, значит, имеет место активизация инстинктов со средствами их осуществления: физическими, гуморальными   и т.д. Происходит ориентировка во внешней среде, её отражение и выработка действий в ней, направленных на удовлетворение потребности. Т.о., рефлекс, который сформирован, представляет собой сложную систему единства данных о внутренней и внешней среде организма и приведение их в соответствие друг другу. Т.о., рефлекс - это не что иное, как код, программа, в которой отражаются две физические реальности - внутренней и внешней среды организма. Мы получаем двойственность: существует физическая реальность тела субъекта со всеми его процессами, и внешняя среда, в которой это тело существует, и существует рефлекс как код (программа), программа по управлению как системами организма, так и объектами внешней среды, которыми обеспечивается процесс взаимодействия субъекта и его внешней среды. И рефлексы постоянно изменяются, модифицируются, затормаживаются одни и образуются другие в соответствии с изменениями и потребностями как внутренней, так и внешней среды субъекта.

Добавление:  Обычно говорят о приспособлении живой системы к внешней среде. Но это только половина правды. Вторая половина правды заключается в том, что живая система должна приспособиться также и к своей внутренней среде.
Если говорить об этом в терминах Юнга, то я человека как раз и есть то, что должно отразить в себе внешнюю и внутреннюю среду субъекта, и его целью является приведение этих двух сред в соответствие друг с другом.
Отражение сред представляет собой момент в приспособлении субъекта как к себе самому, то есть к тому, что Юнг называет самостью, или архетипом субъекта, так и к внешней среде, одной из важнейших компонент которой является коллективное сознание, поглощающее, по мысли Юнга, человеческую личность на ранних стадиях её развития. Термин "коллективное сознание" в терминологии Юнга выступает в первую очередь как инстинктивное социальное сознание, отраженное в бесконечной линии предков субъекта. Поэтому получается так, что субъект сталкивается с двумя коллективными сознаниями: внешним, современным ему актуальным коллективным сознанием и внутренним бессознательным коллективным сознанием бесконечной линии предков. Но каждый предок в любом случае представляет собой определенный характер, и, конечно, точно также и индивидуальные особенности характеров предков должны отражаться в архетипе бессознательного субъекта. Вообще это противопоставление индивидуального и коллективного, справедливое с формальной точки зрения, сомнительно с точки зрения содержательной, поскольку всякое коллективное сознание имеет множество течений, ответвлений и прочь, а это уже индивидуализация. Это значит, что коллективное и индивидуальное в конечном счете должны образовать форму единства этих двух противоположных сторон, обусловливающих их взаимные особенности, которыми выражается соответствие их друг другу.

Примечание: Поскольку я человека может рассматриваться в качестве элемента, опосредующего крайности, и оно занимается отражением, определением сторон друг через друга, то делать это через само себя оно не может, поскольку само по себе его единственное содержание - быть отражательным, опосредующим крайности элементом. В таком случае оно должно фиксироваться, принимать в качестве точки отсчета одну сторону противоположности и другую сторону рассматривать с точки зрения критериев первой. Иначе: я принимает в качестве точки опоры либо свою внутреннюю среду, либо внешнюю. Т.о. порождаются два основных противоположных человеческих типа, характеризующих их отношение с внешней и внутренней средами - экстраверты и интроверты, отражение которых Юнг и прослеживает в истории философии, религии и науке.



Понятия равновесия и равнодействующей. Равновесие есть частный случай равнодействующей. Под равновесием понимается стагнация состояний субъекта и внешней среды, характеризующаяся, при всех частных изменениях, сохранение основных свойств как субъекта, так и его среды. Если сила субъекта больше силы объекта, то субъект изменяет внешнюю среду, если сила объекта больше силы субъекта, то объект изменяет структуру субъекта. Это отношение можно выразить в формуле Fc - Fo = +/-Fp, где Fc-сила субъекта, Fo- сила объекта, Fp - равнодействующая.