на главную страницу
визитка
назад
Принцип приспособления к реальности (версии 1 + 2)
Если мы принимаем в качестве основной точки отсчёта принцип приспособления к
реальности, то становится очевидным, что система приспосабливается к реальности
за счёт наиболее сильно развитых в ней систем.
Например, физически
развитая система - один способ приспособления, эмоционально развитая система -
другой способ приспособления к реальности, развитый аппарат мышления - следующий
способ приспособления к реальности, и т.д.
Обычно это происходит на непроизвольном уровне, рефлекторно, на основе
метода проб и ошибок или природного влечения к какой-либо форме
деятельности, когда применение их ведет к положительному подкреплению.
Но это - со стороны возможностей субъекта. Но сознательно он может делать
установки на иные формы деятельности, притом на неразвитые формы. В результате
этого он может развить в возможной степени их - но это - время, в течение
которого он не развивает свои способности в других отношениях.
Помимо этого, также и внешняя среда, социальные условия обусловливают развитие
одних качеств у субъекта и стагнацию или дегенерацию других. При этом
материальная зависимость или независимость оказывается тем средством, которым
обусловливается принуждение социальной средой субъектов к определенным формам
деятельности, формируя из субъектов объекты с заданными свойствами.
В то
же самое время, все подобного рода влечения наталкиваются на внешнюю среду,
которая может как способствовать развитию соответствующих влечений, так и
подавлять их. Влечение оформляется в определенный рефлекторный механизм, в
определенную форму в соответствии со свойствами внешней среды, которой
существенным образом и определяются его формы. Так что в результате мы получаем
единую систему "субъект - объект", представляющую собой форму равнодействующую
отношений.
Дополнение (180507): В связи с этим, укажем на различие между
понятиям метода проб и ошибок и понятием влечения.
Влечение характеризует
предпочитаемый субъектом способ действия, специфические для него формы отношений
с другими субъектами и внешней средой. Влечение есть по преимуществу
наследственная величина. Метод проб и ошибок показывает, какой из способов, и,
соответственно, какого рода влечения в существующих обстоятельствах являются
эффективными и какие - вредными. Так как влечение - врожденное, приобретенное не
одним поколением отношение к реальности, то оно, наталкиваясь на противоречащие
ему требования реальности, начинает приспосабливаться к нему в силу давления
внешней среды формальным, условно-рефлекторным образом. Т.о. у человека
формируется слой, надстраивающийся над врожденными влечениями, который может
быть назван культурным и который в случае его длительного подкрепления
становится для субъекта его "второй натурой".
Примером этого рода
характерных влечений является национальный характер, с одной стороны, и человек,
длительное время живущий в иной национальной культуре, с другой. Тем не менее,
несмотря на внешние признаки, которые человек приобретает, живя в иной
национальной среде, он остается как бы расколотым в себе на свою внутреннюю
часть, на подавленные влечения, и внешнюю часть, соответствующую его среде
обитания.
Признаком, по которому различаются между собой культурный слой и
влечение состоит в том, что влечение проявляет себя непосредственно как чувство,
непроизвольное желание субъекта вести себя определенным образом. Тогда как
культурный слой проявляет себя в форме рассудка, в форме того, что нужно, что
должно быть и т.п.
Добавление (180507): В связи со сказанным, обратим внимание на
универсальный характер рефлекса: в основании рефлекса лежит потребность, в
основании которой находится какое-то рассогласование и, значит, имеет место
активизация инстинктов со средствами их осуществления: физическими, гуморальными
и т.д. Происходит ориентировка во внешней среде, её отражение и выработка
действий в ней, направленных на удовлетворение потребности. Т.о., рефлекс,
который сформирован, представляет собой сложную систему единства данных о
внутренней и внешней среде организма и приведение их в соответствие друг другу.
Т.о., рефлекс - это не что иное, как код, программа, в которой отражаются две
физические реальности - внутренней и внешней среды организма. Мы получаем
двойственность: существует физическая реальность тела субъекта со всеми его
процессами, и внешняя среда, в которой это тело существует, и существует рефлекс
как код (программа), программа по управлению как системами организма, так и
объектами внешней среды, которыми обеспечивается процесс взаимодействия субъекта
и его внешней среды. И рефлексы постоянно изменяются, модифицируются,
затормаживаются одни и образуются другие в соответствии с изменениями и
потребностями как внутренней, так и внешней среды субъекта.
Добавление: Обычно говорят о приспособлении живой системы к внешней
среде. Но это только половина правды. Вторая половина правды заключается в том,
что живая система должна приспособиться также и к своей внутренней среде.
Если говорить об этом в терминах Юнга, то я человека как раз и есть то, что
должно отразить в себе внешнюю и внутреннюю среду субъекта, и его целью является
приведение этих двух сред в соответствие друг с другом.
Отражение сред
представляет собой момент в приспособлении субъекта как к себе самому, то есть к
тому, что Юнг называет самостью, или архетипом субъекта, так и к внешней среде,
одной из важнейших компонент которой является коллективное сознание,
поглощающее, по мысли Юнга, человеческую личность на ранних стадиях её развития.
Термин "коллективное сознание" в терминологии Юнга выступает в первую очередь
как инстинктивное социальное сознание, отраженное в бесконечной линии предков
субъекта. Поэтому получается так, что субъект сталкивается с двумя коллективными
сознаниями: внешним, современным ему актуальным коллективным сознанием и
внутренним бессознательным коллективным сознанием бесконечной линии предков. Но
каждый предок в любом случае представляет собой определенный характер, и,
конечно, точно также и индивидуальные особенности характеров предков должны
отражаться в архетипе бессознательного субъекта. Вообще это противопоставление
индивидуального и коллективного, справедливое с формальной точки зрения,
сомнительно с точки зрения содержательной, поскольку всякое коллективное
сознание имеет множество течений, ответвлений и прочь, а это уже
индивидуализация. Это значит, что коллективное и индивидуальное в конечном счете
должны образовать форму единства этих двух противоположных сторон,
обусловливающих их взаимные особенности, которыми выражается соответствие их
друг другу.
Примечание: Поскольку я человека может рассматриваться в качестве
элемента, опосредующего крайности, и оно занимается отражением, определением
сторон друг через друга, то делать это через само себя оно не может, поскольку
само по себе его единственное содержание - быть отражательным, опосредующим
крайности элементом. В таком случае оно должно фиксироваться, принимать в
качестве точки отсчета одну сторону противоположности и другую сторону
рассматривать с точки зрения критериев первой. Иначе: я принимает в качестве
точки опоры либо свою внутреннюю среду, либо внешнюю. Т.о. порождаются два
основных противоположных человеческих типа, характеризующих их отношение с
внешней и внутренней средами - экстраверты и интроверты, отражение которых Юнг и
прослеживает в истории философии, религии и науке.
Понятия равновесия и равнодействующей. Равновесие есть частный случай
равнодействующей. Под равновесием понимается стагнация состояний субъекта и
внешней среды, характеризующаяся, при всех частных изменениях, сохранение
основных свойств как субъекта, так и его среды. Если сила субъекта больше силы
объекта, то субъект изменяет внешнюю среду, если сила объекта больше силы
субъекта, то объект изменяет структуру субъекта. Это отношение можно выразить в
формуле Fc - Fo = +/-Fp, где Fc-сила субъекта, Fo- сила объекта, Fp -
равнодействующая.