Если мы принимаем в качестве основной точки принцип приспособления к
реальности, то становится очевидным, что система приспосабливается к реальности
за счёт наиболее сильно развитых в ней систем. Например, физически развитая
система - один способ приспособления, эмоционально развитая система - другой
способ приспособления к реальности, развитый аппарат мышления - следующий способ
приспособления к реальности. И т.д.
Обычно это происходит на непроизвольном уровне, рефлекторно, на основе метода
проб и ошибок или природного влечения к какой-либо форме деятельности, когда
применение их ведет к положительному подкреплению. В то же самое время, все
подобного рода влечения наталкиваются на внешнюю среду, которая может как
способствовать развитию соответствующих влечений, так и подавлять их. Влечение
оформляется в определенный рефлекторный механизм, в определенную форму в
соответствии со свойствами внешней среды, которой существенным образом и
определяются формы, в которые выливается влечение. Так что в результате мы
получаем единую систему "субъект - объект", представляющую собой
равнодействующую отношений субъекта и объекта. Но это - со стороны инстинктивно - рефлекторных возможностей
субъекта. Но сознательно он может делать установки на иные формы деятельности, в
том числе на неразвитые. В результате этого он может развить их в возможной
степени - но это - время, в течение которого он не развивает свои способности в
других, благоприятных для него, отношениях.
Помимо этого, также и внешняя среда, социальные условия обусловливают развитие у
субъекта одних качеств и стагнацию или дегенерацию других. При этом
материальная зависимость оказывается тем средством, которым обусловливается
принуждение социальной средой субъектов к потребным ей формам деятельности,
формируя из субъектов объекты с заданными свойствами.
Добавление:Обычно говорят о приспособлении живой системы к внешней среде.
Но это только половина правды. Вторая половина правды заключается в том, что
живая система должна приспособиться также и к своей внутренней среде.
Если говорить об этом в терминах Юнга, то я человека как раз и есть то, что
должно отразить в себе внешнюю и внутреннюю среду субъекта, и его целью является
приведение этих двух сред в соответствие друг с другом. Отражение сред
представляет собой момент в приспособлении субъекта как к себе самому, то есть к
тому, что Юнг называет самостью, или архетипом субъекта, так и к внешней среде,
одной из важнейших компонент которой является коллективное сознание,
поглощающее, по мысли Юнга, человеческую личность на ранних стадиях её развития.
Термин "коллективное сознание" в терминологии Юнга выступает в первую очередь
как инстинктивное социальное сознание, отраженное в бесконечной линии предков
субъекта. Поэтому получается так, что субъект сталкивается с двумя коллективными
сознаниями: внешним, современным ему актуальным коллективным сознанием и
внутренним бессознательным коллективным сознанием бесконечной линии предков. Но
каждый предок в любом случае представляет собой определенный характер, и,
конечно, точно также и индивидуальные особенности характеров предков должны
отражаться в архетипе бессознательного субъекта. Вообще это противопоставление
индивидуального и коллективного, справедливое с формальной точки зрения,
сомнительно с точки зрения содержательной, поскольку всякое коллективное
сознание имеет множество течений, ответвлений и прочь, а это уже
индивидуализация. Это значит, что коллективное и индивидуальное в конечном счете
должны образовать форму единства этих двух противоположных сторон,
обусловливающих их взаимные особенности, которыми выражается соответствие их
друг другу.
Отсутствие приспособления проявляется, выражается в противоречиях, в
противопоставлении одной стороны противоположности другой. Процесс
приспособления выражается в отождествлении субъекта с одной из сторон
противоположности и определения меры истинности другой на основе принципа
соответствия и несоответствия второй стороны первой. Самый первый акт в этом
отношении состоит в полной или относительной блокировке противоположной стороны
на основе объявления (степени) её ложности. При этом у человека обыкновенного
(см. статью под этим названием) это выражается в том, что, в зависимости от
обстоятельств, внешних или внутренних, человек одно и то же объявляет то
истинным, то ложным. Эта относительность характеризует также то, какую из сторон
человек принимает в качестве критерия истины, то есть какая из сторон выступает
в качестве судьи другой.
Примечание: Поскольку я человека может рассматриваться в качестве
элемента, опосредующего крайности, и оно занимается отражением, определением
сторон друг через друга, то делать это через само себя оно не может, поскольку
само по себе его единственное содержание - быть отражательным, опосредующим
крайности элементом. В таком случае оно должно фиксироваться, принимать в
качестве точки отсчета одну сторону противоположности и другую сторону
рассматривать с точки зрения критериев первой. Иначе: я принимает в качестве
точки опоры либо свою внутреннюю среду, либо внешнюю. Т.о. порождаются два
основных противоположных человеческих типа, характеризующих их отношение с
внешней и внутренней средами - экстраверты и интроверты, отражение которых Юнг и
прослеживает в истории философии, религии и науке.
Понятия равновесия и равнодействующей. Равновесие есть
частный случай равнодействующей. Под равновесием понимается стагнация состояний
субъекта и внешней среды, характеризующаяся, при всех частных изменениях,
сохранением основных свойств как субъекта, так и его среды. Если сила субъекта
больше силы объекта, то субъект изменяет внешнюю среду, если сила объекта больше
силы субъекта, то объект изменяет структуру субъекта. Это отношение можно
выразить в формуле Fc - Fo = +/-Fp, где Fc-сила субъекта, Fo- сила объекта, Fp -
равнодействующая. Выход на эффекторные пути подчиняется закону противоречия. Это
значит, что если одна сила равна 0.4, другая - 0.6, то кажется, что на выходе мы
должны получить 0.2. И такое положение вещей действительно может иметь место,
если противоположные стороны не образуют единой системы, но противостоят друг
другу. Если же они образуют единую систему, то на выходе мы получим единицу.
Сравните в связи с этим принцип партийного демократизма: пока идет обсуждение
вопроса, допустимо высказывать любые мнения. Но после принятия решения члены
партии обязаны беспрекословно его выполнять.назад