|
Журнал карьериста(выпуск первый) Если вы –
карьерист, то первое, с чего вы начинаете, вы заводите журнал, в который будете
записывать ваши соображения, опыты, их результаты, выводы из них. Особенность этого отношения характеризует внешнее
отношение субъекта к объектам, следовательно, представляет собой оценку объекта
со стороны субъекта. В этом смысле, субъект задает то, каким должен быть объект.
Но при ближайшем рассмотрении в простейшем случае практического отношения
субъекта с объектом выявляется механизм формирования идеи объекта, приписываемой
ему субъектом, который представляет собой не что иное, как выражение потребности
субъекта по отношению к объекту. Т.о. оказывается, что от объекта требуются
свойства, которые удовлетворяли бы инстинкты субъекта, и, напротив, все те
свойства объекта, которые мешают этому удовлетворению, объявляются субъектом
ложными, и начинается борьба с ними.
p.s. Всякая такого рода информация уже представляет собой программу. Действительно, если каждый из торговцев имеет истинностное значение 0,2, то в качестве конкурента каждый из них другого рассматривает в качестве отрицательного, то есть имеющего значение -0,2 В этом случае суммирование их истинностных значений дает ноль. Если у третьего торговца относительное истинностное значение с точки зрения первого равно -0,3, то получаем в сумме -0,1 в пользу противной стороны. Т.о., появляется возможность упорядочить относительную стоимость субъекта по отношению ко всем другим субъектам, а также упорядочить и самих этих субъектов. Процесс упорядочивания предполагает противопоставление одного из элементов другим элементам и посредством сравнения тем самым получить их порядок по отношению к нему. Если дано множество элементов со значениями 0,1, 0,2, 0,3, 0,5, 0,7, и элемент со значением 0,3 хочет определить свое относительное значение, то он противопоставляет собственное значение значениям остальных элементов , приписывая им отрицательные значения, и в результате суммирования с собственным значением, получит: 0,2 0,1, 0,0, -0,2, -0,4. Тем самым он получает разницу в весе других элементов по отношению к своему весу. Отношения здесь можно представить в качестве рыночных. Иначе: рыночные отношения теснейшим образом связаны с понятием (психологической) истины. Пусть есть множество элементов. В таком случае мы должны кое-что сказать и о множестве и об элементах. А чтобы была какая-то последовательность в изложении, мы должны с чего-то начать и к чему-то перейти. Например, начать с множества и перейти от него к элементам или наоборот. Перейти или определить? Если это противоположности, то одна сторона противоположности определяется через другую. В этом случае множество определяется через его элементы..Начнём с множества. Множество характеризуется понятием мощности, то есть числом элементов, их которых оно состоит. В соответствии с видами образующих его элементов множество включает в себя подмножества. Обозначим элементы множества V варьирующих признаков, характеризующих множество M, буквой "о" с нижним индексом (oi) Получим V={oi}, i=1,2,...,n, .где i -имя варьирующего признака, n-число варьирующих признаков. Варьирующий признак может быть представлен как переменная, принимающая множество значений в области определения варьирующего признака. Тогда можем записать: V={oij}, j=1,2,...k Когда мы имеем дело с каким-то символическим выражением, то должны в первую очередь считать не то, что оно обозначает какую-то сущность, какой-то сложный объект, но - действия с этим объектом, в частности или в особенности, связанные с его построением.. Это связано, во-первых, с тем, что обычно не формулируются правила построения символических выражений сложных понятийных объектов, в силу чего такие объекты могут неоднозначно интерпретироваться. Поэтому перевод символического обозначения должен заключаться в выявлении той последовательности действий, которая производит объект.. Наличие такого практического перевода позволяет установить истинное содержание символического выражения и тем самым - его однозначное понимание. Если так, то осуществим такое действие. Пусть нам дано множество М каких-то объектов. Как может быть представлено такое множество. Во-первых, это множество элементов. Это множество элементов выделяется, естественно, на основе какой-то совокупности признаков, которую совершенно произвольно обозначим буквой р1. Т.о., мы можем утверждать, что каждый из элементов множества М обладает этим признаком. Если подойти к этому вопросу со стороны построения самого множества, то мы можем представить себе машину, которой задается признак и которая перебирает множество элементов, оценивая их со стороны заданного признака, и формирует из них множество. Т.о., мы можем представить себе такую последовательность действий: М>М(р1) >M(р2)>...>M(рn) или М(р1р2...рn) Теперь следующий вопрос: как мы должны относиться к признаку р1. Выше создавалось, впечатление, что есть множество, и есть множество оснований деления множества. Т.ск., множество само по себе, основания деления сами по себе. Предыдущее построение нам показало, что мы образовали множество из заданного множества элементов на основании какого-то признака. Почему нами взят именно данный признак, а не иной, этим вопросом мы не задавались. Например, мы выделили множество синих объектов, или зеленых, или квадратных, или имеющих жабры или имеющих две ноги и т.д. Словом, мы начинаем с какого-то частного признака. Но синий и зеленый - это цвета, жабры - это орган дыхания, двуножие - число конечностей. Если есть две ноги, то это уже говорит о том, что мы различаем этот варьирующий признак: число ног, которыми обладает существо. И мы можем из множества объектов выделить обладающих ногами, и сформировать из этого множества множество подмножеств двуногих, четвероногих, шестиногих и т.д. Затем этих двуногих мы можем разделить на дышащих жабрами и легкими, затем мы их может разделить по преимущественной окраске. Формально говоря, мы свободны осуществлять произвольные последовательности делений, число которых бесконечно, и сам по себе этот процесс если и имеет какой-нибудь смысл, то единственно как упражнение для ума. Очевидно, что в жизни процесс деления чем-то обусловлен, чем-то определяется. А определяться он может только на основании связи разных признаков. Действительно, если мы образовали множество на основании признака р1, то в результате этого процесса мы получили не признаки, а объекты, и иметь дело мы будем не с признаками, а с объектами. И, более того, очевидно, что начинаем движение мы не с признаков, а именно с объектов. Объекты, а не их признаки, являются исходным пунктом движения, и интересуют нас именно объекты, а не их признаки или свойства, хотя бы мы и занимались объектами ради использования их свойств. Отсюда следует, что в объектах нас интересуют их свойства, но свойства не существуют вне и независимо от объектов, поэтому мы можем иметь дело со свойствами, только имея дело с объектами - носителями этих свойств. Значит, мы имеем дело с объектами. Но на практике мы не можем иметь дело с объектом вообще, например, с человеком вообще, на практике мы имеем дело с конкретным, единичным человеком. Но, в то же самое время, человек может интересовать нас с точки зрения какого-то отдельного признака. Например, он нас может интересовать с точки зрения способности выполнять функции чернорабочего в определенном объеме. В этом случае нам все равно, какой человек займет место чернорабочего, важно лишь, чтобы он справлялся со своими обязанностями. Т.о. мы приходим к понятию чернорабочего. Мы можем создать фильтр, который из множества людей отфильтрует удовлетворяющих признакам чернорабочего. И теперь мы уже будем иметь дело не с единичным человеком, а с чернорабочим, в единичном человеке мы будем видеть чернорабочего, и не более того. Во всём этом является важным то, что, так или иначе, но живое существо до всякого сознательного отношения к делу выделяет объекты, и, видимо, одним из основных признаков в этом отношении является признак формы, если говорить о зрительном и кинестетическом анализаторах, а также специфические признаки запаха и вкуса. Причем, это выделение осуществляется, очевидно, на основе сравнения объектов, обладающих подобными признаками. Так или иначе, изначально мы контактируем с объектами. Из, т.ск., первоначально необъектного мира мы выделяем объекты. Выделив один объект, мы на основании его выделяем подобные ему объекты. Объект может быть определен как совокупность признаков. Мы выделяем объекты по их отличительным признакам. Отличительный признак есть то, что однозначно указывает на объект данного рода. Например, мы выделяем множество людей. Но помимо признаков, на основании которого мы выделяем человека, существует еще множество признаков, которыми одни люди актуально обладают, а другие - нет, и хотя потенциально как будто бы каждый человек может обладать любым признаком, которым может обладать человек, однако актуально это, конечно, не так: всякий человек может быть поэтом, но большинство могут быть только очень плохими поэтами, каждый обладает ростом, но не у всех рост в два метра, у каждого есть деньги, но не каждый олигарх. Значит, вопрос не только в качестве, но и в количестве качества. В этом смысле мы как будто можем признать за человеком множество каких-то основополагающих признаков, свойств, которые взаимосвязаны, влияя друг на друга, и определенными количественными характеристиками которых определяются конкретные характеристики субъекта. Каков вывод из сказанного? Тот, что 1.любой признак обладает количественными характеристиками, образующими интервал своих значений, который делится на подинтервалы, которые характеризуются как виды признака. Эти виды представляют собой варианты, или вариации основного признака, или являются варьирующими признаками. 2. Число признаков объекта изначально не дано. Выделяются признаки, имеющие практическое значение. Обратимся к выражению V={oij}, j=1,2,...k V - это множество варьирующих признаков, oiэто варьирующий признак, j- это множество значений варьирующего признака. С точки зрения построения, это, кажется, ясно: Есть множество М с множеством варьирующих признаков V, каждый из которых представляет собой количественный ряд значений признака, который разбивается на множество интервалов, с каждым из которых соотносится вид признака- какое-то значение j. На этом можно закрывать обсуждение. Теперь ту же мысль выразим иначе: Если есть множество М, то в том виде, в каком оно формулируется, ему удовлетворяют все те объекты, которые удовлетворяют признакам этого множества. В этом смысле множество М есть понятие, на основании содержания которого выделяются объекты какого-то рода. Значит, мы имеем на одной стороне - понятия, на другой стороне - объекты, удовлетворяющие этим понятиям. То, с чем мы имеем дело - это не отдельные элементы, а их множества. Каждый из элементов обладает множеством варьирующих признаков, каждый из которых имеет свои характеристики, которым мы назначаем их цену. (С другой стороны, каждый из элементов, являясь динамическим, для того, чтобы сохранять свои свойства, требует соответствующей оплаты. Т.о., говоря об элементе, мы можем говорить о его цене для себя и о его ценности и, соответственно, цене для нас. Т.о., мы имеем два противоположные отношения. Т.о., здесь соотносятся между собой цена и ценность. Ценностью объекта для нас определяется то, какую цену мы согласны платить элементу за использование его функции. Теперь перейдем к дереву. Пусть есть вершина дерева. Она представляет множество объектов со стороны их общих признаков. При этом следует иметь ввиду, что когда мы говорим о понятиях, то, как правило, подразумеваем, что понятия обозначают объекты, либо же при помощи понятий мы к тому, что рассматриваем, относимся как к объектам. Поэтому у нас свойство "синее" превращается в объект "синева" Итак, пусть есть вершина дерева. Движение далее, как правило, возможно с двух противоположных сторон, которые нигде непосредственно не переходят друг в друга. Именно, мы можем начинать с объективных свойств объекта и механически их перечислять. Либо же мы можем начинать с нашего субъективного отношения к к объекту, и от него переходить к его объективным свойствам. Что значит субъективное отношение к объекту - это отношение к нему с точки зрения его ценности для нас так, как она нам представляется или как она в нас отразилась. При этом имеется ввиду, что имеет место действительное, практическое взаимодействие с объектом.
|