главная страница
темы

Валерий Штыров 1.Ржачка напала инд. мин    2 Счастье   3.Троица и сенсорные системы  4. Смычка любви к себе и воровства.   5. Касания. Родитель и ребенок. 6. Игры Берна 7.Вытеснение 8. Коктейль парностей 9. Жизнь в сказке или сказочная жизнь. 10.1 Стихийность и сознательность

Дерево сайта
Главная страница FrameSh

00

01

Блог

02

 

03

Темы:

стр

Психоэнергетика

01

Миниатюры

02

Заметки дурака

03

Семинары доктора Марцинкевича

04

Приёмы мышления Аристотеля

05

Реальность логики

06

Реальность языка

07

Психология жизни

08

НЛП
заметки на полях страниц

09

Философия программирования

10

Физиология, психология

10

Типов теории

11

Варлам Шаламов

12

Письма

13

Психи

14

Странные рассказы

15

Странные рассказы

16

 Гостевая книга

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта http://shtirov.narod.ru

 


   

главная страница
темы

л76. Стихийность и сознательность


   1. Рассуждения и чувства
   2. Чувства и жизнь
   3. Непроизвольные высказывания и реальность
   4. Опыт вытеснения чувств и самодостаточность.
   5. Парадоксальность реакций сознания и бессознательного.
   6. Плен слов.
   7. Функция юмора
   8. Время жизни истины
   9. Стихийность.
   10. Ленин о стихийности и сознательности
   11. О доступе к стихийности

   Сначала что-то было замечено. Нет, это было еще раньше, когда я сказал, что наша мысль, наше рассуждение, наши выводы ничего не стоят, если они не переходят, может быть, сначала в план чувств, которые следует пережить, а затем в их актуализацию, в их практическую реализацию, в превращение их в материальный результат, в котором они исчезают. Чувства возникают в результате наших отношений с реальностью, и чувства же исчезают в ней, изменив её.
   Чувства реализованные изменяют нашу чувственную материальную реальность. Чувства же, которые затормаживаются, бесконечно обращают на себя наше внимание, превращаясь в вечный  объект наших мыслей, который закрывает нам путь в реальность и который  тем более лишает нас возможности что-либо изменить в ней, просто потому, что мы ничего не умеет делать, потому что только чувства есть способ, посредством которого мы соединяемся с реальностью и изменяем её, а если мы их отрицаем как несущественное и, более того - глупое, то тем самым мы отчуждаем себя от реальности. И тогда что остаётся делать чувствам, как не превратиться в рефлекс, который действует на нас независимо от нас, который мучает нас и от которого мы не можем избавиться. Потому что чувства - это способ нашей жизни. А когда мы отвергаем чувства, мы отвергаем от себя жизнь. И потом сами же обижаемся на то, что не живём. 
    Эта мысль явилась мне тогда  просто как непроизвольное высказывание, а ведь содержание непроизвольных высказываний воспринимается нами  как откровение, как чудо, как то, что соответствует реальности. И в качестве откровения непроизвольные высказывания не требуют для себя доказательств: они представляются нам в виде истины уже в силу своего существования.
   Ощущение этой их роли формирует рефлекс погони за непроизвольными высказываниями. Позже, когда приходит пора размышления над непроизвольными высказываниями и соотнесения их с реальностью, оказывается, что они легко укладываются в реальность, и ты удивляешься, как это ты не замечал этого раньше и как ты мог подобные вещи ощущать как почти божественное откровение, настолько простым всё  это оказывается.
   Эта извечная погоня за чудом... Все наши замечательные мысли о мире ничего не стоят, если они не переходят в соответствующие им чувства и их реализацию. Так я подумал. Я, который по жизни всегда отрицал чувства и превозносил мысли и знания, который всегда возмущался чувствами и кричал, истошно, до истерики, что чувства - это животность, это непроизвольность, это рабство и скотство. И, наверное, для этого были основания. Все мы преодолеваем в себе что-то, и, наверное, речь шла о том, что чувства мои мстили мне за то, что я их отрицал. Я слишком возносился ввысь, слишком был высокомерен, чтобы опуститься до чувств. И чувства мстили мне за моё высокомерное отношение к ним тем, что превращали меня в их раба, были для меня действующей на меня независимой от меня силой, превращая меня в марионетку, которую за ниточки внешние раздражители.

   Отсюда, наверное, возникло моё "да-нет", о котором говорила Зинаида Николаевна и в связи с которым Николай Михайлович называл меня "психом ненормальным".
   Но я не понимал, о чём они говорят.
    Я  никогда не любил шуточек с собой, то есть не обладал чувством юмора. И люди с чувством юмора, пытавшиеся испытать его силу на мне, делали это не более одного раза. Впрочем, я и не припоминаю подобного рода попыток, за исключением двух случаев. Один случай был с Лёшей Яковлевым. Что-то там было, какая-то ситуация, взбудоражившая меня, и Лёша, человек самолюбивый и уязвительный, захотел оторваться на мне и что-то такое сказал. В ответ он узнал о себе много нового и по полной программе: что он... и он... и он... Я высказал всё это залпом в течение полусекунды, и, разумеется,  на чистом русском языке, известном краткостью и силой выражений, и тут же забыл об этом случае. Наступило время перерыва. Я говорю: "Лёша, пошли в столовую". В ответ Лёша ничего не ответил, заковавшись в панцирь обиды. И долго дулся "и идею копил". Может быть, в душе и посейчас дуется. Но это уже не моя, а его проблема. Второй случай был с Сашей Волковым. Женя Бурковский в ужасе: "Как же вы будете вместе работать?!" Но Саша Волков был человеком трезвым, и реагировать на мои слова никак не стал, но и шуток со мной больше себе не позволял.

   Словом, я вытеснил из сферы своих отношений с людьми чувства, и научился вполне самодостаточно  реагировать на возможные чувственные воздействия на себя, и, кажется, вполне был доволен созданным мной положением вещей и ощущал себя самодостаточным.
   Но вот что, может быть, любопытно: Я всегда считал, что не следует на человека давить. Что человек свободен и может делать то, что считает нужным. Но это всё теоретически. Практически же я заставлял человека делать то, что считал нужным, не останавливаясь ни перед чем, и это в конечном счете переросло в своего рода спорт - победить во что бы то ни стало, додавить любой ценой. И т.о. требования объективной необходимости незаметно переросли в субъективную страсть идти до конца, уже не сообразуясь с объективностью, так что это стало мешать, ограничивать. Возникла своего рода непререкаемая логика "да-нет", в западне которой я оказался, основанная на абсолютизации чувства противоречия: если нечто сказано, значит, оно должно быть выполнено. Если ты что-то сказал, то должен выполнить сказанное несмотря ни на что. Возникла абсолютизация слов: слова начали восприниматься буквально: если что-то мне сказали, то на этом я фиксировался, я рассматривал это как то, что есть, и соответствующим образом реагировал. Если я что-то сказал, то хотя бы я и думал и чувствовал иначе, я должен был следовать сказанному. Я оказался в плену слов. Я оказался отчужден от самого себя.
   Я оказался в плену слов и не знал, что с этим делать. Это отношение выступало в качестве непререкаемого закона моего поведения, и любые отклонения по жизни от этого закона вызывали во мне неприятие тех явлений, которые в этот закон не вписывались, и это вовсе не потому, что я считал, что так должно быть, а потому, что возникла сила, которой я не мог противостоять и которая заставляла меня следовать формуле "да-нет"

   И вот как-то в  очередной раз, когда рефлекторная схема реагирования  требовала осуществления определенных действий,  явилась непроизвольная мысль: "А почему бы не отнестись к этому с юмором?" Так я в то мгновение подумал,  и я не знал, как я поступлю на самом деле, но это избавило меня от излишней напряженности.
   Сама мысль об отношении к чему-то с юмором была непроизвольной, была некоей установкой, но в чем заключался её смысл? В чем вообще значение юмора? Значение юмора - в расфиксации относительно объекта. Что такое фиксация на объекте - это установление рефлекторной - читайте - необходимой реактивной связи с объектом. Юмор же говорит: можно не обращать на это внимания, можно не реагировать на это. И тем самым юмор позволяет объективироваться по отношению к объекту, рассматривать его объективные свойства и вырабатывать произвольно способы ответных воздействий, основанных на  свойствах объкта, а не на нашем субъективном его восприятии.
   А потом, вечером 31, я делал оливье, и переключил телевизор, и случайно попал на "Иронию судьбы", на её последнюю треть, и обратил внимание на то, что делают её герои, что они говорят, И вдруг обнаружил поразительную вещь, которую можно назвать временем жизни истины слов подобно тому, как в Buildere C++ есть время жизни переменных в блоках, в которых они определяются. И как в Buildere С++ есть множество разных блоков, входящих друг в друга, таких, что приоритет выполнения переменной, если только это специально не оговорено, принадлежит блоку, в котором она определена, так что она формируется в данном блоке, и разрушается при выходе из блока, точно то же самое делают герои фильма. Еще пару дней назад я сказал бы, что это - "низкая чувственность, которая не знает логики", и всё это вызвало бы во мне высокомерное чувство. Но, может быть, в том числе и мысль о том, что фильм, которому уже бесконечное множество лет, из года в года смотрится миллионами зрителей как своеобразный новогодний талисман, и то, что я, думая, что уже видел этот фильм и сейчас переключусь на другой канал, не сделал этого, показал, что, значит, есть же в этом фильме какая-то глубочайшая истина искусства, если он настолько завораживающе действует, и это притом, что он определяется как новогодняя сказка.
   И тут я понял, в чем дело. В этом фильме налицо единство духовности и чувства, налицо это отношение между двумя противоположными сторонами, в которых одна сторона определяет себя как познающая и регулирующая и управляющая процессом, и это сторона духовности, и другая сторона реализующая себя в поведении героев, и это сторона чувственности. Духовность и чувство оказались гармонически соединены, и эта их соединенность определена тем временем истины чувства в блоке, в котором оно образовано и при выходе из которого разрушается, поскольку истина текущей формы чувства преодолела свою собственную реальность тем, что изменила реальность и истощилась в этом её изменении. Мы имеем дело с дискретно-непрерывным жизненным процессом, в котором чувство непосредственно, неотрывно замкнуто на реальность, и в этом выражается его непрерывность. Действия чувства преобразуют текущие реальности во всё новые ситуации, чем определяется дискретно-непрерывный характер процесса. Характер процесса характеризуется доминированием чувства в том смысле, в каком доминируют бесконечно малые в высшей математике: Ведь чем грубее истина чувства, тем более она превращается в заранее заданную установку, в то, что можно и чего нельзя, что должно быть и чего быть не должно, и тем сильнее  отрыв от реальности и ожидания от неё определенных результатов, которые рассматриваются как единственно истинные,  тем в большей степени процесс превращается в целесообразный, то есть в процесс, результат которого заранее предсказан, и осуществляется отбор событий и схем поведения, ведущих к результату. Поведение становится произвольным, не допускающим ничего случайного. И, напротив, при стремлении жизни истины чувств к бесконечно малым, ситуация начинает развиваться в соответствии с реальностью участвующих в ней сторон и ситуаций, а не с отражением с заранее приготовленными схемами поведения в реальности.
   Важность и противоположность, которую заключает в себе этот процесс, состоит  в двух полярных отношениях к реальности: актуальным отношением, когда реакции определяются непосредственно актуальной чувственной реальностью (правое полушарие), при котором доминируют данные чувства и реакции определяются не рассудком, не мыслью, а чувством, тем, что называют реакциями сердца. И реакциями рассудочной целесообразности, когда от внешности требуется её соответствие рассудку (левое полушарие) и во внешности реализуется рассудочный интерес человека. Эти две противоположные стороны проявляют себя  в мысли как единстве рассудочного и сердечного чувств (ведь содержание рассудка - это также некоторое отчужденное чувство). Весь вопрос в том, что в чувстве доминирует - настоящее или прошлое, чем определяются реакции - текущей актуальной ситуацией или рассудком, представляющем фиксации, обусловленные прошлым опытом.

   Так вот в чем причина моего ощущения, почему  мне вечно  чего-то не хватает и меня не покидает чувства, что  чего-то я не понимаю и не умею,  что во мне нет того, что есть в других "естественных" людях и что делает их более приспособленными к реальности. Одно дело - отталкивать реальность, воздействующую на тебя, и другое дело - чувствовать реальность и быть в реальности.
   Меня всегда сопровождало ощущение, что я существую вне реальности, что реальность существует сама по себе, а я - сам по себе. Я общался с реальностью при посредстве понятий, переводил чувства, которые вызывала во мне реальность, в понятия и отвечал на уровне понятий, а не чувств. И всегда ощущал голод по тому, что отрицал, голод по чувствам.
   Значит, следует формировать  реакции на ситуацию без заранее заявленных шаблонов поведения относительно ситуации; реагировать на текущую истину, а не на истины, заимствованные из  прошлого.
   На интимном уровне люди взаимодействуют друг с другом на уровне чувств, и это и есть жизнь. Там, где возникает идея целесообразности, там возникает также и идея отчужденности от реальности.
   Мы видим, как взаимодействуют между людьми чувства, а не рассудочные категории, и эти чувства и есть единственно жизнь. Всё же остальное - это наши  представления о жизни

   -Гм, гм. Послушайте,  а не кажется ли вам, что вы сейчас выступаете с позиций стихийности, против которой решительно выступал Ленин в начале еще прошлого века.
   -Ничуть. Ленин в "Беседе с защитниками экономизма" писал:
   "Они путаются в вопросе о взаимоотношении между "матерьяльными" (стихийными) эементами движения и идеологическими (сознательными, действующими "по плану").Они не понимают,что "идеолог" только тогда и заслуживает названия идеолога, когда идёт впереди стихийного движения, указывая ему путь, когда он умеет разрешать все теоретические, политические, тактическое и организационные вопросы, на которые "материальные элементы" движения стихийно наталкиваются. Чтобы действительно "считаться с материальными элементами движения", надо критически относиться к ним, надо уметь указывать опасности и недостатки стихийного движения , надо уметь поднимать стихийность до сознательности. Говорить же, что идеологи (то есть сознательные руководители) не могут совлечь движения с пути, определяемого взаимодействием среды и элементов - это значит забывать ту азбучную истину, что сознательность участвует в этом взаимодействии и в этом определении.
   Дело в том, что стихийный подъём и рабочей массы и других общественных слоёв происходит в последние годы с поразительной быстротой. "Материальные элементы" выросли гигантски, но сознательные руководители отстают от этого роста. Массовому (стихийному) движению недостаёт руководителей, обладающих широким политическим кругозором."

   Речь в тексте идёт как раз о таком "сознательном руководителе", который потерял связь со "стихийным движением", и перед ним вопрос стоит уже не о том, чтобы руководить им, но  о  самом доступе к материальному  движению.

   03.01.12 г.