Валерий Штыров  1. Логика и жизнь.  Закон достаточного основания в жизни 2.Значение  принципа непротиворечивости. 3.Закон исключенного третьего  4.1 Мультивибратор на транзисторах  4.2  Мультивибратор на ОУ 5 Машина и язык 6 Объекты и имена 7 Метод математической индукции  8 Анатомия формулы  9 Анатомия формулы Sn2  10 Квадраты натурального ряда чисел  11 Конструкция квадратов натурального ряда чисел.   12 К философии истинностных значений трёхзначной логики  13 Другое доказательство Sn14. Диагональ квадрата  15.1 Наложение. Триггеры RS, RCS, компараторы. 15.2 Функциональная схема микросхемы КР1006ВИ1 15.3.Наложение. Автогенератор на таймере КР1006ВИ1  

Дерево сайта
Главная страница FrameSh

00

01

Блог

02

 

03

Темы:

стр

Психоэнергетика

01

Миниатюры

02

Заметки дурака

03

Семинары доктора Марцинкевича

04

Приёмы мышления Аристотеля

05

Логика и реальность

06

Психология жизни  

07

НЛП
заметки на полях страниц

08

Методология

09

Типов теории

10

Варлам Шаламов

11

Письма

12

Психи

13

Странные рассказы

14

Странные рассказы

15

 Гостевая книга

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта http://shtirov.narod.ru

 

Логика и реальность

1. Логика и жизнь. Закон достаточного основания в жизни

    -Всё же это необходимо - соотносить теорию с реальностью. Но когда говорят о логике, то иногда высказываются таким образом, что логика сама по себе, а жизнь сама по себе. Действительно, мы изучаем в вузах логику как науку о правильном мышлении. Но стоит нам соотнести то, что нам рекомендует логика, и то, как мы ведем себя в жизненных ситуациях, и мы обнаруживаем, что не только не следуем  законам логики, не только бессознательно их нарушаем на каждом шагу, но даже тогда, когда мы пытаемся ей следовать, обнаруживаем, что для жизни она не столько полезна, сколько  вредна. Ибо  человек, следующий логике, оказывается в  проигрыше, тогда как люди, нарушающие её принципы на каждом шагу, выигрывают.
   -Ну, нет, ты неправ. Логика очень полезна, ибо является средством убеждения.
   -Ну, да, она является средством убеждения. Например, нас убеждают в том, что сахар вреден, и приводят аргументы, из которых следует, что да, действительно, сахар вреден. А раз он вреден, его следует исключить из потребления. Но точно также можно построить рассуждение, которое как дважды два докажет полезность и необходимость сахара. В таком случае  возникает вопрос, что со всем этим делать, потреблять сахар или не потреблять. Что ответит нам на это логика? Она скажет, что истинны оба рассуждения, но в разных отношениях. Но нам от этого не легче, поскольку на кардинальный вопрос реальности она не отвечает. Она уходит от ответа. Она не решает этот вопрос потребления. Единственное, что она может сказать, так это то, что, с одной стороны, сахар полезен, с другой стороны, сахар вреден. Но это ведь всё равно, что ничего не сказать, потому что, по большому счету, можно сказать, что и всё на свете с одной стороны - полезно, с другой стороны - вредно. Т.о. неожиданно на сцену выступает категория полезности, и она оказывается выше логики, более того, напротив, логика оказывается служанкой категории полезности. И не логика управляет человеческим миром, а принцип полезности.
   В логике есть закон достаточного основания, который одни признают в качестве закона логики, другие - нет, потому что чувствуют, что закон достаточного основания лежит за пределами логики, поскольку основание является в значительной степени субъективной категорией, т.к. с ним связывается не только объективное содержание, но и его выбор  субъектом. Т.о., закон достаточного основания выводит нас за пределы логики и вводит нас в жизнь, и вот тут-то и оказывается, что основание рассуждения и является единственно существенной вещью, определяющей само рассуждение. Так, если в стране недостаток сахара, то мы получаем его антирекламу. В ней то, что высказывается, может быть истиной, но эта истина является частной истиной, которая возводится во всеобщую истину. В этом ведь заключается весь фокус. Но, опять-таки, а фокус ли это? Действительно, истина не бывает абстрактной, истина всегда конкретна. Мы не существуем в абстрактном мире, наш мир конкретен. И  мы существуем в мире, в котором существует недостаток или избыток сахара и зависимость всех от всех. И если население привыкло потреблять пищевой продукт в соответствии с потребностью, а человеческим поведением управляет его психология и человеческое поведение для общества может быть полезным, созидательным либо разрушительным, то тут-то и возникает проблема управления психологией человека обществом, задача её формирования. Ведь ограничение потребления при установке, что сахар полезен, вызовет со стороны населения недовольство и как  следствие агрессию. Поэтому тут-то как раз и наступает самое время показать населению вредные аспекты сахара и тем самым переместить его (население) в иную объективную реальность, в которой сахар вреден, и в этом нужно только убедить людей, а там  население добровольно начнет ограничивать себя в потреблении. Ведь если вы просто скажете, что сахара в стране не хватает, то это вызовет панику, существующий сахар начнут скупать мешками и тем самым в стране дефицит сахара усугубится. Это как после Октябрьской революции "умные люди" стали скупать зерно с тем, чтобы позже продавать его втридорога, ну, а Ленин, чтобы не допустить голода, приказал расстреливать спекулянтов на месте. Да что уж тут Октябрьская революция, если сегодня спекуляция - принцип современной глобальной экономики.
   И, разумеется, в случае перепроизводства сахара население перемещается в область его исключительной полезности.
   Т.о. мы видим, что логика в качестве средства убеждения позволяет  формировать схемы человеческого поведения путем  создания моделей реальности. Вот ведь что здесь важно: важно то, как именно логика действует. Говорить о том, как человеку следует себя вести - занятие довольно бесперспективное. Человеку нужно дать то, что определяет его поведение. А определяет его поведение то, что он считает реальностью. И поэтому задача состоит в том, чтобы создавать у человека нужные модели  (представления о) реальности. То есть необходимо, чтобы человек своё представление о реальности принимал за самое реальность.
    Что такое модель реальности субъекта? - это представление субъекта о реальности. Представление субъекта о реальности отличается от отражения субъектом реальности. Человек весьма охотно следует представлениям о реальности и неохотно занимается её отражением. У громадного числа людей существует разрыв между способностью к отражению реальности и к следованию всевозможным представлениям о ней. Это связано с тем, что представление - это умственная категория, питаемая фантазией и не встречающая на своём пути сопротивления. Критерием в этом движении является субъективное чувство приятного. Тогда как отражение реальности встречает на своём пути сопротивление реальности, что сопряжено с переживанием всевозможных напряжений, стрессов, шоков, то есть всех тех вещей, встречи с которыми человек стремится инстинктивно избегать.  У человека существует склонность как к формированию, так и восприятию всевозможных представлений, приятных для него, и к избеганию всевозможных неприятных представлений. Это отношение к миру можно назвать субъективным, поскольку человек в своих представлениях опирается на свою собственную феноменологию в её отрыве от реального бытия, которая строит свои фантазии о реальном бытии на основе своих ощущений приятного и неприятного и рассматривает всё приятное в качестве истинного и всё неприятное в качестве ложного. И т.о. оказывается, что представления у человека существуют сами по себе, реальность - сама по себе, и между ними существует всего лишь рефлекторная, а не смысловая связь, то есть все те компоненты реальности, которые положительно подкрепляются (формируя тем самым рефлекторные связи), рассматриваются в качестве истинных, и которые подкрепляются отрицательно, рассматриваются в качестве ложных. Т.о. мир отражается субъектом не непосредственно, но через сеть субъективных рефлексов, если под последними понимать рефлексы, формируемые на основе принципа удовольствия. (Ведь сама по себе реальность никак не относится к человеку, и она не является ни истинной, ни ложной. Она становится таковой лишь в отношении  человека к ней. И вот тут, в сфере представления, как нельзя кстати оказывается формальная логика с её принципом непротиворечия как способом доказательства истины.

    Так что в этом плане утверждение о том, что логика - наука о правильном мышлении, важном для жизни, может быть принято только с очень большими ограничениями. Пожалуй, такого рода ограничения, связанные с логикой, обусловлены с тем, что она  так или иначе оказывается связана с моралью. Действительно, в ней речь идёт о "правильном" мышлении. Но что тогда делать с "неправильным" мышлением, ведущим к успеху? Пожалуй, скажут, что неправильное мышление находится за пределами формальной логики. Но тогда мы получаем область, для которой должна существовать наука, дополняющая формальную логику до универсальной истины.  Любая система, претендующая на научность, находится вне пределов морали. В формальной логике нет её дополнения, которое представляло бы собой её "аморальный" аспект - то есть ту её функцию, которая связана с манипулированием мышлением огружающих. И в целом мы получаем двойственность, два слоя: один слой - слой мышления, которое выдает себя за правильное, и  другой слой мышления, который находится под ним и который представляет собой действительное содержание. А когда мы переходим к двойственности, то возникает вопрос о том, что связывает эти две стороны. И тогда оказывается, что эти две стороны связывают между собой  межсубъектные отношения, которые порождают двойственные отношения субъекта с самим собой. Именно, субъект в себе преследует собственные цели в своих отношениях с объектом. Но и объект субъекта, будучи  субъектом, в свою очередь, преследует свои собственные цели.  И тогда для того, чтобы объект воспринял то, что говорит субъект, необходимо, чтобы субъект говорил и на языке объекта и на языке целей объекта, то есть это должен быть язык приятного или полезного для объекта, но скорее приятного,  чем полезного, потому что приятное - субъективная категория и может субъекту ничего не стоить, тогда как полезное - объективная категория, обладающая ценой. Только в этом случае субъект может получить со стороны объекта поведение, которое является целью субъекта. Отсюда мы и получаем двойственность двух в общем случае независимых друг от друга величин, которые для того, чтобы они могли взаимодействовать друг с другом целесообразным по крайней мере для одной из сторон образом, должны отражать друг друга, и для каждой из сторон важно, как она отражается в другой,  насколько она пользуется доверием у другой стороны. Т.о. получаем ситуацию, при которой  мы имеем объект и его отражение в субъекте, и, соответственно, отношение соответствия между тем, что есть объект, и тем, как он отражается в субъекте. Но если мы теперь возьмём объект, то для него, в свою очередь,  важно, как именно он отразится в субъекте, и отсюда мы получаем развитие у живых организмов механизмов мимикрии, долженствующих создавать у субъекта подходящий для объекта образ. Какую функцию выполняет механизм мимикрии? - он формирует у объекта "необеспеченные признаки". Ведь вся рефлекторная система держится на законе отношения видимости, явления - и сущности. Сущность является в своих признаках. Мимикрия строится на  основе разрыва жесткого, необходимого отношения между сущностью и явлением.

   Я уж не говорю о современной математической логике, которая в значительной своей части представляет собой всего лишь упражнения  ума. Некоторые её разделы применяются в технике, но что касается жизни, то она гораздо дальше от неё, чем были  дворяне царской России от народа.

   Т.о. можно сказать, что в аспекте жизни закон достаточного  основания лежит за пределами логики и его содержание в конечном счете определяется принципом полезности или, в крайнем случае, удовольствия. (Принцип  полежности отличается от принципа удовольствия тем, что удовольствие может быть не только в то же самое время и полезным, но также и вредным). Принцип полезности при этом выше принципа объективности, ибо всюду мы видим, что объективность допускается в мир жизни в той мере, в какой она полезна. Польза является целью, логика - одним из средств управления (манипулирования) поведением человека путем изменения его психологической реальности,  в том числе и  его модели мира. При этом то, что называют мышлением, понимаемым как то, чем обусловливается познавательный процесс, весьма сложно отнести к логике, поскольку логика оперирует высказываниями, истинность или ложность которых или полагается, или предполагается. Логика в этом отношении есть не что иное, как средство проявления связей между множеством высказываний, на основании которых по истинностным значениям одних высказываний оказывается возможность судить об истинностных значениях других высказываний, истинностные значения которых имплицитно уже содержатся в исходных высказываниях.
   И как раз в этом заключается жизненное функциональное значение логики. Ею предполагается, что существует два класса людей: класс людей, занимающихся производством высказываний и класс людей, их воспринимающих и верящих в их истинность. Т.о. в основании применения логики в жизни оказывается положено  разделение людей на людей умственного и физического труда, на людей, производящих знание, и людей, использующих его. И процесс жизни в её рациональном аспекте состоит в том, что от высказываний, в истинности которых вы убедили людей, и на основании этих высказываний  обеспечивается  переход к другим высказываниям, которые считаются вами полезными для вас, путем доказательства связи между признаваемыми истинными высказываниями и новыми высказываниями, якобы следующими из них. А следуют они из них, как правило, всего лишь потому, что это выгодно вам.

   12.09.09 г.