Валерий Штыров 1.Ржачка напала инд. мин    2 Счастье итд мин  3.Троица и сенсорные системы  4. Смычка любви к себе и воровства.   5. Касания. Родитель и ребенок. 6. Игры Берна 7.Вытеснение 8. Коктейль парностей 9. Жизнь в сказке или сказочная жизнь.

Дерево сайта
Главная страница FrameSh

00

01

Блог

02

 

03

Темы:

стр

Психоэнергетика

01

Миниатюры

02

Заметки дурака

03

Семинары доктора Марцинкевича

04

Приёмы мышления Аристотеля

05

Реальность логики

06

Реальность языка

07

Психология жизни

08

НЛП
заметки на полях страниц

09

Философия программирования

10

Физиология, психология

10

Типов теории

11

Варлам Шаламов

12

Письма

13

Психи

14

Странные рассказы

15

Странные рассказы

16

 Гостевая книга

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта http://shtirov.narod.ru

 

 

Касания. Родитель и ребенок.

     Улица, тротуар, по тротуару идет девочка. Из волос у неё торчит какая-то длиннющая палка, и у меня ощущение, что палка попадет мне в глаз. Я вытаскиваю эту палку у неё из волос и отдаю ей в руки. На лице девочки появляется обиженное выражение. Я коротко ласково обнимаю её со словами: "Я же тебе ничего не сказал". На лице девочки появляется успокоенное выражение. Мы расходимся, а во мне возникает неприятное ощущение себя. Ощущение лжи: я импульс агрессии прикрыл  импульсом ласки, и в результате возникло ощущение горькой сладости.

    Невольно вспомнился монолог Жванецкого. На "дежурном по стране" он что-то говорил, потом сел. И вдруг у него вырвалось: "И он сел с самодовольным видом". Затем подумал и сказал: "Когда у человека что-то не получается, он садится с самодовольным лицом. Я чувствую, что у меня не сложилась концовка, и появился самодовольный вид" как компенсатор неудачной концовки. Замечу, что это - субъективное ощущение в модели Жванецкого. Объективность может быть иной. Вообще же чувствуется, что публика пошла не та, публика пошла чувствующая, но не мыслящая, не та, которая была в "почтовых ящиках"; а так как эта публика платит деньги, то Жванецкому приходится приспосабливаться к ней, наклоняться, а это ему не интересно. Эта публика даже не воспринимает пауз, которые ему приходится делать для того, чтобы до неё дошло, до неё всё равно ничего не доходит, и ему приходится добавлять: "что, нужно делать паузу?" И публика начинает смеяться. Но смеется она не потому, что поняла, о чем он говорит, ей просто указали на то, где нужно смеяться, а так как у неё потребность смеяться, то ей нужен какой угодно раздражитель, чтобы вызвать у неё смех. Ради этого она сюда и пришла. Покажи ей палец - и она тоже начнет смеяться. И поэтому Жванецкому становится не интересно. И возникает чувство ненужности. Некому открывать глаза, потому что глаз у людей нету. Это в особенности проявилось при чтении им монолога озабоченного гражданина. Публику резануло выражение "у нас дикая женщина", и женщины немедленно почувствовали себя обиженными, и в аудитории нависла напряженная тишина, которую, в свою очередь, почувствовал Жванецкий. И снова им овладело это чувство скуки, безнадежности  и собственной ненужности, и у него непроизвольно-торопливо-досадливо вырвалось: "я сейчас заканчиваю". А монолог хорош. Только ребятам это не нужно. "А нам всё равно, а нам всё равно"- это  формула ребят. Ребята в этой жизни ничего не ищут, кроме хлеба и зрелищ.
  Всякая власть создает свой народ, формируя массы под себя способами, соответствующими природе власти и с целями, чтобы массы удовлетворяли потребностям власти. Одна власть формирует людей почтовых ящиков, другая власть формирует людей толпы.

   Эрик Берн: "Представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста ребенок постепенно отдаляется от матери. После того, как период близости с матерью завершен, индивид сталкивается с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжению физической близости того типа, которую он испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится довольствоваться символическими формами физической близости".

   В этом высказывании есть две стороны: сторона  характера близости с матерью, определяемого отношением матери к нему. Здесь, в этом отношении, формируется существенным образом основная канва, основная формула характера будущих отношений ребенка  к окружающим, определяемая другой стороной высказывания, связанного с психологическим законом отражения. Психологические процессы  во многом напоминают конденсатор, который сначала чем-то заряжается, а затем отдает свой заряд. Те ощущения от матери, которые ребенок испытывал в качестве принимающего чувствующего  существа, в последующей  жизни познающего существа оборачиваются смыслом действий его матери по отношению к нему в его отношениях с окружающими. В этом проявляется отражение действия. Внутренние ощущения, являющиеся отражением воздействий на нас, отражаются затем точно такими же ответными действиями. Если ты, попав в армию, бываешь избит старослужащими в качестве превентивной меры воспитания, то это избиение выстреливает из тебя, когда ты становишься старослужащим: как старики избивали тебя, молодого, так теперь ты, став стариком, избиваешь прибывающих молодых. И воспринимаешь эти отношения как закон, как то, что есть, как реальность, а не как то, чего не должно быть. Твоя жажда отмщения за себя не даст тебе относиться к существующим отношениям как к тем, которые должны быть уничтожены. Злость и ненависть нескончаемо порождают ответные злость и ненависть.

   Завод. Цех по сборке подшипников. Две женщины - сборщицы. Подходит наладчик, входит в программу контролера и  что-то тс ней  делает. Одна из женщин начинает привычно  канючить: "Молодой человек, вы сделаете, чтобы нам было легче работать?" В её лице нечто подобострастно-прилипчивое. У наладчика возникает   ощущение, что к нему прилип банный лист. Чтобы он отстал, он говорит: "Мне это не нужно. Я такой же работник, как и вы. Я делаю свою работу". Работница гаснет. Вторая работница: "Этим сволочам ничего не нужно". Наладчик касается её рукой: "Что ты такая возбужденная?" Работница, как будто её ударили током, отскакивает в сторону: "Не прикасайся ко мне!"- раздается её буквально вопль. Для неё прикосновение наладчика - это прикосновение гада. И вообще все гады. Её кожа постоянно раздражена, потому что всё, что её ни окружает, живое и мертвое - это всё гады. И своё чувство, что её окружают гады, она изливает  на окружающих при каждом удобном случае,  и от этого получает временное удовлетворение. Но через минуту удовлетворение прошло, и она снова ищет раздражитель, на который можно излить свою ненависть. Её обходят, и тем самым поддерживают её в этом её консервативном состоянии. Однажды какой-то рабочий дал ей в рожу, и это облегчило её состояние. С тех пор она с ним ласкова до самоуничтожения, и ему достаточно зыркнуть на неё, чтобы она испытала чувство, сходное с оргазмом.

Берн: "Эксперимент на крысах показал, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение  и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс"

Приведенный эпизод с женщинами указывает на формулу тождества процесса удовлетворения в сенсорном общении: делай то же для того, чтобы сенсорный голод объекта был удовлетворен (это совсем не означает, что вы также будете удовлетворены): действуй в соответствии с эмоциональной схемой объекта, делай то, что он делает. Канючат - канючь, оскорбляют - оскорбляй.

   Группа студентов, юношей и девушек. Один из парней дружески кладет руку на плечо девушки. Другой студент видит это; он смотрит на девушку и в лице его появляется презрительное выражение. В его раннем детстве не было таких дружеских контактов, и он воспринимает руку юноши на плече девушки как что-то грязное, и у него возникает чувство презрения к девушке. Сам он никогда никого не касается, и он избегает прикосновений к себе. Он вся и всех держит на расстоянии от себя. Он испытывает сенсорный голод, но не способен его преодолеть. В нём отсутствует соответствующий детский опыт.

Когда сенсорный голод не удовлетворяется, он прорывается в своём непосредственно физиологическом аспекте - сексуальности. Что бы мы ни делали, в основании любых наших действий лежит сексуальная энергия. Сексуальность является двигателем всех наших действий. Занимаемся ли мы наукой, слесарим, воюем, укачиваем ребенка - за всем этим стоит сексуальное напряжение, обеспечивающее наши действия. Но все наши действия имеют тот смысл, который они  имеют -  именно, занятий наукой, слесарной работы, военных действий, укачивания ребенка. Сексуальность во всех этих вещах снята. В этом случае даже сам процесс сексуальности не выступает в форме похоти. Но как только вы, увидев женщину, прелюбодействовали с ней в душе своей (мысль Л.Н.Толстого), отношения переворачиваются. Сексуальность, которая до этого была снята, превращается в положенность, и вы уже не можете смотреть на женщину иначе, как мысленно не прелюбодействуя с ней, и вы не можете уже дружески положить ей руку на плечо, потому что это ваше движение уже не может означать дружеского отношения, но является выражением вашей похоти. Словом, вы превращаетесь в "похотливого козла", и мысль ваша оказывается внутри вашей похоти и не в состоянии выбраться из неё. И, таким образом презрительное выражение на лице студента говорит о том, что он уже не может смотреть на женщину иначе, как только через призму похоти, но у него дружеское и похотливое разделены, противопоставлены друг другу, у него дружеское отношение и похоть не отождествляются, не переходят друг в друга, не отражаются друг в друге и друг друга не обусловливают: сознание и чувственность у него разорваны, они отрицают друг друга. У него отсутствуют выборы: его рука не способна произвольно выразить дружеское чувство к женщине, "хотя и хочет", потому что тут же является сознание со своим "это похоть" - и тем самым  блокирует дружеское движение чувства, которое управляло  рукой.

 
  1. Что стоит за отношением "родителя" и "ребенка". Отношение родителя - это отношение познающей и познавшей части человека, а отношение ребенка - это чувственное отношение. Вспомним Джемса с его познающей и познаваемой частями личности. Но на деле познаваемая часть - это часть, представляющая собой жизненную реальность человека, это разворачивающаяся его жизнь. Познающая часть накладывает на жизненный процесс схемы, в которых жизненный процесс реализует себя. Эти налагаемые схемы называются культурой человека. Культура - это всегда искусственное, которому человек себя подчиняет и в рамках и через посредство которого, рассматривая его в качестве узды, налагаемой на него, или в качестве средства,  которое он применяет,  реализует свою жизнь.
  2. Когда мы говорим о желудке, то на внешнем уровне это проявляется как вещизм, непроизвольное притяжение человеком к себе вещей. В этом смысле это - сексуальное отношение к вещам. И этим отличается социальная реальность от биологической. Сексуальный голод - это форма голода, и в этом смысле он ничем не отличается от пищевого голода. И, соответственно, для того, чтобы голод - сексуальный или пищевой или какой угодно - мог быть удовлетворен, нужны объекты удовлетворения. Необходимо обладание объектами удовлетворения. То есть существование  как бы частной собственности на  объекты удовлетворения. Хотя бы на какое-то время. Т.о. каждый человек является вещью, и в то же самое время рассматривает других людей как вещи. Поляризация же этих двух сторон заключается в том, что на одном полюсе мы имеем дело с людьми, которые чувствуют себя по преимуществу вещами и ведут себя как вещи. И на другой стороне люди, которые чувствуют себя как хозяева, владельцы вещей, но сами не являются вещью. Человек-вещь не ощущает себя хозяином вещи, в том числе и такой вещи, каковой является он сам. Можно выделить подкласс людей, которые относятся  к себе как к вещи и в то же самое время относятся к себе как к хозяину этой вещи. В таком человеке противоположности совпадают.
  3. Ребенок характеризуется тем, что замкнут на себя:  его поведение определяется его чувствами. Это можно представить себе таким образом, что ребенок во всём видит только самого себя, управляется только своими собственными чувствами. В целом же в человеке можно видеть два отношения: отношение к себе и отношение к окружающему, и им ищутся варианты поддержания равновесия между этими двумя отношениями, в которых, с одной стороны, он должен удовлетворять требованиям окружающего его мира, и с другой стороны, удовлетворять потребности своего чувственного Я. (Когда речь идет о двойственности, противоречивости Я, то эта его двойственность характеризуется противоположностью  чувственного Я как отрицательного по отношению к внешности Я и  положительного Я, содержанием которого являются требования, предъявляемые к нему его внешней средой. Т.о. Я человека  есть единство (сумма) его положительного и отрицательного Я :  Я = (-Я) +(+Я) . Родитель - это человек, стоящий на объективной точке зрения. (У Берна это взрослый. Ребенок - это управляемый. Родитель - это управляющий. И то и другое отношение - импульсивное. Взрослый же - это по сути своей рассудок, противостоящий непосредственным импульсам и формирующий произвольные импульсы в соответствии с объективными данными, и в этом смысле взрослый противостоит и ребенку, и родителю как импульсивным образованиям.)
  4. Для определения того, что в вас доминирует - ребенок или родитель, обратите внимание на ваши сексуальные фантазии. Если в них вы выступаете обычно с чувствами ребенка, значит, в вас в том числе и в реальных отношениях регулятором поведения является ребенок. Если же вы выступаете в роли папаши или мамаши, значит, в вас доминирует родитель.
  5. Сексуальность - это энергетика, это движущая сила, т. ск., энергия в чистом виде.
  6. Непосредственно - чувственное (детское) отношение - это отношение гипнотика. Непосредственное отношение - это также и мышление гипнотика, которое характеризуется верой: всему сказанному гипнотик верит, то есть принимает любое сказанное, каким бы оно ни было. Это существенно черта  русского характера, характеризующаяся гипнабельностью в отличие от западноевропейского, который характеризуется познающим отношением к действительности и тем самым отношением гипнотизера. В этом смысле можно говорить о том, что люди делятся на гипнотиков и гипнотизёров. или, иначе, поляризация людей характеризуется полюсом абсолютных гипнотиков и абсолютных гипнотизеров. Но подобного рода поляризация есть идеализация реальности,
  7. Что происходит в случае неожиданного события? То, что человек теряет контакт со своим контекстом: он забывает, где он, что он. Для него исчезает и окружающее и он сам. И т.о. человек ощущает себя оказавшимся  в нигде, в котором и он никто. И тогда-то человек и начинает воспринимать информацию и  выполнять команды извне как то, что на самом деле имеет место и себя как машину по исполнению команд. Самый первый момент, связанный с гипнозом - это потеря контекста, то есть того мира (точнее, модели мира), в котором человек существует. И человек таким образом может оказаться в каком угодно мире ( в какой угодно модели мира)  с какими угодно контекстами и с какими угодно законами этих контекстов.
  8. Имея дело с человеком, нужно определять, насколько он является родителем и насколько он является ребенком. Нужно установит,  насколько он является сознательным и насколько он является бессознательным и насколько он объективирован и насколько он субъективирован и, следовательно, насколько он самоуправляем и насколько он не самоуправляем и, соответственно, насколько внешние раздражители вызывают в нём непосредственные, непроизвольные  и насколько - опосредованные, произвольные реакции. И, следовательно, насколько он принадлежит и насколько не принадлежит себе.
  9. В целом же в этих отношениях доминирует два отношения - отношение зависимости, желания зависимости (отношение ребёнка) и управляющее окружающим отношение,  отношение доминирования. Зависимые позиционируют своё положение внизу, что демонстрируют особенностью своего поведения, которую можно назвать готовностью подставиться. Независимые позиционируют своё положение сверху, что выражается в поведении "собаки сверху".
  10. Так как ребенок и родитель - это противоположности, то одна сторона использует другую в качестве средства. Доминирующая сторона противоположности называется положенной, подчиненная сторона называется снятой. Положенной стороной определяются цели, снятая сторона используется положенной в качестве средства. Например, родитель может играть роль ребенка и тем самым манипулировать родительской составляющей окружающих. О привычке же детей играть роль родителей и говорить не приходится. Громадные массы взрослых детей тупо и самодовольно разыгрывают из себя родителей.
  11. Итак, человек существует в каких-то постоянных контекстах, которые существеннейшим образом ограничивают его. Но ограниченное и безграничное связаны между собой. Путь в безграничное идет через ограничения. Невозможно достичь безграничного, ибо мера безграничного определяется через ограничение.  Не существует безграничного вне ограничения. Безграничное открывается через ограниченное и в ограниченном. Безграничное является в ограниченном. Непосредственно же безграничное есть ничто.
  12. Человек контекста ограничен контекстом, и это ограничение воспринимает в виде чувства  несвободы. Тогда как вырывание из контекста воспринимается им как освобождение от наложенных на него ограничений. Например, поездка человека в отпуск на отдых воспринимается им как освобождение от ограничений, и, попав в другой контекст, человек чувствует себя свободным от ограничений этого другого контекста и ведет себя в соответствии с законом разрядки заторможенных, не реализованных  в нём импульсов. Человек в отпуске ощущает себя свободным от каких бы то ни было контекстов.
  13. Между противоположностями должно быть притяжение. Родитель притягивается к ребенку, ребенок притягивается к родителю. Но родитель от родителя и ребенок от ребенка отталкиваются. В реальности человек представляет собой меру того и другого, родителя и ребенка. Здесь совпадением одинаковых полюсов обусловливаются силы отталкивания, и, соответственно, противоположными полюсами двух людей обусловливаются силы притяжения. Таким образом, силы притяжения и отталкивания, симпатии и антипатии двух человек обусловлены соотношением  в них мер родителя и ребенка. Ребенок в одном человеке будет притягиваться к соответствующему значению родителя в другом человеке, и родитель будет притягиваться к соответствующему значению ребенка в другом человеке. И в самом этом отношении должна выполняться мера, соответствие этих противоположностей. (Здесь действует та же универсальная схема отношения противоположностей, которую применил в "Поле и характере" Отто Венингер.) Если, например, в человеке А имеет место мера ро(дитель) =05 и ре(бёнок)=0,5, и другой человек характеризуется такой же точно мерой, то между этими людьми установится гармония: они не только будут соответствовать друг другу, но они будут также и достаточны друг для друга, им будет хватать друг друга. Если А(ро=0,9, ре=0,1) и В(ро=0,9, ре=0,1) или (ре=0,9, ро=0,1) и В(ре=0,9, ро=0,1), то такие люди будут отталкиваться друг от друга, так как ребенку одного будет слишком много родителя другого, а родителю другого будет слишком мало ребенка первого. Поэтому такая связь не может быть прочной. Если (ро=0,9, ре=0,1) и В(ро=0,1, ре=0,9), то  мы снова получаем  гармоничную связь, когда каждой из противоположностей одного соответствует такая же противоположность другого.  Т.о., равенством противоположных значений обусловливается достаточность связи. В случае же неравенства соответствующих сторон противоположности возникают силы напряжения, так как одна сторона оказывается неспособна полностью удовлетворить другую.
  14. Ребенок и родитель - это суть одно и то же. Ребенок и родитель характеризуются объективным положением человека, определяющем его социальную функцию в качестве воспитываемого или воспитателя.
  15. Ребенок и родитель – это две противоположные стороны в том смысле, что ребенок – это система, настроенная на восприятие, ощущения, подражания, обучения. Родитель – это система, которая настроена на отреагирование, на действия, на то, чтобы учить, а не учиться.

    Добавления

  16. БГ, основатели НЛП, говорят: мы не говорим правды. Всё то, что мы говорим, это враки.  Им следовало бы сказать, что они не говорят правды, но они не говорят и неправды. Они говорят о том, что работает.
  17. Невозможно одновременно быть внутри объекта и вне его, наблюдать объект и жить в нём. Невозможно в одно и то же время и в одном и том же отношении быть теоретиком и деятелем, невозможно в одно и то же время и в одном и том же отношении жить и наблюдать  жизнь.
  18.       Что такое секс? – это ответ на раздражение внутри себя и  способ снятия этого раздражения.

     

11.11.09 г.