Валерий Штыров 3Троица и сенсорные системы 1.Ржачка напала    2 Счастье   4 Смычка любви к себе и воровства.   5. Касания. Родитель и ребенок. 6. Игры Берна 7.Вытеснение 8. Язык эмоций   9. Ненасыщаемость наслаждения  10. История слепа 11. Путь к свободе от себя в качестве пути к себе

Дерево сайта
Главная страница FrameSh

00

01

Блог

02

 

03

Темы:

стр

Психоэнергетика

01

Миниатюры

02

Заметки дурака

03

Семинары доктора Марцинкевича

04

Приёмы мышления Аристотеля

05

Реальность логики

06

Реальность языка

07

Психология жизни

08

НЛП
заметки на полях страниц

09

Философия программирования

10

Физиология, психология

10

Типов теории

11

Варлам Шаламов

12

Письма

13

Психи

14

Странные рассказы

15

Странные рассказы

16

 Гостевая книга

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта http://shtirov.narod.ru

 

 

Троица и сенсорные системы

  1. По сути нас трое: я как человек, моё левое полушарие как моё сверх Я, определенное моим воспитанием и моё правое полушарие как человека - Оно. Вот это мы имеем  у Фрейда.
  2. На меня как человека воздействует и  одно, и другое полушарие. Одно полушарие воздействует на меня в виде совести и чувства долга, другое полушарие воздействует на меня в виде желаний и эмоций. И я решаю, что со всем этим делать. Это - схема православия, которая говорит об ангелах на правом и левом плече: на одном плече светлый ангел -  от бога, на другом - падший ангел, слушающий дьявола. И человек осуществляет выбор, , к какому из ангелов он будет прислушиваться.
  3. Можно физиологически проследить психологические импульсы вследствие их параллелизма. Ведь любой психологический процесс осуществляется посредством ощущаемого физиологического. Например, жалость и страх в качестве эмоциональных импульсов инстинктивно - рефлекторного правого полушария правшей в качестве реакции на раздражители даёт прохождения физиологического ощущения  через левую половину тела, основными точками ощущения являются  сердце и представительство половых желез в левой левой части гениталий левой части тела. Аналогично ярость, бесчувственность связаны с левым полушарием, и их реализация сопровождается ощущениями в правой части груди и, соответственно, правой части гениталий.
  4.  Знание пространственной реализации в теле физиологических механизмов психологических функций позволяет контролировать как процессы жалости, так и процессы ярости, жестокости, злобы, приводя их в соответствие с внешними раздражителями.
  5.  Замечание. НЛП по Бендлеру-Гриндеру (БГ) по отношению к клиентам остается на внешней, объективной  позиции. БГ не связываются с содержанием субъектов, которое заставляет вас входить в содержание клиента и переживать его, то есть брать содержание клиента на себя, тем самым освобождая клиента от ответственности за его собственное содержание. Благодаря  позиции объективации они избегают заражения содержанием клиента
  6. Замечание 2.  Когда эзотерики говорят о связи с некими высшими силами, с каким-то внешним человеку духовным универсумом, к которому они якобы подключаются, привязывая к этому процессу макушечную чакру, через посредство которой якобы осуществляется связь с этими высшими каналами,  то в действительности имеет место их обращение к внешним слоям коры головного мозга, активизация которых и вызывает ощущение подключения к "небесным каналам". В реальности же человек имеет дело с кодами мозга, доступ к которым ему удается получить.
  7. Важнейшим является вопрос доступа к тем или иным зонам мозга. И на этот вопрос дало ответ НЛП, согласно которому доступ осуществляется посредством сенсорных систем. Все те сенсорные системы, посредством которых осуществляется восприятие внешних раздражителей,  все эти сенсорные системы точно также обеспечивают восприятие прошлого, то есть доступ к тем или иным фрагментам памяти, представляющим как индивидуальный, так и родовой опыт субъекта. И как при восприятии внешних раздражителей, так и при восприятии содержимого мозга работу выполняет один и тот же механизм. Действительно,  например, по глазам человека можно видеть, куда направлен его взгляд - во вне или во внутрь себя, или каким образом распределяется соотношение в направлении взгляда во вне и во внутрь.
  8. Либо взгляд направлен полностью во внешнюю среду, и тогда мы наблюдаем фокусировку зрачков на соответствующем внешнем объекте. Либо же это внутренняя среда, и тогда мы видим, что человек не видит ничего вокруг него, его взгляд приобретает выражение "я не здесь", я рассматриваю нечто внутри себя, и тогда у человека спрашивают: "Эй, ты где?" Иногда такой взгляд называют отсутствующим, то есть человек отсутствует в здесь и теперь, он где-то в другом месте и в ином времени.
  9. Когда говорят "эй, где ты?", то это - обращение к человеку, Я которого фокусируется на объектах его внутренней реальности и какого-то его внутреннего времени, которое у каждого человека своё. Человек и его время - вещи переменные. Человек может застревать в прошлом и из своего прошлого воспринимать и, соответственно, оценивать себя и внешнюю среду в настоящем, может оказаться зафиксирован в будущем и из него смотреть на настоящее и т.п.
  10. Чувство времени связано со слуховыми анализаторами, так как именно с ними связаны отсчеты последовательностей. Человек слушает. Человек слушает то, что вне его, внешние звуки. Но человек точно также слушает свои ощущения, свои чувства и свои мысли. Ощущать, чувствовать, мыслить  и слушать ощущения, чувства, мысли - это совершенно разные вещи. Ощущать, чувствовать мыслить - это значит находиться внутри ощущений, чувств, мыслей. Слушать же ощущения, чувства и мысли - это, во- первых, значит быть вне них, то есть рассматривать их как объекты, но также и слушание не есть выявление какого-то содержания объекта, но рассмотрение последовательности меняющихся состояний, форм, модусов объекта и это и есть собственно отражение времени и, соответственно, истории объекта.
  11. Эту функцию сенсорных систем, ориентированных и на внешнее, и на внутреннее, нетрудно понять: ведь внешние данные отражаются в мозге в качестве образов и их параметров. Это можно представить себе в виде прямой, которая соединяет между собой (отражает одно в другое) объект как прообраз и образ как отражение прообраза. Т.о. осуществляется соединение внешнего раздражения с внутренним его представительством в мозге.
  12. За всей работой сенсорных систем стоит человек, и отношения между сенсорными системами и человеком характеризуются компонентами произвольности и непроизвольности. Непроизвольная работа сенсорных систем характеризуется их доступом к человеку и их влиянием на человека. В этом случае поведение человека оказывается реактивным, обусловленным эмоциональными значениями для человека данных сенсорных систем, и реакции человека оказываются обусловлены значениями данных. В этом случае человек представляет собой своего рода сенсорный автомат. Мера непроизвольности обусловлена мерой давления внешней среды на человека и способностью человека противостоять  давлению. Всюду, где человека теряет способность к сопротивлению, его реакции на раздражители характеризуются непроизвольным характером. Чем человек, а человек представлен его сознанием,  слабее, чем, следовательно, слабее его сознание, тем более лёгким оказывается  доступ к  материальным структурам сознания давления внешних раздражителей через посредство сенсорных систем, которые оказываются их проводником, и тем более человеком управляет внешнее ему поле его бытия.
  13. Произвольность человека заключается в его способности управлять своими сенсорными системами как средствами, орудиями жизненной борьбы. Его способностью как получать информацию извне, так и воспроизводить и перерабатывать информацию в себе.
  14. Мы имеем два противоположных состояния сенсорных систем. Либо вектор системы направлен во вне, либо во внутрь. И этим обусловливается то, что либо мы действуем реально во вне, либо мы действуем внутри себя идеальным образом.
  15. Т.о., человеком формируются две реальности - физическая, посюсторонняя реальность, реальность его непосредственного чувственного бытия,  и идеальная, потусторонняя реальность, обусловливающая его идеальное бытие.
  16. Т.о. мы получаем как бы две разные формы деятельности. Одна форма деятельности внешняя, во вне, другая форма деятельности внутренняя, и между этими двумя формами деятельности не существует никакой связи, если не осуществлена специальная работа по её формированию. Что имеет место тогда, когда  эти противоположности - чувственная и идеальная - не осознаны как полезные орудия их взаимного развития. Какую бы из сторон мы ни взяли в качестве доминирующей, другая сторона всегда является единственным средством её развития.
  17. И т.о. часто оказывается, что человек живет как бы в параллельных, не связанных друг с другом мирах. Одни мир внешний, чувственный, инстинктивно рефлекторный мир нашей действительной жизни, нашего действительного чувственно-материального бытия;  в подавляющей своей степени мир автоматический, в котором человек действует без осознания,- и другой мир идеальный. Человек обращается в себя либо для осуществления каких-то чувственных переживаний ради разрядки напряжений, сформированных его  отношениями с внешней средой. И эта разрядка, в частности, выливается в виде потока слов, изливаемыми человеком на окружающих, осуществляя т.о. разрядку напряжения своих чувств. Либо же он обращается в себя для переработки существующей информации и конструирования моделей реальности.
  18. Слово само по себе-  оно не имеет дела непосредственно с чувственными объектами. Оно  имеет дело с отражением  чувственных объектов в нас. И в качестве своих значений оно имеет коды отражения реальности в нас, а не саму по себе реальность вследствие того, что внешние раздражители вызывают напряжение в существующих кодах, представляющих наш прошлый опыт отношений с объектами внешней среды. И в этом смысле наши реакции есть реакции, обусловленные прошлым опытом, а не актуальным раздражителем здесь и теперь. Наши реакции - это реакции прошлого опыта, вызванные раздражениями в настоящем, когда эти раздражения нами идентифицированы с раздражениями прошлого опыта.
  19. В связи со сказанным следовало бы исследовать способы функционирования и применения человеком разных типов сенсорных систем. Например, если мы имеем дело со слуховым анализатором, то если мы имеем дело с внешними раздражителями и их выделением, то мы соответствующим образом фокусируемся на этих раздражителях. И в это время все остальные сенсорные системы затормаживаются. Если же полная фокусировка на раздражителе не выполняется, а выполняется ряд сенсорных деятельностей и действий, то один из вариантов такой, что человек воспринимает слова, (а для восприятия этих слов и их значений у него  уже существуют соответствующие автоматизмы, благодаря чему у него есть возможность "с лёта" определять их значения), то в это же  самое время у него могут иметь  место как внутренний диалог, так и на его основе  формироваться реакция на полученные раздражения.
  20. Слуховой анализатор характеризуется тем, что он образует единство со своей противоположностью - аппаратом для производства всевозможных звуков и, естественно, также и слов. Слуховой аппарат есть аппарат для восприятия слуховых раздражителей, другой же его стороной является аппарат для производства звуков. Т.о. мы имеем дело с двумя этими противоположными сторонами и отношением между ними, и их взаимодействием. И поэтому когда речь идет о внутреннем диалоге, то внутренний диалог самой по себе слуховой системой не может осуществляться. Он осуществляется при посредстве аппарата производства звуков. И внутренний диалог представляет собой в этом смысле промежуточную фазу между восприятием информации и реакцией на неё - звуковой или иной.
  21. Следует также  указать на связь слухового анализатора с кожей. Из нашего опыта известно , что звуки,    в том числе музыка, вызывают разные состояния кожи, психологически переживаемые от приятных до отвратительных, что физиологически проявляется как в раздражительности кожи, когда малейшее прикосновение к ней вызывает бурную реакцию, так и в чувствах теплоты, расслабленности и т.п.. В свою очередь, когда речь идет о кинестетическом анализаторе, то механика его функционирования основывается  на противоположности функционирования кожи и мышечной системы.
  22. Кожа является границей тела. Поэтому естественно, что любые прикосновения к коже, а также приближение к ней обусловливают, в зависимости от значимости раздражителей, ту или иную мышечную реакцию.
  23. В этом отношении одной из особенностей зрительного анализатора является предваряющее определение значения воздействия внешнего раздражителя на кожу. Зрительный анализатор в этом случае выполняет функции предварения воздействия, позволяющие либо избежать нежелательного, либо получить желательное воздействие. Причем, для того, чтобы эта функция предварения выполнялась, она должна быть создана, то есть уже должен существовать автоматизм.
  24. Здесь, в этой сфере мы имеем дело с источником фобий, когда внешний  раздражитель уже на расстоянии вызывает соответствующие фобические реакции, проявляющиеся в   мышечных  спазмах.
  25. Что касается анализаторов запаха и вкуса, то они также выполняют  двойную функцию. Во-первых, непосредственно физиологическую: анализатор вкуса позволяет определить вкусовые качестве предмета, то есть его способность выступать в роли пищи, а также собственно её опосредованные,  психологические свойства. В соответствии с получаемыми данными объект либо удаляется изо рта, либо уничтожается во рту. В этом состоит важнейшая отличительная функция вкусового анализатора - в том, что приемлемый для питания объект ею ассимилируется, превращается в часть организма,  То есть объект разрушается. А негодный объект выплевывается и тем самым сохраняется. Но враждебный объект, подобно полезному, также подвергается разрушение тем или иным способом. И эту же функцию вкусовой анализатор выполняется для внешних, далеких от непосредственно пищевого употребления, объектов. Любой объект рассматривается в качестве пищи - чтение ли, событие ли - человеком пробуется на вкус, и либо выбрасывается, человек говорит: "я в этом не участвую", либо же, напротив, он входит внутрь соответствующей системы отношений в расчете на потребление, на извлечение пользы для себя, ибо всякое действие, ведущее к пользе, есть форма питания; либо же объект вызывает с его стороны ярость и агрессию.
  26. Съедобный объект потребляется, несъедобный выплевывается. Здесь критерий энергетический. Принятие или не принятие объекта определяется тем, потребление его увеличивает энергетическое состояние или уменьшает или никак не влияет на энергетику субъекта. Если никак не влияет, то он просто не интересен, если же влияет, то его любят, если его можно потребить с пользой, - и рассматривают как врага, если его потребление ведет к уменьшению энергетики.
  27. На основе данных внешних объектов и их понятий  формируется отношение к объектам как к полезным или вредным, как дружественным или враждебным.
  28. Отношение между вкусовым анализатором и анализатором запаха состоит в том, что функции последнего являются предваряющими. Так, запах хлеба вызывает аппетит, у животных выделения вагины вызывает сексуальное возбуждение. Но и в общем отношение к объектам в зависимости от их запаха: с запахами связываются  функциональные значения  объекта для субъекта. При этом значение запаха двояко: с одной стороны, им определяется объект, с другой стороны, его функция. Это же самое происходит и на идеальном уровне. Нужно различать запахи, воспроизводимые нами в воображении, и внешнее приписывание запахов объектам, которые сами по себе соответствующими запахами не обладают, но  характеризуются значениями, которыми обладают объекты с соответствующим запахом.
  29. Сенсорные системы могут быть расположены в соответствии с их функцией предварения. Зрительный анализатор и анализатор запаха дают наиболее сильное предварение. Однако анализатор запаха вызывает непосредственную реакцию. Запах, конечно, является сигналом об объектах определенного рода, но его особенность в том, что этот момент объективации у него развит слабо; в основном запах воспринимается непосредственно как запах, и он вызывает соответствующую непосредственную инстинктивно-рефлекторную реакцию. В зрительном анализаторе основной является функция объективации. Значение же объекта осуществляется  переводом его в другие сенсорные системы.  Выражение: "Видишь кулак? Чувствуешь, чем  пахнет?" За запахом стоит действие. За зрительным анализатором стоит призрак объекта, если он не определен, и объект, если он определен.  Слуховой анализатор также является предваряющим, однако в этой его функции он характеризуется довольно большой неопределенностью. Звуковой анализатор определяется посредством зрительного. Вы услышали звук и обернулись: "что это?"  Слуховой анализатор определяется зрительным. Звук приписывается объекту. Слуховой анализатор - это также анализатор, с которым непосредственно связана реакция страха: чем ближе звук к телу, тем большую реакцию испуга он вызывает. Слуховой анализатор жестко связан с кожными анализаторами, так как контакт раздражителя с кожей есть уже воздействие непосредственно на тело, и общая защитная установка состоит в избегании возможности контакта носителя звука с телом. Кинестетический анализатор образован системой "кожа-мышцы".  Это - система, которой определяются основные свойства человека, так как ею обусловливаются в конечном счете возможности реагирования человека на внешние раздражители.
  30. Следует определять, на что человек замкнут внутри себя. Когда глаза идут как бы в раскоряк в разные стороны по горизонтали, то это означает, что человек имеет внутренний диалог с собой. Ведь что такое внутренний диалог с собой - это значит, что человек произносит (конструирует) слова, и во вторых, что он слушает слова. Это значит, что у него взаимодействуют полушария, и у него активны как зоны конструирования звуков, так и их восприятия. Звук должен быт произведен, хотя бы даже и про себя, для того, чтобы он мог быть воспринят. Помимо конструирования звуков (конструирования внутренней мелодии) и помимо конструирования речи - помимо этих двух состояний существуют соответствующие им два непроизвольные состояния, когда человек настраивается на их восприятие и когда звуки и речь возникают в нем как его непроизвольная реальность. Настройка на восприятие непроизвольного создает в человеке его чувственную реальность. Формированием произвольного человек создает свою рассудочную реальность. Это разделение на два противоположных потока, если следовать терминологии Берна, соответствует родителю и ребенку: ребенок связан с непроизвольным каналом, родитель - с произвольным. В соответствии с этим мы имеем дело с непроизвольными чувствами и речью и произвольными и соотношением, борьбой и разрешением противоречий между ними. Непроизвольный уровень представляет собой систему внутренних напряжений, сформированных отношениями с внешней средой, разрешается  их разрядкой, которая представляет собой работу по  формированию непроизвольных моделей, отражающих внешнюю среду. Всё это принадлежит чувственному, бессознательному уровню, в том числе и бессознательной речи. Всё это представляет собой непосредственную чувственную бессознательную реальность человека. Уровень же сознательного, произвольного  конструирования  связан с решением насущных проблем, связанных с отношениями человека с внешней средой. Т.о., бессознательным уровнем представлена реальность человека как субъекта. Сознательный, рассудочный уровень представляет человека как внешний объект среди подобных ему внешних объектов. Другими словами, бессознательный уровень есть то, что есть человек в себе. Объективный уровень есть то, что есть человек в качестве объективного существа, в качестве объекта. У Гегеля противоположности всюду во что-то разрешаются: бытие и ничто разрешается в становление и т.п. Другими словами, отношение между противоположностями есть взаимодействие, разрешающееся в новых формируемых ими противоположностях. Бытие и ничто как постоянные категории существования субъекта, бытие как внешняя не осознаваемая субъектом реальность и ничто как отсутствие содержания в человеке превращаются в становление как процесс отражения человеком его бытия. Бытие и ничто превращаются в процесс становления Столкновение субъективной, внутренней реальности человека, являющейся результатом его взаимодействия с внешней средой, порождает всё новые содержания субъективного. Но для того, чтобы это порождение субъективного превратилось в развитие, необходимо превращение субъективного в объективное, отражение субъективного содержания  во внешней объективной реальности субъекта, то есть в его ответе окружающей его среде, в его формировании себя как объекта, противостоящего внешней среде. И т.о. становление реализует себя в наличном бытии субъекта. При этом следует иметь ввиду, что эта четверка объектов - бытие, ничто, становление и наличное бытие - это не такое положение вещей, что со становлением исчезают бытие и ничто. Бытие и ничто никуда не деваются и не могут деться. Ничто - это не отраженное отношение субъекта к его среде, неважно, внешней или внутренней. Бытие - это реальное бытие субъекта во внешнем ему "ничто", поскольку внешность не отражена им. Ничто в субъекте, поскольку оно есть отсутствие отражения субъектом объекта, тем самым превращает внешний объект в ничто, то есть в то, что лишено определенности. И в этом смысле ничто и бытие суть одно и то же, так как оба представляют собой чистый лист бумаги в отношении своего содержания, ибо бытие субъекта в этом случае ест в себе бытие, а не положенное бытие как бытие, которое субъект рассматривает как своё бытие. Но между бытием субъекта и окружающим его ничто существует напряжение, которое и порождает становление содержания, которое в конечном счете реализуется  в наличном бытии как определенном бытии субъекта. И этого рода отношение между субъектом и объектом для громадного большинства людей и завершает их развитие.
       В отношении между отражением субъектом объекта как непосредственно - чувственном, рассудочно не осознаваемом факте, и обратном отражении субъектом содержания объекта на объект существует правило, о котором уже говорилось раньше: способы действия объекта на субъект однажды возвращаются точно таким же ответным действием субъекта на объект. Субъект как бы учится у объекта, подражает ему. Однако это не обезьянничество. Процессы здесь гораздо более глубокие. Отражение оказывается тем механизмом, которым обеспечивается отношение тождества субъекта и объекта. В отличие от обезьянничества объект должен сначала отразиться в состояниях субъекта, а затем, когда это отражение произошло, субъектом осуществляется отрицание воздействий на него как определенных действий, вследствие чего пассив отражения переходит в актив, отношения переворачиваются. Вся суть связана с отрицанием. В физике существует закон: всякому действию соответствует равное ему по величине и противоположно направленное противодействия. У субъекта мы имеем дело с механизмом противодействия. Противодействие предполагает отражение, строится на основе отражения и реализуется как обратная операция пассивно воспринятому отражению. Этот процесс, являясь непроизвольным мышлением, может становиться объектом произвольного мышления.
  31. При взаимодействии с человеком нужно определять, что он делает в это время в себе: воспринимает ли он картины, или запахи, или звуки, или он реконструирует картины, звуки, запахи, или он их конструирует. Ведет ли он внутренний диалог или целиком погружен в собственно сенсорную деятельность, или насколько он находится в одном и другом состояниях и как они взаимоотносятся друг с другом.
  32. Технологический аспект. Когда имеешь дело с мозгом и вообще с человеческим телом, то те напряжения, который ты ощущаешь в тех или иных частях, совсем не обязательно принадлежат им. Как правило, мы имеем дело всего лишь с отражением в них работы других частей. У нас может субъективно не болеть сердце, а ныть левая рука. Но на самом деле перебои в работе сердца отдают в руку. Точно также аппендицит может отдавать в другие области тела, и не раз следствием этого обстоятельства был неправильно поставленный диагноз. Это понятие отдачи должно иметь свой образец, который всегда у вас под рукой. Для меня в качестве такого образца, постоянно напоминающего  идею отдачи, является автомобиль, в котором кажется, что стучит в одном месте, а это оказывается отдачей неисправности совсем в другом. Вместе с тем, однако, существуют совершенно отчётливые картины  работы мозга, когда какой-то образ, возникающий в мозгу, сопровождается соответствующими ощущениями в этой зоне. Мозг в той мере, в какой им произвольно пользуются, есть машина, инструмент. Когда мы хотим воспроизвести картину, или звук, или какое-то ощущение,  то довольно сложно выделить какую-то определенную его область вследствие активности мозга в целом, поскольку любая форма деятельности требует его системной работы. И сложность здесь также заключена еще и в правиле, высказанном ранее и связанном с распределением внимания на результат и работу. Вы фиксируетесь на работе - и уже не можете фиксироваться на результате, фиксируетесь на результате - и ваша работа затормаживается. Здесь важно расстояние между работой и результатом. Непосредственно всякая деятельность перетекает в свой результат и результат непосредственно перетекает в деятельность, становясь её раздражителем. Вот эта действующая бесконечно малая между работой и её результатом. Здесь имеет место как бы одни процесса и одна форма деятельности. Но как только мы переходим к целесообразной деятельности, то нам необходимо сравнивать полученный результат с тем, что мы должны получить. А это уже деятельность совсем иного рода, которая лишена непрерывности. Мы напильником обтачиваем какую-то деталь, прерываемся и сравниваем с образцом и определяем существующие рассогласования  детали сравнительно с образцом и снова возвращаемся к работе. Т.о. мы колеблемся между двумя противоположными формами деятельности. То же самое мы имеем и в диалогах. Мы что-то говорим человеку в расчете на определенную реакцию с его стороны. Он нам отвечает. Мы сравниваем его реакцию с той, которую хотим от него получить, и корректируем наши высказывания соответствующим образом.  Отношение между противоположностями есть отношение между сознательным и бессознательным. Одна сторона непременно вытесняется в бессознательное. Находясь в одном, вы уже не можете находиться в другом. Единственно возможная ситуация, при которой возможна фиксация соотношения противоположностей, это взгляд со стороны. Но для этого необходимо, чтобы и деятельность и её результаты реализовывались на бессознательном уровне, но для этого нужны раздражители, которыми запускалась бы и поддерживалась работа бессознательного. Так, если вы общаетесь с другим человеком, то здесь возможно два отношения: одно отношение, когда вы входите во внутрь общения с ним, и другое отношение, когда вы выступаете в качестве наблюдателя, реагируете же на его воздействия на уровне бессознательного. Но само по себе это отношение, когда вы наблюдаете за собой и своими реакциями на воздействия, реализовать легко возбуждающемуся человеку довольно сложно.
  33. Взаимодействие полушарий. Когда тебе что-то говорят, и ты это воспринимаешь, ты ведь воспринимаешь слова, и, следовательно, эти слова перекодируются в образы, чувства и т.п., то есть перекодируются в соответствующих зонах мозга. Вообще же управляющее полушарие, являющееся размышляющим, оно безобразно точно также, как образное полушарие бессловесно. Сказано слово - и нужен его образ, и происходит обращение к противоположному полушарию, осуществляется доступ к его данным, в том числе и к образам самих слов. Когда мыслящему полушарию нужен образ слова, которое оно знает, что знает, то другое полушарие может ему не выдать его "из вредности или ехидства", и, как это ни покажется странным, но окрик со стороны управляющего полушария благодаря тому, что в результате окрика  включается чувственный уровень противоположного полушария, позволяет получить доступ к нужному образу слова. Иначе говоря, чувствующее полушарие может "повернуться к вам спиной", и тогда вы чувствуете, что у вас есть мысли, но вы не в состоянии их выразить. Образы слов, как и любые образы, хранятся в правом полушарии правшей. Левое мыслящее полушарие может выражать своё бессознательное, а бессознательное есть всё, что не объективировано, не выражено, не представлено в представляющих их объектах. Сознание реализует себя  только через объекты, представляющие соответствующее содержание, то есть только опосредованно. В противном случае оно немо, в противном случае оно - "собака, которая всё понимает, но высказать не может" В этом смысле левое полушарие есть полушарие смыслов. Но и обратно: образ требует своего знака, посредством которого организуется доступ к образу, знак же образа есть его адрес в системе слов. Порядок же в образы вносится мыслящим полушарием. И т.о. правое полушарие должно обращаться к левому всюду, где для него требуется упорядочивание информации, которой оно обладает. Ведь инстинктивно-рефлекторные, то есть бессознательные процессы могут осуществляться лишь в той мере, в какой соответствующая им информация упорядочена. И поэтому обращение правого полушария к левому необходимо для осуществления структуризации воспринимаемой информации.
  34. Слова и их образы, характеризующиеся субъективным значением (то есть вызывающие модальные состояния долженствования, запрета, возможности и вызывающие чувства боли, обиды, гордости, надежды  и т.д.) отражаются в кинестетике как механизме моделирования реальности, в какие-то измененные состояния тела. Когда человек о чем-то говорит, то можно наблюдать, что он посредством тела, напряжения мышц тела в какой-то мере непроизвольно и в какой - то мере произвольно изображает то, о чем  он говорит. Т.о. слова, мысли, то, о чем говорит человек, непосредственно и динамически реализуются (представляются) напряжениями соответствующих систем мышц. Это явно проявляется тогда, когда человек с ведущей кинестетической системой для того, чтобы высказать мысль, раньше изображает то, что он высказывает, посредством соответствующих образов, представляемых в движениях тела, в особенности рук. Здесь мы видим все рефлекторные движения, которые характеризуют субъективно и объективно значимые сообщения человека. Делает он это не только и не столько для того, чтобы донести содержание информации для респондента, но прежде всего для объективации высказываемого им для себя, так как эта объективация, в свою очередь, становится раздражителем для воспроизводства последующих частей информации.
  35. Сами по себе слова - это всего лишь средства, знаки. Но слова выступают не только в качестве знаков, которые должны быть перекодированы в значение, но и в качестве действительных непосредственных раздражителей. Слово выступает в качестве знака тогда, когда оно переводится. Но когда оно не переводится, оно уже непосредственно воздействует на человека, на его чувственную сферу.
  36. Движущей силой человека является эгоизм, личный интерес. Количественная мера эгоизма определяет то, насколько последовательно человек осуществляет свой личный интерес как способ движения и прихода человека к самому себе. Эгоизм как снятая сторона противоположности является средством достижения человеком самореализации в широком смысле в форме его каких угодно интересов - научных, производственных и др.; здесь не имеется ввиду чисто материальный интерес. Там, где эгоизм из снятого превращается в положенный, там человек превращается в персонификацию эгоизма в собственном смысле.

       09.11.09 г.