Валерий Штыров 1 Поездка к врачу. 2 Схема дона Гуана 3 Проблема стереотипов 4 Технологии НЛП  5.1 Энергетический обмен 5.2.Энергетический обмен 2   5.3 Энергетический обмен 3  5.4 Информационно - энергетический обмен 4  6.1 Смещение  6.2 Конь Эриксона  6.3 Тост 6.4. Муж, жена и Эриксон 6.5 Мужчина, который хотел бросить курить 7.1 Иррадиация и концентрация раздражений

Дерево сайта
Главная страница FrameSh

00

01

Блог

02

 

03

Темы:

стр

Психоэнергетика

01

Миниатюры

02

Заметки дурака

03

Семинары доктора Марцинкевича

04

Приёмы мышления Аристотеля

05

Логика и реальность

06

Психология жизни

07

НЛП
заметки на полях страниц

08

-

09

Типов теории

10

Варлам Шаламов

11

Письма

12

Психи

13

Странные рассказы

14

Странные рассказы

15

 Гостевая книга

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта http://shtirov.narod.ru

 

 л65 Стратегии психотерапии Эриксона

Муж, жена и Эриксон

"Однажды ко мне пришел мужчина со своей женой. Они были женаты семь лет и хотели, чтобы я уладил их ссору. Муж хотел поехать во время отпуска в Калифорнию и Вайоминг. Жена хотела поехать в Северную Дакоту. Она раздраженно сказала: «Уже СЕМЬ ЛЕТ я езжу в Калифорнию и Вайоминг... все те же старые места, каждый раз одно и тоже. В этом году я хочу провести свой отпуск ИНАЧЕ». Он ответил: «Калифорния и Вайоминг хороши для меня, значит, и для тебя тоже». Я сказал: «Ну, если ваша жена считает, что ее устраивает Северная Дакота, позвольте ей самой обнаружить, что, возможно, это НЕ ТАК». И он любезно согласился поехать в отпуск один, а она пусть поедет в Северную Дакоту. И вот однажды в два часа ночи мне звонит муж из Вайоминга и говорит: «Вы что, послали меня в отпуск одного, чтобы моя жена подала на развод?!» Я отвечаю: «Мы обсуждали только отпуск». Он сказал «Ох» и повесил трубку; я тоже повесил трубку. На следующую ночь, в час, мне звонит жена из Северной Дакоты и говорит: «Вы что, отправили меня в Северную Дакоту, чтобы я подумала о разводе со своим мужем?!» — «Нет, — говорю, — мы говорили лишь о том, что вы, возможно, захотите ПОЕХАТЬ в Северную Дакоту». Когда они вернулись, они подали на развод. Почему я должен участвовать в этой язвительной перебранке по поводу того, разводиться им или нет? Кто прав — он? Или она? Они пришли к этому решению независимо. Они наказывали за это меня, звоня мне посреди ночи. Само собой, я не обсуждал с ними вопрос о разводе, — зачем, спрашивается, мне это делать? Жена ездила с мужем в одни и те же места в течение семи лет и каждый раз испытывала к ним отвращение. Какой же это отдых? Она испытывала отвращение к каждой проведенной там минуте. Ее брак нельзя назвать удачным. А он, несомненно, пытается НАКАЗАТЬ ее, чтобы она захотела избавиться от него. Но я-то им этого говорить не собирался. Я просто предложил им провести отпуск порознь. Остальную часть терапии они проделали сами. "

 

    В настоящем случае мы видим, что у Эриксона было понимание существующих отношений между супругами и его собственное отношение к модели их отношений как отрицательной. И Эриксон выбрал способ, который соответствовал его собственному представлению о гармонических отношениях между супругами.

   Ночные звонки супругов ясно показывают, что они не за тем пришли к Эриксону, чтобы разводиться

   .Люди поворачиваются друг к другу одной либо другой стороной. Стороной положительной, которая привязывает их друг к другу, либо стороной отрицательной, которая отталкивает из друг от друга. Пока муж и жена жили вместе, доминировали отношения центростремительные. И речь шла у них также о разрешении противоречий, возникающих между ними и всплывающих на уровень сознания. И с этим они и обратились к Эриксону. Отрицательность у них была вытеснена в бессознательное. Текущие же ситуации поднимали время от времени отрицательность на уровень сознания, и они эту отрицательность так или иначе разрешали. И поскольку отрицательность так или иначе разрешалась, в их отношениях доминировали центростремительные силы.

   Сам по себе вопрос о том, куда ехать отдыхать, мог оказаться тем центром, вокруг которого собралась накопившаяся в отношениях супругов отрицательность, и эта отрицательность, как можно видеть, связана с директивностью мужа. Всякая директивность вообще воспринимается другой стороной как отрицательность. Но директивность на деле также оказывается и единственно тем, чем обеспечивается связь между людьми.

   Центростремительные силы представляют собой отношения между противоположностями, которые, с одной стороны, воспринимаются как положительные силы, с другой – как отрицательные и представляют собой форму единства этих противоположностей. То есть это могут быть силы как взаимоподавления, так и силы созидательные, усиления друг друга.
    Как только субъекты поворачиваются друг к другу одинаковыми сторонами, то есть как только они поворачиваются отрицательными или положительными сторонами относительно друг друга, так возникают центробежные силы.
   Когда люди повернуты друг к другу противоположными сторонами, то одна из них доминирует. Если при этом доминирующую сторону назвать положительной, то она выполняет функции удерживания другой стороны на своей орбите. При этом противоположная сторона со своей отрицательностью оказывает сопротивление и испытывает страдание. Она испытывает страдание просто в силу доминирования над ней другой стороны.
   Однако для того, чтобы противоположные стороны взаимно удерживали друг друга, не доминирующая сторона должна не только обладать положительными качествами, вызывающими отношение притяжения другой стороны, но также этим качеством должна обладать и противоположная сторона для стороны снятой, и именно этим обстоятельством снятая сторона удерживается на орбите доминирующей стороны несмотря на испытываемые страдания, которые, в свою очередь, вызывают соответствующие страдания другой стороны. Т.о., речь идет о притяжении несмотря на отрицание.
   Противоречия негативной стороны так или иначе должны разрешаться доминирующей стороной для того, чтобы удерживать отношения взаимопритяжения между людьми. Т.о., отрицательность всегда существует. У сторон существовать аргументы для того, чтобы связь удерживалась.
    Должна существовать соответствующая мысль.
    В той мере, в какой проблемы разрешаются, сохраняется доминирование положительной стороны.

   Центробежные силы – это общее отношение друг к другу. Когда жена говорит, что она хочет провести отпуск иначе, это проявление её центробежных сил. Когда муж говорит, что что хорошо для него, то хорошо и для неё - это снятое проявление также и им центробежных сил. Он не соглашается разрешать противоречие и требует, чтобы жена довольствовалась теми отношениями, которые у них есть.  И когда оба соглашаются на предложение Эриксона, то это не что иное, как бессознательное накопившееся противоречие, ненависть друг к другу. Но именно директивность мужа и удерживала их рядом друг с другом. Они одни – и это как раз устраняет отношение директивности мужа. Эта сила устранена – и, т.ск., магнитные стрелки, которые были положительно, то есть на уровне сознания, а не реальности направлены друг к другу моментально обернулись своими противоположными отрицательными сторонами.
   Структура здесь такая, что то, что есть в сознании, и то, что есть в реальности, это разные вещи. в реальности притягиваться могут только противоположности. Сознание само по себе есть сторона, которой отношения фиксируются как отрицательные либо положительные. Когда муж с женой обратились к Эриксону, оба они исходили из фиксации на положительной стороне связи. Они отправились в отпуск - и началась работа сознания в первую очередь со стороны жены как испытвающей давление со стороны мужа. В результате этого изменилась фиксация её сознания с положительной на отрицательную.
    Директивность жены, которая вытеснялась директивностью мужа, стала свободной, и на поверхность её сознания вышло ощущение ненависти к мужу, которая теперь ничем не сдерживалась, стала свободной. Исчезла сила, вытесняющая её из сознания, когда человек говорит «люблю», и это «люблю» вытесняет противоположную сторону – ненависть. Но подобного же рода раздражение должен был испытывать и её муж, поскольку не была удовлетворена его директивность.  Т.о. на уровне инстинктивной реальности также и он обернулся к ней ненавистной стороной. И оба эти отношения фиксировались их сознаниями как отрицательные.
  Еще раз обратим внимание на то, что всё, что относится к сознанию, характеризуется противоположной логикой сравнительно с инстинктивно-рефлекторной реальностью человека. Сознание имеет дело со словами. Для него положительное - это положительное, отрицательное - это отрицательное. Сознание - это не реальность. Это - отношение к существующей реальности. Реальность в содержательном (природном) отношении может быть тысячу раз отрицательной, в то время, как сознание может рассматривать её как положительную.

  Это привело к разводу. Однако обе стороны пришли к Эриксону не ради развода, а ради устранения противоречия, которое существовало между мужем и женой, но на котором держался их брак. Т.о. в результате этого возникло ощущение потери у обеих сторон. И поэтому со своеобразной благодарностью среди ночи к Эриксону обратилась и одна, и другая сторона.

   Подобного рода отрицательный  статус-кво между мужем и женой может сохраняться сколь угодно долго. То, что произошло, оказалось для обоих сторон отрицательным. Отрицая, женщина в душе осталась с мужем, и в её душе возникли сожаления, как и у её мужа. Она его критиковала, но, не принимая,  принимала. Однако бессознательные рефлекторные механизмы были запущены, и они сделали своё дело.

   Этим летом в Веселом, это на границе с Абхазией, только что я спрятал свою машину в тень фуры Ивана, как подлетели две машины с московскими номерами, одна из с кузовом типа рафика, и заняли место, на котором я перед этим стоял.
    Москвичи - народ своеобразный. Москву всегда считали большой деревней, и именно потому, что мышление москвичей деревенское. То же обстоятельство, что Москва - столица, создало у них самомнение, что это их деревенское мышление и есть высший уровень. И поэтому всё, что они ни говорят и ни делают, связано у них с чувствами собственной значимости и самоуважения. Из "рафика" показались мужчины, на лицах которых сияло самомнение. Тут же они начали разбивать палатки, а на насыпи установили что-то в роде палаточного домика. Выделялся один мужчина, из которого так и выпирали гордость и самодовольство собой.
    Тут же женщины были посланы в магазин для того, чтобы приготовить "завтрак для мужчин". Очевидно, что это были чуть чуть разбогатевшие маленькие новые русские. Сразу же обратило на себя внимание сопротивление его жены. С явным сопротивлением, скрепя сердце, она с другой женщиной поехала в магазин, по возвращении залезла в "рафик" и сидела там и страдала, пока другая женщина "готовила для мужчин". Она страдала, потому, что всё было не то, и то, что было, это было стыдно. Из Москвы через пол-страны ехать в Веселый, чтобы здесь остановиться на палящем солнце рядом с морем, в каких-то палатках. Это было явно недостойно её дворянской крови. И она страдала. Те два дня, что я еще оставался  в Веселом, она в основном угрюмо сидела в машине. То, что для её мужа было верхом гордости, для неё было верхом стыда. У них мальчик лет 12 и девочка лет 10. И я думаю, что она т.о. страдает всё то время, что живет с мужем. И при этом само её страдание доставляет ей удовольствие, ибо им она показывает мужу его ничтожество. Муж же, выбившийся из грязи в маленькие князьки,  в свою очередь, гордится, что у него жена с дворянскими замашками. Он чувствует себя ниже её, и то, что она живет с ним, наполняет его гордостью и самодовольством. Женщина же живет с ним потому, что она ничего не умеет, она умеет быть только "дворянкой". Так что, несмотря на все её страдания, они никуда от мужа не уйдет. Оба они взаимно удовлетворяют друг друга: он удовлетворяет её материально, потому что труда она боится всего больше. Она же удовлетворяет его морально, заставляя его добиваться в жизни всё больших материальных благ.

   12.12.09 г.

Литература
1. Гордон, Мейерс-Андерсон. Феникс. Терапевтические шаблоны Эриксона